⇽ Назад к списку книг

Коми-пермяки Перми: история и культура

Коми-пермяки – коренное население Верхнего Прикамья, народ финно- угорской группы Уральской языковой семьи. До 1920-х годов представители этого народа называли себя пермяками, пермичами, пермянами.

Современный этноним «коми-пермяки» состоит из двух частей, которые имеют разное происхождение. Этноним «коми» считается самоназванием народа. Существует несколько вариантов объяснения его происхождения. По одной из версий, он появился от названия реки Камы, так, коми-морт может означать «живущий на реке Каме». По второй версии, в древнем прапермском языке существовало слово komä (ком), которое означало «мужчина, человек», от него затем появился этноним «коми». Этимология слова «пермь» тоже имеет несколько версий. В середине XX века исследователи-лингвисты, используя новейшие данные археологии и языкознания, дали наиболее правдоподобное толкование слова «пермь». Согласно данной версии западные соседи народов коми (предки вепсов, известные под названием весь) называли более восточные от них территории перама, то есть «задняя земля», или «окраина». Затем это название заимствовали русские новгородцы, передвигавшиеся с запада на восток, и стали употреблять его по отношению к части современной территории Республики Коми и Верхнего Прикамья. Название территории постепенно стало использоваться и для обозначения её жителей, то есть – пермяков.

Исследователи на основе территориальных особенностей языка и культуры подразделяют коми-пермяков на несколько этнографических групп: северную (камско-косинскую), расселённую на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского районов; южную (иньвенскую) – на территории Юсьвинского и Кудымкарского районов Пермского края; зюздинскую (верхнекамскую) – на территории Афанасьевского района Кировской области; язьвинскую – в Красновишерском районе Пермского края.

Последнюю некоторые исследователи определяют как самостоятельную этническую общность. Ранее учёные выделяли обособленную оханскую этнографическую группу коми-пермяков. Сведения о коми-пермяцком населении в верхнем течении реки Обвы фиксировались в статистических документах до начала XX века, в последующем представители данной группы были постепенно ассимилированы. В настоящее время лишь старшие жители данных мест ещё помнят о некоторых коми-пермяцких деревнях. Согласно лингвистическим изысканиям, древние предки финно-угорских и самодийских народов составляли некогда единую этнолингвистическую общность – прауральскую. Об этом свидетельствуют сходные черты в их языках. По мнению ряда учёных, возможной прародиной уральцев была территория между Уралом и средней Волгой. Постепенно древние лингвистические общности распадались на новые языковые группы. Таким образом, во II–I тыс. до н. э. из прафинно-пермской общности выделилась прапермская. В результате миграций населения, языкового влияния в бассейне Нижнего Прикамья булгарских племён примерно в VIII–IX веках произошёл распад пермского праязыка на древнеудмуртский и древний общекоми языки. Период существования общекоми языка продолжался всего одно-два столетия, постепенно происходило территориальное размежевание на северную и южную части общекоми народа, ослабление и утрата связей между ними. Окончательное сложение коми-пермяцкого и коми-зырянского диалектов относится к XIV–XV векам. В XVI–XVII веках обособляется коми-язьвинская диалектная область.

Материалы археологических исследований территории Верхнего Прикамья учёными интерпретируются неоднозначно относительно их принадлежности к той или иной древней языковой общности. По одной из версий, археологические памятники ананьинской, гляденовской и ломоватовской культур (от I тыс. до н. э. до конца I тыс. н. э.) принадлежали предкам пермских народов. Но ряд исследователей придерживается иного мнения и считает, что в этот период на территории Пермского Прикамья преобладали угорские племена, а финноязычные предки коми-пермяков пришли на территорию Пермского Прикамья с северо-западных земель в начале II тыс. н. э. и оттеснили древнее население этих мест на восток. К прямым предкам коми-пермяков исследователи разных археологических направлений однозначно относят племена родановской археологической культуры, начало которой датируют IX или XII веком, а конец – XV веком н. э.

В устных народных преданиях коми-пермяков места древних городищ и погребений обычно обозначаются как «чудские». При этом чудь в одних случаях идентифицируется с предками коми-пермяков, в других называется чужим народом, который проживал на территории Прикамья до прихода сюда коми-пермяков. Кроме этого, чудью в преданиях могут обозначаться язычники, старообрядцы, разбойники, мифологический народ маленького роста (лилипуты), воинственные соседи коми-пермяков. Исследователи считают, что занесённые русскими предания о чуди слились у коми-пермяков с местной исторической прозой. В любом случае в народных текстах, в частности, в преданиях о Пере-богатыре и Кудым-Оше, отразились реальные факты древней истории коми-пермяцкого народа.

На ранних этапах формирования коми-пермяцкого народа в нём, по мнению исследователей, приняли участие разные этнические компоненты: предки удмуртов, коми-зырян, угров и других. Происходили процессы ассимиляции «чужих» элементов и консолидации единой общности. С первых веков II тыс. н. э. начинается взаимодействие коренного населения с русскими, постепенно связи укрепляются, и на территории Прикамья появляются западные переселенцы. В 1472 году территория Перми Великой входит в состав Русского государства.

Присоединение земель, на которых проживали коми-пермяки, к государственному образованию существенно повлияло на дальнейшее развитие народа. Конечно, коми-пермяки стали нести государственныеt повинности, но они приобрели и положительный опыт, в частности в ведении земледелия. Коми-пермяки восприняли много элементов русской культуры, при этом адаптируя многие из них к своему быту и обычаям. В 1558 году огромные угодья прикамских земель в вотчинное владение получили Строгановы, в том числе в их имении оказались земли южных районов Коми-Пермяцкого округа. Таким образом, часть коми-пермяцкого населения в XVI веке попала в крепостную зависимость. Различия в правовом статусе между южными (крепостными) и северными (государственными) коми-пермяками отразились в развитии хозяйственных занятий и народных обычаев двух групп народа. На южных землях более развитыми стали отрасли сельского хозяйства, тогда как на северных большое значение продолжали иметь охотничьи и рыболовные промыслы. На территории Кудымкарского и Юсьвинского районом (в прошлом они относились к Соликамскому уезду) в XVIII–XIX веках Строгановыми были основаны первые местные заводы.

Близость отдельных коми-пермяцких поселений к промышленным центрам обусловила постепенное изменение быта их жителей (одежды, интерьера усадеб) в сторону заводской и городской культуры. Северные коми-пермяки хотя и оставались государственными крестьянами, но часть их была приписана к заводам. Мужчинам приходилось оставлять родной дом на длительное время, урон от этого несло, прежде всего, местное земледелие.nИнтенсивное заселение Пермского Прикамья русскими обусловило миграцию небольшой группы комиязычного населения на восток, в бассейн реки Язьвы. По названию реки данную группу называют язьвинскими пермяками. Они имеют специфические черты в языке и культуре, которые сложились вследствие их изолированного проживания от остальных коми народов, в окружении русских, и восприятия частью населения в конце XVIII века старообрядчества. Ещё одна группа верхнекамских, или зюздинских, коми-пермяков тоже отделена от основной этнической территории народа русскими поселениями. Исследования языка и культуры верхнекамских коми-пермяков отмечают наличие у них общих черт и с коми-пермяками, и с коми-зырянами.

В течение XIX века наблюдался рост численности коми-пермяков. По результатам Первой Всероссийской переписи населения в Пермской губернии насчитывалось 123 373 «пермяка», что составляло почти 4 процента от общего числа населения. До начала XX века среди всех групп коми-пермяцкого населения сохранялся традиционный образ жизни: обычаи наследовались от поколения к поколению, основу хозяйства составляли земледелие и животноводство, торговые отношения были слабо развиты, так как продукты хозяйственной деятельности в основном потреблялись в семьях. Можно говорить о том, что на рубеже XIX–XX веков коми-пермяки обладали чётким этническим самосознанием, имели представление о расселении своего народа, но вместе с тем разные группы коми-пермяков оставались разобщёнными.

Важным этапом этнического развития и консолидации народа стало создание в 1925 году в составе Уральской области Коми-Пермяцкого национального округа. Данное административное подразделение объединило северную и южную группы народа. В это время большое внимание уделялось экономическому и культурному развитию территории. С 1977 года Коми-Пермяцкий национальный округ стал Коми- Пермяцким автономным округом Пермской области, по Конституции РФ 1993 года – самостоятельным субъектом РФ. В 2005 году в результате референдума Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область были объединены в Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкий округ является административно- территориальной единицей с особым статусом. Административной столицей Коми-Пермяцкого округа с 1925 года является город Кудымкар. Он стал центром развития национальной культуры коми- пермяков, так как здесь сосредоточены основные культурно-просветительские и образовательные учреждения. Каждый район Коми-Пермяцкого округа сохраняет и развивает свои местные национальные традиции: фольклорное творчество, национальную кухню, праздничные обряды, декоративно-прикладное искусство.

Численность коми-пермяков в 2010 году составила 94 456 человек, из них 81 084 представителя народа проживало на территории Пермского края. Основная часть коми-пермяков сосредоточена в северо-западной части Пермского края, на территории пяти муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа: Гайнского, Косинского, Кочёвского, Кудымкарского и Юсьвинского. Среди всех остальных российских финно-угорских территорий (округов и республик) Коми-Пермяцкий округ находится на первом месте по численности титульного народа в соотношении с представителями других этносов: в 2002 году коми-пермяки составляли 60 процентов населения округа. Кроме Пермского края представители народа проживают во многих регионах России.

Среди постоянных жителей губернского города коми-пермяки отмечены достаточно поздно. И это несмотря на то, что коми-пермяки являются автохтонным для Пермского Прикамья народом и в этнической структуре Пермской губернии по численности занимали второе место после русских. Только в конце ХIХ века несколько коми-пермяков проживали в городе Перми.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи отметила в Перми проживание лишь нескольких представителей коми-пермяцкого народа – 4 человека, среди которых 2 мужчины и 2 женщины. Все они были православного вероисповедания и относились по сословной принадлежности к крестьянам. Это были молодые жители города, один мужчина и две женщины относились к возрастной категории 20-29 лет, двое коми-пермяков были грамотны, среди них мужчина (10–19 лет) и одна из женщин.

Материалы переписи отметили и занятость коми-пермяков города, среди них во врачебной и санитарной деятельности был занят один человек, в сфере «деятельность и служба частная, прислуга, подёнщики» – также один человек. Женщины отнесены по занятости к категории «средства от казны, общественных учреждений и частных лиц». Один из жителей города Перми начала ХХ века – Иван Яковлевич Кривощёков (1854–1916), географ, картограф, исследователь Прикамья. И. Я. Кривощёков родился в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии в 1854 году, происходил из семьи крепостных, в течение 25 лет занимал должность лесничего в пермском имении Строгановых. И. Я. Кривощёков составил географические карты Пермской губернии (1887) и некоторых её уездов. Он является также автором географических словарей отдельных уездов Пермской губернии. В 1909–1916 годах жил в Перми, был библиотекарем в Пермском научно-промышленном музее и Пермской учёной архивной комиссии. Похоронен в городе Перми на Егошихинском кладбище. В 1972 году на здании, построенном на месте дома И. Я. Кривощёкова в Перми, установлена мемориальная доска.

В Перми некоторое время проживал художник, деятель культуры, педагог Пётр Иванович Субботин-Пермяк (1886–1923). Родился он в селе Кудымкар в семье мельника. После окончания в 1898 году Кудымкарской начальной школы П. И. Субботин поступает в Пермское реальное училище, которое оканчивает в 1907 году. С 1907 по 1914 год Пётр Иванович обучается в Строгановском художественно-промышленном училище (г. Москва), в котором продолжает работать преподавателем до 1919 года. В 1919 году отдел изобразительных искусств Наркомпроса отправляет П.И.Субботина в Прикамье для организации в губернии художественно-промышленных мастерских. Художественные мастерские были открыты в Кудымкаре, Кунгуре и Перми. В Перми Пермские высшие художественно-промышленные мастерские были созданы в 1919 году на базе художественной школы, студии, школы народного искусства и ремесленных классов. В разные годы при мастерских работали отделения: декоративно- живописное, живописное, графическое, керамическое, лепное, столярно-резное и другие. П. И. Субботин- Пермяк был не только организатором мастерских, но также их заведующим и преподавателем. В 1921 году Пермские высшие художественно-промышленные мастерские преобразованы в Художественный техникум. А в 1925 году – в Художественно-педагогический техникум, работавший до 1941 года и являвшийся главной базой художественного образования в регионе. В этот период П. И. Субботин-Пермяк достаточно много времени проводит в Перми, хотя часто посещает Кургур и Кудымкар. Умер П. И. Субботин-Пермяк 3 января 1923 года и похоронен на Егошихинском кладбище в городе Перми.

Первые годы советской власти характеризовались особым вниманием к национальному вопросу, в это время формировались принципы национально- государственного устройства страны. На повестке дня стоял и «пермяцкий вопрос», одним из вариантов решения которого было создание единого национально-государственного образования коми-зырян и коми-пермяков. Обсуждение и решение этого вопроса были сложными, город Пермь в этот период становится одним из мест оживлённой дискуссии. В июле 1921 года в Перми было создано отделение облревкома Коми, которое занималось взаимодействием с Пермскими губкомом и губисполкомом по вопросу присоединения территорий проживания пермяцкого населения к создаваемой автономной области Коми. Взаимодействие отделения и Пермских губкома и губисполкома не было простым. 19 августа 1921 года Пермский губисполком рассмотрел вопрос о вмешательстве Уполномоченного Ревкома области Коми и срыве продовольственной работы в Кудымкарском районе. В то же время в структуре созданного при губкоме Бюро национальных меньшинств не было организовано пермяцкой секции. Окончательное решение этого вопроса привело к созданию в 1925 году Коми-Пермяцкого национального округа в составе новой административной единицы – Уральской области.

Увеличение численности коми-пермяков в составе жителей города Перми происходит уже в советский период. По материалам переписи 1920 года, в Перми проживало 13 коми-пермяков. Так как этноним «коми-пермяки» стал официально использоваться позднее, в материалах этой переписи представители народа обозначены «пермяками». В 1926 году в Перми перепись отметила 280 коми-пермяков, с 1897 года численность представителей этого народа увеличилась в 70 раз, в сравнении с 1920 годом – более чем в 21 раз. Для большинства коми-пермяков города родным языком был коми- пермяцкий, на что указало 247 человек (88,2%), для 33 представителей этого народа родным языком был русский.

Значительное большинство коми-пермяков города составляли мужчины – 241 человек (86,1%), что характерно для начинающихся миграционных процессов. Численность коми-пермяцкого населения города увеличивалась и в последующие годы, однако перепись 1939 года, к сожалению, не даёт полные данные о численности коми-пермяков в городе Перми: два народа – коми и коми- пермяки – учтены в переписных материалах вместе, общая их численность составляла 1447 человек.

В период репрессивной политики советского государства среди жителей Перми, пострадавших от репрессий, также отмечены коми-пермяки. В картотеке репрессированных Пермского государственного архива новейшей истории присутствуют документы на 28 репрессированных коми-пермяков, все они проживали до ареста в городе Перми. Архивные материалы позволяют узнать о роде занятий, местах их рождения. Все репрессированные коми-пермяки, жители Перми, родились за пределами города, в разных районах расселения народа. Это подтверждает тезис о значительной миграции в город Пермь коми-пермяков в 1920–1930-е годы. Среди коми-пермяков Перми были рабочие, военнослужащие, продавцы, студенты (в основном – пединститута). Уроженец деревни Баранова Кудымкарского района Сергей Ильич Зубов в 1930-е годы руководил городским отделом народного образования (гороно). В 1937 году он, как и некоторые другие представители коми-пермяцкого народа, был репрессирован.

В годы Великой Отечественной войны коми-пермяки города Перми вместе со всеми народами края встали на защиту родины, участвовали в сражениях, трудились на предприятиях города.

Важным событием в коми-пермяцкой истории города Перми было открытие коми-пермяцко-русского отделения в Молотовском государственном педагогическом институте в 1955 году. В этом году не только было принято решение о создании отделения на филологическом факультете с подготовкой специалистов по коми-пермяцкому языку и литературе, но и 12 сентября подписан приказ о зачислении первых студентов. Инициатором и организатором открытия отделения стала известный лингвист А. С. Кривощёкова-Гантман. За 60 лет существования отделения в университете было подготовлено 1017 специалистов, учителей коми-пермяцкого языка и литературы. В настоящее время на отделении обучается 64 студента.

Коми-пермяцко-русское отделение представляется «коми-пермяцким оазисом» в миллионном городе. На отделении не только происходило и происходит обучение основам коми-пермяцкого языка и литературы, но и проходят различные мероприятия: встречи с коми-пермяцкими поэтами и писателями, учёными финно-угроведами, финно-угорские праздники. В 1970–1980-е годы на отделении работал студенческий коми-пермяцкий фольклорный ансамбль «Парма».

Создание коми-пермяцко-русского отделения Пермского педагогического института определило роль вуза как важного научного и методического центра по коми-пермяцкому языку. С Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом связана целая плеяда коми-пермяцких учёных, прежде всего, лингвистов, среди которых А. С. Кривощёкова-Гантман, Е. В. Ботева, А. С. Лобанова, О. А. Гагарина, Л. Г. Пономарёва, Л. В. Утева и другие. В 2004 году на базе Пермского государственного педагогического университета создан Институт языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Основная деятельность Института связана с изучением коми-пермяцкого языка, истории и этнографии народа. Среди видов деятельности – полевые исследования и архивные изыскания, подготовка и проведение конференций, издание научной, учебной и учебно- методической литературы. За десятилетие деятельности подготовлено 12 томов научных трудов Института, посвящённых разным аспектам изучения коми-пермяцкого и других финно-угорских языков, этнолингвистики, фольклора и этнографии.

Во второй половине ХХ века численность коми-пермяков в составе населения города Перми росла, в 1959 году перепись учла 2611 коми-пермяков, для 1203 из них родным был язык своего народа, для 1330 – русский. К 1970 году численность коми-пермяцкого населения города увеличилась в 1,8 раза и составила 4853 человека. Численность коми-пермяков продолжала расти, прежде всего, за счёт миграции из районов традиционного расселения народа – Коми-Пермяцкого автономного округа. Перепись 1979 года отметила в составе жителей Перми 8705 человек, указав на прирост за десятилетие также в 1,8 раза. Большинство коми-пермяков, 5110 человек (58,7%), указало на родной коми-пермяцкий язык, для 3577 человек (41,1%) родным языком был русский, 18 коми-пермяков указало на другие языки в качестве родных. Основными причинами роста численности явились миграционные процессы, связанные с урбанизацией, что приводило в целом к росту городского населения и отдельных его этнических сообществ. Развитие города Перми как крупного промышленного, административного, культурного и образовательного центра делало его привлекательным для представителей разных народов.

Всероссийская перепись населения 1989 года отметила наибольшее число коми-пермяков в составе городского населения – 11 136 человек. Коми-пермяки были пятым по численности народом в этнической структуре населения после русских, татар, украинцев и башкир. Среди районов города больше всего коми-пермяков проживало в Ленинском, Свердловском и Орджоникидзевском. Для половины из них – 5623 человек (50,5%) – родным языком был коми-пермяцкий, значительно было число коми-пермяков, указавших в качестве родного русский язык – 5487 человек (49,3%), 26 человек в качестве родного избрало другие языки. Коми-пермяки города Перми были представлены выходцами из разных районов Коми-Пермяцкого автономного округа, а также Афанасьевского района Кировской области, они работали в разных сферах – науке и образовании, управлении и медицине, в сфере культуры, были рабочими предприятий и организаций города.

От других этнических сообществ города коми-пермяков отличает близость основной территории расселения – Коми-Пермяцкого округа, что способствует интенсивности и разностороннему характеру связей с метрополией. Город Пермь становился постоянной площадкой для творческих самодеятельных и профессиональных коллективов. Первый творческий отчёт о достижениях коми-пермяцкой литературы и искусства в городе Перми состоялся 15–22 июня 1959 года. На сценических площадках города было представлено творчество коми-пермяцких коллективов художественной самодеятельности, в том числе ансамбля песни и танца.

С 27 января по 4 февраля 1990 года в областном центре проходили Дни коми-пермяцкой культуры и искусства. Открытие Дней и праздничный концерт коллективов Коми-Пермяцкого автономного округа состоялись 27 января в театре оперы и балета им. П. И. Чайковского и транслировались по пермскому телевидению. В этот же день в центральной городской библиотеке была открыта выставка коми-пермяцкой литературы. В Центральном выставочном зале Пермского отделения Союза художников РСФСР открылась выставка художников Коми-Пермяцкого автономного округа. Более четырёхсот работ было представлено в экспозиции. Во время работы выставки прошли творческие встречи с художниками Пармы, выступления фольклорных коллективов. В рамках декады также состоялись спектакли Окружного драматического театра им. М. Горького в Пермском театре юного зрителя, музыкально-этнографический праздник для детей в клубе УВД, творческие встречи коми-пермяцких композиторов с учащимися Пермского музыкального училища, выступления самодеятельных коллективов во Дворцах культуры имени Дзержинского, Чехова, Дворце культуры Гознака, клубе имени Маяковского.

Дни культуры Коми-Пермяцкого округа стали одними из традиционных событий в жизни города Перми и с определённой периодичностью проходили в разные годы. В 2003 году они проходили в областном центре с 26 ноября по 14 декабря. Открытие Дней состоялось 26 ноября в Культурно-деловом центре: перед жителями города выступили творческие коллективы Коми-Пермяцкого округа, были организованы презентация книг, выставка декоративно-прикладного искусства, встреча с мастерами, знакомство с коми- пермяцкой кухней.

В 2005 году Дни коми- пермяцкой культуры открылись 20 октября. На разных площадках города состоялись спектакли Коми-пермяцкого драматического театра, работали выставки изобразительного искусства «Художники Пармы», фотовыставка «Рукам работа – душе праздник», выставка «Народный костюм из фондов Коми-пермяцкого краеведческого музея» и другие. Дни коми-пермяцкой культуры проводились и в 2007 году с 18 октября по 5 ноября. Кроме торжественного открытия в рамках Дней проводились этнокультурные акции, гастрольные концерты, творческие встречи и выставки. До сегодняшнего дня город Пермь остаётся одной из значимых площадок для презентации коми-пермяцкой культуры и ежегодно принимает самодеятельных и профессиональных артистов и деятелей культуры на мероприятиях разного уровня.

Новый этап в этническом развитии коми-пермяков начинается в 1990-е годы и связан, как и у других народов, с существенными социально-экономическими, политическими и идеологическими изменениями в обществе. Для этого периода характерно снижение естественного прироста населения, типичное для всего региона, в том числе и города Перми. В 2002 году перепись учла в Перми 9300 коми-пермяков, что составило 83,5 % от численности в предыдущий период. Существенно изменилась языковая ситуация среди городских коми-пермяков. Значительное число представителей народа указало на русский язык в качестве родного – 6147 человек (66,1%), коми-пермяцкий отметили 3079 человек (33,1%), 74 указали на другие языки. Следует обратить внимание на неравномерное распределение коми-пермяков города между мужским и женским населением. Среди городских коми-пермяков женское население на 2000 человек преобладает над мужским. Такая социальная структура обусловлена не только особенностями половозрастного состава этноса в целом, где также преобладает женское население, но и, возможно, тем, что ассимиляционные процессы среди мужской части диаспоры протекают несколько быстрее. Для этно-демографических процессов этого времени характерно снижение численности коми-пермяков, что является результатом снижения естественного прироста, а также активных ассимиляционных процессов.

Адаптировавшись к городской среде и образу жизни, в некоторых случаях уже представители первого поколения не идентифицируют себя с коми-пермяками, второе поколение, как правило, уже теряет связи с метрополией, с этносом, и растворяется в городской среде, не владея языком и не зная этнической культуры. Для коми-пермяков в городской среде характерно значительное число смешанных браков.

Коми-пермяцкий язык относится к пермской группе финно-угорской ветви Уральской языковой семьи. Наиболее близок он к языкам коми и удмуртов. В коми-пермяцком языковом континууме выделяется четыре наречия. Южное наречие распространено в бассейнах рек Иньвы и Велвы с их притоками, северное – в бассейнах рек Камы и Косы с их притоками, верхнекамское (язык зюздинских пермяков) – на северо-востоке Кировской области, коми- язьвинское (язык язьвинских пермяков) – в северо-восточной части Пермского края. В составе южного и северного наречия принято выделять диалекты, которые отличаются друг от друга особой фонетикой, системой ударений и наличием своеобразных слов. На территории Коми-Пермяцкого округа учёные выделяют восемь диалектов. Одним из признаков классификации диалектов является чередование звуков «л» ~ «в»: различаются эловые, безэловые (или вэовые) и безвэовые диалекты. Согласно исследованиям лингвистов древнее диалектное пространство коми было исключительно эловым.

В коми-пермяцком языке отсутствует грамматический род. Родовая принадлежность объекта речи может быть определена из контекста предложения или текста.

По морфологическому признаку коми-пермяцкий язык является агглютинативным, словообразование и словоизменение в нём осуществляется путём присоединения к корню или основе слова аффиксов (суффиксов, послелогов и др.): пу – дерево, пу-овöй – деревянный. Также новые слова образуются путем соединения простых слов. Например, слово «подснежник» – лымдорчача – состоит из следующих частей: лым – снег, дор – край чего-либо, чача – игрушка. В дословном переводе название растения будет звучать как «игрушка у кромки снега».

На формирование коми- пермяцкого языка оказывали влияние контакты с разными народами. Наиболее древними заимствованиями считаются индоевропейские (мош – пчела, сюр – рог). Позже происходили заимствования из иранских (кöрт – железо, нянь – хлеб, сур – пиво) и тюркских языков (карта – хлев, тусь – зерно), из вепсского (ёма – ведьма, лудык – клоп) и других финно-угорских языков.

Включение территории расселения коми-пермяков в состав Российского государства и их тесное взаимодействие с русским населением привели к заимствованию многих русских слов, к некоторым изменениям в фонетике, морфологии и к развитию у коми-пермяков двуязычия. До сих пор коми-пермяцкий язык сохраняет и использует часть русской лексики, которая уже вышла из употребления в русском языке, например басöк – красивый, гырнич – горшок (древнерус. гърньць), висьт – рассказ (древнерус. весть).

Письменность для народов коми впервые попытался создать миссионер Стефан Пермский в 1370-х годах. Древняя азбука «Анбур» просуществовала до XV века, затем она была вытеснена письменностью на кириллической основе. В 1918 году был введён алфавит для языков коми, разработанный Василием Молодцовым на основе русской графики с добавлением специальных букв, он использовался в 1918–1925 и 1935–1936 годах. С 1932 по 1938 год вводился латинизированный алфавит. С 1937 года начался переход к алфавиту на русской основе.

Первые письменные источники о коми-пермяцком языке относятся к XVIII и XIX векам. Это списки слов, рукописные словари в записках учёных и путешественников, местных краеведов. На рубеже XIX– XX веков были изданы первые буквари и книги для чтения.

В 1920–1930-е годы создаётся литературный язык коми-пермяков, в основу которого лёг кудымкарско-иньвенский диалект. Литературный коми-пермяцкий язык имеет 7 гласных и 26 согласных фонем, 17 падежей, письменность на основе русской графики с добавлением букв i и ö. Буквы ф, х, ц, щ используются только в заимствованных словах.

Коми-пермяцкий язык мелодичен и необычен по своему звучанию. Речь на коми-пермяцком языке благодаря большому количеству звукоподражательных слов и фразеологизмов очень живописна. По данным переписи 2002 года, коми-пермяцкий язык знали 94 328 человек, в 2010 году владение языком отметили всего 63 106 человек, коми-пермяцкий язык в качестве родного указали 53 028 представителей этого народа. На территории Коми-Пермяцкого округа ведётся изучение коми-пермяцкого языка и литературы с 1-го по 9-й класс, на этом языке ставятся спектакли, ведутся радио- и телепередачи.n

Уровень владения коми-пермяцким языком жителей города Перми в материалах переписи 2010 года представлен такими данными. Среди 7301 коми- пермяка только 2754 (37,7%) отметили коми-пермяцкий язык в качестве родного, значительное число коми-пермяков города назвало родным русский язык – 4486 (61,4%). В Перми коми-пермяцкий язык изредка можно услышать на улицах, хотя в основном коми-пермяки-горожане предпочитают общаться на русском языке. Наиболее часто коми-пермяцкая речь в городе Перми звучит в стенах Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, где студенты коми-пермяцко-русского отделения не только изучают родной язык, но и используют его в повседневной жизни и в творческой деятельности. В университете ежегодно с 2010 года 17 февраля празднуется День коми-пермяцкого языка, во время которого проводятся различные мероприятия и акции. Во многих этнокультурных мероприятиях города участвуют фольклорные, творческие коллективы коми-пермяков, их репертуар, как правило, включает произведения на родном языке. Некоторые библиотеки города Перми имеют в фондах литературу и периодические издания на коми-пермяцком языке. Коми-пермяцкие слова в последние годы можно увидеть на вывесках и рекламных плакатах города.

Традиционный костюм коми-пермяков в течение XX века постепенно был вытеснен из повседневной жизни новыми формами одежды. Вот почему как в сельской, так и в городской среде в настоящее время его можно увидеть нечасто. Интересные коллекции коми-пермяцкой народной одежды хранятся в фондах пермских музеев и украшают их экспозиции (Пермский краеведческий музей, АЭМ «Хохловка», Пермская государственная художественная галерея, Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ). Старинные костюмы – это не только исторические предметы, но и предметы искусства, ведь в сложных переплетениях узоров, в подборе красок отразился народный взгляд на красоту. Геометрические тканые узоры, вышивки с растительным орнаментом, затейливые печатные рисунки можно увидеть не только в музее, но и на нарядах участников коми- пермяцких фольклорных коллективов и других гостей на пермских городских праздниках. Современные мастерицы используют элементы коми-пермяцких узоров для создания новых моделей, которые можно увидеть на модных и праздничных показах.

Из каких же элементов состоит традиционный коми-пермяцкий костюм? Обязательными элементами мужского костюма являются вешьян, гач – штаны широкого покроя, длиной до середины голени (позднее стали шить более длинные штаны), которые обычно шили из пестряди в чёрно-синюю или бело-синюю полоску, йöрнöс – рубаха – и пояс. Рубахи в старину шили туникообразные по крою, длиной почти до колен, из белого льняного холста и пестряди, позднее – из ситца. Ворот у рубах был косой или прямой. Ворот по стойке, концы рукавов и подол украшали браным ткачеством с геометрическим узором красного цвета. В начале XX века у коми-пермяков была распространена косоворотка. В длину она была значительно короче, чем рубаха старого типа, рукава делали более узкими, а по бокам вставляли клинья. Мужскими головными уборами были суконные колпаки, шапки-ушанки, картузы.

Костюм коми-пермячек состоял из рубахи йöрнöс, сарафана, передника запон, пояса йи. Этнограф В. Н. Белицер отмечает:

«Длинная женская рубаха состояла из двух частей: верхней – “сос” и нижней – “мыг” (станина, стан). Верхнюю часть рубахи шили из холста лучшего качества, а нижнюю часть – из более грубого». Рубахи были из белого или пестрядинного холста. Крой ворота был двух видов: без воротника с обшивкой, собранный в сборку и с прямыми поликами или на кокетке с воротом-стойкой. Ворот, обшивку горловины, концы рукавов и полики обделывали браным узором или вышивкой. В давние времена сарафаны шили из белого холста. Позже использовали уже только цветную ткань.

Сарафаны из крашеного холста коми-пермяки называли шушин, или дубас. Они были тёмно-синего и чёрного цвета, с появлением набивного промысла – с геометрическим и растительным узором. Набойка делалась на тёмном фоне красками жёлтого, зелёного, белого и красного цветов. Шили сарафаны и из пестряди и фабричных тканей. Сарафаны из фабричных тканей были разными по цвету. В советский период особо был популярен красный цвет, который для некоторых территорий расселения коми-пермяков, например в Кочёвском районе, стал особым маркером в одежде. По крою сарафаны были косоклинные и круглые. Передники были с грудкой и без, их шили из однотонной, пестрядинной или фабричной ткани. Праздничные запоны обычно украшали по подолу аппликацией из ткани и лент, набивкой, вышивкой. Девичьими головными уборами были налобные повязки и платки, женскими – шамшуры, кокошники, моршени, которые носили с самоткаными головными полотенцами, позднее – с фабричными платками. На территориях, близких к заводским поселениям, в начале XX века среди коми-пермячек были популярны вязаные ажурные косынки. Верхней женской и мужской одеждой были холщовые или суконные понитки, шабуры, гуни, овчинные шубы и тулупы.

Обычной обувью были нинкöм – лапти из лыка, оплетённые берестой. Лапти опушняли тканью, через которую продевали длинные белые, чёрные, а чаще всего красные повязки – вонь. Кожаная обувь больше была распространена среди северных коми-пермяков и язьвинских пермяков – это коты и бахилы с голенищем. В богатых семьях женщины носили по праздникам чарки – кожаные ботинки кустарного ремесленного производства. Валяная обувь появилась поздно, носили валенки и пимы, последние были без голенища, иногда опушнённые тканью, как лапти. С обувью на ноги надевали узорчатые вязаные чулки, носки или онучи.

Традиционная культура питания коми-пермяков во многом зависела от хозяйственных занятий – земледелия, животноводства, пчеловодства, охоты и рыболовства. Кроме этого, коми-пермяки раньше и сейчас используют дары природы – грибы, ягоды, травы. В прошлом коми-пермякам были малодоступны привозные продукты. Обязательной покупкой для всех была соль, некоторые хозяева при нехватке своих запасов закупали зерно. В местах, отдалённых от рыболовных угодий, во время ярмарок и торжков жители закупали привозную рыбу. Отдельные семьи приобретали и другие виды продовольствия. Большая часть продуктов всё же была домашнего производства.

В традиционном быту коми-пермяки использовали различные способы приготовления пищи: пекли, варили, тушили, солили, квасили, сушили. Некоторые продукты не требовали специальной обработки, их часто употребляли в сыром виде, это ягоды, зелёный горох, щавель и т.п. Главным средством приготовления еды была печь. Блюда готовили при горящем в печи огне или ставили рядом с горячими углями уже после того, как печь протопится. Обычно печь топили один раз рано утром и готовили пищу на весь день. Это могло быть одно или два блюда. Лишь в воскресные и праздничные дни стол становился более разнообразным.

Несмотря на то, что урожаи злаковых культур не в каждом хозяйстве были высокими, хлеб являлся основным продуктом питания для всех коми-пермяков. Чаще нянь – хлеб – готовили из ржаной или ячменной муки, нередко смешанной с овсом, в праздничные дни – из пшеничной. Были и более сложные виды выпечки, когда, например, на ржаной сочень накладывали тесто из овсяной или гороховой муки. Основными видами хлеба были чöвпан – каравай – и ярушник (продолговатый небольшой хлеб из ячменной муки). Другие, возможно, более древние формы изготовления хлеба – это тупöсь – лепёшка, кöвдöм – колобок и сöчöн – сочень. В праздничные дни пекли шаньги или кулики с картофельной, творожной или крупяной «наливкой». Стряпали большие пироги и маленькие пирожки со всевозможными начинками: рыбой, капустой, морковью, калегой (брюквой), творогом, зелёным луком, грибами, пистиками, черёмухой, ливером. Хлеб был не только повседневной пищей, но и обрядовым блюдом. Без него не обходились на свадьбах, во время перехода в новый дом, проводов некрута в армию и во многих других случаях. Особую роль в народной традиции играл и черинянь – рыбный пирог. Он был любимым блюдом во время праздников и обязательно готовился для поминального стола.

Будничной пищей коми-пермяков были супы и похлёбки – шыд. Наиболее часто готовили шöмашыд – щи, которые по составу могли быть разными.

Обязательно они включали кислую заправу, которой служили овсяный квас, кислое молоко, сыворотка или сметана. Обычно щи включали капусту и перловую крупу, также они могли быть с добавлением мяса и покрошенных сушёных сочней. Из свежей рыбы варили черива – уху, из весенней зелени – тшöтшкöра шыд – суп с щавелем и петшöра шыд – суп с крапивой, из свежих и сушёных грибов – тшакьяшыд – грибной суп.

Популярны у коми-пермяков были и холодные жидкие блюда, особенно в летний период. Это хрен или редька с квасом, окрошки. Обычной повседневной пищей считаются закуски и салаты: лукасов (лук-перо с солью и водой), печёный лук, тёртая редька с морковью и сметаной, скоблёная брюква и другие.

Разнообразными в повседневном быту были каши и кисели. Каши готовили из перловой, овсяной, гречневой круп, картошки, репы, моркови. Кисели были молочные, овсяные, гороховые, ягодные – всегда густые, при подаче их нарезали кубиками.

Как повседневным, так и праздничным блюдом являлись пельмени – пелиэз, пельняннез. Их стряпали из мяса домашних животных и дичи, из капусты, грибов и редьки. Ели с домашним уксусом или со сметаной.

Мясо на столе коми-пермяков в прошлом больше появлялось в праздничные и другие значимые дни. Его парили или варили в печи, тушили с картошкой или перловой крупой, готовили из него студень. В южных районах Коми-Пермяцкого округа изготавливали кишка – колбасу, основными ингредиентами которой обычно были ливер и крупа. Рыба в семьях рыбаков разнообразила стол с весны до поздней осени. Рыбу, кроме ухи и пирогов, употребляли в солёном, жареном и сушёном виде. Блюда из дикорастущих растений в основном готовят по сезону, но некоторые хозяйки припасают продукты впрок и подают их к столу в течение года. Грибы тушат с картошкой, сушёные грибы отмачивают или отваривают и готовят грибную икру, также любят солёные грибы. Весной и поныне собирают пистики – побеги хвоща, пиканы – сныть. Из них готовят горячие и холодные блюда (пистиковая яичница, варёные пиканы, заквашенные пиканы с квасом).

Молоко употребляют в сыром виде и печёное, а также простоквашу. Готовят творог со сметаной и «коровье масло». Во время летнего Петровского поста раньше из молока готовили «сырья»: «Подсолив творог и выжав из него сыворотку, получают сырья, которые сушат потом на вольном воздухе перед волоковыми окошками». Такие сырья также известны под названием рисьтупöсь – творожная лепёшка. Лепёшки из творога хранили до зимы, давали грызть детям или использовали для стряпни. Из молока со взбитыми яйцами пекли в печи яичницу. Яйца также употребляли сырыми и варёными Сладких блюд в прошлом было немного. Это парёнки из брюквы, свёклы и моркови, парёнки с суслом, земляника со сметаной, мёд.

Непременным напитком в каждом хозяйстве был ырöш – квас, брага – из овса или смеси ржаного солода и овса. Ырöш был разных видов – густой, жидкий, хмельной и нехмельной. До сих пор во многих семьях он остаётся основным напитком. К знаменательным датам готовили сур – пиво из ржаного солода. Пчеловоды могли попотчевать гостей хмельным медовым напитком «ставленное».

В течение второй половины XX – начала XXI века пища коми-пермяков претерпела существенные изменения. Появились новые способы приготовления блюд, новые продукты. Кулинары-профессионалы усовершенствовали традиционные кушанья и создали новые на основе обычных для коми-пермяков продуктов. Традиционные блюда продолжают регулярно появляться на столе коми-пермяков, особенно в дни праздников и поминовений. Коми-пермяцкие супы, каши, выпечка готовятся в некоторых кафе Коми-Пермяцкого округа, и любой желающий может их отведать. Коми-пермяки города Перми в семейном быту сохраняют рецепты своих бабушек и готовят национальные блюда по случаю и в праздничные дни. Возможность попробовать блюда, приготовленные по оригинальным коми-пермяцким рецептам, бывает у жителей Перми на некоторых фестивалях и иных мероприятиях.

Коми-пермяки по вероисповеданию – православные христиане. Начало процесса христианизации коренного населения Прикамья относится ко второй половине XV века. Важным отправным событием его было крещение в 1462 году епископом Ионой населения Перми Великой. В 1539 году на реке Каме на территории современного Гайнского района был основан мужской Троицко-Плёсинский монастырь. Известно, что в 1624 году свои храмы уже имели погосты Гайны, Коса, Кудымкар.

На религиозную жизнь коми-пермяков оказало влияние старообрядчество, так как раскольничьи скиты были нередким явлением в северной части Прикамья. Часть язьвинских пермяков в конце XVIII века стали приверженцами беглопоповского старообрядческого согласия. Со второй четверти XX века до настоящего времени в деревне Ваньково Красновишерского района действует Никольская старообрядческая церковь. Некоторые зюздинские пермяки с середины XIX века восприняли старообрядчество белокриницкого согласия. Небольшие старообрядческие общины существовали и среди северных коми-пермяков. Известно, что в деревне Кукушка Кочёвского района в начале XX века была единоверческая часовня, а в деревне Васькино Гайнского района действовала Успенская старообрядческая церковь белокриницкого согласия. Также в Гайнском районе существовали общины беспоповского толка.

Кроме старообрядчества среди коми-пермяков были распространены и другие христианские направления. В первой половине XX века в Юсьвинском и Юрлинском районах Коми-Пермяцкого округа были отмечены евангелисты.

Приняв христианство, коми-пермяки не переставали приносить жертвы божественным силам, почитать природные стихии, верить в силу колдовства. Их древние народные представления стали сочетаться с православными культами. Примеров такого религиозного синкретизма множество. Например, в конце XIX – начале XX века исследователи наблюдали своеобразное отношение к божественным образам. Исследователь описывает это так: «…Если при покупке новой иконы что-либо в доме сделается неприятное, то приписывают это новому богу и его тотчас же куда-нибудь запрячут или навсегда отнесут в церковь».

Отношение коми-пермяков к природным стихиям и объектам схоже с отношением к живым существам. Например, некоторые представители старшего поколения перед посещением леса здороваются с ним, просят разрешения его посетить, а уходя, говорят «спасибо» за собранные грибы и ягоды. Многие коми-пермяки продолжают верить в существование домового, водяного, лешего. Загадочные истории о данных мифологических персонажах бытуют среди разных поколений народа.

Календарные традиции коми-пермяков складывались в течение многих веков. Они включают народные суеверия, поклонение христианским святым, представления о времени и благоприятных этапах для проведения хозяйственных работ. Коми-пермяки, являясь христианами, праздновали все значимые православные праздники: Рождество, Крещение, Пасху, Вознесение, Троицу, Покров и другие. В эти дни многие посещали церковные и часовенные службы.

Как и у русского населения Пермского края, у коми-пермяков существовала традиция устраивать молодёжные игрища во время зимних святок и на Троицу, проводить ритуалы, связанные с магией «первого дня» в день Великого четверга, в Ильин день и старый Новый год. Например, на Великий четверг символически «собирали ягоды и грибы» в лесу и заносили в дом щепки, чтобы летом успеть собрать урожай лесных плодов; на Ильин день приносили в церковь горох и начинали с этого дня его употреблять в пищу. Можно найти много других параллелей в праздничных ритуалах коми-пермяков и русского населения. Вместе с тем отдельные элементы или целые ритуалы праздничной традиции коми-пермяков имеют народное происхождение.

Общими с другими финно-угорскими народами (марийцами, удмуртами) можно назвать зимние и весенние обычаи изгнания нечистой силы. В день Крещения коми-пермяки изгоняли чудов: чертили кресты на окнах и дверях, прогоняли невидимую нечисть верхом на лошадях к проруби. Весной в день Великого четверга отдельные хозяева обходили усадьбу, чтобы злые духи не могли проникнуть в их дом.

В некоторые престольные праздники коми-пермяки с участием священника освящали коней в местных реках и прудах, и сами стояли в воде, чтобы избавиться от болезней.

В традициях коми-пермяков сохранялись обычаи жертвоприношения. В Рождество в отдельных деревнях Гайнского, Кочёвского районов и в селе Юсьва к часовне приводили баранов, их пускали на несколько минут в часовню, а затем закалывали. В других местах на праздники приносили уже готовое мясо: бараньи головы на Ильин день, курятину на Марию Голендуху. К знаменательным православным датам коми-пермяки приурочивали смену сезонов года. Начало зимы связывали с Покровом, весны – с Масленицей, лета – с Вознесением и Троицей, осень – с Ильиным днём. Сезонные изменения большое значение имели для хозяйственной деятельности, поэтому коми-пермяки хорошо знали природные циклы. Ориентирами природного и хозяйственного календаря тоже были православные праздники. Так, в Егорьев день (06.05) по народным приметам бывает полноводие рек, тогда первый раз выпускали скот на пастбище и сеяли капусту; Лукерья Комарница (27.05) означает появление комаров, в Тихонов день (29.06) или Петров день (12.07) начинали косить сено и т. д.

Старый праздник, известный под названиями Пиканлун – День пиканов, или Турунлун – День травы, по-видимому, первоначально коми-пермяки отмечали, опираясь на природные изменения (конец июня – начало июля по новому стилю), но со временем его тоже стали связывать с христианским календарём и проводить часто в заговенье на Петровский пост. В этот день с утра отправлялись в лес за пиканами, а потом сообща готовили их, угощались и веселились.

Православный и хозяйственный календари определяли время для проведения свадеб. В народе бытовала такая поговорка: «В Рождество сватают, в промежговенье женятся, на Масленицу ездят в гости к новой родне». Осень и зима считались лучшим временем для свадеб, потому что тогда хозяйственный ритм жизни был более спокойный, уже были готовы припасы для праздничного стола. Праздничные обычаи зимы особенно подходили для данных целей: на рождественских игрищах молодые знакомились, затем гуляли свадьбу, а на Масленицу по обычаю зять приезжал к тёще на блины. Коми-пермяки, живущие в Перми, отчасти сохраняют в своём семейном быту старые календарные обычаи: посещают по праздникам церковь, готовят угощения, красят на Пасху яйца, принимают гостей. В новых городских условиях сохраняются либо актуальные народные ритуалы (встреча весны на Масленицу, подсчёт денег на Великий четверг), либо имеющие особое сакральное значение (празднование Пасхи, обрызгивание дома крещенской водой и т. п.). Сохраняя тесные связи с малой родиной, часто коми-пермяки города Перми отмечают традиционные праздники в их родных селениях.

Богатые семейные традиции коми-пермяков частично поддерживаются в современном городском быту. После рождения ребёнка обычно устраивается каша (каша-брага, каша-пир). В прошлом на кашу приходили ближайшие родственники, они приносили с собой стряпню, квас и пиво, угощали родильницу и желали новорождённому быть здоровым, умным и красивым. Также обязательным считалось крещение ребёнка (кага пыртны – крестить ребёнка), которое проходило в ближайшее после рождения время. Крёстными коми-пермяки называли не только тех, кто принимал новорождённого во время церковного крещения, но и участников других обрядов. Например, если ребёнок сильно болел, проводили обряд «продажи ребёнка»: за символическую сумму его передавали через стол другому человеку, который и становился крёстным (вежай). Женщины могли называть своими крёстными после свадебного обряда тех, кто делал им причёску, или крёстных своего мужа.

Когда молодые люди уходят в армию, обязательно устраиваются проводы. В прошлом рекруты гуляли по несколько дней. Они катались на украшенных лентами лошадях по округе, посещали своих родных. Накануне отъезда в дом призывника раньше и сейчас приглашаются все близкие люди, родственники и друзья. Особые ритуалы проводятся утром в день отъезда молодого человека. Родители благословляют своё чадо иконой и хлебом, желая ему хорошей службы и благополучного возвращения. Затем призывник выходит из дома вслед за гостями, специально оставив шапку в избе, и сразу заходит за ней обратно. Этими действиями он магически обеспечивает своё будущее возвращение. Интересный коми-пермяцкий обычай, связанный с проводами, был описан Н. А. Роговым: «На улице рекрут падает в переднюю правую ногу той лошади, на которой поедет, дотрагиваясь лбом копыта. По мнению пермяков, если в это время лошадь приподымает или дёрнет ногу, то рекрут вернётся домой, а если простоит спокойно, то непременно поступит на службу. Потом рекрут кланяется на все четыре стороны, прощается с окружающей его жилище природою».

Вступление молодых пар в брак у коми-пермяков происходило либо «убёгом», когда жених воровал невесту, либо со сватовством и свадьбой. Свадебная обрядность коми-пермяков во многом схожа с традициями русских. Сложный, насыщенный обычаями, приметами и ритуалами свадебный обряд включал такие этапы, как сватовство, рукобитье, подготовка приданого, девичник или обрученье, венчание, свадебный пир и посещение родни. Многие этапы свадьбы сопровождались особыми обрядовыми песнями, большинство из которых коми-пермяки пели по-русски.

Большое значение для коми-пермяков имеют обычаи, связанные с почитанием памяти умерших. Они устраивают поминки в поминальные православные даты, дни рождения умерших родственников, обязательно посещают могилы на Семик – четверг перед Троицей. По семейным обычаям, коми-пермяки разламывают горячий испечённый хлеб, вспоминая о родителях, и в обычные дни. Кроме своих родных в северных районах Коми- Пермяцкого округа местные жители в Троицкую субботу поминают умерших на местах древних погребений и на безымянных захоронениях советского периода.

Интерес коми-пермяков к национальным традициям побудил к созданию общественных национальных организаций. Зародилось общественное движение в среде коми-пермяцкой интеллигенции в столице Коми-Пермяцкого округа городе Кудымкаре в 1988 году, когда было создано Общество радетелей коми-пермяцкого языка, истории и культуры «Югöр» – «Луч», в 2002 году оно было официально зарегистрировано. Общество привлекает внимание общественности к проблемам сохранения национальной самобытности, проводит различные акции и праздничные мероприятия, которые способствуют популяризации народной культуры.

Внимание к родной культуре и стремление общаться с земляками проявляют и представители народа, которые живут вдали от малой родины. В середине 1990-х годов коми-пермяков – жителей Москвы объединило «Пермяцкое землячество», которое в 2005 году вошло в состав «Пермского землячества». По инициативе представителей землячества в столице России проводятся мероприятия, которые не позволяют забыть коми-пермякам родной язык и знакомят всех интересующихся с национальной культурой народа. В начале 2010-х годов первые встречи выходцев из Коми-Пермяцкого округа были организованы в городе Сыктывкаре, а в 2013 году в Республике Коми была оформлена национально-культурная автономия коми-пермяков.

Коми-пермяки города Перми тоже поддержали идеи развития связей между земляками, сохранения и представления широкой общественности элементов традиционной культуры и профессиональных творческих достижений представителей своего народа. В 2000 году в качестве подразделения Пермской региональной общественной организации содействия культуре «Дом дружбы» начало свою деятельность Коми-пермяцкое землячество «Парма в Перми». Основными целями землячества являлись объединение коми-пермяков, проживающих в Перми и Пермской области, для сохранения, развития, изучения и пропаганды коми-пермяцкой культуры, а также содействие адаптации молодёжи, приезжающей учиться в Пермь, привлечение населения к участию в культурных мероприятиях. В 2004 году из коми-пермяцкого землячества выросло в некоммерческое партнёрство «Общественный коми-пермяцкий национально-культурный центр Пермской области». Главными задачами центра стали повышение и развитие национального самосознания, духовности коми-пермяцкого населения Перми, создание благоприятных условий для сохранения и развития национально-культурных традиций, исторической и национально-культурной самобытности коми-пермяков; сохранение и развитие исторического и культурного наследия, традиций и обычаев народа. В 2015 году некоммерческое партнёрство «Общественный коми-пермяцкий национально-культурный центр Пермского края» было преобразовано в Общественный коми-пермяцкий центр г. Перми. Одним из инициаторов создания коми-пермяцкого землячества и бессменным руководителем коми-пермяцкого центра является Валентина Николаевна Бойко (Пахорукова).

Большое участие в деятельности общественных организаций принимают преподаватели и студенты коми-пермяцко-русского отделения Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, его выпускники и другие жители города Перми. За годы деятельности коми-пермяцкого землячества, а затем и национально- культурного центра Перми появились традиционные мероприятия, которые периодически собирают представителей коми-пермяцкого народа и других национальностей.

Например, тематические экскурсии для молодёжи – «Узнай свой город», «Пермь литературная». Экскурсии способствуют адаптации студентов, выходцев из Коми-Пермяцкого округа, в новой для них среде и развитию общественных связей. С 2001 года в Перми собирается «Литературная гостиная», где есть возможность пообщаться с литературными деятелями края. В разные годы здесь выступали пермские поэты В. Телегина, А. Гребёнкин, Ф. Во- стриков, татарский писатель И. Закиров, коми-пермяцкие поэты и писатели А. Шадрин, В. Козлов, Л. Косова, Н. Исаева-Бадина, Л. Гуляева, В. Рычков, директор издательства «Горт» Ю. Зубов. Знакомства с творческими личностями происходят и в рамках «Встреч с интересными людьми» и «Творческих вечеров». Например, членов общественного центра и студентов ПГГПУ порадовали презентации национальных культур представителей корейской, польской и марийской диаспор города Перми А. Ким, М. Старцевой, Р. Поповой, увлекательные рассказы и творческие задумки художника М. Потапова, заслуженного артиста Кудымкарского драматического театра им. М. Горького А. Радостева. Познавательными стали вечера в честь памяти основоположника коми-пермяцкой литературы М. Лихачёва, композитора и баснописца Н. Пахорукова. Ещё одно интересное мероприятие центра – коми-пермяцкие посиделки, на которых происходит погружение в традиционную культуру народа. Национальные фольклор, танцы, игры, народная кухня на некоторое время становятся основным содержанием таких вечеров.

Общественная организация города Перми является непременным участником мероприятий, приуроченных к Дням коми-пермяцкой культуры в Пермском крае, к Дню создания Пермского края и Дню коми-пермяцкого языка.

В 2002 году коми-пермяцкое землячество осуществило проект «Литературный салон». В ходе его реализации были организованы встречи с интересными людьми, лекции, беседы и сбор исторических материалов на территории Коми-Пермяцкого округа. Сбор предметов быта коми-пермяков продолжился и в последующие годы. В результате появилась небольшая коллекция, предметы которой экспонируются на выставках в «Доме дружбы» Перми, в Пермском педагогическом университете и используются студенческими фольклорными коллективами во время выступлений.

Несколько лет подряд общественный коми-пермяцкий центр принимает участие в акции «Общая память». На весенних и осенних субботниках членами центра вместе с другими коллективами на Егошихинском кладбище города Перми приводятся в порядок могилы известных учёных и представителей творческой интеллигенции, в том числе могила известного художника, уроженца города Кудымкара П. И. Субботина-Пермяка. С участием представителей коми-пермяцкого центра и Пермского педагогического университета 17 октября 2005 года состоялось открытие мемориальной доски другому уроженцу коми-пермяцкой земли – краеведу и просветителю И. Я. Кривощёкову. Доска памяти известному деятелю находится на стене одного из зданий ПГГПУ по адресу ул. 25 Октября, д. 37. Общественный коми-пермяцкий центр г. Перми поддерживает идеи преемственности поколений, открытости национальных культур, воспитания у молодого поколения уважения к культуре, истории, языкам народов Российской Федерации. Для развития межкультурного диалога представители центра принимают участие в дискуссионных клубах, «круглых столах», семинарах, на которых обсуждаются вопросы сохранения национальной самобытности, развития межэтнических отношений в современном мире. Так, на дискуссионных клубах «Поговорим по душам», проведённых в стенах ПГГПУ, молодёжь разных национальностей имела возможность задать учёным и политикам такие вопросы: можно ли избежать этнических конфликтов в современном мире, как сформировать толерантное отношение в обществе. Полученные ответы и собственные размышления участников дискуссии, возможно, стали ориентирами в выработке их будущей жизненной позиции.

В учебно-просветительских целях представители общественного центра и студенты ПГГПУ проводят занятия, организуют выставки, посвящённые народному наследию коми-пермяков, и становятся экспертами в различных конкурсах, обсуждениях в образовательных и просветительских организациях Перми. Коми-пермяцкое общественное объединение плодотворно сотрудничает с центром развития ребёнка, который создан на базе детского сада № 415. Заведующая центром – выпускница коми-пермяцко-русского отделения З. Радостева – и воспитатели детского сада проводят занятия для детей по этнокультурной тематике, в которых принимают участие студенты ПГГПУ. В частности, молодыми педагогами были разработаны и проведены занятия «Устное песенное творчество коми-пермяков», «Национальный костюм коми-пермяков», «К лесному мишке в гости». Для пермского детского сада № 120 организованы выставки «Всякая всячина» (2011), где были представлены изделия из глины, бересты и ткани, и «Изделия из бересты» (2016). Творческие номера и познавательные лекции проводились также в Пермском музыкально-педагогическом училище, Пермском торгово-технологическом колледже и других учебных и культурно-просветительских заведениях города.

Деятельность общественного центра помогает укреплять связи между разными поколениями коми-пермяков, мотивирует к активности и творчеству не только взрослых, но и детей. Именно такие результаты имела межрегиональная творческая акция «Встреча поколений» (2005, г. Пермь), которую сопровождали фотовыставка «Парма – коми – край ты наш родной» фотоклуба «Марина» и выставка работ изостудии «Семицветик» Белоевского центра детского творчества.

Коми-пермяков города Перми приглашают на множество городских, межрегиональных и российских мероприятий, посвящённых проблемам сохранения народной культуры и развития межэтнических связей. К примеру, за последние годы команды коми-пермяков успешно выступили на фестивалях «Новогодний хоровод многонациональной Перми» (2012), «Все народы в гости к нам» (2014, 2016), «Белые ночи» (2014), на спортивном мероприятии – благотворительном матче «Спорт спасёт жизнь» (2014), на слёте этнокультурных молодёжных отрядов (2014, г. Ижевск) и многих других мероприятиях. В 2016 году зрители и участники городского фестиваля «Парад культур» тепло приняли новую постановку команды коми-пермяков «В стране Кудым-Оша». Значительный творческий вклад во многие мероприятия вносят фольклорные коми-пермяцкие коллективы, действующие при коми-пермяцко-русском отделении ПГГПУ: в 2006–2008 годах – «Бичирок», в 2013 году – «Томпöлöс». Поставленные коллективами художественные номера знакомят зрителей с коми-пермяцкими шутками и песнями, предметами повседневного быта и историей народа.

Важными мероприятиями для общественных организаций стали национальные съезды. В 2008 году председатель общественного центра В. Н. Бойко как делегат коми-пермяков от города Перми приняла участие в IX Съезде коми народа в городе Сыктывкаре. На съезде обсуждались актуальные вопросы социально-экономического развития, общественной и культурной сферы. 24 марта 2012 года в Кудымкаре состоялся I Съезд коми-пермяцкого народа, на который собрались делегации от всех районов Коми-Пермяцкого округа и от землячеств Перми, Сыктывкара и Москвы. От города Перми в работе съезда участвовало 25 человек. На мероприятии поднимались вопросы сохранения национальной самобытности, решения социально-экономических проблем, представлялись реализуемые проекты и задумки по развитию национального образования и социально-культурной среды. II Съезд коми-пермяцкого народа вновь собрался в городе Кудымкаре 4 марта 2016 года. В нём также приняли участие 25 коми-пермяков, проживающих в Перми. Согласно принятой резолюции основными целями на ближайшие годы съезд признал работу по сохранению этнокультурной идентичности, развитию родного языка и системы национального образования, сохранению и развитию самобытной культуры, а также воспитанию молодого поколения в духе уважения традиций и обычаев предков.