⇽ Назад к списку книг

Цыгане Перми: история и культура

Цыгане – один из народов индоевропейской языковой семьи, дисперсно расселённый по всему миру. Общая численность цыган мира, по разным экспертным оценкам, составляет от 6 до 10 млн человек. Расселены во многих странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии. Исследователи в настоящее время по-разному определяют статус цыганского сообщества: как «нации без государства», «трансграничное национальное меньшинство», «межгрупповое этническое образование».

Самоназванием большинства цыганских групп является этноним ром, рром, рома, хотя известны и другие этнонимы: дом – в Передней Азии, лом – в Закавказье. Часть цыганских групп Европы также использует другие этнонимы в качестве самоназвания – синти и мануш – в Германии, кале – в Испании и т. д. Большинство исследователей связывают происхождение этнонима ром с индийской историей. Название народа Рома, Roma, производное от автоэтнонима, в международной практике в последние десятилетия в странах Европы всё чаще и шире используется, заменяя прежние экзоназвания народа. В названиях цыган, характерных для языков народов Европы, чаще всего встречаются наименования, производные от греческого «атсинганос», откуда происходит и русское «цыгане», либо от номинации «египтяне», как английское gypsy, испанское gitanos, так как цыгане долгое время считались выходцами из Египта.

В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой прародиной цыган является Индия. Открытие цыганской прародины относится к ХVIII веку.

Развитие языкознания в этот период, использование сравнительно-исторического метода, исследования санскрита и цыганского языка позволило учёным Й. Рюдигеру и Г. М. Грельману высказать гипотезу о родстве цыганского языка и его диалектов с древнеиндийскими языками. Появилось научно обоснованное предположение о том, что цыгане – выходцы из Индии, это предположение подтвердилось работами лингвистов в ХIХ веке. Лингвистами установлена и территория формирования працыганского языка, которой считаются центральные районы Индии, откуда предки цыган двинулись на северо-запад страны, где и проживали несколько столетий. Открытие цыганской прародины было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других источников – археологических, документальных, этнографических и антропологических, которыми могли бы воспользоваться цыганологи, очень ограничен, и только в последнее время они привлекаются к исследованию этногенеза и ранней этнической истории цыган.

Вопрос о времени начала миграции предков цыган из Индии также остаётся дискуссионным и обсуждается учёными. Высказаны разные предположения, в которых время исхода из Индии варьируется в промежутке VI–ХI веков. Большинство авторов отмечают конец 1 тыс. н. э. Если вопрос о прародине цыган решён в этнографической науке, то немало спорного остаётся в ранней цыганской истории.

Из Индии предки цыган прошли через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении, частично осели на этих землях и составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этих регионов. Далее произошло разделение: часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась на территорию Византии. Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трёхсот лет, и завершилось к началу ХV века. В середине XV века цыгане расселились по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем – по Северной Африке и по Северной и Южной Америке.

Цыгане не едины в этнокультурном отношении. Различные этнические группы отличаются не только особенностями языка, религии и культуры, разными сферами занятости, разной степенью сохранности традиционных общинных институтов, степенью вовлечённости в социум. Среди цыганского сообщества выделяются несколько десятков различных этнографических групп, хотя групповые границы нередко условны. Среди наиболее известных и распространённых в Европе этнических групп цыган – кале, расселённые на Пиренейском полуострове, синти и мануш – стран Центральной и Западной Европы, трэвэлерс – Великобритании, боша – Закавказья и многие другие.

Формирование цыганских групп в России имеет свою историю. Большинство из них проникало в Россию с сопредельных территорий Восточной Европы. Исследователи выделяют два основных пути: северный – из Польши со стороны Белоруссии и Литвы и южный – со стороны Слободской Украины.

Первое выявленное письменное упоминание о цыганах в России к настоящему времени относится к 1699 году, к Слободской Украине. К 1733 году относятся первые российские законодательные акты о цыганах, изданные в отношении Слободской Украины и Ингерманландии. Появление в России заметных групп цыган можно связывать и с изменением границ Российского государства и присоединением западных территорий в ХVII и начале ХVIII века. Группы цыган, оказавшиеся в этот период на территории России – русские цыгане, цыгане-сэрвы, цыгане-влахи – можно отнести к старожильческому цыганскому населению. В более поздний период, в связи с присоединением Крыма и Бессарабии, в России появились предки этнографических групп крымских цыган и кишинёвцев.

В конце ХIХ – начале ХХ века социальные реформы в румынских княжествах и Венгрии вызвали новое миграционное движение цыган, в ходе которого в России оказались этнографические группы цыган кэлдэрары и ловари. Таким образом, в разные исторические периоды миграционные волны привели на территорию страны различные группы цыган, часть из которых сформировала свои характерные особенности в условиях российского социума. На территории России отмечено проживание цыган этнических групп: русские цыгане, кэлдэрары, крымские цыгане, среднеазиатские цыгане, кишинёвцы, плащуны, влахи, сэрвы, цыгане-мадьяры, цыгане-молдаване и другие. Официально численность цыган России составляет, по результатам переписи населения 2010 года, 204 958 человек. По экспертным оценкам, она представляется заниженной, а реальная численность сообщества составляет до 400 тыс. человек. В то же время данные переписи последних лет показывают устойчивый рост численности цыганского населения России.

В настоящее время функционируют как международные, так и российские общественные институты и организации цыган. Первые общественные организации цыган в России были созданы в 1989 году – секция цыганской культуры при Российском фонде культуры и Московское цыганское культурно-просветительское общество «Романо кхер». В 1990 году общество «Романо кхер» вступило в Международный союз цыган, основанный ещё в 1971 году. Дата открытия I Всемирного конгресса цыган 8 апреля 1971 года отмечается ежегодно как Международный день цыган во всём мире. С 1999 года действует Федеральная национально-культурная автономия российских цыган. Общественные организации этого народа существуют во многих регионах России – в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском и Красноярском краях, Московской, Тульской, Свердловской, Воронежской, Волгоградской, Псковской областях и других регионах страны.

Когда на Среднем Урале появляются первые цыганские таборы, подлинно неизвестно, видимо, уже в ХVIII веке. Известно, что цыганские группы в регионах Сибири фиксируются в середине ХVIII века, а главный путь в Сибирь из Европейской части России в этот период проходил по Пермскому Прикамью. В своём движении в Сибирь цыгане не могли миновать регион, хотя документальных свидетельств их пребывания в этот период пока не выявлено. Первое упоминание о цыганах в Сибири, известное к настоящему времени, относится к первой трети ХVIII века. К ХVIII веку относятся и первые свидетельства о пребывании цыган на Южном Урале, в Оренбургской губернии они отмечены уже в 1767 году.

Первое из выявленных к настоящему времени достоверных свидетельств о пребывании цыган в Прикамье относится к 1794–1795 годам. Ссыльный поляк Иосиф Копец в своих дневниковых записях описания пути из Москвы в Сибирь, в разделе об участке дороги из Казани в Тобольск, отмечает: «На проездном тракте, при большой реке Каме, живут бухарцы, калмыки и цыгане». К сожалению, в тексте не упоминается конкретный населённый пункт, однако упоминание Сибирского тракта и реки Камы позволяет связывать это свидетельство с Прикамьем.

Впервые «цыганская тематика» в Пермской губернии отражается в официальных документах начала ХIХ века. В Государственном архиве Пермского края сохранилось предписание Сената пермскому губернатору К. Модераху «о пресечении бродяжничества цыган и происходящих от него беспорядков и наглостей». Ответ от пермского губернатора Карла Модераха был краток: «И на оной правительствующему Сенату имею честь донести: что в здешней губернии цыган не за кем и нисколько не состоит. Карл Модерах. В 1 департамент июля 6 дня 1803 года». Так или иначе, скорее всего, постоянного, приписанного к городам и сельским населённым пунктам цыганского населения в Пермской губернии в этот период не было, а кочевые таборы, проходящие по её территории, были немногочисленны.

Наиболее полные сведения о цыганском населении Пермской губернии относятся к 1839–1843 годам, когда правительством предпринимаются меры по пресечению бродяжничества цыган и попытки перевести их на оседлый образ жизни. Согласно донесению Пермского гражданского губернатора от 17 июня 1839 года, к городам Пермской губернии было приписано 89 цыган. Они были причислены в Пермскую губернию в 1822 и 1833 годах из города Каинска Томской губернии. Среди цыган губернии «один только человек, приписанный в Осинское мещанское общество, имеет постоянное жительство в городе Осе в собственном доме и занимается разною там работою из вольной платы…».

Основная часть прибывших сибирских цыган была приписана к городу Камышлову. Согласно запросу о цыганах в сельской местности «волостные правления донесли, что цыган в казённые крестьяне приписано никогда не было и ныне не состоит». В этот период в Пермской губернии фиксировались и отдельные кочевые таборы цыган, временно находящиеся на её территории.

Середина – вторая половина ХIХ века и начало ХХ века менее представлены документальными источниками о цыганах Пермской губернии. Наиболее достоверным источником, хотя и заведомо неполным, о цыганском населении Среднего Урала конца ХIХ века являются материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, которая отметила в Пермской губернии 375 человек, указавших на цыганский язык в качестве родного. Как видим, численность цыганского населения региона в этот период также оставалась незначительной, хотя можно предположить, что далеко не всё цыганское население было учтено. Большая часть цыган, 317 человек, или 85% от всех цыган губернии, в этот период была расселена в сельской местности. Городское цыганское население составляло 58 человек, или 15%.

Большинство городских цыган отмечено в г. Ирбите – 39 человек, в г. Чердыни – 13 человек. В уездных городах Камышлове и Кунгуре численность цыган была незначительной и составляла пять и один человек соответственно. Распределение цыганского населения по уездам Пермской губернии было неравномерным. В нескольких уездах – Пермском, Осинском и Оханском – перепись не указала наличие цыган. Наибольшее их число в материалах переписи представлено в зауральских уездах – Екатеринбургском (119 человек), Камышловском (56), Шадринском (49), а также в Верхотурском (31), Ирбитском (39) и Красноуфимском (13 человек). Из западных уездов цыгане были отмечены в Кунгурском (10 человек), Соликамском (45, все – в г. Дедюхине) и Чердынском (13 человек).

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменовались новой значительной миграцией в Российскую империю цыганского населения из Юго-Восточной Европы. Её принято называть Большой кэлдэрарской, или кэлдэрарско-ловарской миграцией, так как в основном в ней участвовали цыгане двух этнических групп – кэлдэрары и ловари. Иностранные цыгане, прибывающие в Россию, были выходцами из Австро-Венгрии, Румынии, Сербии, Греции. Документы начала ХХ века уже свидетельствуют о пребывании «иностранных цыган» на территории Урала, в Пермской губернии. Так, в 1912 году отмечается проживание в Пермской губернии иностранных австрийских подданных цыган Стефана Маркова Белон, Зенко Павлова Курило, Виктора Иванова Павловских и Марии Стефан Белон.

Таким образом, период ХIХ – начала ХХ века был временем формирования цыганского населения в регионе. Если в ХVIII – начале ХIХ века цыганские таборы лишь эпизодически появлялись в Пермском Прикамье, то со второй четверти ХIХ века присутствие цыганских общин стало постоянным, росли численность цыганского населения и территории, осваиваемые этим народом. Основу цыганского населения этого периода составили таборы этнической группы «русские цыгане», и лишь в начале ХХ века в регионе появляются также представители так называемых «иностранных цыган», преимущественно кэлдэраров или ловарей. Особенностью формирования на Среднем Урале русских цыган явились миграции из двух регионов – Европейской части страны и из Сибири. В сопредельных сибирских губерниях цыганские общины сформировались несколько раньше и были более многочисленны. Во второй половине ХIХ – начале ХХ века цыгане уже составляют органичную часть сообщества Пермской губернии: выступления цыган на пермских пароходах, цыганские хоры в губернском центре и уездных городах, цыгане-барышники на ярмарках и базарах становятся обычным явлением в жизни российской провинции.nВ ХХ веке численность цыган в Прикамье увеличивалась.

Существенный прирост показали материалы Всесоюзной переписи населения 1926 года. Всего на территории прикамских округов тогда проживал 351 цыган, из них большая часть в Пермском (164 человека) и Кунгурском (125 человек) округах. За период с 1939 по 2002 год количество цыган возросло в 2,3 раза – с 685 до 1606.

В годы советской власти попытка «привязать» кочевых цыган к земле предпринималась дважды – в 1920–1930-е годы и в послевоенный период. На Урале в 1930-е годы эта политика вылилась в активное строительство цыганских колхозов, участниками которого становились представители этнической группы русских цыган. На Урале по их инициативе в 1933 году возникло два цыганских колхоза: «Нэви бахт» («Новое счастье»), состоящий из 23 хозяйств и 95 человек в Сарапульском районе, иn«Красный Восток» из 27 хозяйств в Чернушинском районе. Однако этот опыт следует считать неудачным, так как уже в 1935 году колхозы почти прекратили своё существование.

Важной вехой в формировании современной карты расселения пермских русских цыган был известный указ 1956 года, запретивший цыганские кочёвки. Именно этот указ послужил толчком для основания цыганской общины в городах Нытве, Краснокамске, Перми. С этого времени здесь появляется постоянное оседлое цыганское население. Однако указ не остановил цыганских миграций. По-прежнему цыгане сохраняли мобильность, однако вместо кочеваний на лошадях и телегах возможными стали лишь переезды. Не все таборы в 1950-е годы отказались от кочевой жизни. Так, в 1971 году табор русских цыган из г. Елабуги из восьми цыганских семей, пройдя территорию Удмуртии (Ижевск, Камбарка, Можга), Башкирии, к осени пришёл в Пермский край и остановился в пос. Щучье Озеро. Это место давно было известно их предкам, которые и раньше неоднократно здесь останавливались. С 1971 года цыгане выбрали посёлок для постоянного проживания, купив здесь у русских дома. В последующие годы к родственникам подселились другие семьи, выходцы из Удмуртии, Татарстана, Башкортостана. В пос. Щучье Озеро сформировалась одна из самых больших групп цыганского сельского населения в области. И вот уже на протяжении тридцати с лишним лет цыгане проживают оседло в Щучьем Озере Октябрьского района. Из п. Щучье Озеро их соплеменники расселились в пос. Куеде и близлежащих деревнях (1980-е годы). Этническая группа цыган-кэлдэраров – самая многочисленная в мире. В России кэлдэрары, по экспертным оценкам, занимают второе место по численности среди этнических групп цыган. Второе место после русских цыган эта группа занимает и в Пермском крае. Цыгане-кэлдэрары осваивают Пермское Прикамье почти в тот же период, когда первые кэлдэрарские таборы появляются в России в конце ХIХ – начале ХХ века. Обладая значительно большей мобильностью, нежели другие цыганские группы России, они осваивают не только регионы Центральной России, но и Урал, Сибирь и Дальний Восток. К концу ХIХ – началу ХХ века относятся и первые документальные свидетельства о пребывании данной группы в Пермском Прикамье. nДо второй половины ХХ века разные таборы цыган-кэлдэраров, сохраняя традиционный кочевой образ жизни, лишь временно находились на территории Пермского края. Только во второй половине ХХ века началось постепенное оседание кэлдэрарских таборов.

В конце советского периода в Пермское Прикамье начинают проникать и более южные (по районам традиционного расселения) группы российских цыган, избирая г. Пермь для постоянного жительства. Этническая группа крымских цыган кырымитика рома не является традиционной для региона, их появление в Пермском Прикамье происходит в 1980-е годы. В 2000-е годы наблюдался новый миграционный приток крымских цыган. На Урал крымские цыгане прибывали из южных районов России, Краснодарского края и сопредельных регионов, основных территорий расселения цыган данной этнической группы.

Таким образом, Пермский край является одной из территорий традиционного передвижения цыганских мобильных групп, а также расселения цыган. Формирование цыганских этнических групп происходит в русле общих внешних и внутренних миграций цыганского населения России. Пермский край относится к северным территориям России, что в его цыганской истории обусловило раннее появление цыган севернорусской группы – русских цыган – и значительное их численное преобладание среди других групп этноса. Формирование современной карты расселения цыганских групп на территории региона происходит только во второй половине ХХ века.nВ настоящее время на территории Прикамья отмечено проживание цыган нескольких этнографических групп, которые постоянно или достаточно долгое время живут оседло: русские цыгане (русская рома), цыгане-кэлдэрары, крымские цыгане, влахи. Кроме постоянно проживающего цыганского населения ежегодно отмечается присутствие в регионе и мобильных цыганских групп, временно пребывающих на территории Пермского края. По данным переписи 2010 года, в Пермском крае проживало 1654 цыгана. Цыганское население Прикамья, несмотря на свою относительную немногочисленность, расселено достаточно широко как в городской среде, так и в сельской местности.

В городе Перми среди постоянного населения цыгане появляются достаточно поздно. Кочевые цыганские таборы, транзитом проходящие по городу и временно останавливающиеся в его окрестностях, скорее всего, известны уже с конца ХVIII века. Первое выявленное к настоящему времени свидетельство о пребывании в окрестностях города Перми табора относится к 1841 году. В феврале этого года табор цыган был задержан полицией неподалёку от города. Табор состоял из семи семейств и включал 51 человека. При проведении дознания оказалось, что задержанные состояли в мещанском обществе города Обояни Курской губернии, что «про приговору онаго постановленному в мае 1840 года 145 человеками, составляющих более двух третей наличных домохозяев, следуют в г. Тюмень, куда намерены приписаться». Причина, которая заставила отправиться в дальнюю дорогу, была объяснена тем, что «по дороговизне хлеба в Курской губернии, не в состоянии были пропитывать там свои семейства, как равно вносить государственные подати, почему и предприняли намерение к переселению в Тюмень». Хотя аргументы выглядят вполне убедительно, однако их приводило в этот период большинство таборов, задержанных и опрошенных в Поволжье. Согласно постановлению Пермского губернского правления от 21 февраля 1841 года, задержанные цыгане были переданы в ведение Пермской палаты государственных имуществ, и было решено причислить их в сельские общества Пермской губернии. По распоряжению Палаты государственных имуществ все цыганские семьи были водворены в казённые селения Кунгурского и Пермского уездов губернии. Однако опыт водворения и расселения цыган этого табора оказался неудачным. В скором времени цыганские семьи «неизвестно куда отбыли».

Перепись населения г. Перми 1890 года не зафиксировала среди постоянных жителей города ни одного цыгана. Не отмечено цыганского населения в губернском городе и в материалах переписи 1897 года. Оседлые группы цыган формируются в Перми только в начале ХХ века. Именно в это время цыгане становятся заметны в жизни губернского города. Сохранились фотографии выступлений цыган на пермских пароходах. Чрезвычайно популярны в российском обществе в начале ХХ века цыганские хоры, их выступления проходили не только в столицах, но и в губернских и уездных городах. Видимо, такие хоры выступали и в г. Перми. Так, в 1915 году московский цыган Букур Георгиевич Михай отмечал: «Года четыре тому назад я содержал цыганский хор в Перми и других городах». К настоящему времени это единственное выявленное свидетельство о существовании цыганских хоров в Пермской губернии.

Сведения о цыганском населении г. Перми в 1920-х годах отражены в материалах Всесоюзной переписи 1926 года. В этот период в Перми проживало 32 цыгана (9% всех цыган Прикамья), из них 17 – мужчины и 15 – женщины. Видимо, в этот период в Перми проживало несколько цыганских семей. В данных о языках и грамотности отмечено, что только один был грамотным по-русски и считал его родным языком. Социальные сдвиги конца 1920-х – начала 1930-х годов повлияли и на увеличение численности цыган. В 1939 году в Перми проживало уже 45 цыган.

В послевоенный период сведения о цыганах Перми отражены в материалах Всесоюзной переписи населения 1959 года, согласно которым в Молотовской области проживал 941 цыган. Сведения по городу Перми в переписи не отражены, однако очевидно, что в городе численность цыган также должна была возрасти. Современные особенности расселения цыган в городе Перми формируются во второй половине ХХ века, особенно после реализации указа 1956 года, предписывающего цыганам вести оседлый образ жизни. Во второй половине ХХ века в г. Перми осели значительные группы русских цыган, цыган-кэлдэраров и крымских цыган. Большинство русских цыган Пермского края стали городскими жителями, наиболее значительные по численности их группы сформировались в г. Перми в микрорайонах с частной застройкой Южный, Юбилейный, Запруд, КамГЭС, Верхняя Курья, Гайва, Новые Ляды. Общая численность цыган этнической группы русская рома в г. Перми, по экспертным оценкам, может составлять от 500 до 800 человек.

Во второй половине ХХ века Пермь стала местом постоянного проживания таборов цыган-кэлдэраров. В начале 1970-х годов в городе обосновался табор цыган чичони, которые, прожив в микрорайоне Южный несколько лет, переехали в другой регион. Наиболее значительная группа пермских кэлдэраров представлена молдавской ветвью кэлдэраров и относится к родовому подразделению рувони (волка). Табор кэлдэраров рода рувони до переезда в Пермь проживал в городах Сибири – Красноярске и Актюбинске, вторая часть табора обосновалась в городе Кирове. В 1979 году в Пермь из Кирова приехала одна из цыганских семей, купив дом в микрорайоне Чапаевский. В течение некоторого времени в Пермь приехала оставшаяся часть табора из г. Актюбинска. Около 30 семей цыган начали строительство брусковых и дощатых домов в микрорайоне. Вторая часть табора в начале 1980-х годов также приехала в г. Пермь и стала строиться на окраине микрорайона Январский. Сегодня кэлдэрарские общины проживают в Перми, но в разных микрорайонах – Чапаевский и Камский Орджоникидзевского района и в Мотовилихинском районе. Кроме таборов родовой группы рувони, которые считают город Пермь своим, здесь, в микрорайоне Январский, в 2000-е годы обосновалась ещё одна небольшая группа цыган-кэлдэраров рода бобокони, включающая сегодня несколько семей. Общая численность цыган-кэлдэраров в городе составляет порядка 650–700 человек. Основной особенностью расселения цыган-кэлдэраров следует считать стремление селиться компактно всей общиной в одном микрорайоне и располагать свои дома в непосредственной близости друг от друга. Это связано, в первую очередь, с сохранением общинных институтов. Численность цыган этнической группы крымские цыгане незначительна и доходит до 50 человек, несколько семей разных родовых групп проживают в отдельных микрорайонах города Перми.

Территория Пермского Прикамья, относящаяся к северной природно-климатической зоне России, исторически не была территорией традиционного расселения цыган этнической группы влахи. Основной ареал расселения группы – Украина и сопредельные юго-восточные регионы Российской Федерации. Появление влахов в Пермском крае до начала ХХ века носило лишь эпизодичный характер. Ситуация изменяется на рубеже 1990–2000-х годов, с этого времени г. Пермь является территорией постоянного сезонного и временного пребывания влахов в регионе. В г. Пермь и Пермский край небольшие группы влахов приезжают из Ростовской области и Ставропольского края. Основное их занятие на нашей территории – торговля изделиями «под золото» – цепочками, крестами, перстнями, колечками, кулонами и др. В июне-июле группы цыган-влахов объезжают сельские южные районы Пермского края, где выставляют свои изделия на районных и сельских сабантуях.

В конце 1990-х годов в г. Перми появляются таборы среднеазиатских цыган. Остановки таборов в пригороде и окрестных районах в эти годы наблюдались в летний период. Миграционная волна цыган люли, представленных в основном выходцами из двух среднеазиатских республик – Узбекистана и Таджикистана – связана в целом с увеличивающимся в начале 2000-х годов потоком мигрантов из этих государств в Россию. Среди этнических групп цыган Средней Азии самая многочисленная известна обычно под узбекским названием люли, в таджикском языке для обозначения данной группы часто употребляется термин джуги, эндоэтноним группы – мугат. Активная миграция люли из стран Средней Азии на рубеже 1990–2000-х годов затронула многие регионы России, для большинства из них это была новая, ранее неизвестная в региональном социуме группа цыган. Наибольшее число люли прибывало в Пермскую область в 2003–2004 годах. Весной 2003 года в г. Пермь по железной дороге в товарных составах прибыло два табора средне- азиатских цыган, которые расселились в пригородных районах г. Перми вблизи железнодорожной магистрали. Общая их численность в двух таборах составила 800–1000 человек. В настоящее время цыгане-люли также появляются в Пермском крае эпизодически. Летом 2017 года, например, было отмечено временное пребывание нескольких семей.

Статистические материалы по цыганским группам обычно неполны, однако в целом отражают особенности численности и расселения народа. В 1989 году в Перми перепись учла 504 цыгана (33% от всех цыган Пермской области). В 2002 году численность цыган увеличилась до 699 человек, в 2010 году – 810 человек. Основные районы расселения в г. Перми – Орджоникидзевский, Мотовилихинский и Свердловский.

По численности цыган Пермь является лидером среди всех территорий Пермского края. Присутствие цыганского населения, а также мест его компактного расселения в условиях города требует от органов власти, учреждений образования и культуры определённого внимания к цыганской проблеме.

Общественных организаций цыган в Пермском крае, к сожалению, до настоящего времени не создано. Однако общественные инициативы и проекты на протяжении последних десятилетий реализуются регулярно.

С 1997 года ведёт свою историю цыганский ансамбль песни и танца «Ромэн» г. Перми. Его организатором и идейным вдохновителем стал Виктор Суховской, заслуженный артист России, дипломант Всероссийского конкурса исполнителей русского и цыганского романса. Сначала ансамбль назывался «Цыганские напевы», а с 2002 года – «Ромэн», в репертуаре ансамбля песни и романсы, цыганские танцы. Выступления проходят как на площадках г. Перми и Пермского края, так и России и стран Европы. Танцевальные ансамбли, песенные творческие коллективы и театральные студии работают также при образовательных учреждениях г. Перми. Из детских коллективов можно назвать лишь цыганский театральный кружок «Бахтало», работавший в школе искусств Мотовилихинского района.

Положительный опыт взаимодействия с цыганским сообществом и реализации ряда социально значимых проектов был накоплен в Орджоникидзевском районе в 2000-е годы. На базе местного совета территориального самоуправления работал квартальный комитет, занимавшийся разрешением проблем цыганского населения с привлечением наиболее уважаемых лидеров общины. В микрорайоне также работал центр досуга «Чарана», где цыганские дети ставили спектакли, занимались спортом, рисовали, готовились к школе. Сами представители цыганской общины активно участвовали в городских субботниках, на территории микрорайона в Международный день цыган проводился цыганский праздник «Котляры». Несколько грантовых проектов было реализовано советами территориального самоуправления микрорайонов с компактным проживанием цыган. В 2003 году Славянским культурным центром был реализован проект «Цыганская культура в социальном пространстве города», в рамках которого работала фотовыставка «Цыгане г. Перми», был выпущен СD-диск цыганского фольклора «Птица счастья», проведён праздник с цыганскими детьми в микрорайоне Чапаевский.

Академические исследования цыганских сообществ России проводят научные сотрудники Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, в том числе совместно с администрацией губернатора Пермского края и администрацией г. Перми. Результаты исследований представлены в серии публикаций.

В лингвистической классификации цыганский язык относится к индо- арийской группе индоевропейской языковой семьи. Единой периодизации истории цыганского языка не существует. Известный лингвист-цыганолог Я. Матрас предлагает следующую периодизацию: протоцыганский период (Proto-Romani) с момента выделения цыганского языка как самостоятельного до времени попадания предков цыган на территорию Византии; ранний цыганский (Early-Romani) – период существования цыганского языка как относительно единого на территории Византийской империи в ХI–ХIV веках. В дальнейшем, вплоть до настоящего времени, цыганский язык существует и развивается как совокупность отдельных диалектов.

В разные исторические периоды на цыганский оказали влияние языки разных народов, в ранние периоды развития языка – иранские, армянский и греческий. В дальнейшем влияние языков окружающих народов характеризует отдельные диалекты цыганского языка. Диалект русских цыган, например, испытал влияния немецкого, польского, а на более поздних этапах – значительное влияние русского языка.

Диалекты цыганского языка чрезвычайно многообразны, поэтому затруднены их систематизация и классификация. На территории России цыганский язык также представлен разными диалектными группами. К наиболее многочисленной в России группе северо-восточных диалектов цыганского языка относят русскоцыганский или севернорусский диалект этнографической группы русских цыган со всеми его региональными говорами. А также менее многочисленные диалекты литовских (литовска рома), польских (польска рома), латышских цыган (лотфитка рома), встречающиеся в северо-западных регионах России и Калининградской области. Значительное число диалектов цыган России входит в состав влашской группы, к которой относятся диалекты кэлдэраров, ловарей, сэрвов, влахов, кишинёвцев, ричаров. Крымско-цыганский диалект – единственный на территории России диалект южнобалканской группы. Диалект цыган-плащунов относят к центральной группе диалектов. Единичные представители в России этнической группы цыган-синти относятся к северо-западным диалектам цыганского языка.

В Пермском крае и г. Перми также представлено несколько цыганских диалектов – северо-восточный диалект в говорах русских цыган, кэлдэрарский диалект в его варианте говоров кэлдэраров молдавской ветви, крымско-цыганский диалект и влахыцкий диалект цыган-влахов. Формирование литературной нормы цыганского языка в СССР происходит в 1920–1930-е годы в русле общей политики развития национального образования и борьбы с неграмотностью. В 1926 году разрабатываются цыганский алфавит на основе кириллицы, принципы цыганской письменности и правописания. С 1927 года начинает выходить учебная, художественная, политическая литература на цыганском языке. В 1928 году издаётся первый цыганский букварь, в 1931 году появляется пособие по грамматике и правописанию. В основу литературной нормы цыганского языка положен севернорусский диалект. В этот период осуществлялась первая в мире образовательная программа для цыган, были созданы цыганские классы и школы с использованием родного языка, открыт педагогический техникум для представителей этого народа. В европейских странах также неоднократно предпринимались попытки формирования литературной нормы цыганского языка. Существуют проекты создания и единого цыганского литературного языка, однако при существенном диалектном разнообразии это сделать достаточно сложно. В 1990 году на IV Съезде Международного союза цыган был принят единый цыганский алфавит, однако его использование на практике ограничено.

С 1990-х годов активизируется как научное изучение цыганского языка в России, так и актуализируются вопросы изучения и преподавания цыганского языка в образовательных учреждениях, выпуск художественной, детской и публицистической литературы на цыганском языке.

При всей многонациональности современного города, пожалуй, только цыганку этнографической группы кэлдэрары мы можем безошибочно узнать на улице по её костюму. Именно костюм цыган этой группы стал символом цыганской национальной одежды в представлении других народов. Традиционный костюм кэлдэраров исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды, хотя нужно отметить, что, как и любой комплекс национального костюма, он претерпел длительный генезис и полностью сформировался только к концу XIX века. Мужской костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкой. На его формирование оказала влияние венгерская национальная одежда. Мужской костюм к настоящему времени давно уже утратил этнический колорит и мало чем отличается от современного городского костюма. Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность.

Основу женского костюма составляет традиционная юбка рротя. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается. По представлениям цыган, нижняя часть женского тела является нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Обычай не разрешал надевать её через голову. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.

Поверх юбки надевается фартук кэтрынцы, закрывающий разрез несшитой юбки и нейтрализующий её «нечистость». Фартук представляет собой прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. Раньше юбка и фартук обязательно были из ткани разной расцветки. В современном костюме фартук и юбка чаще выполняются из одного материала. Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время произвольного фасона. Традиционная причёска и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари ещё можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы. Поверх кос надевается косынка дикхло или поша – традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, её концы закручиваются. Праздничные дикхло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а раньше к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты. В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Несколько отличался традиционный костюм невесты. Раньше обычный костюм лишь дополнялся венком из восковых белых цветов с фатой, к венку часто прикрепляли разноцветные ленты и цветы из бантов. Сегодня цыганскую невесту, так же, как и всех невест, одевают в белое платье с фатой.

Одежда других этнографических групп цыган, проживающих в г. Перми в меньшей степени сохранила этническую специфику. У русских цыган комплекс женского костюма включал рубаху (гад) и юбку (индырака). Элементом повседневного костюма был и фартук (вартуха, фартуха), надеваемый поверх юбки. Дополнительным атрибутом женского костюма мог служить карман (кисето), выполненный отдельно и надеваемый поверх юбки, но под фартук. В обычае было использование нескольких юбок, надеваемых одна на другую, особенно в зимнее время.

Характерные особенности имела и традиционная прическа. Обычно в прошлом девушки и женщины носили косы. При этом девушкам разрешалось носить волосы непокрытыми, а косы не укладывать в причёску. Во время свадьбы невеста покрывала голову платком, что подчёркивало её статус замужней женщины. Женщине уже не принято было появляться с непокрытой головой, она обычно надевала платок или косынку. Традиция покрывать голову сохраняется и в настоящее время. Однако сегодня женщины не заплетают и не укладывают косы, а закручивают волосы в култышку, поверх которой надевается платок или косынка. Дополнением к женскому костюму служили большие платки и шали, которые обычно набрасывали на плечи.

Традиционный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Цыгане надевали рубаху-косоворотку, которую носили навыпуск, подпоясав ремнём или кушаком. Поверх рубахи могли носить жилеты и пиджаки. Мужской обувью считались сапоги. Также необходимым атрибутом мужского костюма ранее был кнут, который носили, заткнув за кушак.

Кулинарные традиции цыган складывались в течение длительного времени под влиянием окружающих народов, с которыми разным цыганским группам приходилось контактировать за время миграций. Кулинарные традиции восточнославянских народов – русских, белорусов и украинцев, по территории расселения которых проходили основные маршруты цыганских кочеваний, сыграли определяющую роль в формировании системы питания русских цыган. Многие блюда были заимствованы и стали восприниматься как исходные – традиционные. Система питания и обычаи приготовления пищи у цыган-кэлдэраров складывались ещё до их миграции в Россию из ареала формирования этнографической группы, поэтому многие цыганские блюда очень похожи на те, которые известны другим народам современной Румынии, Венгрии и Молдавии.

В прошлом кочевая жизнь регламентировала как выбор блюд, так и способ их приготовления. Весной и летом во время кочевий вся пища готовилась на костре. В период зимовок в деревнях пищу готовили в русской печи. При кочевой жизни продукты питания, как правило, приобретались у соседнего населения, а в советское время – на рынках и в магазинах.

В повседневном рационе русских цыган обязательно присутствовали супы и мучные изделия. На мясном бульоне готовили супы самые разнообразные. Русские цыгане варили борщ – барщо, его называют главным блюдом кухни русских цыган. Традиционный барщо готовят на мясном или чаще всего на курином бульоне, с чесноком, картофелем, квашеной или свежей капустой и томатами. В летнее время варили суп из щавеля – шутлага, его заправляли яйцами и картофелем. У кэлдэраров в повседневной жизни супы готовили не часто. Определённое место в будничном рационе питания русских цыган отводилось кашам. Больше были распространены пшённая, гречневая, перловая. У кэлдэраров традиционной считается каша, приготовленная из кукурузной муки.

В кочевом прошлом для приготовления любой выпечки использовалось пресное тесто. У русских цыган из него стряпали традиционные цыганские пирожки с мясом, капустой или картошкой. Популярны были также лепёшки, в летнее время они заменяли хлеб. У цыган-кэлдэраров из хлебных изделий также были распространены пресные лепёшки – боколя, которые готовились на сковороде. Боколя делают и в настоящее время, они обязательно присутствуют на поминальном столе.

Традиционным цыганским пирогом считается сэвияко – сладкий пирог. Без него не обходится ни одно праздничное застолье. Обязательным считается его приготовление на праздники Рождества, Пасхи, Петрова дня.

Блюд из картофеля в цыганской кухне не так много. Картофель запекали целиком, жарили с грибами, использовали в качестве начинки для пирогов. Его подавали с мясом или курицей, как правило, выкладывая на большом блюде. У цыган-кэлдэраров подавать картофель и курицу к праздничному столу не принято. Существует также ряд случаев, в которых человеку запрещается употребление мяса, курицы, куриных яиц, рыбы. Как правило, такие ограничения связаны с мифологическими представлениями. Одним из главных ингредиентов традиционных как повседневных, так и праздничных цыганских блюд является мясо. Строгих ограничений на употребление разного вида мяса у цыган не имеется. Однако наиболее излюбленным считается свинина. Выбор свинины для приготовления мясных блюд обусловлен, с одной стороны, практической возможностью откорма данного животного в кочевых условиях, плодовитостью, с другой – пищевыми предпочтениями. Разведение в прошлом свиней в таборе у русских цыган также повлияло в дальнейшем на предпочтения в выборе домашнего скота для частного хозяйства и сохранение привычного мясного рациона.

У русских цыган из мясных блюд наиболее популярным было обжаренное на сковороде мясо. Самым любимым мясным блюдом кэлдэраров считаются голубцы – сармали, которые готовятся из капустных листьев с начинкой из мяса, рубленного кусочками, с добавлением других компонентов. Для приготовления традиционных цыганских голубцов необходимы листья солёной или подсоленной капусты. У цыган-кэлдэраров в летнее время на праздники готовят блюдо из овощей – лутика. Для её приготовления свежие перцы, баклажаны, помидоры пекут на углях, после чего их промывают и снимают шкурку. Готовые овощи нарезаются крупными кусочками, к ним добавляются лук, листья петрушки, укроп, перец, огурцы, после чего все перемешивается и заправляется маслом. Блюдо подаётся в холодном виде. Обязательно его готовят в Петров день.

Традиционным напитком русских цыган как в дороге, так и во время зимних постоев был чай. По этому поводу цыгане отмечают: «Чай у нас совсем со стола не сходит», так как пили его часто. Заваривали как покупной чай, так и собранные и высушенные травы (зверобой, смородиновый лист). Первым делом, когда приходили гости, ставили самовар. Чай из самовара является обязательным угощением. По воспоминаниям стариков, когда табор останавливался и раскидывал шатры, первым делом готовили чай. В традиции кэлдэраров чай никогда не подаётся «пустым», в него всегда добавляют свежие или сушёные фрукты и ягоды.

Православные традиции регламентировали употребление в пищу тех или иных продуктов. Во время постов из пищи исключались мясные и молочные блюда. Праздничная же кухня, в отличие от будничной, наполнена большим разнообразием мясных блюд и выпечки. Сами цыгане говорят, что на праздник «стол должен быть полным».

В последние годы цыгане используют и современные способы приготовления пищи. В праздничной и повседневной кухне сегодня наряду с традиционными цыганскими блюдами стали популярными различные салаты, готовые колбасные и мясные изделия, макароны. При этом новые блюда не вытесняют старые, а органично включаются в повседневное и праздничное меню.

В настоящее время большинство этнических групп цыган Западной и Восточной Европы исповедуют христианство. По мнению исследователей, христианство распространяется среди цыган в византийский период их истории.

Ислам характерен, прежде всего, для цыганских групп Передней и Центральной Азии, Северной Африки и Южной Европы. Большинство цыганских этнических групп России – православные христиане. Ислам – традиционное вероисповедание крымских и среднеазиатских цыган. Конфессиональные традиции российских цыган, христианские и мусульманские, имеют существенные особенности в каждой этнической группе. Русские цыгане представляются одной из наиболее воцерковленных групп цыган России. Обычай предписывает обязательное совершение ритуалов крещения, венчания и отпевания. Посещение храма считается обязательным по большим праздникам – в Рождество, Крещение, Пасху и другие.

Наряду с христианскими православными сохраняются и традиционные дохристианские верования.

Цыгане-кэлдэрары России – православные христиане. Православными они были уже на старой родине – в Юго-Восточной Европе. У кэлдэраров при слабом взаимодействии с церковными институтами большое место отведено народным формам православия. Так, в случае невозможности провести крещение детей в храме обряд проводил кто-либо из стариков: «Там нету церкви, а крестить надо. Есть старуха, как я, например. Я много людей крестила… А нету батюшки, и приходят ко мне и скажут: “Бабка, пойдём крестить его”… Икону берём с собой большую… кладём там у воды, освящаем воду... Молитву читаем, несколько строчек. Потом берём водичку, наливаем на его лицо, на его глаза, моем. Всё, он крещёный. И говорим по-нашему: “Чтобы он был счастливый, чтобы он сто лет жил, чтобы он был богатый, чтобы был здоровый навсегда”. Счастье, добро желаем. Наша бабушка, прежде чем крестить, чертей сначала по-цыгански отгоняла».

Ритуалом «народного православия» можно считать и обычай обхода табора в случае рождения ребёнка. Как и многие народы, цыгане считали родившую женщину нечистой. Через несколько дней после родов совершался ритуал очищения роженицы и других членов табора. Бабушка, принимавшая роды, или старшая родственница роженицы, или свекровь готовили святую воду.

Для этого в ведро воды помещали небольшую медную или деревянную икону, крест. Этой водой обмывали роженицу, ребёнка. После этого невестка или свекровь обходили весь табор: «Весь табор надо обходить... Надо брызгать всех священной водой. Заходят в дома и брызгают людей, чтобы знали, что в таборе ребёнок родился. Они желали счастья, здоровья ребёнку и его родителям». Христианские сюжеты и ритуалы у цыган-кэлдэраров тесно переплелись с древними дохристианскими представлениями.

Православными являются и другие этнические группы цыган России – влахи, кишинёвцы, сэрвы.

Крымские цыгане – мусульмане. Дискуссионным остаётся вопрос о времени принятия ислама крымами. Одни исследователи считают, что это могло произойти после прихода предков современных крымов на Крымский полуостров, другие – что это произошло на Балканах в период Османской империи. Предполагается, что ранее предки крымов исповедовали христианство, следы которого сохранились в календарной обрядности. Мусульманами являются и среднеазиатские цыгане. Как и другие народы Средней Азии, цыгане – сунниты. В их традициях совершение по канонам ислама ритуалов – имянаречения, обрезания, совершения никох на свадьбе, они придерживаются поста в месяц Рамазан, по мусульманским традициям совершают похороны.

Православные праздники стали основой традиционного народного календаря большинства групп цыган России, в том числе русских цыган и кэлдэраров. В календарной обрядности русских цыган при этом много общего с традициями восточнославянского населения, у кэлдэраров – народов Юго-Восточной Европы.

Одним из главных праздников народного календаря цыган названных групп является Пасха – Патради. Накануне, в субботу, начиналась подготовка к ней. У русских цыган Прикамья суббота накануне Пасхи называлась Красильной субботой – Красильно дывэс [букв.: Красильный день], получившей своё название от обычая красить яйца в этот день. Среди пасхальных традиций русских цыган – обычай посещать православный храм, участвовать в крестном ходе. Обязательным атрибутом праздника были куличи и крашеные яйца. Утром в праздник обменивались пасхальными яйцами и поздравляли друг друга. В Пасху накрывался большой праздничный стол, в этот день было принято ходить в гости к родственникам и знакомым. Пасхальные гостевания проходили обычно в течение трёх дней, хотя вся неделя после Пасхи считалась праздничной. У кэлдэраров на Пасху совершался ритуальный обход домов с пожеланиями счастья и благополучия. На второй день Пасхи крестники дарили подарки своим крёстным.

Вторник через неделю после Пасхи – Радуница, Маленькая Пасха – Цигни Патради отмечался как поминальный день. В этот день принято ходить на кладбище и посещать могилы умерших родственников.

Праздник Троицы также отмечается как кэлдэрарами, так и русскими цыганами. У русских цыган среди троицких обычаев – приносить в дом берёзовые ветки, расстилать на полу луговые травы. Цыгане-кэлдэрары называют Троицу Ррусаля, Сэрбэтори, Патринеско дес (день листа) и также украшают жилище ветвями деревьев. Троица не считалась большим праздником, поэтому широких гуляний и застолий во время праздника не проводили. Обычно его отмечали в семейном кругу, накрывали небольшой праздничный стол.

Летний праздник Петров день (12 июля) – Син Петри (букв.: Святой Пётр) отмечается цыганами-кэлдэрарами как один из наиболее значимых годовых праздников. До Петрова дня распространялся запрет на употребление в пищу овощей, ягод и фруктов нового урожая. Праздник Петров день отмечался лишь один день, к обеду накрывались столы, на которых обязательно присутствуют ягоды, фрукты, свежая картошка и капуста.

Среди зимних празднично-обрядовых циклов главное место отведено Рождеству и Святкам. К Рождеству у русских цыган накрывали праздничный стол, существовал обычай обходить дома родственников и знакомых с поздравлениями. При этом строго соблюдали обычай, согласно которому первым гостем в доме должен быть мальчик или мужчина. Обычай предписывал в Рождество посещать службу в храме. Среди святочных ритуалов русских цыган – многочисленные гадания о замужестве, ряженье, обычно проводимое на Старый Новый год, с 13 на 14 января. Завершал святочный цикл праздник Крещения, на который совершали освящение воды. Святая крещенская вода наделялась многими целительными и охранительными свойствами. У кэлдэраров период Рождественского поста в прошлом считался особым – временем рассказывания сказок. Одно из цыганских названий этого периода Каляды. В это время весь табор собирался в один из домов и слушал старинные сказки. Празднование Рождества Кречуно продолжалось несколько дней. В прошлом только накануне праздника ставили и украшали в домах ели и сосны, сейчас их ставят к Новому году. Вечером накануне Рождества совершался ритуальный обход домов с исполнением особых поздравительных песен Колинда. Утро Рождества начиналось с поминовения умерших. Ближе к полудню совершался главный ритуальный обход домов с поздравлениями с праздником и пожеланиями счастья и здоровья. После обеда все собираются в домах родственников, знакомых, начинается праздничное застолье, которое также не обходится без песен и танцев.

В цикле календарной обрядности цыган-кэлдэраров есть праздники, почитание которых избирается отдельными семьями и носит обетный характер. Обычно обет отмечать праздник берут в случае болезни ребёнка или взрослого. Среди календарных праздников, которые выбираются и посвящаются детям, чаще всего отмечается праздник Успения Пресвятой Богородицы – Свынта Мария (28 августа). Среди других возможных календарных дат называют также Троицу, праздники Новый год и Спасов день, Яблочный Спас (19 августа), а также Петров день (12 июля), Николин день, весенний и зимний (22 мая и 19 декабря). В семьях, в которых отмечают эти праздники, накрываются столы, приходят родственники и знакомые, поздравляют, желают счастья и здоровья.

Крымские цыгане – мусульмане, однако наряду с исламскими праздниками, в их народном календаре присутствует Старый Новый год Йилбашы. На праздник совершались обходы и исполнялись поздравительные песни. Важный поминальный день у цыган-крымов – Патради, Пасха, которая отмечается в пятницу перед христианским праздником.

Календарная обрядность у цыган и в настоящее время составляет один из значимых компонентов этнической культуры. И сегодня многие праздники традиционного календаря продолжают бытовать в цыганских таборах. В то же время в ХХ веке появились и новые, вошедшие в праздничную культуру, как, например, Новый год, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января. Праздники народного календаря, утратив многие обрядовые стороны, продолжают выполнять этнообъединяющую функцию, а традиции гостевания, ритуального обхода домов, совместного застолья поддерживают родственные и социальные связи.

Семья – один из важных социальных институтов цыганского общества. Среди семейных обрядов особое значение имели обычаи, связанные с рождением ребёнка, свадебной обрядностью, похоронно-поминальным циклом. У кэлдэраров важным ритуалом было и выделение женатого сына из дома родителей.

Свадебные обряды цыган имели различия в разных этнических группах. У русских цыган свадьба начиналась со сватовства. Главным его атрибутом становилось «древце» – украшенная лентами, монетами или бумажными деньгами ветка дерева. Сваты в дом невесты никогда не приходили с пустыми руками, кроме древца, приносили с собой угощение. Обязательно мёд и масло – символы счастливой и благополучной жизни. В сватовстве участвовали не только жених и его ближайшие родственники, но и «авторитетные» старейшины рода. Если согласие от невесты и её родителей было получено, родители невесты принимали привезённые подарки, и начиналось праздничное застолье.

Следующим важным этапом в свадебной обрядности русских цыган считался девичник, который проводился в доме невесты. От него зависела и длительность собственно свадьбы, которая должна была проходить в доме жениха столько же дней, сколько и девичник в доме невесты. После девичника невеста уезжала в дом жениха, где проводили вторую часть свадебного обряда – собственно свадьбу. Поезд со свадебжанами отправлялся в дом жениха на украшенных повозках. Центральным эпизодом свадебного обряда становилась проверка «честности» невесты. На празднике накрывается два стола – мужской и женский. Сегодня обычно столы для свадебного пира устанавливаются П-образно: впереди, во главе стола, сидят жених с невестой. Главным на современной свадьбе становится ритуал поздравления молодых и дарения им подарков. Завершающими в цикле свадебной обрядности были обычаи гостевания молодых у родителей невесты и её родственников, которые проводили через некоторое время после свадьбы.

У кэлдэраров свадьба также начиналась со сватовства. Брать невест старались в других городах, в соседних таборах, хотя заключались браки и внутри табора. Будущий жених, как правило, не участвовал в выборе невесты. Родители выбирали её по своему усмотрению, при этом учитывали зажиточность семьи, красоту и трудолюбие невесты. Обязательный атрибут сватовства у кэлдэраров – плоска. Плоской сегодня называют бутылку шампанского, на которую привязывались красная ленточка и золотая монетка: «Если бутылка принимается – свадьба состоится». Монету с ленты невеста иногда надевала на шею в знак того, что она просватана.

Следующий этап свадебной обрядности, собственно свадьба, начинался в доме невесты на следующий день после сватовства или с небольшим перерывом на подготовку. Для сбора подарков выносился большой поднос, накрытый платком. Дарили деньги, золотые монеты, кольца, серьги.

Свадебный пир обычно продолжался до трёх дней. Все дни свадьбы проходили в праздничном застолье. Мужчины и женщины сидели за разными столами, часто в разных комнатах. Утром следующего дня невесте меняли прическу, что означало переход из одного социального статуса в другой. На второй день свадьбы все гости «дарили» молодых.

Одна из особенностей традиционных семейных праздников и обрядов цыган – бытование их в активной форме до настоящего времени. По-прежнему традиционный характер сохраняют цыганская свадьба, похоронно-поминальная обрядность, обычаи отделения взрослого сына и другие.

В настоящее время функционируют как международные, так и российские общественные институты и организации цыган. Первые общественные организации цыган в России были созданы в 1989 году – это секция цыганской культуры при Российском фонде культуры и Московское цыганское культурно-просветительское общество «Романо кхер». В 1990 году общество «Романо кхер» вступило в Международный союз цыган, основанный ещё в 1971 году. Теперь дата открытия I Всемирного конгресса цыган 8 апреля 1971 года отмечается ежегодно как Международный день цыган во всём мире.

В России действует общественная организации под названием Федеральная национально-культурная автономия цыган. Речь, разумеется, идёт об автономии культурной, которую не стоит путать с автономией территориальной. Новое образование не дает цыганам права на собственный кусок земли, но закрепляет за ними права малого народа.

Эта общественная организация в 2021 году выполнила важный проект под названием «Поддержка занятости цыганского населения России через обучение профессии и предпринимательству». Требовалось отобрать 25 самых достойных человек из цыганской молодёжи для участия в этом проекте. Их удалось найти в процессе общения с цыганскими семьями, а также благодаря информации, размещенной в социальных сетях. Работа велась совместно с Институтом Опережающего образования, которые находится в Екатеринбурге и по праву считается лидером по предоставлению образовательных технологий в области дополнительного и профессионально-технического образования на Урале.

В проекте участвовали в основном девушки. Их заинтересовали такие отрасли: индустрия красоты (визажист, бровист ногтевой сервис и др.), а также профессии кулинарной направленности – пекари, кондитеры. Многие планируют заниматься кондитерским делом на дому. Среди молодых парней, принявших участие в проекте, было востребовано нужное в современном бизнесе направление – логистика, а также профессии, связанные с управлением спецтехникой – погрузчиками и пр. Участники проекта по окончании своего обучения получили сертификаты и другие подтверждающие документы для трудоустройства. Это лишь один из примеров деятельности Федеральной национально-культурной автономии цыган.

В Москве действует городской союз цыган. Его основная задача – обеспечение социально-правовой помощи цыганам, представителям небольших общественных цыганских организаций. Кроме того, в нашей стране и странах – бывших советских республиках – работают такие общественные организации цыган: Центр содействия развития цыганской культуры (г. Пенза), «Совет Дягилевских Цыган» (г. Рязань), «Цыгане Великого Новгорода», «Нэво Дес» (г. Белгород), Ассоциация ромов стран Балтии и СНГ «Амаро Дром», Национально-культурное общество цыган «Ромэн», г. Харьков. Кстати, проблемами цыган занимаются специальные исследовательские центры при Гринвичском университете в Англии и при Сорбонне в Париже. Во многих странах существует профессия «инспектор по делам цыган».