Чуваши Перми: история и культура
Чуваши – один из тюркских народов Поволжья. Самоназвание народа чăваш. В русских летописях этноним «чуваш» впервые упоминается в 1469 году. Существует множество разных гипотез происхождения этнонима. Его связывают с названием одного из родственных булгарам племён – сувар, или суваз, суас. Название народа объясняют конфессионимом çăваç, которым в золотоордынский период называло себя сельское булгарско-чувашское население, придерживающееся языческих верований. Согласно гипотезе английского востоковеда Д. Клоусона, название «чуваш» является поздней формой старого племенного названия «тавгач», исторических тавгачей, основавших династию Вэй в северном Китае.
Относительно происхождения чувашей в настоящее время в науке высказано несколько точек зрения. Некоторые учёные проникновение тюркского компонента в Поволжье относят к I тыс. до н. э. и связывают его с носителями ряда археологических культур, обозначая добулгарским тюркоязычным населением. Основываясь на этих доводах, можно сделать вывод, что основу чувашей составил древний добулгарский тюркский компонент региона. Другие исследователи отмечают, что до середины I тыс. на Средней Волге и в Прикамье тюрков не было, их массовое проникновение происходит не ранее последних столетий I тыс. н. э. и связано с булгарами. Концепция булгарского происхождения чувашей получила наибольшую поддержку и развитие в трудах исследователей. Согласно ей предки чувашей – тюркские племена булгар, проникшие в Поволжье в VII–VIII веках из северокавказских и приазовских степей. На территории Поволжья предки чувашей активно взаимодействовали с местными финно-угорскими племенами, в том числе ассимилировали некоторую их часть.
Согласно третьей концепции, которая в настоящее время почти не находит сторонников, основу чувашей составили местные финно-угорские племена, испытавшие значительное влияние тюркского (булгарского) населения. Развитие предков чувашей происходило в рамках нескольких государственных образований – Волжской Булгарии (VIII в. – 1235), Золотой Орды (1236–1444), Казанского ханства (1445–1551).
В 1551 году чувашские земли вошли в состав Русского государства. В начале ХХ века в чувашской среде формируется интеллигенция, выступающая за идеи национально-культурной консолидации чувашского народа. Силами энтузиастов в 1905– 1907 годах в Казани издавалась газета «Хыпар» («Весть»), однако в 1907 году она была закрыта. После революции 1917 года чуваши принимали активное участие в национально-культурном движении народов Поволжья. 20–28 июня 1917 года в Симбирске состоялся I Общечувашский съезд. Его участниками стали около 700 представителей всех волостей с чувашским населением Поволжья и Приуралья. Съезд учредил «Чувашское национальное общество» с отделениями в Симбирске, Чебоксарах, Цивильске. Большевики, придя к власти, начали проводить собственную политику в национальном вопросе.
6 марта 1918 года при Казанском губернском совете создается Комиссариат по чувашским делам, а 18 мая 1918 года создается Чувашский отдел при Наркомнаце РСФСР. С 1918 года рассматривались разные проекты создания чувашской автономии. К концу 1919 года Чувашским отделом Наркомнаца был подготовлен «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу», а 24 июня 1920 года на основании декрета ВЦИК и Совнаркома в РСФСР было провозглашено образование Чувашской автономной области, которая 21 апреля 1925 года была преобразована в Чувашскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР. Согласно закону Чувашской ССР от 13 февраля 1992 года регион получил новое название – Чувашская Республика. Традиционно принято выделять основные этнографические группы чувашей – верховые (вирьял, тури, кай енчи) на севере и северо-западе, средненизовые (анат енчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые чуваши (анатри, мал енчи) на юге Чувашии и за её пределами. Общая численность чувашей России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляла 1 435 872 чел.16 По сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность чувашей, как и всего населения страны, сократилась – на 201 222 чел. Большая часть этноса проживает в Республике Чувашия (в 2010 году – 814 750 чел., или 67,7% населения региона), Татарстане (116 252 чел.), Башкортостане (107 450 чел.), Ульяновской (94 270 чел.) и Самарской (84 105 чел.) областях. Значительные диаспоры сформировались также на Украине и в Казахстане. Несмотря на высокие темпы урбанизации, у современных чувашей сельское население незначительно преобладает над городским (731 648 против 704 224 чел.).
С 1992 года в России зарегистрирована и действует межрегиональная общественная организация «Чувашский национальный конгресс», объединяющая в рамках своей деятельности национально-культурные общественные объединения чувашей. В конгресс входят более 80 организаций, созданных в субъектах Российской Федерации и в шести зарубежных странах.
Пермское Прикамье не является территорией этногенеза и ранних этапов этнической истории чувашского народа. Чувашское население в регионе в разные исторические периоды было представлено переселенцами с основной территории проживания этноса в Поволжье. Миграции чувашей в Пермское Прикамье характерны для ХVII–ХХ веков. Они носили периодический и волнообразный характер, каждая переселенческая волна была вызвана определённым комплексом причин и имела свои особенности.
Первые сведения о чувашах в Пермском Прикамье относятся к ХVII веку. На фоне значительной миграции чувашей в этот период в более южные регионы Приуралья происходило проникновение отдельных групп переселенцев и в южные районы Пермского Прикамья. В ХVII веке чуваши осваивают поречье Сылвы и Ирени. Переписные книги 1678–1679 годов Д. Жукова и П. Ахматова отразили в Кунгурском уезде сложный и полиэтничный состав населения, который проникновение отдельных групп переселенцев и в южные районы Пермского Прикамья. В ХVII веке чуваши осваивают поречье Сылвы и Ирени. Переписные книги 1678–1679 годов Д. Жукова и П. Ахматова отразили в Кунгурском уезде сложный и полиэтничный состав населения, который включал татар, марийцев, удмуртов и чувашей, а также русских. Чуваши в поречье имели 10 юртов с мужским населением в 20 человек. Чуваши проживали в татарских деревнях Старая Карьева, Байсино, Уразово, Копчиково, Екпердино, Телес. В «Переписной книге ясачных и оброчных татар, черемисов, вотяков, чувашей Кунгурского уезда 1704 г» зафиксировано восемь чувашских семей, расселённых в двух этнически смешанных поселениях. Как видим, число чувашских юртов в уезде сократилось. А в переписях 1719 и 1725 годов чувашское население на этой территории уже не было зафиксировано. В настоящее время лишь в исторических преданиях пермских татар и башкир сохранились сведения о присутствии чувашей в этом регионе и их участии в этнических процессах.
Вторая половина ХIХ – начало ХХ века – начало нового этапа активной миграции чувашей из Поволжья на восток, в районы Урала и Сибири. Причинами миграционного движения в этот период стали безземелье и малоземелье в районах традиционного расселения, высокая плотность населения, сокращение лесных массивов. Первая перепись населения Российской империи 1897 года отметила в Пермской губернии незначительное число чувашей – 67 человек, большая часть из которых проживала в Пермском уезде.
Формирование нескольких чувашских посёлков и хуторов в Пермском Прикамье в начале ХХ века связано с деятельностью Крестьянского поземельного банка. Чувашские крестьяне осваивали Сивинское имение Крестьянского поземельного банка в Оханском уезде Пермской губернии. Переселенцы из Чебоксарского уезда обосновались на участке № 215. Переселенческий посёлок известен также как Чебоксарское товарищество. Переселенцы были выходцами из Чебоксарского уезда Казанской губернии, Чебоксарской и Покровской волостей, в том числе деревень Вурман и Большие Ильбеши.
Второй участок Сивинского имения, на котором обосновались чуваши, – № 180. На нём поселились выходцы из Янгильдинской волости Козмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1926 году в Сивинском районе Пермского округа Уральской области находилось 12 чувашских хуторских поселений, в двух хуторах чуваши проживали с другими народами. Общая численность чувашей в этих хуторах составила 68 человек.
Второй район Прикамья, который осваивается чувашами в этот период, – Богородская волость Красноуфимского уезда (территория современного Октябрьского района Пермского края). Чувашское население Богородской волости, зафиксированное с 1911 года, прибыло из разных уездов Казанской губернии: Чебоксарской волости Чебоксарского уезда, в том числе из деревни Соляной, Чурачинской (Чуратчинской) волости Цивильского уезда, Цивильской волости Цивильского уезда. К 1928 году в этом районе Прикамья отмечено несколько посёлков и хуторов, в которых проживали чуваши. Общая численность чувашского населения в этих посёлках составила 140 человек.
Таким образом, начало ХХ века – период второй миграционной волны чувашского населения в регион. В этот период формируются два ареала компактного сельского расселения чувашей в Оханском и Красноуфимском уездах.
Перепись 1920 года отметила в четырёх округах Уральской области 492 чуваша, что составляло 0,03% от общей численности населения края. Из них в Кунгурском округе – 389 человек, Верхне-Камском – 29 человек, Пермском – 66 человек, Сарапульском – 8 человек – округах. К Всесоюзной переписи населения 1926 года численность чувашей возросла и составила 734 человека, из которых 524 – в Кунгурском округе.
Активная миграция чувашей в Прикамье начинается во второй половине 1920-х годов, когда для реализации планов по промышленному освоению Урала в рамках первой пятилетки было принято решение организовать массовое переселение жителей из беднейших районов Поволжья на Урал и в Сибирь. Принятый Пятилетний перспективный план переселенческих мероприятий на 1928/1929 – 1932/1933 годы подразумевал переселение 5500 семей из Татарской и Чувашской АССР и Белорусской ССР в Уральскую область. Для переселенцев были созданы земельные фонды на малообжитых территориях Троицкого и Тагильского округов.
Переселенческая кампания дала импульс развитию ходачества, когда из деревни-донора при участии местных земельных органов приглашали представителей (ходоков), которые выезжали на предлагаемые для жизни места с целью осмотра участков. Ходоки получали специальные свидетельства, дающие право на выбор земельного участка и льготный проезд на железнодорожном транспорте. Ходачества организовывались в зимний период, чтобы весной уже можно было осуществить переезд семей и хозяйств. Однако переселенческая кампания не была реализована в полной мере. Получая переселенческие документы, жители Чувашской республики вместо переселения на пустующие земли Троицкого и Тагильского округов устремились в Сарапульский округ, на территорию современного Куединского района, где уже проживали чуваши, и устраивались жить там. Чувашей-переселенцев приняли несколько районов Сарапульского округа Уральской области (современные южные районы Пермского края) – Больше- усинский (Усинский) район, в котором переселенцы отмечены в деревнях и сёлах Батманы, Большая Уса, Большие Кусты, Бормист, Верх-Дойная, Верхняя Барда, Верхний Тымбай, Дойная, Киловка, Китрюм, Коровино, Пантелеевка, Семёновка, Чиганда (большая часть населённых пунктов ныне входит в состав Куединского района, часть – Чайковского и Еловского районов); Еловский район – в деревнях и сёлах Тойкино, Барановка, Плишкари, Мельничная, Большая Талица, Большие Коптелы; Чернушинский район. Особенность переселенческого движения этого периода – вселение чувашей в уже существующие русские населённые пункты региона.
21 мая 1929 года Уралоблисполком проинформировал Наркомзем, что фиксируется резкое увеличение «случаев самовольного переселения из Чувашской АССР в Уральскую область, причём движение это идёт не только в округа, открытые для переселения, но и в округа, совершенно не имеющие свободных земель, в частности, в Сарапульский округ». Власти Чувашской республики и Уральской области даже принимали совместные меры по препятствованию стихийной миграции, однако она продолжалась до середины 1930-х годов. Одной из причин миграции была и попытка спастись от сплошной коллективизации. Не желая отдавать своё имущество колхозу, крестьяне предпочитали продавать его, перебираться на новые земли и создавать индивидуальные хозяйства. Результаты миграции чувашей в Прикамье в конце 1920-х – начале 1930-х годов видны по итогам переписи населения 1939 года. Численность чувашей Прикамья на тот момент составляла 8821, что в 12 раз больше, чем в 1926 году. При этом доля говорящих на чувашском языке в общем количестве чувашей была 86,6%.
Новая волна миграции чувашей с территории Чувашской АССР началась в послевоенный период, когда в стране активно шла переселенческая кампания, в ходе которой население густонаселённых районов агитировалось к переезду в лесные и лесостепные зоны РСФСР, в том числе в Молотовскую (Пермскую) область. Основными принимающими предприятиями в Прикамье были комбинаты «Молотовлес», «Чусовлес» и «Комипермлес», занимавшиеся заготовкой древесины в северных и восточных районах Молотовской области.
Послевоенный период, особенно 1950-е годы, стал временем нового миграционного притока чувашей с территории Поволжья в Пермское Прикамье. Переселение 1950-х годов можно считать четвёртой и последней массовой миграционной волной чувашского населения в регион. Миграции этого периода были связаны с политикой привлечения трудовых ресурсов в Молотовскую область и проводимой переселенческой кампанией в регионах страны. Чувашская АССР была одним из регионов, закреплённых за Молотовской областью для осуществления переселенческой политики. Согласно данным переселенческого отдела Молотовского облисполкома, только в 1951 году в область было переселено 210 семей из районов Чувашской АССР. Всего в период с 1951 по 1955 год в Молотовскую область для работы приехало 7872 чуваша. К концу 1950–х годов в Прикамье сложились основные места компактного проживания чувашей. Многие осели в развивающихся промышленных городах (Губаха, Березники, Пермь), но основная часть поселилась в Усинском и Еловском районах Пермской области – в деревнях и сёлах Дойная, Большая Уса, Большие Кусты, Пантелеевка, Малые Кусты, Пруды, Батманы, Дубленёвка, Коровино. В дальнейшем серьёзных миграций чувашей на территорию Пермского Прикамья не фиксировалось. Итоги переселенческой политики 1950-х годов отразили данные переписи 1959 года, со времени последней переписи 1939 года количество чувашей Пермского Прикамья увеличилось в 1,73 раза и составило 15 293 человека, или 0,51% от численности населения Пермской области. Перепись 1959 года показала наибольшую численность чувашского населения в Пермском Прикамье за весь период ХХ века. Перепись 1970 года отметила 13 489 чувашей, или 0,45% от населения области. Всесоюзная перепись населения 1979 года показала дальнейшее сокращение числа чувашей на 13,6%, их численность составила 11 661 человек. В 1989 году в Пермской области проживало 10 765 чувашей. Главными причинами демографического спада в этот период явились ассимиляционные процессы в условиях дисперсного расселения, отсутствие новых миграционных потоков, приводивших в предыдущие годы к увеличению численности народа. По данным переписи 2010 года, в Пермской области проживали свыше 4700 чувашей. Во врем предыдущей переписи этот показатель составлял примерно 7 тысяч человек.
Что касается чувашей в Перми, то в городе они появились достаточно поздно. В материалах Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в Перми был записан 1 мужчина чуваш. О нем известно, что он был грамотным.
В 1926 году в Перми проживало только 14 чувашей – 11 мужчин и 3 женщины. Для 8 из них (7 мужчин и 1 женщина) родным языком был чувашский, для 5 (3 мужчины, 2 женщины) – русский, 13 (12 мужчин и 1 женщина) были грамотны, в том числе 4 мужчины – на чувашском языке. В 1939 году в связи с начавшейся урбанизацией и миграцией чувашей в Прикамье их численность в г. Перми увеличилась до 289 человек, или 3,3% от чувашей области.
О жизни и деятельности чувашей в Перми в 1920–1930-е годы практически ничего неизвестно, однако в источниках сохранились сведения о существовании в структуре Пермского губкома РКП в 1920 году чувашской секции, которую возглавляли молодые коммунисты родом из Бугурусланского уезда Самарской губернии. Сведения о деятельности этого отдела не сохранились.
В послевоенный период увеличение чувашей в Перми было связано с новой волной миграции начала 1950-х годов и внутренней миграцией из южных сельских районов Прикамья в ходе урбанизационных процессов второй половины ХХ века: чуваши, как и другие жители сельских территорий, поступали в вузы, оставались в Перми после армии, переезжали для работы на промышленных предприятиях. Все это привело к росту чувашского сообщества в Перми. В 1959 году численность представителей этого народа Перми увеличилась до 1570 человек (10,2% чувашей области), из них 919 человек (58%) указали чувашский язык в качестве родного, для остальных 42% родным был русский. При этом в целом по области чувашский был родным для 67,7%. В условиях городской среды чувашам было сложней сохранять язык и культуру, чем в районах компактного проживания в сельской местности. Несмотря на сокращение численности чувашей в целом по области после 1959 года, их количество в городе росло до конца 1980-х годов. В 1970 году в Перми проживал 2201 чуваш, а в 1979 – 2615 (десятый по численности народ), или 22,4% всех чувашей Прикамья. Из них 1413, или 54% назвали родным языком чувашский, а 1200, или 45% – русский. После 1979 года в результате ассимиляционных и аккультурационных процессов и отсутствия новых массовых миграций из села в город численность чувашей начала сокращаться. В 1989 году в Перми их проживало уже 2556 человек. О влиянии ассимиляции на сокращение численности чувашей свидетельствуют данные о владении языком. В 1989 году впервые большая часть чувашей (1388, или 54%) указали на русский язык в качестве родного, в то время как чувашский язык был родным для 1159 человек, или 45%. В дальнейшем численность в Перми активно сокращалась.
Так, в 2002 году численность чувашей Перми сократилась до 1608 человек, из которых только 423, или 26,3% указали, что говорят на чувашском языке. Последняя перепись населения, проведённая в 2010 году, отражает наметившиеся ранее тенденции. В 2010 году чуваши были пятнадцатым по численности народом Перми, их отмечено 1139 человек, из которых 682 – мужчины, 457 – женщины. Из проживавших на тот момент в Перми чувашей 366, или 32% выбрали в качестве родного чувашский язык, а 767, или 67% – русский, среди пермских чувашей распространены также башкирский и татарский языки. В настоящий момент чуваши города Перми уже плотно интегрировались в местную среду, невозможно выделить районы компактного проживания или сферы профессиональных интересов, которые были бы характерны именно для представителей этого народа. Поддержка и развитие чувашской культуры, её популяризация среди населения города осуществляются в основном за счёт привлечения ресурсов сельских районов Прикамья, где действуют чувашские организации и сохраняются места компактного проживания.
Чувашский язык относится к булгарской группе тюркских языков алтайской языковой семьи, в настоящее время представляет единственный живой язык данной группы. В истории чувашского языка лингвисты выделяют несколько периодов: прабулгарский (I век до н. э. – III век н. э.), древнебулгарский (IV– ХI века н. э.), среднебулгарский (периода Золотой Орды и Казанского ханства, ХIII – середина ХVI века) и новобулгарский, или собственно чувашский (с середины ХVI века). Чувашский язык в разные исторические периоды испытал влияние со стороны иранских, финно-угорских, славянских языков. Из других тюркских языков значительное влияние оказал татарский язык.
В чувашском языке выделяют два диалекта: низовой («укающий») и верховой («окающий»). Между диалектными зонами находится большой ареал переходных говоров, сочетающих признаки обоих диалектов. В других классификациях выделяют три диалекта, обособляя отдельный центральный, или смешанный. В каждом диалекте сохраняется деление на отдельные говоры.
В XVIII веке у чувашей появляется письменность на основе кириллицы (старочувашское письмо). Попытки создания чувашской письменности на основе русской графики были предприняты в середине XIX века Н. И. Золотницким – на основе верхового диалекта и И. Я. Яковлевым – на основе низового диалекта. В яковлевском алфавите было 25 букв (17 букв русского алфавита и 8 букв с диактрическими знаками). Современный чувашский алфавит восходит к варианту И. Я. Яковлева. Окончательное оформление норм чувашского языка происходит в советский период. Современный чувашский язык включает 33 буквы русского алфавита и 4 дополнительные буквы кириллицы — Ӑ ӑ, Ӗ ӗ, Ҫ ҫ, Ӳ ӳ. При этом пять звонких согласных букв Б б, Г г, Д д, Ж ж, З з, гласные Ё ё, а также согласные Ф ф, Ц ц, Щ щ используются только при написании слов, заимствованных из русского языка либо через русский язык.
По морфологическому признаку чувашский язык относится к агглютинативным. Имена существительные не имеют ни категории рода, ни категории одушевлённости–неодушевлённости, но различаются по категории человек–нечеловек.
Чувашский язык является государственным наряду с русским в Чувашской Республике. Он изучается в образовательных учреждениях в республике и за её пределами, на этом языке выходят радио- и телепрограммы, издаются журналы и газеты, ведётся книгоиздание. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, 1 042 289 граждан России указали владение чувашским языком, это пятый по распространённости язык в России.
В Пермском крае на владение чувашским языком указали 1678 человек, причём, по данным переписи, из этих людей только 6 не владели другим языком, кроме чувашского. Следует обратить внимание, что количество владеющих чувашским языком выше количества указавших его в качестве родного в 1,15 раза (1678 против 1468). Кроме того, чувашский язык распространён среди русских и татар. Среди самих чувашей на владение чувашским языком указали 1492 человека, а родным его назвали 1444 человека.
Во время этносоциологического исследования о родном языке более половины респондентов-чувашей Пермского края считали родным языком чувашский. При этом значительная часть ответивших назвали родным языком русский (32,4%), для 13,9% русский и чувашский языки оказались в равной мере родными. Динамика ответа на вопрос «Какой язык является для Вас родным?» напрямую зависела от возраста отвечающих. Доля респондентов, назвавших чувашский язык родным, в общей численности возрастной категории постепенно снижалась с 59,5% для людей старше 1931 г. р. до 7,8% для людей младше 1970 г. р. В обратной пропорции возрастала доля назвавших родным языком русский – с 24,3% до 82,4% соответственно.
Традиционный костюм – один из значимых маркеров этнической культуры. Чуваши создали яркий и самобытный комплекс традиционного костюма, бытовавшего в разных региональных и локальных вариантах. Основу женского чувашского костюма всех этнографических групп составляла рубаха кĕпе. Традиционные рубахи имели туникообразный покрой, однако в разных этнографических группах они имели ряд особенностей, например у верховых чувашей боковые клинья были прямые и такая рубаха носилась с напуском, у низовых – с расклешёнными внизу краями и оборками по подолу. До широкого распространения пестрядинных тканей рубахи шились из белого холста и богато украшались вышивкой. В состав женского костюма включались пояса, передники саппун, черситти, а также штаны йем.
Сложными, многосоставными были девичьи и женские головные уборы. Чувашам известен девичий головной убор в виде шапочки, украшенной монетами, тухья, которая несколько отличалась формой у разных этнографических групп народа. В комплект женского костюма входило головное полотенце сурпан, этот головной убор бытовал у всех трёх групп чувашей, однако имел особенности в изготовлении, оформлении, форме, цвете и способах ношения. Верховые чуваши закрепляли сурпан вышитой узкой налобной повязкой масмак и назатыльником пусь йеппи. Низовые и средненизовые чуваши сурпан носили с головным убором хушпу, формы которого сильно варьируются в разных районах проживания чувашей, у средненизовых он имел форму усечённого конуса, у низовых был полусферической формы с отверстием в центре.
Традиционный праздничный женский костюм дополнялся целым рядом украшений – ама, алка, çуха и другие. Среди шейно-нагрудных следует отметить украшение ама, представляющее кольцо, выполненное из материи и обшитое монетами. Ама надевалось на шею, спускалось на грудь, доходя до пояса. Другим вариантом шейно-нагрудного украшения можно назвать ожерелье из бус с прикреплёнными по краю монетами. Известны нагрудные украшения, выполненные из прямоугольного куска кожи и сплошь украшенные рядами бусин, бисера и монет, как женское сурпан çакки, так и девичье шĕлкеме. В праздничный костюм включались и набедренные или поясные украшения сарă.
Верхняя летняя, зимняя и демисезонная одежда обычно шилась распашной из разных материалов, бытовали холщовые кафтаны шупăр, суконные или полусуконные кафтаны сăхман, шубы кĕрĕк из овчин домашней выделки.nДо середины ХХ века в качестве традиционной женской обуви активно использовались лапти çăпата. Лапти носились с холщовыми и суконными онучами, цвет которых, чёрный или белый, характеризовал ту или иную группу чувашей – верховые чуваши носили онучи чёрного цвета, низовые – белого. Лапти носились также с холщовыми или суконными чулками. С конца ХIХ века в качестве праздничной обуви начинают использоваться ботиночки.
Мужской костюм, в отличие от женского, в меньшей степени отличался разнообразием элементов. Мужчины носили холщовые рубахи и штаны. Рубахи шили из белого холста и крашенины. Праздничные орнаментировались вышивкой, рубахи обычно подпоясывали. Наиболее сложным и богатым был костюм жениха. Он не только включал основные элементы костюма, но и дополнялся наспинными платками çулăк, кĕрă тутри. Мужскими головными уборами были летние войлочные шляпы ялкас, зимние шапки çĕлĕк с широким околышем и куполообразным суконным верхом. В качестве мужской обуви сохранялись лапти, хотя использовались и сапоги, входившие как в рабочий, так и в праздничный костюмные комплексы.
Сохранение элементов традиционного костюма характеризует и чувашское население Пермского края. В Пермском Прикамье не сложилось собственного регионального комплекса чувашского костюма с присущими только ему особенностями. Чувашский костюм Пермского Прикамья можно охарактеризовать как комплекс смешанного типа, для которого характерно несколько черт: присутствие элементов разных этнографических групп чувашей Поволжья, участвовавших в миграциях, сохранение семейными коллективами костюма верховых, средненизовых и низовых чувашей. Поздний характер миграции обусловил бытование в основном привезённых при переезде предметов традиционного костюма, лишь отдельные элементы которого воспроизводились и изготавливались. Особенность бытования национального костюма в Прикамье – выделение определённых сфер его использования. Многие респонденты старшего поколения отмечают, что в повседневной жизни традиционный чувашский костюм уже не носили, а надевали его только на праздники, чаще всего – на свадьбы.
Характеризуя современный период, следует отметить ряд особенностей бытования национального костюма. С одной стороны, во многих семьях продолжают сохраняться некоторые элементы традиционного костюма, прежде всего, в память о родителях, о предках. Чаще всего сохраняются традиционные украшения, головные полотенца. Некоторые предметы традиционного костюма ещё и сегодня представители старшего поколения надевают на праздники, мероприятия, посвящённые чувашской культуре. С другой стороны, активизация связей с Республикой Чувашия в последнее десятилетие и активная деятельность общественных организаций привели к широкому распространению и использованию стилизованных сценических вариантов народного костюма, как правило, изготовленного мастерами из Чувашии. Такие костюмы сегодня имеются у фольклорных ансамблей, используются во время национальных праздников и мероприятий.
Традиционная кухня – один из наиболее ярких комплексов этнической культуры, сохраняющий и в настоящее время свою специфику. Она развивалась как на основе этнических традиций, так и во взаимодействии с соседними народами, прежде всего, русскими, марийцами и татарами. Занятия земледелием и животноводством определили основные особенности системы питания чувашей. Большая часть блюд традиционной кухни приготавливалась из продуктов земледелия и животноводства. Значимым и в рационе питания были хлебные изделия. Хлеб çăкăр выпекали из ржаной и пшеничной муки, нередко совмещая разные её сорта при замесе теста. Караваи из белой муки именовали шурă çăкăр, иногда и кулач, из ржаной муки – хура çăкăр (от хура – чёрный, шурă – белый). Технология приготовления хлеба была традиционной, характерной и для многих соседних народов Поволжья и Приуралья.
Кроме собственно хлеба к хлебным изделиям чувашской кухни можно отнести разные виды лепёшек, чаще всего известные как икерчĕ. Из пресного теста готовили лепёшки пашалу, пашалу икерчĕ. Перед огнём печи выпекали из кислого теста кăвас икерчĕ. Популярными были и пирожки кукăль с начинкой из картофеля, лука, капусты, гороха, творога. Небольшие пирожки из пресного теста хуран кукли готовили в котле, где их варили в воде. В качестве начинки для таких пирожков чаще всего использовали творог, мясо, зелёный лук с яйцом. Традиционные хуран кукли сравнивают с варениками или пельменями, однако обычно их делали большего размера и с разнообразной начинкой. В зимнее время такие пироги также могли приготовить, чтобы заморозить и сварить по мере необходимости. Праздничным лакомством считались колобки йăва – сдобное печенье без начинки. Йăва употребляли с чаем, выставляя перед гостями, колобки дарили детям, обходящим дома на праздник Сурхури.
Визитной карточкой чувашской кухни, несомненно, являлся пирог хуплу, популярный и у пермских чувашей. Праздничный хуплу был мясным, без него не обходились свадьба, новоселье, проводы в солдаты, календарные праздники, его готовили круглой формы с начинкой из баранины с добавлением картофеля или крупы, в качестве начинки использовали также говядину, свинину, мясо домашней птицы – кур и гусей. Обычно начинку в пироге выкладывали слоями, для первого слоя использовали крупу либо картофель, на который укладывали лук, а затем мясо.
В повседневном рационе питания большое место занимали каши пăтă. Каши готовили из круп домашнего приготовления, а позднее и из покупных – гречи, пшена, полбы, ячменя, гороха. Каши варили как на воде, так и на молоке и мясном бульоне. Чувашской кухне были известны также кисели кĕсел, в ранние периоды были больше распространены мучные кисели из овсяной муки или ржаного теста: овсяный кисель и кислый кисель. Кислый кисель готовили из хлебного теста, разведя его водой и прокипятив, овсяный кисель – из заквашенной овсяной муки. Позднее большую популярность- получили кисели на картофельном крахмале, молочные и ягодные. Распространенным в прошлом продуктом было толокно тинкĕле.
Основными блюдами в системе питания чувашей были супы и похлёбки. Они использовали два термина для названия блюда – яшка и шўрпе. Обязательно варили шўрпе тогда, когда кололи барана или овцу, при этом на первый суп всегда шли внутренности животного. Разница в наименовании также связана с сохранением семейными коллективами традиций разных групп чувашей. Так, по мнению этнографов, название шўрпе для обозначения супа из бараньих потрохов, головы и ног применялось у верховых чувашей.
Некоторые похлёбки яшка, приготовленные с добавлением домашней лапши или клёцок, имели собственные названия. Суп с домашней лапшой называли салма яшки, с клёцками – çăмах яшки. Известны были разные рецепты приготовления супа с клёцками как на мясном бульоне, так и на молочном. Клёцки ели вместе с супом, а иногда выкладывали отдельно и употребляли как самостоятельное блюдо.
Мясо употребляли в варёном и жареном виде, тушили в русской печи. Для длительного хранения его солили, таким способом чаще всего заготавливали мясо на летний период. Чуваши Пермского Прикамья употребляли в пищу баранину, говядину, свинину, мясо домашней птицы. Забой откормленного скота и птицы массово происходил поздней осенью, когда возможно было разместить мясо на длительное хранение, в летний период скот, преимущественно овец, или домашнюю птицу закалывали во время важных хозяйственных работ, к большим семейным или календарным праздникам. Праздничными кушаньями считались домашние колбасы тултармăш, приготавливаемые во время забоя скота. Традиционным чувашским блюдом можно считать и шăрттан – начинённый мясом и жиром со специями бараний желудок, другим вариантом начинки была крупа с салом. Баранина у чувашей была одним из наиболее употребляемых видов мяса. Уже при забое скота готовили некоторые блюда из мяса и субпродуктов: варили суп шўрпе, начиняли и готовили домашние колбасы.
В шўрпе обязательно варили голову животного, субпродукты. Голову овцы или барана также варили в шўрпе, затем её доставали, разрезали и ставили на стол самому почётному гостю или хозяину семьи, который первый должен был её попробовать.
Отдельную группу в системе традиционного питания составляли молочные продукты. В пищу употребляли молоко сĕт, простоквашу, сметану хăйма, творог тăпăрчă, масло çу. Молочные блюда турăх, чăкăт, тăвара характеризуют чувашскую кухню. Турăх – кисломолочный напиток. Чăкăт, тăвара – под такими названиями известны разные варианты домашних сыров и сырников: как домашнего сыра, так и колобков из творога, обязательного угощения для гостей.
Молоко и молочные продукты употреблялись как в чистом виде, так и служили компонентами для приготовления разных блюд традиционной кухни: выпечки (молоко, сметана и масло), начинки для пирожков (творог), молочных супов и киселей. Чуваши чаще употребляли кисломолочные продукты, нежели цельное молоко.
Из молочных продуктов в пищевой рацион входило и молозиво. Обрядовой трапезой можно считать семейный стол по случаю рождения телёнка, главным угощением которого были блюда из молозива от первых удоев. В одном из вариантов молозиво запекали в печи, а затем семья садилась за стол, во время трапезы ели молозиво, пили чай и высказывали пожелания, чтобы корова и телёнок были здоровы. В деревне Дойной Куединского района Пермского края отмечали, что на трапезу по случаю рождения телёнка приглашали родственников и знакомых. В этом случае на стол ставили два блюда из молока первых удоев. С первым молоком после отёла совершали и некоторые ритуальные действия. Войдя в дом, хозяйка брызгала молозивом на потолок, посвящая его предкам.
В ХХ веке в чувашскую кухню включают и разнообразные блюда из картофеля и других овощей. Картофель употребляли в разных видах: варёный, печёный, жареный, с растительным маслом и приправами. Его использовали как гарнир к мясным, грибным блюдам, соленьям.
Разнообразные овощи – репа, брюква, тыква, свёкла, морковь, редька, капуста, огурцы, лук, чеснок – употреблялись в свежем, солёном, квашеном, варёном виде. Овощами заправляли супы и похлёбки, использовали как начинку для пирогов.
Широко использовались в пищу, особенно весной и летом, дикорастущие травы полей и лесов. Часть дикоросов употреблялась в свежем виде, другие шли для приготовления блюд. В пищу использовались также грибы. Преимущественно в свежем и сушёном виде как начинку для сладких пирогов употребляли дикорастущие ягоды: землянику, клубнику, малину, черёмуху, смородину.
Среди традиционных напитков особое место отведено пиву сăра. Его готовили обычно из ржаного солода с добавлением хмеля по особой технологии. Пиво было обязательным напитком на праздниках и семейных торжествах. Исследователи отмечают, что в прошлом пиво было ритуальным напитком, «все праздники чуваши устраивали только с пивом». Среди алкогольных напитков известна чувашам и брага кăрчама, ранее изготавливаемая на меду, а позднее и на основе других ингредиентов. Под разными названиями известен крепкий алкогольный напиток домашнего приготовления – самогон, сăмакун, эрех, анжарлы, кумышка. Обычными, повседневными напитками были вода, настои и отвары трав, чаи, квас, кисломолочные напитки. Повседневным напитком стал травяной и чёрный чай. В летний период для утоления жажды готовили специальные напитки, например отвар хмеля – хмельную воду хăмлашыв. Квас в районах Поволжья у чувашей получил слабое распространение, был заимствован у русских и больше был характерен для тех районов, где наблюдались активные контакты между народами. В летний период употребляли и кисломолочные напитки, пахту çу уйранĕ, кислое молоко турăх, иногда разведённое водой турăх уйранĕ. В Пермском Прикамье традиционная кухня сохраняется в районах сельского расселения чувашей в Куединском, Еловском, Чайковском и Чернушинском районах, она поддерживается в чувашских семьях.
Традиционные блюда чувашской кухни пермскими чувашами презентуются на праздниках и фестивалях.
Большинство современных верующих чувашей – православные христиане. Распространение христианства в Поволжье среди чувашей начинается с момента вхождения территории их расселения в состав Русского государства. Однако в ХVI–ХVII веках христианизация носила эпизодический характер, и значительная часть чувашского населения Поволжья оставалась приверженцами традиционных верований. Активизация миссионерской деятельности православной церкви приходится на первую половину ХVIII века. Основная часть чувашей была христианизирована к середине XVIII века. Однако среди чувашей продолжали сохраняться и традиционные, дохристианские верования и культы. В ХIХ веке предпринимаются переводы христианской и богослужебной литературы на чувашский язык, идёт подготовка причта из чувашей, с конца 1870-х годов начинается внедрение чувашского языка в богослужение.
Среди определённой части чувашей получает распространение также ислам. Предки чувашей были знакомы с исламом с момента его распространения в Поволжье, влияние исламских традиций проявилось в религиозной терминологии чувашей, культе святых ырсем. Часть чувашской знати уже на ранних этапах, видимо, принимает ислам. В разные периоды принятие ислама приводило и к ассимиляционным процессам, включению части чувашского населения, принявшего ислам, в состав татар и башкир. В начале ХХ века среди чувашей ислам исповедовали 2334 человека, преимущественно в Уфимской и Самарской губерниях, в районах активных чувашско-татарских контактов.
В некоторых районах Поволжья и Приуралья сохранились поселения чувашей-язычников, избежавших как христианизации, так и исламизации. В начале ХХ века в России было 17 840 некрещёных чувашей в Уфимской, Самарской, Симбирской, Казанской и Томской губерниях, которые проживали более чем в 80 селениях. В традиционной религиозной системе чувашей особо почитался верховный Бог Çÿлти Турă, выступающий верховным небесным Богом, основным лицом поклонения и веры. В традиционный пантеон входили также божество судьбы Пÿлĕхçĕ, божество души Пихампар. Злыми духами в традиционном пантеоне выступали Шуйттан и Киреметь. У чувашей сохранялись представления и о духах-хозяевах природных объектов, построек. Особо почитались священные рощи, в которых совершались моления божествам. Они совершались перед каждым значительным событием в жизни семьи, рода, общины и сельской округи. Моления составляли значимые элементы аграрного культа и сопровождали важные земледельческие периоды и работы, они проводились перед севом, перед страдой, во время молотьбы, перед уборкой, во время засухи.
Календарные праздники и обряды наиболее полно и ярко характеризуют культуру народа, они отличаются многообразием, взаимосвязаны со всеми другими компонентами культуры. Традиционный народный календарь чувашей – один из значимых элементов этнокультурных традиций. Наиболее развёрнутым циклом были праздники и обряды зимнего периода сурхури, кшарни, çĕнĕ çул, приуроченные ко времени от Рождества до Крещения. Среди обрядности этого периода было ряженье, гадания, посиделки. В качестве обычая, бытовавшего преимущественно у верховых чувашей, отмечают обходы домов детьми с исполнением закличек, приготовление шариков из теста йăва, которые в праздничные дни раздавали детям.
Следующим значительным праздником народного календаря была Масленица Çăварни. Среди обычаев Масленицы – катание с гор и катание на конях. Для верховых чувашей характерными элементами обрядности были также исполнение особых закличек, приготовление обрядовых лепёшек, осыпание горохом, у средненизовых – общесельский пир сăра чÿк, у низовых – гостевания родственников.
Пасха – Мăнкун, Мункун (букв.: Великий день) была одним из главных праздников годового цикла чувашей, к ней приурочивались многочисленные обрядовые действия. Накануне праздника из селения изгоняли злых духов, этот ритуал известен как вирĕм – у верховых чувашей, сĕрен – у низовых. К Пасхе прибирали в домах и мыли избы. Известны и некоторые запреты, связанные с праздником. Не разрешали в этот день открывать сундуки, а позднее – и распахивать дверцы шкафов, считалось, что иначе летом во время урагана может снести крышу дома. К празднику Пасхи обычно готовили на подарок детям новую одежду. Среди пасхальных обычаев – качание на качелях, игры с яйцами, гостевания родственников и знакомых. Традиционным для чувашской календарной обрядности был праздник акатуй. В прошлом праздник проводился в разные сроки, как до начала сева, так и по его завершении. В советский период акатуй слился с колхозными праздниками завершения весенних полевых работ и как массовый общественный праздник после завершения весенних работ проводится и сегодня. Одним из основных элементов праздника акатуй были состязания: скачки, борьба, бег и другие. В весенне-летний период проводились также молодёжные летние игрища – уяв, вăйă.
Завершали весенний цикл праздники Семика и Троицы. К Семику приурочивались поминальные ритуалы, среди троицких обычаев – приносить ветви деревьев и украшать ими жилище.
Особый период лета, соотнесённый со временем цветения злаков, был известен как çинçе, с ним связывались запреты на работу с землёй, не разрешалось копать, пахать, выполнять другие работы. В это время обычно проходили полевые моления, которые должны были обеспечить защиту посевов от града, засухи, способствовать хорошему урожаю.
Православные праздники часто выступали датами начала и завершения хозяйственных работ. Летняя страда начиналась с Петрова дня Питрав (12.07), до Ильина дня (2.08) старались завершить сенокос, а с него начинали жатву, в этот день было принято выпекать хлеб из муки нового урожая. Целый цикл обрядовых праздников связывался с завершением уборки. После завершения полевых работ в честь нового пива проводили праздник сăра чÿклени – моление с пивом, по окончании молотьбы проводили благодарственные моления авăн пăтти – овинная каша, авăн сăри – овинное пиво. На границе осени и зимы отмечали праздник Покров (14.10). Один из обычаев праздника – готовить пирог, чтобы сохранить тепло, «тепло запекать». Чуваши считали, что с Покрова природа начинает дышать холодом, смысл ритуала – сохранить тепло в доме на зимний период.
Чувашские семьи в прошлом были многодетными, рождение детей было признаком счастливой семьи и продолжения рода. С рождением ребёнка в чувашской культуре связывался целый комплекс представлений, обычаев и обрядов. После родов чуваши устраивали семейный праздник ача пăтти (букв.: детская каша) или ача яшки (букв.: детский суп), на который приглашались близкие родственники. Роженицу во время застолья одаривали подарками, младенцу обычно дарили монеты.
Свадебная обрядность чувашей была одним из наиболее развёрнутых комплексов. В прошлом у чувашей были распространены три формы заключения брака: свадьба со сватовством, свадьба с похищением невесты и свадьба «убёгом». В последних двух случаях свадебная церемония не проводилась совсем, либо могла проводиться через определённое время, или совершалась лишь часть ритуалов. Однако наиболее типичными и распространёнными были браки по сватовству. С него обычно и начиналась свадебная церемония. На сватовство приходил жених со своими родителями или крёстными. Нередко в нём участвовала сваха, которая и вела разговор, начиная его иносказательно. В случае удачного сватовства и получения согласия на брак и свадьбу сватовщиков приглашали к столу.
После сватовства отводилось определённое время для подготовки к свадьбе, оно могло варьироваться в разных ситуациях и растягивалось от нескольких дней до месяца. Перед свадьбой могло быть ещё несколько гостевых визитов жениха и его родственников в дом невесты. В один из таких визитов и происходил окончательный договор о сроках свадьбы, составе приданого и выкупа за невесту.
Среди предсвадебных обычаев – посещение невестой своих родственников, объезд родственников в своей деревне, приуроченный к утру свадебного дня, когда она прощалась с родственниками и приглашала их на свадьбу. Во время таких обходов невесты с подругами исполнялись особые свадебные напевы. Отличительной чертой свадебной обрядности чувашей было проведение свадьбы туй как в доме жениха, так и в доме невесты: обычно сначала гостили в доме невесты, где также устраивалось застолье, и только потом свадебный поезд отправлялся в дом жениха. Собственно в день свадьбы жених со свадебным поездом приезжал в дом невесты. Кроме жениха в свадебном поезде были его друзья и родственники. Главным распорядителем свадебного поезда со стороны жениха был «голова свадьбы» – туй пуç. Встреча свадебного поезда жениха – один из кульминационных моментов свадьбы. По обычаю свадебный поезд должен был состоять из нечётного числа подвод. Свадебжан с женихом не пускали во двор, требуя выкуп.
После того, как они заходили в дом, начинался свадебный пир. Завершался он выкупом приданого и переездом в дом жениха. В традиционной свадьбе одним из элементов у православных чувашей было венчание в церкви.
Среди обычаев свадебного обряда в доме жениха – показ привезённого невестиного приданого и дарение невестой подарков родственникам жениха. Важным ритуалом было и надевание женского головного убора. На второй день свадьбы в доме жениха невесту заставляли месить квашню и выпекать хлеб, она должна была сходить в сопровождении родственников жениха за водой. Завершающими в свадебном цикле были гостевые визиты молодых к родственникам, а также гостевание сватов. Свадебная обрядность имела свои характерные черты и отличия у основных групп народа – верховых, средненизовых и низовых чувашей.
Проводы в солдаты являются одним из комплексов обрядности семейного цикла. Обычаи проводов в солдаты были известны как салтака ăсатни, некурт, рекрут ăсатни. В структуре рекрутской обрядности важное место занимали рекрутские гулянья и посещение родственников и знакомых. Важным и обрядово наполненным был день отъезда и прощание призывника с семьёй и деревней. Основные ритуальные действия проводов в солдаты были направлены на возвращение новобранца в родной дом, его защиту во время службы. Рекрута перед отправлением просили также отпить вино из бутылки и откусить от каравая или горбушки кусочек хлеба. Хлеб оставляли на божнице, а бутылку с водкой или вином хранили до возвращения солдата. Новобранца просили поцеловать печь и обойти вокруг неё для того, чтобы солдат благополучно отслужил и вернулся домой.
Значимым в комплексе проводов в солдаты было и родительское благословение, которое новобранец получал непосредственно перед выходом из дома. Рекрута обычно благословляли отец и мать. Отличительным атрибутом рекрута в чувашской традиции Пермского Прикамья, как и одним из символов обряда проводов в солдаты, были полотенца. Первое полотенце рекруту часто надевали родители в самом начале проводов. Полотенца рекрут получал от родственников и знакомых во время гостевания у последних. Окончательные проводы солдата проходили на околице деревни.
Похоронно-поминальные обряды в цикле семейной обрядности обычно отличаются устойчивостью и сохранением комплекса архаичных ритуалов и представлений. По мнению исследователей, культ предков у чувашей и в настоящее время является существенным компонентом духовной культуры. Поминальные ритуалы у чувашей приурочены к 3, 9, 20 и 40-му дням. Особой сложностью и наполненностью обрядовыми действиями отличались поминки сорокового дня. На них приглашали родственников, знакомых, тех, кто принимал участие в похоронах. Сохранялся обычай на сороковой день провожать душу умершего. В этом случае после поминального обеда его участники шли во двор дома или на перекрёсток дорог, где и прощались с душой усопшего. Следующие поминальные ритуалы приурочивались к полугодовому сроку и к годовщине после смерти. В эти сроки было принято опять собирать поминальный стол и также приглашать родственников и знакомых.
Национально- культурное движение по сохранению и развитию чувашской культуры в Пермском крае началось в начале 2000-х годов. Создание общественной организации пермских чувашей происходило в русле общих процессов развития общественного национально-культурного движения в регионе. 16 апреля 2002 года в деревне Дойная Куединского района состоялась учредительная конференция по созданию региональной национально-культурной автономии чувашей Пермской области. Участие в конференции приняли 38 представителей из населённых пунктов с компактным проживанием чувашей в Пермской области. Задачами конференции были создание национально-культурной автономии (НКА) чувашей Пермской области с целью содействия удовлетворению этносоциальных потребностей чувашского населения Пермской области, принятие Устава НКА; выборы актива НКА; обсуждение перспектив деятельности НКА на 2002 год. Основными задачами организации, получившей название «Национально-культурная автономия чувашей Пермской области «Юрату » были определены сохранение и развитие языка, культуры, обычаев, традиций чувашского народа.
Первые годы общественная организация чувашей Пермской области работала в статусе автономии, а в 2008 году был зарегистрирован в качестве общественной организации Национально-культурный центр чувашей Пермского края (НКЦЧПК). Сегодня Национально-культурный центр чувашей Пермского края является одной из ведущих общественных национально-культурных организаций Прикамья. Базовым центром организации является деревня Дойная Куединского района, однако работа центра распространяется и на другие поселения Куединского, Еловского, Чернушинского, Чайковского районов, с которыми выстроены партнёрские отношения. Среди направлений деятельности организации – создание условий для сохранения чувашского языка и культуры, поддержка этнокультурных проектов и акций, взаимодействие с учреждениями образования по реализации этнокультурного образования, развитие национального спорта, контакты и взаимодействие с общественными институтами чувашей России и Чувашского национального конгресса, а также национальными общественными институтами народов Пермского края.
Несмотря на то, что численность чувашей в г. Перми является значительной, общественных институтов чувашского народа в городе не создано. Однако чуваши представлены в национальной общественной и культурной жизни краевого центра. Активисты Национально-культурного центра чувашей Пермского края – непременные участники проводимых на разных площадках г. Перми общественных и культурных мероприятий, фестивалей и праздников. Одним из первых выступлений чувашского фольклорного коллектива «Юрату» («Любимые») из д. Дойная Куединского района на пермской сцене стало их участие в презентации книги «Сказки, живущие в Прикамье» на большой сцене Культурно-делового центра г. Перми в 2002 году.
Чувашский ансамбль не только исполнил песни на родном языке, на сцене состоялось приветствие и поздравление исполнительницы чувашского фольклора, руководителя ансамбля «Юрату» Е. А. Егоровой (1925 г. р.), от которой была записана и опубликована в книге чувашская сказка.nВ дальнейшем творческие коллективы чувашей Пермского края – неоднократные участники праздников и фестивалей, культурных акций краевого центра. 17 ноября 2011 года коллектив Национально- культурного центра чувашей Пермского края, например, принял участие в краевом Дне толерантности, проходившем на площадке Пермского института искусства и культуры, представив несколько творческих номеров и блюда национальной кухни. Детский ансамбль «Щирла» Национально-культурного центра чувашей Пермского края – постоянный участник краевого конкурса детской песни «Выше радуги»: с 2009 года детский ансамбль трижды становился дипломантом, а в 2011 году стал его лауреатом.
Презентация чувашских национальных костюмов, подготовленная национально-культурным центром чувашей и творческим коллективом д. Дойная Куединского района Пермского края, прошла в Пермском краевом доме народного творчества 17 февраля 2015 года в рамках мероприятия-презентации новых изданий по истории и культуре народов Пермского края, в том числе книг «Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии», «Народы Пермского края: история и этнография».
Чувашская культура презентуется на фестивальных площадках города Перми участниками творческими коллективами из Чувашской Республики. Делегации из Чувашской республики – постоянные участники Всероссийского форума национального единства, ежегодно проходящего в г. Перми.
Развитие национальных видов спорта чувашей – одно из приоритетных направлений в деятельности национально-культурного центра чувашей Пермского края. Пермские спортсмены ежегодно принимают участие во всероссийских соревнованиях по чувашской национальной борьбе «керешу». В последние годы Национально-культурный центр чувашей Пермского края занимается не только развитием национальной борьбы, но и проведением спортивных соревнований межнационального характера. Одним из таких стал межнациональный турнир по волейболу на приз НКЦЧПК, участие в котором принимают национально-культурные центры Пермского края, от Перми в 2013–2014 годах в турнире принимал участие «Союз кыргызстанцев». Традицией стало и участие в турнире победителя краевой спартакиады «За межнациональное согласие и спортивные принципы отношений» на приз губернатора Пермского края. Команда НКЦЧПК, в свою очередь, принимала участие в соревнованиях по волейболу и по мини-футболу краевой спартакиады «За межнациональное согласие и спортивные принципы отношений» на приз губернатора Пермского края в г. Перми. В 2013 году команда Национально-культурного центра чувашей Пермского края стала абсолютным победителем Третьей спартакиады, заняв первые места в турнирах по мини-футболу и волейболу. С 2016 года представители Национально-культурного центра чувашей Пермского края регулярно принимают участие в пермской Спартакиаде национальных видов спорта «За дружбу народов» в г. Перми.
Сохранением и популяризацией этнокультурного наследия чувашей Пермского края занимаются и другие учреждения культуры, научные организации г. Перми. Коллекция предметов чувашского традиционного костюма хранится в фондах Пермского краеведческого музея, она сформирована из предметов, привезённых во время этнографических экспедиций или поступивших от дарителей из разных районов Пермского края. Часть предметов экспонируется на этнографических выставках музея.nНа протяжении многих лет исследованием истории, этнических процессов и этнокультурных особенностей чувашей Пермского края занимаются сотрудники Отдела истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН. В ходе этнографических исследований состоялись экспедиционные выезды в Куединский, Чайковский, Октябрьский, Чернушинский районы Пермского края, территории, где отмечена наибольшая численность чувашского сельского населения и где сохраняются населённые пункты с преобладающим чувашским населением или деревни и сёла, в которых численность чувашей значительна. Результаты исследования были опубликованы в нескольких книгах. Раздел «Чуваши» включён в монографию «Народы Пермского края: история и этнография. Т. 2», книга «Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии» посвящена особенностям формирования и становления чувашского сообщества в регионе, раскрывает основные этапы миграций чувашей в Прикамье в разные исторические периоды, показывает сохранение и развитие языка, этнокультурных комплексов, анализирует современные этнические процессы.
Среди последних событий в жизни г. Перми, в которых активно участвовали чуваши Пермского края, – в съёмки 2017 году передачи «Вовремя» о традициях и культуре чувашского народа. Активисты «Национально-культурного центра чувашей Пермского края» принимали участие в итоговой передаче, посвящённой очередной годовщине образования Пермского края. Одна из передач цикла «В кругу друзей» в 2017 году также была посвящена кулинарным традициям чувашского народа, на ней пермские чуваши не только приготовили традиционные блюда чувашской кухни, но и презентовали национальные костюмы.