⇽ Назад к списку книг

Узбеки Перми: история и культура

Узбеки – крупнейший по численности народ Средней Азии, народ тюркской группы алтайской языковой семьи. О происхождении этнонима «узбек» высказано несколько гипотез. Так, слово может восходить к тюркскому «уз узига бек», или «сам себе хозяин». Также этноним соотносят с самоназванием племени уз. Самая распространённая версия связывает этноним с именем ордынского хана Узбека, с территории управляемого им в XIV веке улуса и ведёт происхождение этноним.

Этногенез узбекского народа проходил на территориях Средней Азии, Семиречья и западных областей Восточного Туркестана. Этническую основу узбеков в прошлом составили такие древние народы, как саки, массагеты, бактрийцы, согдийцы, ферганцы, чачцы, говорившие на восточно-иранских языках и издавна освоившие эти земли. С середины I тыс. до н. э. в этот район с северо-востока также проникают тюркско-монгольские компоненты – «тюрки». Эти два этнических компонента и составили основу населения этого региона эпохи бронзы. В дальнейшем наблюдались ещё несколько миграционных волн тюркского населения. В центральных районах Средней Азии в этот период по мере развития оросительных систем создавались протогосударства, возникавшие вокруг больших городов и торговых центров. Наиболее известными были Бактрия, Маргиана, Согд и Хорезм.

После походов Александра Македонского на территории Средней Азии создаются государственные образования Селевкидов (312–250 годы до н. э.) и греко-бактрийское (250–140 годы до н. э.), повлиявшие на экономическую и культурную жизнь региона. К концу I тыс. до н. э. кочевые племена Средней Азии стали создавать первые протогосударственные образования, самое крупное из которых – Канг. В середине II века до н. э. после поражения от хуннов на территорию Средней Азии мигрирует племя юэчжи (тохарцы), которое завоевало южные районы современных Таджикистана и Узбекистана, позже эти земли будут именовать Тохаристаном.

Во II–I веках до н. э. на территорию Канга начинают проникать тюркоязычные племена, в результате чего в среде присырдарьинских народов происходят важные этнолингвистические процессы. До прихода тюрков местное население разговаривало на восточно- иранских диалектах, а в период I века до н. э. – I века н. э. тюркоязычные народы становятся преобладающими. Вплоть до IV века н. э. на земли Канга продолжали прибывать тюркоязычные племена южной Сибири и Семиречья – хиониты, эфталиты, кидариты и др. Эфталиты в IV–V веках н. э. захватили власть в Тохаристане, а позже подчинили себе все крупные государственные образования Средней Азии – Согд, Чач, Фергану и Восточный Туркестан. В VI веке держава эфталитов была завоёвана тюрками, а среднеазиатские племена вошли в состав Тюркского каганата (VI–VIII века), что усилило тюркизацию местного населения. Арабское завоевание в VIII веке не оказало сильного влияния на этнический состав населения, однако в этот период ислам стал господствующей религией для всех народов Средней Азии. К этому времени Среднеазиатский регион был населён десятком с небольшим крупных этнических групп и религия стала важным этноконсолидирующим фактором.

К IX веку наиболее могущественным племенным союзом становятся карлуки. Созданное в 840 году Карлукское (с Х века – Караханидское) государство сыграло важную роль в этногенезе узбеков. В состав государства входили области Семиречья, Исфиджаба, Шаша, западных районов Восточного Туркестана, севера Ферганы, Мавераннахра. Вокруг Карлукского государства в X–XI веках прошла консолидация тюркских племён, завершился их переход к осёдлому образу жизни, происходило смешение с потомками согдийцев, асов и др. Формировалось единое политическое, экономическое и этническое пространство. К XII веку процесс этногенеза узбекского народа был в основном завершён. Однако в качестве этнонима местное население использовало общий для многих народов термин тюрки или карлукские тюрки. В XI веке Карлукское государство разделилось на Западное с центром в Бухаре и Восточное с центром в Баласагуне.

В дальнейшем влияние на сложившееся население оказало монгольское нашествие в XIII веке. После завоевания Средней Азии Чингисхан оставил править в этой части империи своего сына Чагатая. Однако вся местная аристократия была тюркоязычна, по этой причине династия Чагатаидов быстро тюркизировалась. Позже всех жителей Чагатайского улуса Чингисхана стали называть тюрками чагатайцами.

Изменение этнического и антропологического облика населения в Средней Азии произошло также в XV–XVI веках и связано с миграцией в регион дашти-кипчакских племён. Дашти-кипчакские племена (от местности Дашти-Кипчак в низовьях Сырдарьи) были тюркскими по языку и весьма пёстрыми по этническому составу, однако имели общее название «узбеки», поскольку территории их обитания относились к улусу Узбек-хана, правившего в улусе Джучи Золотой Орды. Так или иначе, в XVI веке термином «узбек» уже называли политический союз нескольких сотен родов и племён. Дашти-кипчаки влились в состав уже сформировавшейся тюркской общности в качестве одного из компонентов, и от них тюрки региона получили этноним «узбек».

В XVIII веке в Средней Азии сложились три больших государственных образования – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства, представлявшие три крупных узбекских династии. В этот период в Средней Азии ещё не сформировались чёткие национальные идентичности европейского типа. Этнические процессы этого периода протекали по пути сближения трёх сложившихся основных этнических компонентов местного населения: сартов (потомки смешавшихся ирано- язычных жителей оазисов и тюркских народов), тюрков и потомков дашти-кипчакских узбеков. Также среди населения были сильны и имели хождение локальные (бухарцы, ташкентцы, андижанцы и т. д.) и религиозные идентичности.

Во второй половине XIX ве ка территории современного Узбекистана становятся частью Российской империи. В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в городе Ташкенте. В начале ХХ века территория современного Узбекистана входила в состав Закаспийской, Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областей, зависимых от России Бухарского эмирата и Хивинского ханства.

Первая всеобщая перепись населения 1897 года зафиксировала на территории Туркестанского генерал-губернаторства (в Бухарском и Хивинском ханствах перепись не проводилась) три крупные этнические группы: сарты, чагатайские тюрки и родоплеменные (дашти-кипчакские) узбеки. На период проведения переписи узбекское население было расселено преимущественно в четырёх областях: Сырдарьинской и Семиреченской (в составе Туркестанского генерал-губернаторства), Ферганской и Самаркандской. Общее население этого региона составляло 3 484 333 человека, из них на узбекском общались 725 602 (20,8% от населения всего региона), а на сартском, например, 966 232, или 27%. В целом по империи численность узбеков составляла 726 534, или 1,3% населения империи (сартов – 968 655, или 1,7%).

В период революционных событий 1917 года и последовавшей Гражданской войны в Средней Азии проходили сложная борьба разных политических сил и военные действия, которые в конечном счёте привели к установлению советской власти и созданию советских республик.

В результате национально-территориального строительства в СССР в 1924 году была образована Узбекская ССР, узбекский народ был определён основным народом южных районов Средней Азии в рамках одной республики, при этом несколько этнических анклавов узбеков осталось за этой территорией. Создание национальной республики сказалось на консолидационных этнических процессах. В этот период встал вопрос о выборе национального этнонима среди имевших распространение в тот период «узбек», «сарт», «тюрк». Этноним «тюрк» не был принят, так как мог быть отнесён ко многим народам. «Сарт» имел скорее социально-культурные, нежели этнические основания. С течением времени этноним «узбек» утвердился в качестве общенационального. Во время Всесоюзной переписи населения 1926 года использовался этноним «узбек», в СССР перепись учла 3 904 622 узбека, из которых в Узбекской ССР перепись отметила уже 3 475 340 узбеков, или 65,9% населения. Консолидации узбекского народа способствовали не только становление национально-государственного образования, утверждение единого этнонима, но также становление современного литературного языка, развитие образования и национальной культуры. В течение советского периода численность узбеков увеличивалась как в целом по СССР, так и в Узбекской ССР. По итогам переписи населения 1989 года в СССР проживало 16 697 825 представителей этого народа, среди населения Узбекской ССР (19 810 077 человек) узбеков насчитывалось 14 142 475 человек.

С 1991 года существует независимое государство Республика Узбекистан. Обретение независимости укрепило этническое самосознание узбеков, создало предпосылки для дальнейшего развития этнической культуры и государственности. Политика государства также направлена на развитие узбекской национальной идентичности. Активно ведётся работа по возрождению историко-культурного наследия народов Средней Азии. Созданы фонд «Олтин рос» («Золотое наследие»), фонд имени Имама аль Бухари, фонд культуры и искусства Узбекистана, общество «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство») и др. За период с 1989 по 2010 год численность узбеков в Республике Узбекистан выросла с 14,1 млн до 22,8 млн человек, а удельный вес повысился до 81,7%.

Общая численность узбеков в мире – около 30 миллионов, из них около 87,%, или чуть более 25 миллионов, проживает на территории Узбекистана. Значительная часть узбеков обосновалась в других государствах Средней Азии – Таджикистане (более 1 млн чел., или 13,8% населения), Киргизии (870 тыс. чел., или 14,3% населения страны), Афганистане (2,8 млн чел., или 8,6%), Казахстане (548 тыс. чел., или 3,14%) и др.

На территории современной России узбеки массово стали появляться только после установления советской власти. На протяжении ХХ века их численность в РСФСР стабильно увеличивалась: в 1939 году в РСФСР проживало 16 267 узбеков, в 1959 году – 29 512 (рост в 1,8 раза), в 1970 году – 61 588 (рост в 2,1 раза), в 1979 году – 72 385 (рост в 1,2 раза). К 1989 году численность узбеков в РСФСР достигла 126 889 человек (рост в 1,8 раза).

Первые сведения об узбеках на Урале могут быть отнесены к концу XIX века. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года, в Пермской губернии было записано 4 человека, говорящих на сартском языке. В 1920 году по итогам переписи населения в Пермской губернии проживало уже 29 сартов, один из которых – в Перми.

Между тем в разные исторические периоды Пермь имела культурные связи со среднеазиатским регионом. Будущий профессор Пермского университета, основатель научной школы почвоведения на Урале Василий Васильевич Никитин с женой Верой Александровной совершили в 1914 году экспедицию в Туркестан, сделав путевые заметки. В дневниках представлены не только научные данные, но и этнографические материалы о населении Восточного Туркестана. «Туркестанские дневники», которые вела Вера Александровна, хранились в семье потомков Никитиных и были опубликованы только в 2016 году в пермских СМИ. Повествование в дневнике как раз начинается с описания поездки в Ташкент.

Какое впечатление производит Ташкент? Нужно быть художником, чтоб передать это впечатление. Он сразу очаровывает, этот восточный город. Чем? Сразу не разберёшься. Поражает эта пышная листва, это богатство листвы, всюду аллеи громадных пирамидальных тополей, красиво свешиваются листья плакучей ивы. И всё это залито солнцем – ярким, палящим, ослепляющим глаза южным солнцем.

По улицам в ярких, красочных костюмах движутся сарты. Удивительно красивы при свете солнца их расписные яркие халаты, подпоясанные яркими платками, белые чалмы, накрученные на головах, бронзовые загорелые лица, чёрные бороды, глаза. У некоторых на головах «тебятейки» – маленькие шапочки, расшитые золотом, бархатом. Некоторые сарты во всём белом, и только выделяется смуглое лицо. Они все рослые, и много красивых лиц. Здесь же встречаются армяне и бухарские евреи с длинными бородами и библейскими лицами.

Большей частью сарты сидят у лавок на коврах, на корточках, ведут разговоры. Вот какой-то важный сарт развалился на ковре полулёжа, курит «чилим» (большую трубку). Посредине улицы едут повозки, но чаще сарты на ослах и верхом на лошадях, часто по двое – причём один держится за спину другого. Важно колыхаясь на ходу, выступают караваны верблюдов, нагруженных тюками. Смотрю всё время в окно трамвая, и всё поражает и интересует.

Вот последняя остановка, дальше трамвай не идёт – начинается старый город. Мы слезли и направились на базар. Здесь русских уж почти не встречается, всё сарты. Грязь, пыль, какую трудно себе вообразить, рои мух.

Но какая своеобразная красота! Вспоминаются сказки Шахерезады. Узкие улицы, если их можно так назвать, по которым чуть проезжает арба.

Дома – но что здесь, собственно, называется домами? Под этим именем подразумевают здесь нечто другое. Заборы, перегородки, террасы, коридоры, лабиринты закоулков – всё из глины, маленькие окошечки. Грязные канавки, из которых пьют воду. «Чайхана», где сарты сидят на корточках, пьют чай, курят чилим и ведут разговоры. Вот топится печь на улице, и оригинальный пекарь печёт лепёшку – громадные поджаристые круги, которые выглядят довольно аппетитно.

Лавок здесь масса, торгуют всем – особенно много фруктов. Всюду глаз видит чудный наливной виноград, дыни, арбузы. Около лавок развешаны товары – яркие платки, ткани. Продают и сласти – местный сахар большими комками, какие-то конфеты громадных размеров и в ярких бумажках. Всюду здесь снуёт «красота Ташкента» – маленькие сарты, какая прелесть! Что за очаровательные мордочки, с чёрными бойкими живыми глазёнками в ярких «тебятейках», украшенных перьями, – они напоминают райских птичек. Насколько апатичны взрослые сарты, настолько живы и веселы их ребятишки. Нам встретилась группа школьников, они немного говорят по-русски. Рассказывали, что идут учиться в русскую школу. Проводили нас до самого трамвая, попрощались, и у меня надолго остались в памяти их весёлые, славные мордочки.

Какую-то таинственность, нечто мистическое вносят ещё движущиеся по улицам, как сфинксы, закутанные с ног до головы в какие-то странные одеяния женщины. На лица их опущено покрывало из чёрной марли. В этом сверкающем красками городе только эти мрачные однообразные фигуры вносят диссонанс. Многие несут за спиной ребятишек, которые руками держатся за шею матери.

При организации и проведении Всесоюзной переписи 1926 года произошли изменения в подходах к учёту национальности. Поддерживая узбеков как титульную нацию Узбекской ССР, советские власти проводили политику консолидации народов республики в единую общность. По итогам Всесоюзной переписи населения 1926 года, в городе Перми был переписан один узбек (весьма вероятно, что он же в 1920 году был записан сартом). О нём известно, что он был мужчиной и обладал грамотностью на родном языке.

Значительные изменения, произошедшие в СССР в 1920–1930-е годы, отразились и на этнической структуре. Всесоюзная перепись населения 1939 года отметила в Пермской области уже 854 узбека, из которых 844 были мужчинами, а 10 – женщинами. Важно отметить и тот факт, что 603 прикамских узбека (70,6%) были отнесены к категории «сельское население», а оставшиеся 251 (29,4%) были городскими жителями. К сожалению, в источниках не отражены причины резкого увеличения численности узбеков в Прикамье. По всей вероятности, это могли быть рабочие, участвовавшие в промышленном освоении Урала, а также те, кто оказался в лесных посёлках Прикамья. Подтверждают этот тезис сохранившиеся персональные данные о некоторых узбеках, живших и работавших в Перми и Пермской области в 1930-е годы. Так, известно, что в начале 1940-х годов в Перми жил и работал уроженец деревни Угат Галля-Аральского района Самаркандской области Узбекской ССР Мамарасуль Игомкулов (1924 г. р.). О нём известно, что он имел начальное образование, был беспартийным и работал чернорабочим в 15-м цехе завода им. Кирова. Узбеки также проживали в городах Кизеле, Березниках и нескольких отделениях Усольлага. Практически все они имели начальное или среднее образование и были выходцами из крестьянской или рабочей среды. А в селе Малый Ашап Ординского района в 1930-е годы жил и работал Казимбек Хамит Болтобаевич (1908 г. р.). Он имел высшее образование и занимал должность директора средней школы.

Во второй половине ХХ века представители узбекского народа оставались в Пермской области на постоянное место жительства после окончания вузов, службы в рядах Советской Армии, пополняя численно узбекскую общину Прикамья. Максимального размера в советское время узбекская этническая группа в городе Перми достигла в 1989 году, когда количество узбеков составляло уже 791 человек, или 26,8% от численности всех представителей этого народа в Прикамье (2956 человек). Во второй половине ХХ века у Пермской области были культурные и научные связи с Узбекской ССР: уроженцы УзССР делали карьеру в Прикамье, а некоторые пермские учёные и деятели культуры трудились на исторической родине узбекского народа. Самые тесные связи с Узбекской ССР были у пермской геологической школы. Ещё в 1943 году профессор кафедры геологии Пермского государственного университета им. А. М. Горького П. И. Преображенский вёл переписку с ЦК КП(б) Узбекистана и Узбекистанским геологическим управлением о производстве геолого-разведочных работ. В 1960– 1970-е годы с УзССР работал зав. кафедрой гидрогеологии Пермского государственного университета им. А. М. Горького Г. А. Максимович. Его усилиями проведено исследование «Особенности строения карбонатных коллекторов Западного Узбекистана и Ферганской впадины».

В Узбекистане работал В. П. Серебренников, сын известного врача и общественного деятеля Перми досоветского периода. Он удостоен звания «Заслуженный врач Узбекской ССР». Директором международной широтной станции в Китабе (в 75 км к югу от Самарканда) в 1920-е годы был уроженец Перми А. Н. Нефедьев. Известный российский арахнолог, профессор Пермского государственного университета Д. Е. Харитонов проводил исследования в УзССР, по итогам которых была написана работа «Фауна пауков Узбекистана». В Узбекской ССР начинал карьеру профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования Пермского государственного института искусства и культуры (1984–1992) Родион Иванович Макаренко.

Среди культурных связей следует отметить гастроли узбекских артистов в Перми. В послевоенное время в городе выступал коллектив «Джигиты из Узбекистана» с программой «Цирк зажигает огни». Об этом событии писали пермские газеты.

Помимо гуманитарных и научных контактов у Перми с Узбекистаном были и экономические связи. Как известно, в послевоенное десятилетие на Урале была развёрнута масштабная лесодобыча. Была создана сеть лесхозов, снабжавших лесом и материалами практически весь СССР. Для организации закупок древесины в среднеазиатских республиках были созданы тресты, в том числе «Узбеклес». У треста было открыто несколько леспромхозов в Пермской и Иркутской областях. С 1952 по 1959 год в Фокинском районе работал Камский леспромхоз треста «Узбеклес».

Проведённые полевые исследования позволяют сделать вывод, что ещё в советский период, в начале 1970-х годов, выходцы из г. Андижана Узбекской ССР организовали в Перми торговлю сухофруктами, помидорами и бахчевыми. Из Ферганской долины завозили виноград и гранаты. Торговля велась на Центральном колхозном рынке. Из областного центра овощи и фрукты направлялись в другие крупные города региона. Кроме этого, узбеки собирали в Пермской области ягоды и травы, необходимые для приготовления лекарств, и увозили их на родину. В постсоветский период в Пермскую область, как и во многие другие территории, мигрантами из Узбекистана стали массово завозиться овощи и фрукты. Значительное изменение численности узбеков в регионе произошло в последнее десятилетие в связи с начавшейся трудовой миграцией. В 2002 году в области проживало 1988 узбеков, а в Перми – 972 (48,9% от их численности в Пермской области). По итогам переписи 2010 года численность узбеков в Пермском крае составила 4215 человек, а в городе Перми – 2382 (56,5%). По численности узбеки, граждане России, являются девятым народом города Перми. Таким образом, численность узбеков в Перми за 2002– 2010 годы увеличилась в 2,5 раза. Увеличение произошло в том числе за счёт прироста узбекского населения в краевой столице, о чём свидетельствует увеличение доли пермских узбеков в общем количестве представителей этого народа в регионе за 2002– 2010 годы с 48,9 до 56,5%.

Следует отметить, что по количеству прибывающих мигрантов граждане Узбекистана в последние пять лет стабильно занимают первое место. В 2010 году в Пермский край на работу прибыл 17 891 гражданин Узбекистана, в 2011 году – 22 877, в 2012-м – 27 466, в 2013-м – 24 392, в 2014-м – 27 402, в 2015-м – 21 203. Очевидно, что в ближайшие десятилетия прирост узбекского населения в Прикамье может продолжиться. При этом численность этнических узбеков среди трудовых мигрантов может быть существенно выше с учётом граждан Таджикистана и Кыргызстана, которые являются узбеками по происхождению.

Последняя перепись населения отметила в городе Перми проживание 2382 узбеков, больше всего их зафиксировано в Индустриальном районе – 407, или 17,1%. Среди узбеков высока доля считающих узбекский язык родным – 89,1%, вторым по распространённости является русский язык – 9,1%. Мужское население преобладает, но не существенно – 58,4%. Это можно объяснить тем, что мигранты первой волны уже интегрировались в местную среду, обзавелись семьями или перевезли их из Узбекистана. Результаты полевых опросов также показывают, что большинство узбеков, проживающих в Перми постоянно, имеют в Перми семьи и детей. Пермские узбеки представлены преимущественно в нескольких сферах экономики города: строительстве, торговле, внешнем благоустройстве. Труд граждан Узбекистана также активно используется управляющими компаниями при проведении ремонтных работ различного характера. Многие узбеки работают водителями маршрутных такси.

В Перми и Пермском крае также работает несколько ресторанов и кафе узбекской кухни (кафе «Узбечка», «Уйгурская кухня», «Узбекистон» и др.).

Узбекский язык относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Наиболее близок к уйгурскому языку, а также другим тюркским языкам. В узбекском языке исследователями выделяется несколько наречий (диалектов): карлукское, кыпчакское и огузское – и многочисленные переходные говоры. Карлукское наречие распадается на несколько типов: ташкентский, ферганский, самаркандско-бухарский – и распространено достаточно широко. Кыпчакские диалекты исторически формировались в среде кочевых узбеков, они распространены по всей территории страны и в других сопредельных республиках. Для кыпчакских говоров узбекского языка характерна близость казахскому. Огузский диалект охватывает области Южного Хорезма (Хива, Ургенч, Багат и др.), некоторые говоры Бухарской области, распространён в районах Туркменистана, Южного Казахстана. Несмотря на имеющиеся различия в наречиях и диалектах, все они участвовали в формировании литературной нормы, однако опорным для неё является карлукское наречие с входящими в него говорами.

Узбекский язык по морфологическому признаку является агглютинативным, словообразование и словоизменение в нём осуществляются путём присоединения аффиксов. Есть в узбекском языке и элементы аналитизма.

В истории узбекского языка выделяют несколько периодов, однако периодизация истории узбекского языка различна. Одни исследователи выделяют староузбекский язык и современный узбекский литературный язык. На рубеже ХI–ХII веков происходит выделение староузбекского языка из древнетюркского. Староузбекский язык является основой современного узбекского. В разные исторические периоды для обозначения староузбекского языка использовались наименования «тюрки», «тюркский язык», «чагатайский язык», «чагатайско-тюркский язык», «сартовский язык».

Современный узбекский литературный язык формируется в первой четверти ХХ века на основе староузбекского литературного языка. Другие исследователи предлагают более дробную периодизацию истории узбекского языка, выделяя староузбекский (ХII–ХIV века), среднеузбекский (ХIV–ХVI века), новоузбекский (ХIХ – нач. ХХ века) и современный узбекский литературный язык. В разные исторические периоды на узбекский язык влияли контакты с разными народами и языками. Наибольшее влияние оказали иранские, арабский и русский языки. На узбекском языке представлено устное поэтическое творчество народа, включающее разные жанры фольклора: пословицы, поговорки, эпос, дастаны, легенды, сказки, песни. Литературная традиция имеет давние исторические корни, центрами литературы и поэзии становились многие древние города – Самарканд, Бухара, Хива, Ургенч. Узбекская литература впитала традиции арабской и персидской классики, произведений тюркских народов, русской и западной литературы. Одним из классиков узбекской литературы является Алишер Навои (1441–1501), один из деятелей ХV века – периода расцвета узбекской литературы. Творческое наследие А. Навои многогранно, оно включает в себя около 30 значительных произведений, среди которых – сборники стихов (диваны), поэм (дастаны), научные трактаты. В разные исторические периоды в узбекском языке бытовала письменность на основе разных алфавитов. Достаточно долгое время, с VIII по 20-е годы ХХ века, в Средней Азии была распространена письменность на основе арабского алфавита. В настоящее время арабский алфавит используется узбеками Афганистана. 15 мая 1929 года Всереспубликанская конференция филологов и писателей Узбекской ССР приняла решение о переводе узбекского языка на латиницу. Латинский алфавит использовался до 1940 года, когда был осуществлён переход на кириллицу. После обретения независимости в 1993 году в Узбекистане принят закон о переводе узбекского языка на латиницу. Кириллица в настоящее время продолжает использоваться наряду с латиницей, а также сохраняется в Кыргызстане и Таджикистане. Современный латинский алфавит узбекского языка состоит из 26 букв и 3 буквосочетаний. Узбекский язык является государственным языком Республики Узбекистан. Закон о государственном языке был принят 21 октября 1989 года, и 21 декабря 1995 года – в новой редакции.

Узбекский язык распространён также в сопредельных государствах – Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане, Казахстане, Афганистане, Синцзян-Уйгурском автономном районе Китайской Народной Республики, Российской Федерации.

По данным переписи 2010 года, в России 273 451 человек указали, что владеют узбекским языком. Среди них 148 572 – узбеки (54,3%), 36 288 – татары (13,3%), 33 943 – русские (12,4%), 15 362 – таджики (5,6%), 7592 – турки (2,8%), 6404 – киргизы (2,3%), 3280 – корейцы (1,2%). Узбекским как родным владеют намного меньше. Согласно материалам переписи 2010 года 244 997 человек отметили владение узбекским языком как родным, среди них 233 701 узбек (95,4%), а также 1724 таджика, 1196 русских, 922 татарина, 632 киргиза и 165 корейцев. Можно отметить, что узбекский язык распространён преимущественно среди народов, проживающих рядом с узбеками. Причём владеет языком намного больше людей, чем считает его родным.

Для сравнения: в Пермском крае на владение узбекским языком указали 4017 человек, из них узбеков только 2522 (62,8%), также узбекский язык распространён среди русских (8,5%), татар (10%), таджиков (7,6%), киргизов (2,9%). На узбекском как на родном в Пермском крае разговаривают 3672 человека, из них узбеков 3553 (96,8% – выше, чем в России).

Последняя перепись населения отметила в городе Перми проживание 2382 узбеков. Среди них высока доля тех, кто считает узбекский язык родным, – 2123 человека, или 89,1%, вторым по распространённости в качестве родного является русский язык – 216 человек, или 9,1%.

Традиционный костюм узбеков прошёл длительный путь развития, сохранил многие архаичные черты, характерные для региона. Мужской традиционный костюм включал длинную рубаху кўйлак туникообразного покроя. У ферганских и ташкентских узбеков бытовала также распашная мужская рубашка яхтак. В комплекте с рубахой носили хлопчатобумажные штаны иштон, а в зимнее время поверх штанов надевали шаровары шим.

Непременным атрибутом мужской одежды узбеков были распашные халаты, преимущественно туникообразного покроя. Они отличались вариантами кроя, их расцветка зависела от местности, тенденций моды. Разные виды халатов имели разные названия чопон, тўн, чакмон, камзул, кебанак и другие. Наиболее распространённым – и обязательным для всех комплектов мужской одежды был стёганый халат. Халаты узбекской знати в прошлом были украшены золотым шитьём. Для опоясывания рубах и кафтанов использовали пояса и поясные платки. Характерным мужским головным убором являются летние тюбетейки, известные в разных районах под терминами дўппи, қалпоқ, каллапўш. Наиболее распространённой стала чустская тюбетейка, особенно в Ферганской долине и Ташкенте, а затем и в других районах.

Тюбетейка выполнялась из чёрной ткани с вышивкой белыми нитками. Характерные узоры чустской тюбетейки – стручковый перец и миндаль по верхней части головного убора, а также арочки по околышу. Тюбетейка чустского типа и сегодня остаётся популярным головным убором у узбеков диаспоры в России. Среди узбеков были также распространены вышитые тамбуром и гладью в прикреп многоцветные тюбетейки, стёганые тюбетейки, имевшие разную форму и традиции оформления и орнаментации. Широко распространённым мужским головным убором была также чалма сала. В разных районах и социальных слоях различались способы её повязывания, цветовая гамма, манера ношения, но в прошлом чалму носили все – от подростков до стариков. Нередко вместо чалмы повязывали поясные платки, отрезы ткани. Из обуви наиболее традиционными были мягкие сапожки и сапоги на твёрдой подошве.

Женский костюм состоял из большого числа элементов. Его основу в прошлом составляли платья туникообразного покроя кўйлак и штаны лозим. Верхней одеждой женщин также были халаты. Халаты имели разные названия в разных районах расселения узбеков – чопон, румча, делегай и другие. Они шились стёгаными, лёгкими без подкладки, с подкладом, особым видом халата был мурсак, в начале ХХ века использовавшийся как обрядовая одежда. Выходной одеждой горожанок и зажиточной части женщин села был халат паранджа, который носился на голове, имел узкие длинные ложные рукава, которые отбрасывались на спину и соединялись между собой. Паранджу носили вместе с сеткой из конского волоса чачвон, закрывавшей лицо. Головными женскими уборами были платки, чалма, особые женские шапочки култа, девушки носили тюбетейки.

Девичьи и женские причёски узбечек различались: девушки и молодые женщины до рождения ребёнка носили мелкие косы, число которых могло достигать сорока, после рождения ребёнка женщины заплетали волосы в две косы. Неотъемлемым элементом женской одежды были многочисленные ювелирные украшения: кольца, браслеты, подвески и ожерелья, головные и накосные, нагрудные украшения. Расселение узбеков на обширной территории среднеазиатского региона обусловило появление в их костюме региональных и локальных особенностей. Исследователи обычно выделяют шесть региональных вариантов костюмных комплексов – ташкентский, самаркандский, бухарский, кашкардарьинский, сурхандарьинский и хорезмский. В ХХ веке традиционный костюм узбеков под влиянием социально-экономических и идеологических причин претерпел значительные изменения, однако сохранил национальный колорит и характерные особенности. Больше изменений можно проследить в мужском костюме, который приблизился к европейскому, особенно в среде городского населения. Однако по торжественным случаям и в обрядовых ситуациях мужчины используют традиционные головные уборы, преимущественно тюбетейки, распашные халаты, рубашки без воротника.

И хотя в гардеробе узбечек сегодня присутствует и европейская одежда, национальный костюм также продолжает сохраняться и использоваться в быту, надевается на праздники, во время ритуалов. В женском костюме этнические черты проявляются более ярко. Они заметны в предпочтении тканей и их расцветок, по-прежнему популярны традиционные шёлковые и полушёлковые ткани с характерным переливом цветов, бархат. Часто комплект женской одежды включает платье и штаны, голову покрывают платком или косынкой.

Для узбеков – жителей Перми характерны те же особенности современного костюма, что и для других народов, – широкое распространение унифицированной одежды, особенно мужской. Значительная часть предметов одежды – промышленного производства и приобретается на рынках и в магазинах. Женская одежда больше сохраняет этнический колорит, чаще используются традиционные элементы. Предметы национальной одежды, как правило, привозятся с родины. Национальные костюмы сегодня выполняют важную роль этнического символа и используются на выставках и презентациях узбекской культуры, во время мероприятий, в них выступают творческие коллективы. Сегодня на праздничных мероприятиях в Перми можно встретить мужчин в национальном халате, простёганном и бархатном, либо с золотым шитьём и вышивкой. Халат подпоясан поясным платком, в ходу также и традиционные головные уборы – тюбетейки.

Узбекская кухня складывалась на основе традиций древних земледельцев оазисов, полуоседлых жителей степей. Хозяйственные занятия земледелием, скотоводством, садоводством, огородничеством определили состав продуктов питания и особенности узбекской кухни. Значительное место в системе питания отведено продуктам земледелия, прежде всего, хлебным изделиям. Хлеб нон обязателен и на будничном, и праздничном столе. Его выпекают как из пресного, так и заквашенного теста в печи танур, тандир. В основном для выпечки хлеба используется пшеничная мука, хотя в прошлом пекли хлеб из ячменной, просяной, джугаровой (сорго) муки. Он выпекался в форме лепёшек, ассортимент которых был достаточно богат: пресные, из слоёного теста, большие и маленькие лепёшки. Форма и качество отличаются в зависимости от районов расселения узбеков: самаркандские, бухарские, ташкентские лепёшки различаются размером, толщиной и характерным оформлением. К хлебным изделиям можно также отнести пирожки с начинкой – сомса: с мясом, с тыквой, с луком, с зеленью, с горохом. Популярны были пышки ромбообразной или круглой формы, испечённые в масле, бўғирсоқ. В качестве праздничного лакомства выпекался хворост.

Похлёбки и каши также входили в рацион узбеков. Из муки, обжаренной с жиром, готовили похлёбку атала, из муки на мясном или молочном бульоне – затируху умоч. Готовили супы на мясном, курином бульоне с лапшой. Отваренная лапша с гарниром из овощей, заправленная бульоном, – лагман – также достаточно распространённое блюдо. Популярна рисовая похлёбка мастава и похлёбка из маша (род бобовых) мошхўрда. Каши в основном готовили из риса и маша.

Визитной карточкой узбекской кухни, как и наиболее известным и популярным блюдом, приготовление которого обязательно на праздники, семейные торжества, является плов палов. Основные его компоненты – рис, мясо, лук, морковь, в плов также добавляют изюм, барбарис, горох, перец. Известны многие региональные варианты плова, которые отличаются способами приготовления, характерными приправами, – плов самаркандский, бухарский, ферганский.

Узбеки употребляли в пищу баранину, конину, говядину, мясо верблюдов. Шўрва – суп на густом мясном бульоне – одно из самых распространённых блюд узбекской кухни. К традиционным блюдам также относятся мясо, приготовленное на углях, – кабоб, колбаса из риса, жира и баранины хасип, колбаса из конины қази. В Ферганской долине и в Ташкенте популярным блюдом с мясной или тыквенной начинкой были манты манти. Именно это среднеазиатское блюдо получило широкое распространение и среди народов Прикамья – татар, башкир, удмуртов. Узбекские пельмени чучвара, или барак, готовятся с начинкой из рубленого мяса и лука, а также из трав – кинзы, мяты, щавеля, люцерны, зелёного лука с яйцом и салом. Молочные продукты приготавливали в основном из заквашенного молока, среди них особо популярен кисломолочный продукт қатиқ. Из катыка, разведённого водой, готовили напиток айрон. Среди традиционных молочных блюд – творожная масса сузма, твёрдый кисло-солёный творог қурт.

Для узбекской кухни характерно употребление большого количества овощей: популярны лук, морковь, тыква, репа, огурцы, с ХIХ века активно используются картофель, капуста, помидоры и другие овощи. Сложно представить узбекскую кухню без фруктов: абрикосов, вишни, винограда, гранатов, айвы, слив, яблок, персиков. Особенно популярны бахчевые – арбузы и дыни. Сухофрукты и орехи также непременный атрибут застолья узбеков.

Как и в целом для восточной кухни, для узбекской характерны сладости, среди которых многочисленные виды халвы, кристаллический сахар новвот, леденцы, конфеты разных сортов, такие как печак, парварда и другие.

Из напитков особенно популярен чай чой. Его широкое распространение началось только во второй половине ХIХ века, но сегодня сложно представить традиции питания народа без этого напитка. В большинстве районов расселения узбеков предпочитают зелёный чай, однако в Ташкентской области и некоторых районах употребляют черный чай.

Традиционная кухня представляется одним из устойчивых компонентов этнических традиций, в условиях диаспоры в настоящее время она продолжает сохраняться и развиваться. Сохранение традиций национальной кухни характерно для семейных коллективов, для общественного питания в местах компактной занятости узбекских мигрантов, где организованы столовые, в ассортименте которых популярные блюда среднеазиатской кухни. Блюда национальной узбекской кухни предлагают и некоторые пермские кафе. Потребность в привычной системе питания и продуктах обусловила появление производства некоторых изделий: имеются хлебопекарные тандыры и выпечка традиционных хлебных лепёшек организована не только на рынках и оптовых базах, при кафе, сегодня узбекские лепёшки представлены в ассортименте всех крупных магазинов города.

Узбеки по вероисповеданию – мусульмане-сунниты. Ислам, его нормы, культура, обычаи и обряды занимают важное место в жизни узбеков, он оказывает огромное влияние на мировоззрение, уклад жизни, систему ценностей, семейные нормы.

Распространение ислама в Средней Азии связано с арабскими походами и завоеваниями. Первые походы относятся к 643– 644 годам, а в 704–715 годах происходит окончательное завоевание региона. Проникновение ислама на эту территорию идёт постепенно, процесс исламизации растягивается на продолжительное время.

Однако уже в IХ–ХII веках Средняя Азия стала одним из центров исламского богословия и культуры, оказав влияние на развитие общеисламской цивилизации. Средняя Азия сыграла ведущую роль в распространении ислама в Поволжье и Приуралье. В отличие от других центров, в Средней Азии сложился региональный вариант исламских традиций, по мнению учёных, адаптированный к местным традициям, которым предоставляется большая свобода, это в том числе позволило народам этого региона сохранить родные языки. И в настоящее время мусульманские традиции продолжают играть существенную роль в жизни узбекского сообщества, как на исторической родине, так и в разных регионах его проживания.

В условиях диаспоры узбеки в Перми также продолжают сохранять религиозную идентичность и совершать необходимые ритуалы во время семейных торжеств и обрядов, отмечать мусульманские праздники.

Организация конфессиональной жизни в городе Перми облегчается тем, что ислам в регионе имеет разветвлённую систему институтов. Соборная мечеть, как и другие мечети города, воспринимается как центр конфессиональной жизни. В пятницу и большие мусульманские праздники верующие посещают мечети. В местах компактной занятости узбеков – на рынках, оптовых базах – организованы молитвенные комнаты, вокруг которых также формируются условные общины. Они не замкнуты по этническому признаку, они открыты для всех мусульман. Лидерами общин часто становятся грамотные и уважаемые люди, получившие чаще всего домашнее мусульманское образование, не всегда из числа постоянно проживающих в Прикамье. К своим муллам обращаются ив случае необходимости имянаречения, вхождения в новый дом, прочтения никаха в свадебном обряде, праздничных служб.

Календарные праздники и обряды составляют одно из ярких и самобытных явлений этнической культуры. Календарные традиции узбеков имеют богатую историю, в них нашли отражение древние праздники земледельцев оазисов, обычаи степных кочевников, древние доисламские религиозные верования, мусульманские праздники и ритуалы. Новый год и новый сельскохозяйственный сезон начинаются с праздника Навруз (от нав – новый, рўз – день, 21 марта) – одного из древнейших праздников среднеазиатского региона. Подготовка к празднику включала уборку поселений и жилища, омовение и надевание чистых праздничных одежд.

Многие ритуалы подготовки к празднику были связаны с культом предков.

Само празднование Навруза 21 марта имело характер массового общественного гулянья, на которое в отведённое место собирались все жители поселения. Популярными во время проведения праздника были состязания по национальной борьбе кураш, игры канатоходцев, детские забавы – катание крашеных яиц, запуск летучих змеев. Молодёжь обычно развлекалась, качаясь на качелях. Празднование Навруза продолжалось несколько дней. В комплекс обрядов Навруза часто входил также первый выезд на пашню, совершаемый в первый рабочий день нового года. Праздник Навруз с большим размахом и торжественностью и сегодня отмечается народами Узбекистана, сохраняется он и узбеками диаспоры. В Перми Навруз также является одним из главных календарных праздников. Он проходит как в семейном кругу, так и отмечается вместе с родственниками и знакомыми, праздничные мероприятия проводятся и общественными организациями. Пермские узбеки в больших казанах готовят традиционное и главное блюдо праздника – сумалак из пророщенной пшеницы. Сохраняются в Перми и разные поверья, связанные с этим ритуальным блюдом. Так как его приготовление – достаточно длительный процесс, считается, что каждый должен помешать сумалак, так как этот ритуал способствует очищению и снятию грехов. Каждому, кто попробовал сумалак из большого котла, в предстоящем году будет сопутствовать удача.

Навруз проходит в праздничных застольях, угощениях, выступлениях творческих коллективов, в некоторые годы диаспора проводит и состязания по традиционной борьбе, приуроченные к празднику.

Среди весенних праздников узбеков нужно отметить праздники цветов бойчечак сайли (праздник подснежника), сайли гули сурх (праздник красного цветка), лола сайли (праздник тюльпана). Важное значение у земледельцев придавалось ритуалам вызывания дождя. Целый ряд весенних обрядов был связан со скотоводством – с выгоном скота на летние пастбища.

Особые обряды сопровождали начало жатвы, как правило, перед выходом на полевые работы жертвовали барана, читали суры Корана, просили благословение на предстоящую уборку. Осенние праздники были посвящены окончанию уборки, среди известных – праздник дыни, праздник винограда, праздник гранатов, праздник яблок, в зависимости от того, что преимущественно выращивается в том или ином районе. Нередко проходил и общий праздник урожая. День осеннего равноденствия в прошлом также отмечался как важная календарная дата – завершение земледельческого сезона, вегетации растений и загон скота на зимние стойбища.

Из зимних в народном календаре выделяются обычаи, соотнесённые с первым снегом. К первому снегу приурочивались поминки усопших в течение прошлого сезона. Праздничным застольем с приглашением гостей в Средней Азии отмечали день зимнего солнцестояния, с 21 на 22 декабря.

Обряд сафар қочди проводился в завершение месяца Сафар (обычно в 10-х числах марта), который считался неблагоприятным, в это время старались не играть свадьбы, не начинать новых дел. По завершении месяца проводили ритуал очищения, на улице поселения жгли костёр, прыгали через огонь и били старую посуду.

В календарный цикл праздников входили также подвижные мусульманские праздники, главными из которых были и остаются праздник завершения поста Рамазан, Рўза ҳайит, и праздник жертвоприношения Курбон ҳайит. В современном праздничном календаре представлены и многие светские и государственные праздники – Новый год (1 января), Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая) и другие.

Семья как социальный институт занимает важное место в жизни узбекского сообщества. В прошлом для узбеков, как и для многих народов, была характерна большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. В настоящее время преобладает малая семья, состоящая, как правило, из двух или трёх поколений.

Центральное место в семейной обрядности узбеков, как и многих народов, занимали свадебные церемонии. Свадьба растягивалась на продолжительное время и состояла обычно из нескольких основных этапов: сватовство, сговор, помолвка, собственно свадьба и возвращение домой. Свахи, отправляясь на сватовство совчилик, несли с собой хлебные лепёшки. После чаепития они объявляли о цели своего визита. На сговор отправлялись сваты в дом отца невесты. Во время этого этапа обычно получали согласие или отказ родителей невесты от заключения брака. Ответ могли получить не сразу, а после второго или третьего посещения. Помолвка фотиха тўйи, или малая свадьба кичик тўй, проходила вскоре после сговора и закрепляла согласие на свадьбу. На помолвке совершали преломление лепёшки, что символизировало согласие установить родство. После помолвки стороны жениха и невесты готовились к основной свадьбе катта тўй.

Религиозная церемония заключения брака никоҳ могла проходить в один день со свадьбой или раньше. Свадебные церемонии проводились как в доме невесты, так и в доме жениха. В дом невесты за несколько дней до свадьбы родители жениха приносили остатки выкупа за невесту – калыма и свадебные подарки стороне невесты. Родители жениха созывали родственников и знакомых и устраивали угощенье. Накануне никаха в доме невесты на свадебный пир собирались родственники и знакомые, участники свадьбы. Вечером, когда гости расходились, приходил жених с несколькими родственниками и проводился обряд никах. После религиозной церемонии проходили обряды одевания невесты и жениха в свадебную одежду. Затем исполнялись обрядовые песни и высказывались благопожелания. Нередко после никаха жених сразу увозил невесту в свой дом, иногда этот ритуал совершался через несколько дней. Свадьба в доме жениха начиналась с ритуалов вхождения невесты в его дом. В доме жениха собирались родственники и знакомые, которые праздновали свадьбу. Жених же с парнями и старшими родственниками приводил из родительского дома невесту. Прежде чем войти в дом, невесту трижды обводили вокруг костра, она трижды кланялась дому. Утром следующего дня невеста приветствовала родню жениха, этот обряд назывался келин салом. Среди обрядов в доме жениха, совершаемых через несколько дней, – смена девичьих головных уборов на женские, снятие свадебного покрывала и другие. Завершались свадебные церемонии посещением молодыми родителей невесты и их ответным визитом.

Многие обычаи и обряды были связаны с рождением ребёнка. Среди них важное значение придавалось ритуалу положения в колыбель, совершаемому обычно на девятый день после рождения, к этому сроку приурочивали и имянаречение. Праздник по случаю рождения ребёнка бешик тўй (от бешик – колыбель, тўй – свадьба, праздник) проводился с приглашением родственников и знакомых, нередко на него приглашались и музыканты. Гости приходили с подарками для новорождённого и его матери, а также гостинцами на стол. Важным был также праздник по случаю обрезания мальчика суннат тўй.

Обычаи и обряды похоронно-поминального цикла также входили в состав семейной обрядности и включали большое число представлений, ритуалов и действий.

Семейные обычаи и обряды занимают важное место в жизни узбекского сообщества и в городе Перми. Сохраняются этнические традиции в обычаях, связанных с новорождёнными и детьми, большим праздником является свадьба, которую стараются проводить на родине, но сегодня всё чаще торжества проходят и в Перми.

В последнее десятилетие в России идёт активный процесс институционализации сообществ, представляющих народы Средней Азии. На этом фоне в конце 2000-х годов общественные организации узбеков появились в Перми и Пермском крае. В 2008 году была зарегистрирована Пермская региональная общественная (узбекская) организация «Содействие развитию межнациональных отношений и культуры “Содружество”», а в 2009 году – некоммерческое партнёрство «Общественный центр узбеков г. Перми», куда вошли наиболее влиятельные представители узбекской общины Перми и Пермского края. Деятельность этих общественных организаций в основном была направлена на содействие в адаптации соотечественников, приезжающих в Пермский край.

Из-за многочисленности и наличия большого количества отличающихся друг от друга землячеств узбекское сообщество продолжает оставаться раздробленным, хотя в последние несколько лет в узбекской диаспоре города Перми проходят активные консолидационные процессы под эгидой региональной общественной организации «“Общество Центральной Азии” узбеков Пермского края».

Организация создана в июне 2015 года. Основные направления деятельности организации сегодня:

– реализация национальной государственной политики в Пермском крае;

– интеграция и социальная адаптация этнических узбеков Пермского края в многонациональной культурной среде;

– укрепление дружбы, мира и согласия между народами;

– предотвращение социальных, религиозных и национальных конфликтов.

При РОО «“Общество Центральной Азии” узбеков Пермского края» работают спортивный комитет, молодёжное отделение и женский комитет. Узбеки традиционно принимают участие в краевых и городских культурно-просветительских проектах. В 2012 году в рамках проекта «Пермь – наш дом» в Пермском краеведческом музее была организована выставка «Караван с Востока», посвящённая истории среднеазиатских диаспор Перми. Пермские узбеки представили на выставке предметы традиционного быта, национальные костюмы, ковры и музыкальные инструменты. Проект включал в себя проведение «Дня узбекской культуры», в рамках которого были организованы мастер-классы по узбекской культуре и презентация традиционной узбекской кухни. Участниками мероприятия стали студенты пермских вузов. Ежегодно узбекская диаспора представляет культуру своего народа на общегородских праздниках – Навруз, Сабантуй, Фестиваль национальных культур, Курбан-байрам и др. Так, в 2016 году пермскими узбеками в рамках общегородского Навруза была скомплектована выставка предметов быта народов Средней Азии, организовано угощение пловом всех гостей мероприятия.

Кроме этого, диаспора проводит праздники и мероприятия и отдельно для своих соотечественников. Как правило, на таких мероприятиях собирается до 500 человек, организуются выступления артистов на узбекском языке, угощение блюдами национальной кухни, проводятся церемонии вручения членских билетов организации.

Пермские узбеки активно участвуют в мероприятиях по социальной и культурной адаптации мигрантов – проектах «Школа русского языка для мигранта» (в 2012 году при участии диаспоры записан «Курс русского языка» с комментариями на узбекском языке), работе общественных приёмных по вопросам трудовой миграции. Так, в 2016 году на круглом столе по теме «Работа общественных приёмных по вопросам трудовой миграции в Перми» участникам был представлен доклад «О социальной и культурной адаптации узбекских мигрантов Перми».

Спортивная команда узбекской диаспоры ежегодно принимает участие в межнациональных спартакиадах, занимая высокие места. В 2016 году футбольная команда «Янгабад 1», представлявшая «“Общество Центральной Азии” узбеков Пермского края», заняла первое место в межнациональном турнире по мини-футболу в рамках городской спартакиады национальных видов спорта «За дружбу народов». Также спортсмены из этой команды заняли призовые места в турнирах по лёгкой атлетике, борьбе на поясах «корэш» и «Эстафете дружбы». Узбеки Перми представлены в важнейших общественных межнациональных коллегиальных органах Перми и Пермского края – Координационном совете по национальным вопросам при губернаторе Пермского края, Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе. В составе делегации Перми и Пермского края узбеки принимают участие во всероссийских и межрегиональных форумах и конференциях, нацеленных на укрепление единства российской нации. 19 января 2016 года в администрации губернатора Пермского края было подписано Соглашение о вступлении «“Общества Центральной Азии” узбеков Пермского края» в Ассамблею народов Пермского края. На сегодняшний день узбеки являются одной из самых динамично развивающихся диаспор Перми. Пермские узбеки активно участвуют в общественной жизни, сохраняют язык и культуру своего народа, взаимодействуют с местным сообществом и другими национально-культурными центрами Перми и Пермского края.