Татары Перми: история и культура
Татары — один из тюркских народов Поволжья и Приуралья, второй по численности среди народов России. Этноним татары используется всеми группами этноса. О его происхождении и этимологии в настоящее время существуют разные версии. Впервые, по мнению исследователей, этноним «татары» появился у тюркских и монгольских племён Центральной Азии в VI–VIII веках, наиболее раннее его упоминание относится к 732 году. В Х–ХII веках известен целый ряд татарских государств и племенных образований на территории Монголии. К началу ХIII века объединения татар оказались в составе монгольского государства и участвовали в его военных походах. В возникшем Улусе Джучи (Золотой Орде) большинством населения был усвоен этноним «татары». Он широко использовался как внешнее название (экзоэтноним) китайскими географами применительно ко всем центрально-азиатским кочевникам; на Руси, в Европе, Передней Азии в период средневековья – для обозначения всего населения Золотой Орды.
Как самоназвание волго-уральских татар, по мнению исследователей, этот термин утвердился в Поволжье не ранее ХIХ века, в начале ХХ века он стал доминирующим. По этимологии этнонима «татары» также существуют разные точки зрения. Предпринимались попытки вывести этимологию слова из персидского, китайского, тунгусского, монгольского, тюркских и других языков. Приведём лишь несколько примеров. Высказывалось мнение, что окончание «ар» в целой группе этнонимов имеет иранское или индо- европейское происхождение в значении «человек», компонент «тат» связывают с обозначением древнего иранского населения, подкрепляя гипотезу сохранением вариантов этнонима у некоторых иранских этнических групп.
Другие исследователи выводят этимологию термина из тюркских языков, отмечая, что компонент «тат», встречающийся в некоторых языках и сегодня, связан со значением «чужие», а «ар» – люди.
Относительно этногенеза татар также существует несколько точек зрения: булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская теории. Согласно первой теории основой татарского стал булгарский этнос, и татары являются прямыми потомками волжских булгар, а в период Волжской Булгарии сформировались основные этнокультурные традиции и особенности народа. Согласно второй – основу культуры современных татар составили этнические группы центрально- азиатского происхождения смешавшиеся с кипчаками периода Золотой Орды. Тюркско-татарская теория подчёркивает тюркско-татарские корни современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе Тюркского каганата, Волжской Булгарии. В качестве стержневого периода истории рассматривается время Улуса Джучи (Золотой Орды), когда на основе смешения пришлых и местных (булгарских и кипчакских) компонентов и традиций возникает новая государственность, язык и культура. Этногенез татар непосредственно связан с проникновением тюркских этнических групп в районы Поволжья и Приуралья. Начало проникновения в регион тюркоязычных племён относится к III–IV векам н. э. Оседая в Приуралье и Поволжье, они перенимали черты местного финно- угорского населения. В V– VII веках имела место ещё одна волна продвижения тюркских народов в районы Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с существованием Тюркского каганата. В V–VIII веках н. э. тюрками Поволжья и Приазовья было создано государство Волжская Булгария. В XIII–XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, проходили этно-консолидационные процессы. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве в XV–XVI веках.
В 1552 году после падения Казани территория Казанского ханства была присоединена к Русскому государству. Дальнейшая этнокультурная история татар проходила в рамках российской государственности. Окончательные консолидационные процессы, приведшие к включению в единый народ различных этно-территориальных групп, завершились во второй половине XIX – начале XX века.
Таким образом, этногенез и этническая история поволжских татар были процессом, растянувшимся на продолжительное время. В формировании народа приняли участие тюркские группы разного происхождения, проникавшие в регион в разные исторические периоды с III по ХV век. В этногенезе татар на разных этапах принимало участие и местное финно-угорское население. С принятием и распространением в Поволжье ислама с Х века большое воздействие на культурные традиции этого региона оказывала арабская культура. С этого же периода значительное этнокультурное влияние на регион оказывали славянские народы, взаимодействие с которыми, прежде всего с русскими, усилилось после ХVI века. Новый этап в этнической истории татарского народа связан с событиями Февральской и Октябрьской революций 1917 года в России, активизировавшими национальное движение. 27 мая 1920 года постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР была провозглашена и 25 июня 1920 года образована Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика (АТССР). Создание республики дало толчок консолидации татарского народа, формированию национальной интеллигенции, расширению роли и сфер использования родного языка, развитию национальной культуры.
Татары делятся на три основные этно-территориальные группы: волго- уральские (проживают преимущественно в Татарстане и Башкортостане и регионах Поволжья), сибирские (Тюменская, Омская, Кемеровская области) и астраханские (Астраханский край, Приазовье), при этом самой многочисленной группой считаются татары волго-уральские. Волго-уральские татары также неоднородны, среди них выделяют несколько субэтнических и субконфессиональных общностей – казанские татары, касимовские татары, мишари, кряшены и другие.
Современный этап национального развития татар связан с активизацией общественного движения, ростом этнического самосознания, развитием национальной культуры. В то же время наряду с этими процессами для татарского народа характерны замедление темпов демографического роста, ассимиляционные процессы, снижение роли и степени владения родным языком. 30 августа 1990 года принята декларация о государственном суверенитете Татарстана, а в 1992 году он переименован в Республику Татарстан. Рост национального движения привёл к созданию национальных общественных организаций, в том числе и национально-культурных автономий, в регионах Поволжья и Приуралья. Среди общественных институтов Всемирный конгресс татар – межрегиональная общественная организация, фактически созданная в начале 1990-х годов. В июне 1992 года в Казани прошёл первый съезд Всемирного конгресса татар. В настоящее время организация объединяет 359 национально- культурных организаций в России, ближнем и дальнем зарубежье. В регионах России создано также 27 национально-культурных автономий татар.
В мире проживает около 7 млн татар, большая часть из которых – в России. По переписи 2010 года в Российской Федерации проживало 5 310 649 татар, при этом 2 012 571 из них – в Республике Татарстан. Татарское население представлено практически во всех регионах страны, наиболее крупные этно-территориальные образования сложились в Башкортостане (1 009 295 человек), Челябинской (180 913 человек), Оренбургской (151 492 человека), Ульяновской (149 873 человека), Свердловской (143803 человека), Московской (56202 человека) областях, городах Москве (149 043 человека), Санкт-Петербурге (30 857 человек). Кроме России большие группы татар живут в Узбекистане (324 тыс.), Казахстане (204,2 тыс.), на Украине (73,3 тыс.), в Туркмении (62 тыс.), в Киргизии (31,4 тыс.), в Азербайджане (25,9 тыс.) и Турции (25 тыс.).
Территория Пермского Прикамья относится к районам традиционного расселения татарского этноса в Приуралье. Пермские татары как самостоятельное этно-территориальное образование относятся к приуральской подгруппе (вместе с населением других областей Урала и Республики Башкортостан) волго-уральской группы татарского этноса. Пермские татары не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось их несколько, отличающихся некоторыми особенностями самосознания и отдельными чертами традиционной культуры. Наиболее крупной и консолидированной группой можно считать татар, расселённых в поречье Сылвы и Ирени (сылвенско-иренские) – в Берёзовском, Кишертском, Кунгурском, Лысьвенском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском и Чернушинском муниципальных районах Пермского края. К муллинской группе относят татар сёл Кояново, Башкултаево и Янычи Пермского муниципального района. Жители этих населённых пунктов только во второй половине XIX века стали считать себя татарами, ранее здешнее население считалось башкирским. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между этими этносами, как, например, в поречье Тулвы, где также проживает значительное число татар (Бардымский муниципальный район). Татарское и башкирское население Тулвинского поречья этнографы относят к единой этнографической группе – тулвинским татарам и башкирам. Несколько особняком стоит татарское население деревень Куединского муниципального района, которое исторически и географически тяготеет к татарам северо-запада Башкирии.
В конце XIX века татарское население Пермского Прикамья составляло 15 958 человек (включая мишарей и тептярей), в то время татары были четвертой по численности общностью Прикамья после русских, коми-пермяков и башкир. Основная часть татарского населения проживала в южных – Кунгурском, Пермском, Осинском и Красноуфимском – уездах Пермской губернии. В 1926 году татарское население Прикамья насчитывало 61 480 человек, а в 1939 году – уже 80 727. Значительным был приток представителей этого народа во второй половине ХХ века, особенно в годы эвакуации (в том числе крымских татар) и послевоенной переселенческой кампании из регионов Поволжья (в первую очередь из Татарской АССР) в северные районы Прикамья. В результате к 1959 году в Пермской области проживало уже 165 829 татар. В последующие несколько десятилетий их численность стабилизировалась, а после начала сокращаться. В 2002 году перепись учла 136 597 татар, а в 2010 году – 115 544. Кроме районов традиционного проживания, значительные группы татар сформировались сегодня в городах Перми, Чайковском, Березниках, Кунгуре и Соликамске. Татары плотно интегрированы в экономическую систему региона.
Региональная национально-культурная автономия (РНКА) татар и башкир Пермской области начала свою деятельность 9 декабря 1989 года, в 2008 году организация поменяла статус на краевой, с 2013 года существует как Национально- культурная автономия татар Пермского края. На сегодняшний день организация имеет 17 отделений в районах региона. В Пермском крае работает 44 школы, где ведётся изучение татарского языка, проводятся олимпиады по татарскому языку, закупается современная методическая и учебно-методическая литература. Выпускаются газеты на татарском языке: краевая «Халык чишмэсе» («Народный родник») и «Тан» («Рассвет») в Бардымском муниципальном районе. Краевое радио готовит передачи «Кардэшлэр» («Земляки») на татарском языке. В Бардымском районе работает местное телевещание на татарском языке.
Сложно назвать точную дату начала формирования татарского сообщества в городе Перми. Только во второй половине ХIХ века татары стали заметны в общественной жизни города. Однако и в более ранние периоды истории города татарское присутствие в Перми доказывается документальными источниками. Среди первых представителей народа, приезжавших в Пермь на ярмарки и базары, – крестьяне татарских деревень Пермского уезда, казанские купцы, привозившие в Пермь по Каме «низовые» товары в начале ХIХ века: «Для торговли приезжают сюда <…> Казанские татара и торгаши с разными низовыми и Макарьевскими товарами, с яблоками, орехами, рыбою, и икрою…».
Ревизская сказка губернского города Перми 1834 года среди купцов, мещан и других жителей не отметила татар. Однако среди пермских чиновников этого периода значился Пётр Иванович Максутов – управляющий Пермской удельной конторы, дворянского сословия, православный, происходящий из знатного княжеского рода касимовских татар. В семье Максутовых в 1832 году появляется сын Дмитрий – в будущем контр-адмирал, управляющий Русско-Американской компании (1863–1867), участник обороны Петропавловска, последний российский губернатор Аляски.nВ 1860 году среди 12 439 жителей губернского города уже было 112 человек мусульманского вероисповедания, большая часть из которых была татарами.
Численность татарского населения в Перми значительно увеличивается во второй половине ХIХ века. Однодневная перепись 1890 года отметила 37 902 жителя, среди которых 672 – татары. В тот период они занимали третье место в составе народов города после русских (94,8%) и евреев (1,9%), составляя 1,8% всего населения. Значительный прирост как населения города, так и татарского сообщества происходит в последнее десятилетие ХIХ века. Перепись 1897 года отметила в городе Перми 45 205 человек, этнический состав в переписи определялся по родному языку. Так, на татарский язык в качестве родного указали 1263 человека. За менее чем 10 лет численность татарского населения города выросла почти в 2 раза, составив 2,8% от всех жителей города. Татары заняли второе место в национальном составе после русских. Среди татар города существовала диспропорция мужского и женского населения, что характерно для периода активных миграций: на 823 мужчины приходилось 440 женщин. В конфессиональном отношении среди татар были и мусульмане, и православные: 12 человек указали на православное вероисповедание, 1251 – мусульмане. Среди мусульман грамотными отмечены 294 мужчины и 108 женщин. По возрастным группам в татарском сообществе перепись отметила: 44 младенца; 239 детей до 9 лет; 299 человек (213 мужчин, 86 женщин) находились в возрасте 10–19 лет; 344 человека (229 мужчин, 115 женщин) в возрасте 20–29 лет; в возрасте 30–39 лет находилось 188 человек (141 мужчина, 47 женщин); 94 человека (60 мужчин, 34 женщины) в возрасте 40–49 лет; 32 – в возрасте 50–59 лет; 23 человека были в возрасте 60 лет и более. Таким образом, возрастной состав татарского сообщества города был достаточно молодым, а средне-статистический татарин города Перми конца ХIХ века – это 25-летний неженатый человек. Среди образованной части татар грамотных на русском языке насчитывалось 84 мужчины и 27 женщин, грамотных на другом языке (скорее всего, татарском) 211 мужчин и 81 женщина. Основная часть татар имела начальное образование. По семейному положению наблюдалась такая картина: состоящих в браке было 282 мужчины и 208 женщин, вдовых – 11 мужчин и 24 женщины, 530 мужчин и 207 женщин относились к категории холостых и девиц.
Интересны данные по сословному и социальному составу татарского населения города. В категории личных дворян и чиновников и членов их семей числилось 5 мужчин и 2 женщины; купцы и их семьи – 6 мужчин и 6 женщин, мещане – 42 и 38 соответственно. Самое большое число составляли крестьяне – 768 мужчин и 394 женщины, один мужчина отмечен среди православного духовенства. Из наиболее распространённых занятий татар города Перми переписью определены такие: администрация и управление – 3 человека, «вооружённые силы» – 44 человека, «деятельность и служба частная, прислуга, подёнщина» – 161 человек, 56 человек получали средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, 70 человек указали на земледелие как основное занятие, 20 человек были заняты изготовлением одежды, значительное число татар – 190 человек – работало в сфере торговли (50 человек были заняты в торговле сельско-хозяйственными продуктами, 63 человека – тканями и предметами одежды, 33 – разноской и развозкой товаров, 40t– торговлей вообще, без уточнения). В городе Перми обосновывались выходцы из татарских деревень Пермской губернии, достаточно большим был приток татар из сопредельных территорий – Вятской, Уфимской, Оренбургской губерний. Выходцы из Казани и Казанской губернии также принимали участие в формировании пермского городского татарского населения.
В начале ХХ века жизнь татарского общества города активизировалась. Значимым событием в жизни сообщества стало открытие в Перми мечети в 1903 году. В последующие годы возникают благотворительные и культурно- просветительские общества. Так, в 1908 году в реестр Пермского губернского по делам об обществах присутствия внесено Мусульманское культурно- экономическое и благотворительное общество. Целями его деятельности были улучшение и развитие культурной и экономической жизни мусульман, оказание материальной помощи нуждающимся мусульманам, учащимся, солдатам и их семьям, содействие развитию образования и улучшение работы мектеба (начальной школы). В 1911 году общество насчитывало 166 членов. Одним из наиболее важных событий в жизни общества явилось открытие мусульманского отдела и читальни при библиотеке им. Д. Д. Смышляева. Согласно отчётам общества количество выдаваемых книг колебалось от 7 до 847 в месяц, а количество посетителей – от 5 до 20 в день. В 1910-х годах в Перми существовало Пермское общество распространения грамотности среди мусульман, которое занималось учреждением и финансированием учебных заведений.
Революционные события 1917 года активизировали национальное движение в России. Принятое в этом году постановление Временного правительства «О регистрации товариществ, обществ и союзов» позволило регистрировать общества, в том числе национальные. На основании этого документа в Перми были зарегистрированы первые общественные организации разных народов. Специально для решения проблем национальностей в структуре советского правительства был создан Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац). С 1918 года в структуре пермского губкома, а с 1923 года – окружкома существовал агитпропотдел, в котором были созданы отдел по работе с нацмен и Бюро нацменьшинств. На эти органы возлагалась работа среди этнических сообществ. Учитывая, что татары на тот момент были самой многочисленной этнической общностью Перми, деятельности татарской секции Бюро уделялось особое внимание. Следует отметить, что зав. отделом по делам национальностей был татарин Ф. Юнусов, а секретарём Бюро нацмен – некто «тов. Мухтаров». По инициативе татарского бюро в Перми проводились лекции для населения на татарском языке, были открыты курсы по подготовке кадров для работы с тюркскими народами (все лекции проводились на татарском языке, выпущено 52 специалиста),велась работа среди татарских женщин, издавалась газета «Кызыл Тан» («Красная Звезда»), пермские татары направлялись в Казань на обучение по работе с татарским населением. В 1924 году Бюро нацмен было реорганизовано в Татбашбюро при агитпропе, но в 1926 году его деятельность фактически была свёрнута. Этот период в городе и области характеризовался значительными усилиями в образовательной и культурно- просветительской деятельности среди татар и башкир. В Перми действовали дошкольные и школьные национальные образовательные учреждения, издавались газеты на татарском языке, работали клубы.
Осенью 1932 года в городе Перми произошло важное событие – открытие татаро-башкирского педагогического техникума. Уже на следующий год состоялся первый выпуск 11 педагогов для татарских начальных школ, в 1934 году педагогический техникум окончили 22 педагога. Газета «Звезда» отмечала, что «за два года работы техникум оборудовал 5 учебных кабинетов и создал свою хозяйственную базу. В прошлом учебном году техникум получил областное первенство и был выдвинут кандидатом на всесоюзную премию…». В 1934 году в техникуме обучалось 226 человек. В Перми педагогический техникум (позднее – училище) находился до 1943 года, затем он был переведён в село Кояново Пермского района. Не обошли стороной татарское население и репрессии 1930-х годов. В пермских архивах хранятся сведения о 146 татарах, подвергшихся репрессиям в этот период. В августе 1937 года в разгар кампании против лидеров и активистов пермских национально-культурных организаций в Перми прошло задержание группы из более чем 150 татар, названных «контрреволюционной повстанческой националистической организацией», руководителями которой являлись муфтий А. Хамитов и его помощник М. Тайсин. Большинство из арестованных получили тюремные сроки, а 26 человек были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.
Проводившиеся в стране переписи населения показывали дальнейшее увеличение численности татар в городе, что происходило наряду с общим увеличением числа его жителей. В 1926 году в Перми проживало 3539 татар, за последние три десятилетия численность татар в городе выросла более чем в два раза. Среди пермских татар 3427 указали на татарский язык в качестве родного, 102 – на русский. Среди татар города Перми уровень грамотности был достаточно высок. В 1926 году грамотных на русском языке перепись отметила 1876 человек, на татарском – 1465. Численность татарского населения города в последующие периоды также значительно прирастала. Перепись 1939 года зафиксировала среди населения города Перми 9494 человека татарской национальности.
Вместе со всеми народами края пермские татары встали на защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Имена героев сегодня носят улицы Перми. Среди героев-пермяков Анвар Гатауллин (1923–1994), родился в Перми в семье рабочего, с июня 1943 года – лётчик на фронтах войны. Указом Верховного Совета СССР от 18.08.1945 г. А. Гатауллин удостоен звания Героя Советского Союза.
Численность татар стала заметно увеличиваться в городе Перми во второй половине ХХ века. Основной причиной явились миграции из сельских районов Прикамья в областной центр, приток населения из других регионов Поволжья и Урала, в том числе и территорий традиционного расселения татарского народа – современных Республик Татарстан, Башкортостан, Свердловской, Кировской областей и других. Причиной миграций стало промышленное развитие города, строительство новых предприятий, требовавших квалифицированных кадров и рабочих. В эти годы отмечается и общее увеличение количества жителей города. В 1959 году перепись учла в городе 32 561 человека, указавших на татарскую этническую принадлежность, в сравнении с 1939 годом численность татарского населения в городе увеличилась в 3,4 раза. В дальнейшем численность татар продолжала увеличиваться, к 1979 году она составила 46 593 человека, увеличившись за два десятилетия в 1,4 раза. Причина всё та же – миграции сельского населения Пермской области и других регионов. Перепись 1989 года показала стабилизацию численности татар в 1980-е годы, уменьшение миграционного притока, замедление прироста. В городе Перми в 1989 году уже проживало 47 274 человек татарской национальности. Они по-прежнему оставались вторым по численности народом края. За весь период истории татар города перепись отметила наибольшее их количество в составе населения.
Несмотря на рост татарского населения города, практически никакой информации о жизни и деятельности татарского сообщества Перми этого периода не сохранилось. Эти годы характеризовались слабым интересом к национальной тематике и культуре, отсутствием общественного национального движения. Лишь судьбы отдельных пермяков отчасти раскрывают процессы того времени.
Новый этап в истории пермских татар приходится на 1990-е годы. Распад СССР, сложности социально- экономического характера обусловили уменьшение демографического прироста у всех народов края, снижение миграционного притока из сопредельных территорий Поволжья. Кроме того, сказались и ассимиляционные процессы: участились смешанные браки, уменьшились роль и значение татарского языка в качестве родного. Всё это и стало причиной заметного снижения численности татар.
Перепись 2002 года отметила в Перми 39 868 татар, что составило 84% от численности, зафиксированной в предыдущей переписи.
В настоящее время по-прежнему одно из самых многочисленных этнических сообществ города Перми – татарское. Перепись 2010 года отметила их в городе 34 251 человека, это вторая по численности этническая группа в Перми. Уменьшение численности татар в последние десятилетия связано с общим уменьшением населения города и края. Другой причиной этого явления стали ассимиляционные процессы среди татар Перми, например 15923 человека (46% от численности всех татар города) указали родным языком татарский, а 18 245 – русский (53,3%).
Однако последнее двадцатилетие характеризуется заметным интересом к истории и культуре народа, активным общественным движением.
Татарский язык относится к поволжско-кипчакской подгруппе кипчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи. Наиболее близким языком является башкирский. В настоящее время татарский язык наряду с русским – государственный язык Республики Татарстан (закон 1992 года). По мнению исследователей, корни тюркских языков и их дальнейшее формирование относятся к нескольким эпохам: хуннская (до середины I тыс. н. э.) – время интенсивного распространения древних тюркоязычных племён; древнетюркская (вторая половина I тыс. н. э.) – период образования мощных племенных союзов (булгарский, печенежско-огузский, уйгурский и др.), закладывание основ будущих языков; среднетюркская (Х–ХVвв.) – этап становления современных тюркских языков; новотюркская (ХVI–ХIХ вв.) – окончательное формирование тюркских языков. Татарский язык относится к поволжско-кипчакской подгруппе кипчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи. Наиболее близким языком является башкирский. В настоящее время татарский язык наряду с русским – государственный язык Республики Татарстан (закон 1992 года). По мнению исследователей, корни тюркских языков и их дальнейшее формирование относятся к нескольким эпохам: хуннская (до середины I тыс. н. э.) – время интенсивного распространения древних тюркоязычных племён; древнетюркская (вторая половина I тыс. н. э.) – период образования мощных племенных союзов (булгарский, печенежско-огузский, уйгурский и др.), закладывание основ будущих языков; среднетюркская (Х–ХVвв.) – этап становления современных тюркских языков; новотюркская (ХVI–ХIХ вв.) – окончательное формирование тюркских языков.
В истории собственно татарского языка исследователи также выделяют несколько периодов: булгарский (Х–ХIII вв.); период Золотой Орды и общего языка тюрки (ХIII–ХV вв.); период Казанского ханства и старо-татарского языка (ХV– ХVI вв.); период подготовки к формированию татарского литературного языка (ХVI–ХVIII вв.); период становления и развития татарского литературного языка (ХVIII–ХХI вв.). На татарский язык на разных этапах его исторического развития значительное влияние оказали финно-угорские, арабский и персидский языки, а также русский язык. В свою очередь, татарский язык оказал большое влияние на финно-угорские и восточнославянские языки.
В татарском языке выделяют западный (мишарский), средний (казанско- татарский) и восточный (сибирско-татарский) диалекты. Восточный диалект до ХVI века развивался как самостоятельный язык, но позднее испытал значительное влияние со стороны казанско-татарского диалекта. Сложилось также много говоров внутри диалектов, которые характеризуют приуральские, пермские, оренбургские, заказанские и другие территориальные группы татар.
Современный литературный татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта, по фонетике и лексике он близок среднему диалекту, по морфологической структуре – к западному. Основным этапом формирования литературного языка считается период второй половины ХIХ – начала ХХ века.
До 1927 года в татарском языке использовалась арабская графика, затем был осуществлён переход на латиницу. В 1939 году татарский язык переведён на кириллицу, алфавит используется и сегодня.
В настоящее время татарский язык является вторым по числу носителей и распространённости национальным языком в России. В последней переписи населения России в 2010 году на владение татарским языком указали около 4,3 млн человек. Татарским языком владеют не только татары, но и часть башкир, удмуртов, марийцев, чувашей, русских, других народов, особенно на территориях дисперсного проживания народов в районах Поволжья и Приуралья. Днём родного (татарского) языка считается 26 апреля – день рождения основоположника татарской классической поэзии Габдуллы Тукая. В городе Перми на татарский язык в качестве родного указали 15 923 человека, что составляет 46,5% от числа всех татар города, 18 245 пермских татар (53,3%) отметили родным языком русский. Кроме того, в 2010 году на владение татарским языком среди жителей Перми указали 2212 человек, из них 2025 башкир, 103 русских и другие народы.
На татарском языке в условиях двуязычия в городе Перми работают пять групп детского сада «Чулпан» (муниципальный «Центр развития ребёнка» с этнокультурным компонентом). В настоящее время в Перми татарский можно изучать на языковых курсах при общественных организациях, либо при мусульманских общинах.
В алфавите татарского литературного языка 39 букв. К 33 буквам русского алфавита добавлены татарские буквы Әә, Өө, Үү, Җҗ, Ңң, Һһ.nn
Национальные костюмы сегодня выполняют важную роль этнического символа. Этническая специфика проявляется в разных сферах материальной культуры. Однако в условиях городской среды лишь некоторые комплексы материальной культуры народа продолжают сохраняться и играть роль национальных символов. В первую очередь это относится к таким сферам культуры, как народный костюм и традиционная кухня, в некоторых формах сохраняющиеся в городской среде и обычно воспроизводимые в случае необходимости показать наиболее яркие явления народной культуры. Традиционный татарский костюм прошёл длительный исторический путь формирования и развития, на каждом этапе которого он имел свои особенности. Национальный костюм сохранял древние архаичные черты тюркского мира, воспринял некоторые особенности финно-угорских традиций Поволжья, испытал влияние центрально- и переднеазиатского костюма, традиций восточных славян, европейской и российской городской моды.
Расселение татар на обширных пространствах Поволжья и Приуралья обусловило развитие множества региональных и локальных вариантов костюмных комплексов. Однако уже во второй половине ХIХ века Казань и районы Поволжья становятся законодателями мод татарской одежды, которые влияют на сельский и городской костюм разных групп татарского народа. В регионах получают распространение и изделия казанских и поволжских мастеров.
Традиционный костюм пермских татар, в том числе городских, имел много общих черт с одеждой казанских татар. Основой женского костюма была рубаха кулмэк. Одежда изготовлялась преимущественно из узорных тканей домашнего производства. Рубаха носилась в комплексе с передником алъяпкыч, также часто выполненным из узорных домашних тканей. Непременный атрибут женского костюма – штаны. Поверх домашней одежды надевали распашные холщовые или суконные кафтаны, а по праздникам – камзол-безрукавку, украшенную позументом. Сложными были женские головные уборы: более ранние – полотенцеобразные покрывала өрпəк, коекча, волосник магалайча, повязка из позумента битлек. Однако уже в ХIХ веке наиболее распространённым головным убором постепенно становятся калфаки разных видов. Женский костюм дополнялся многочисленными серебряными украшениями – перевязями из позумента с монетами хəситə, нагрудниками, накосниками, браслетами, кольцами.
Мужской костюм татар, как и других народов, был менее разнообразен. Он включал рубаху и штаны. Рубаха чаще всего шилась из пестряди в мелкую клетку и орнаментировалась разноцветной вышивкой или ткачеством.
Мужской традиционный головной убор – тюбетейка. Для татарского костюма в целом были характерны использование узорных тканей, орнаментация вышивкой тамбуром, полихромность в цветовой гамме. Традиционной мужской и женской рабочей обувью были лапти чабата, мужчины носили кожаные сапоги, женщины – кожаные галоши. Праздничной обувью считались сапожки из мягкой кожи читек, чёрные – у мужчин, узорные – у женщин.
Городской татарский костюм, активно развиваясь во второй половине ХIХ – начале ХХ века, прежде всего в Казани и городах Поволжья, получил широкое распространение и среди татар города Перми. С одной стороны, городской татарский костюм впитал традиции городской моды, а с другой – сохранял этнический колорит и своеобразие. В татарском костюме горожан использовались покупные ткани, уже преимущественно однотонные, реже – цветные. Широкое распространение получили продукция кустарей и предметы одежды фабричного производства, одежда изготавливалась преимущественно на заказ, покупалась в магазинах. Мужской костюм татарина-пермяка включал кафтан-казакин с невысоким стоячим воротником, укороченного варианта, приближенного к городскому сюртуку. Носили мужчины-татары и европейский костюм – пиджак с отложными лацканами. Носили тюбетейки, выполненные кустарями или фабричные.
Городские татары предпочитали их в виде низкого усечённого конуса тёмных оттенков. Популярностью пользовались и меховые шапки с плоским верхом из каракуля, меха бобра, куницы. Женский костюм также сохранял национальный колорит. Основой костюма оставалась рубаха- платье с широким подолом из богатых покупных тканей. Покрой и фасон платья следовал и тенденциям моды и мастерству городских портных. Хотя в татарскую городскую моду в начале ХХ века входит и другой вариант костюма – блузка с юбкой. Характерной чертой татарского женского городского костюма были головные уборы – калфаки, как правило, на рубеже ХIХ–ХХ веков в виде небольшой декоративной наколки, лицевая часть которой богато орнаментировалась золотым шитьём, бисером. На голове калфак удерживался крючками, нашитыми с изнанки, либо закреплялся шпильками. Старшее поколение предпочитало покрывать голову поверх калфака платком или шалью, однако молодёжь носила его и без платка. И в городской среде женский костюм дополнялся многочисленными украшениями, в том числе традиционными – перевязями через плечо из позумента, унизанными монетами; накосниками из позументных лент с монетами. Широкое распространение получают и более современные украшения – цепочки с подвешенными медальонами, бусы, кулоны с часами, брошки и другие. Татары – один из немногих народов Поволжья и Приуралья, сумевших сформировать в городской среде национальный костюм.
Однако в советский период характерные черты татарского национального костюма в городской среде стираются. Национальные костюмы сегодня играют важную роль этнического символа. Самодеятельные коллективы используют стилизованные сценические костюмы, как правило, выполненные в Республике Татарстан по «общим» унифицированным мотивам. В последнее время появилась потребность и в более глубоком изучении и осмыслении традиционного костюма и его использования в современном контексте. В активном живом бытовании сохраняется лишь мужской головной убор – тюбетейка.
Традиционная кухня – одно из ярких проявлений этнической культуры народа. Несмотря на историческую глубину, многие элементы системы питания продолжают сохраняться и в современности. Основу питания татар, как и других народов Поволжья и Приуралья, составляли продукты земледелия и животноводства. Повседневно в печи пекли хлеб икмəк, зимой на поду печи, летом – на капустных листьях, хлебные лепёшки называли таба икмəк, җəйгеч. Непременный атрибут гостевого и праздничного стола и чаепития – оладьи коймак. Из мучных изделий популярными были булочки без начинки катлама, приготовленные как из сдобного, так и пресного теста, сдобные сладкие булочки күмəч. Обилие мучных изделий в целом отличает татарскую кухню. Пекли различные виды пирогов: с мясом, морковью, тыквой, калиной, другими начинками. Из изделий из теста популярны кыстыбый – пресные сочни с начинкой из каши или картофеля. К традиционным блюдам татарской кухни можно отнести и бəлеш из пресного или кислого теста с начинкой из кусочков мяса, крупы или картофеля. Особый вид татарских пирожков – өчпочмак, өчмөгеш – «треугольники» с начинкой из мяса и картофеля. Известны татарам и широко распространённые у народов Поволжья шаньги – шəнгə – с разнообразной начинкой. Татарская кухня богата сладостями. Визитной карточкой является чак-чак – обязательный атрибут свадебного стола и торжественных приёмов. К традиционным сладостям можно отнести и популярный хворост, в том числе особой формы – кош теле – «птичьи язычки». Своеобразным и характерным изделием татарской кухни является пирог с многослойной начинкой, у казанских татар известный как гөбəдия, с начинкой из риса, яиц, топлёного творога, изюма, кураги. Пермские татары многослойный пирог называют как бəлеш или гөлбəдия и готовят его по особому рецепту в разных районах Пермского края. Для пирога выпекаются сочни и готовится пастила для начинки из сушёных ягод и фруктов – малины, изюма, земляники, смородины, черёмухи, добавляется также халва. Слой пастилы из одного вида ягод чередуется с коржами пирога, сверху коржи со слоями начинки закрывают сочнем и выпекают. Как бəлеш – обязательный атрибут свадебных ритуалов не только в прошлом, но и сегодня.
Повседневным блюдом оставались различные похлёбки на мясном бульоне или на молоке, супы, которые в разных районах имели свои названия: үрə, өйрə, а также аш, шулпа. Похлёбки заправляли крупой, домашней лапшой тукмач, шариками из теста салма, чумар. Праздничную похлёбку варят на мясном бульоне, заправленном домашней лапшой.
В пищу активно использовалось и мясо домашних животных – баранина, говядина, конина. Видное место в рационе питания занимало мясо птицы. Из мяса кур и гусей готовили и обрядовые блюда. Так, гусь был обязателен на свадьбе, блюда из курицы присутствовали во многих семейных обрядах. Значительное место в рационе занимали молочные продукты. Помимо молока употребляли в пищу сметану каймак, масло май, творог эрек, напиток из заквашенного кипячёного молока катык. Катык, разведённый водой, был известен как айран. Из катыка готовили особый вид творожного лакомства – сөзмə, для чего творог смешивали со сметаной. Лакомством считался и «красный», топлёный творог кызыл эрек, кызыл эремчек, корт, для приготовления которого творог томили в печи с маслом и мёдом. С молозивом, которое собирали с первых удоев после отёла, приготавливали обрядовые пироги или шаньги.
Традиционным напитком у татар считается квас, чаще всего приготовляемый из ржаного сусла, а также из свёклы. Сладким напитком был щербет из мёда, имевший также ритуальное значение. Хмельными напитками были брага и медовуха бал. Для приготовления напитков использовали и дикорастущие травы – душицу, зверобой, земляничную траву, листья малины и смородины.
Особенность татарской кухни – популярность чая и чаепития. Без чая не обходится ни один приём пищи, чай – непременный атрибут встречи гостей. Пьют чай обычно крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. У отдельных групп татар именно с подачи чая начиналось угощение во время званых обедов. Лишь после чаепития подавали первые и вторые блюда. Чай пили и в завершение застолья. Например, у казанских татар чай обычно завершал застолье.
Сегодня в городе Перми блюда татарской кухни можно попробовать, не только побывав в гостях у пермских татар, на татарских праздниках и фестивалях. Некоторые блюда сегодня стали популярными у всех горожан: чак-чак можно купить в любом крупном магазине города, как и татарские манты с начинкой из мяса и картофеля. Колбасу из конины, татарские сладости, в том числе и многослойный пирог как бəлеш, можно приобрести в некоторых специализированных магазинах города. Татарские блюда стали визитной карточкой и некоторых ресторанов Перми, ориентированных на национальную кухню разных народов.
Татары в значительном большинстве – мусульмане- сунниты, за исключением этноконфессиональной группы кряшен, исповедующих православие. Большинство татар города Перми – мусульмане. Кряшены представлены незначительно, в основном за счёт мигрантов из районов Поволжья. В Пермском крае в 2010 году кряшенами записался лишь 21 человек.
Распространение ислама в Поволжье и Приуралье относится к Х веку и напрямую связано с поволжским государством – Волжской Булгарией. Она в начале Х века принимает ислам как государственную религию.
Формирование и организационное оформление мусульманской общины в городе Перми относится лишь к концу ХIХ века, в этот период функционировал молельный дом. В 1903 году по проекту архитектора А. И. Ожегова была построена Пермская соборная мечеть, что стало значимым событием для всего городского сообщества. Здание было возведено на средства пермских татарских купцов, а первыми служителями мечети были ахун Нурулла Хайризманов, Мухамет-Закир Тухметов, Зиганьша Ибатуллин и Гатаул Мухаматшин. В Перми в 1913 году были зарегистрированы три мусульманские школы: мужская, открытая в 1876 году, и две женские (по улицам Монастырской и Покровской). Обучение в образовательных учреждениях шло в том числе на татарском языке. В настоящее время в городе действуют три мечети (Пермская соборная мечеть и в микрорайонах Закамск и Гайва), мусульманская умма в городе включает представителей многих народов.
У татар, в том числе города Перми, исламские традиции составляли и составляют органический и неотъемлемый элемент этнической культуры. Отмечались мусульманские праздники Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид, Ашура. Религиозные ритуалы производились и во время семейных обрядов. Мулла совершал обряд имянаречения, проводил бракосочетание, совершал предписанные нормами ислама ритуалы в похоронной обрядности. Считалось необходимым совершение ежедневного пятикратного намаза, а пятничную полуденную молитву верующие должны были совершать в мечети.
Особенностью народного календаря татар было бытование календарных систем – религиозной и народной. Религиозный цикл праздников связывался с мусульманскими традициями и включал в себя такие большие праздники, как Ураза-байрам, Курбан-байрам, счёт которых вёлся по лунному календарю, и ежегодно дата их проведения смещалась на 11–12 дней вперёд, возвращаясь к первоначальной дате через 33 года. Во время религиозных праздников совершались необходимые мусульманские ритуалы, как правило, проведение коллективной утренней молитвы. Затем праздники продолжались в домах, где накрывались столы, собирались родственники и знакомые. Народные праздники приурочивались к сельско-хозяйственным циклам.
Комплекс народных календарных праздников и обрядов существенно варьировался в разных этнографических группах народа, что зависело от многих факторов – этнических корней, иноэтничного окружения, природно-климатических особенностей. У татар Пермского края, например, к 6–7 апреля приурочивался целый комплекс ритуалов тың тыңлау – «слухи слушать», неизвестный у других групп татар. В деревнях по рекам Сылве и Ирени в ночь перед праздником совершали гадания: золу просеивали ситом на снегу, а утром смотрели следы: если след от сапога – девушка выйдет за богатого, от лаптя – за бедного; считали тын: если попадало чётное количество тычин – в этом году девушку ожидало замужество; закрывали замком вёдра, а ключ клали под подушку, во сне должен был присниться жених, попросить ключ. В некоторых деревнях к празднику приурочивалось также ряженье.
Комплекс обрядов Сабантуя у татар занимал центральное место в народном календаре. У них было известно два варианта проведения праздника: в ранней традиции – весной, до начала посевных работ, и после их завершения. Сегодня Сабантуй чаще всего известен как праздник, проводящийся после завершения полевых работ. Самому празднику предшествовал сбор подарков булек җыю, сөрəн сугу. При этом подарок – тканое узорное или вышитое полотенце – обязательно должны были вручить молодушки (вышедшие замуж в этом году), хозяева-новосёлы (построившие новый дом) и роженицы. В подарочный набор остальных жителей входили полотенца, платки, рубахи. Во время обхода собирали яйца, которыми потом угощали бойцов и кормили лошадей во время состязаний на майдане. В некоторых случаях сбор яиц был детской забавой: ребятишки после обхода деревни устраивали различные игры с собранными яйцами.
Сроки проведения Сабантуя в разных деревнях были разными, что позволяло гостям из других деревень участвовать в празднике. Его подготовка и проведение растягивались на несколько дней. Основную часть Сабантуя составляли состязания на майдане. Главными из них были скачки на лошадях, борьба на полотенцах көрəш, бег. Победитель скачек, как и батыр – победитель в состязании борцов, получали лучшие призы. Кроме того, существовало множество других состязаний, в некоторых из них наряду с мужчинами принимали участие и женщины: перенос яиц, разбивание кувшина, бег в мешках, лазание на столб, бой мешками и т. д. Лучшим дарили полотенце, платок или отрез ткани. Кроме соревнований, на майдане устраивали пляски и игры. После майдана молодёжь продолжала веселиться до ночи.
Сабантуй сыграл важную роль в консолидационных процессах и в настоящее время продолжает играть важную роль в жизни татарского народа. Традиция Сабантуя, зародившись в глубокой древности, сохраняется до наших дней. Праздник стал одним из символов татарского народа. Сегодня Сабантуй празднуют не только в татарских деревнях и сёлах, он стал национальным праздником, отмечается в городах, где значительно число татарского населения и активна его общественность. В России праздник отмечается не только в Татарстане – в сёлах, городах и столице республики Казани, но и в Москве, Санкт- Петербурге, городах Поволжья и Приуралья, Сибири. В Пермском крае Сабантуй также остаётся главным праздником татарского народа – он проводится в сёлах и деревнях пермских татар, в некоторых случаях имеет статус районного праздника.
Несколько лет назад ежегодно стал проводиться краевой сельский Сабантуй, с 1992 года город Пермь стал площадкой для ежегодного проведения областного (краевого) Сабантуя. Наряду с краевым с 2004 года в Перми ежегодно проводится городской Сабантуй. Кроме того, Сабантуи проводятся в отдельных районах города, иногда в микрорайонах. Традиция проведения этого праздника в некоторых микрорайонах города сформировалась намного раньше. Татарский детский сад города Перми в 1992 году впервые провёл мини-Сабантуй, сегодня чаще называемый детским Сабантуем. А первый праздник Сабантуй в Перми состоялся 9 июля 1917 года.
Семья являлась одной из основных ценностей, в традиционных представлениях безбрачие осуждалось. Основной формой семьи была малая семья, состоящая из двух или трёх поколений прямых родственников. Семейные ритуалы связывались с рождением ребёнка, проводами в солдаты, свадьбой и похоронами. При рождении ребёнка совершался обряд имянаречения, на который приглашался мулла, проводивший необходимые ритуалы. Имянаречение старались провести до седьмого дня. В день имянаречения или позднее татары проводили праздник по случаю рождения ребёнка бебей туй, на который приглашались близкие родственники и друзья. Пришедшие на праздник приносили подарки новорождённому. Свадебная обрядность была наиболее развёрнутой и ритуализированной среди семейных обрядов. Свадебные ритуалы растягивались на продолжительный срок и включали несколько этапов. Распространённой формой заключения брака был брак по сватовству, хотя часто встречалось и умыкание, воровство невесты. Сватать, как правило, отправлялись родители жениха и сваха. О цели визита говорили иносказательно. После получения согласия на свадьбу через некоторое время мулла проводил религиозный обряд бракосочетания никах, никах туй, кəбен. После совершения никаха молодые считались мужем и женой.
Следующим этапом была свадьба в доме молодой – туй, зур туй. Иногда до проведения свадьбы было принято жениху несколько дней гостить в доме невесты. В гостевании принимали активное участие и его друзья. Если невеста уже жила в доме жениха, перед свадьбой она возвращалась в родительский дом. В свадебном поезде за невестой ехали жених с друзьями, родители жениха и его родственники. Лошадей украшали колокольчиками и бубенчиками, на дугу повязывали узорные полотенца, на оглобли вешали платки. В дом жениха невеста переезжала вместе с приданым. Её встречала свекровь или старшая родственница жениха и подносила мёд с маслом. Невесту отправляли за водой с вёдрами и коромыслом из приданого, чтобы в новый дом она не входила с пустой посудой. В доме жениха было принято показывать невестино приданое, для чего полотенца, скатерти, занавесы развешивали по дому. Свадебный пир в доме жениха во многом повторял свадебный пир в доме молодой.
В конце 1989-х годов активизировалось общественное движение пермских татар, что стало частью демократизации общественной жизни в стране. Город Пермь стал центром инициатив, а лидеры татарского и башкирского общественного движения города – руководителями областных и краевых общественных институтов.
Собственно городская общественная организация татар – Татарская национально-культурная автономия города Перми – была создана 20 февраля 1999 года. Председателем совета автономии в настоящее время является Д. Г. Закиров. Сегодня автономия – одно из наиболее активных общественных национально-культурных объединений Перми, она регулярно принимает участие в мероприятиях городского и краевого уровней.
Среди приоритетных целей организации – сохранение самобытности, создание условий для изучения татарского языка, литературы, искусства и истории народа, реализация его национальных, социально- экономических и культурных прав, возрождение национальных традиций и обычаев. В настоящее время автономия выстроила партнёрские отношения с национальными общественными организациями города Перми и Пермского края, «осуществляет свою деятельность <…> в тесном сотрудничестве с сельскими, районными и городскими татаро-башкирскими общественными объединениями и национально-культурными автономиями Пермского края, Республик Татарстан и Башкортостан, а также других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран». С момента создания автономия включилась в этнокультурную деятельность города. Лидерам организации удалось сплоить вокруг себя татарское сообщество города, заручиться его поддержкой и выстроить систему работы. Начало активной деятельности автономии, по мнению её лидеров, приходится на 2004 год. Ключевым событием этого года стала организация городского национального праздника Сабантуя, который прошёл 12 июня на площади у Законодательного собрания в Перми в рамках празднования годовщины основания города. В дальнейшем городской Сабантуй стал традиционным и ежегодным мероприятием. Партнёрами в проведении праздника выступают администрация губернатора Пермского края, администрация Перми, общественность города. 7 июня 2015 года на стадионе «Динамо» Татарская национально- культурная автономия города Перми провела городской национальный праздник татар и башкир «Сабантуй-2015». Праздник был посвящён особой дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Праздники проводятся не только на городском уровне. В 2014 году общественная организация татар приняла участие в конкурсе «Город – это мы» с проектом «Праздник приходит в гости к Вам» и выиграла грант в номинации «Пермь – территория культуры». В рамках реализации гранта были проведены Сабантуи в Дзержинском, Орджоникидзевском и Свердловском районах города. Кроме того, лидеры автономии и общественность принимают участие в краевых, районных и сельских Сабантуях в Пермском крае и за его пределами. В настоящее время Сабантуй играет важную роль в консолидации татарского сообщества Перми, сохранении и популяризации историко-культурного наследия народа, формировании межэтнического мира и согласия в пространстве города. Другим знаковым событием в жизни татар и башкир города стало проведение ставшего уже традиционным фестиваля народного творчества «Пермь талантлары» («Пермские таланты»). Первый такой фестиваль в Перми состоялся в 2005 году. Главная его цель – выявление талантов, сохранение языка, культуры и национальных традиций. Программа первого фестиваля народного творчества татар и башкир города Перми включала конкурсы певцов, танцоров, чтецов, исполнителей на музыкальных инструментах. За годы проведения фестивалей их гостями были коллективы и исполнители из краевого центра, городов и районов Пермского края, из Республик Татарстан и Башкортостан, других регионов России. В 2015 году в Перми прошёл юбилейный Х городской фестиваль народного творчества татар и башкир «Пермь талантлары», который состоялся 11 апреля на площадках Дворца молодёжи и был посвящён 70-й годовщине Великой Победы. Более 100 участников фестиваля-конкурса состязались в номинациях «Детское художественное творчество», «Изобразительное искусство», «Народные промыслы», «Инструментальное исполнение», «Хореография» и других. Пермские татары, проводя свою деятельность по сохранению, развитию и популяризации этнокультурного наследия татарского народа, понимают значимость и важность межэтнического мира и согласия в стране и регионе. Постоянными гостями всех татарских праздников и мероприятий являются представители общественных институтов народов Перми и Пермского края.
Со своей стороны актив татарской общественности постоянно участвует в традиционных праздниках и мероприятиях, проводимых объединениями других народов края. Общественные организации татар города Перми входят в состав Ассамблеи народов Пермского края, являются членами Всемирного конгресса татар, участвуют в работе Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе. Одним из направлений деятельности организации служит осмысление и обобщение исторического и культурного вклада представителей татарского народа в развитие региона. Важным шагом в этом направлении стало проведение научно-практической конференции «История Перми – вклад татарского народа в становление и развитие города», состоявшейсяt19–20tапреля 2013 года. Конференция была подготовлена и проведена в рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 290-летию города Перми. Учёными, общественными деятелями, журналистами были подняты и обсуждены вопросы истории и культуры татарского народа.
Важную роль в популяризации исторических знаний и вклада татар в историю и культуру города сыграло издание серии краеведческих работ председателя автономии Д. Г. Закирова: «Герои и командиры Великой Отечественной войны – татары Прикамья» (2005), «Известные татары Прикамья» (2005), «Татары и башкиры Перми» (2008) и других.
Общественные организации татар города Перми становятся инициаторами проведения творческих встреч, праздников, юбилейных дат. В 2011 году в Перми широко отмечалось 125-летие со дня рождения татарского поэта и общественного деятеля Габдуллы Тукая, состоялось несколько творческих встреч, посвящённых этому событию. На базе МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 355 “Чулпан”» («Утренняя звезда») в день рождения поэта 26 апреля прошёл праздник «Туган телем – Тукай теле» («Родной язык – язык Тукая»). На празднике для детей и взрослых звучали стихи и песни, инсценировки сказок на татарском и русском языках. Детский сад «Чулпан» реализует программу с этнокультурным татарским компонентом, несколько групп дошкольного учреждения работают с татарским языком и культурой. Директор детского сада – подвижник татарской культуры Ф. С. Пак, в прошлом – руководитель региональной национально-культурной автономии татар и башкир Прикамья, член совета организации.
Показателем актуальности и востребованности татарской культуры в городе Перми и за его приделами служит деятельность в краевом центре фольклорных и эстрадных татарских ансамблей. Так, с 2000 года при МАОУК «Пермский городской дворец культуры им А. Г. Солдатова» под руководством Л. Н. Султановой работает татарский национальный эстрадный коллектив «Дуслык». Коллектив ставит перед собой задачу сохранения и популяризации татарской и башкирской культуры. В репертуаре ансамбля татарские и башкирские песни, в том числе и авторские – участников ансамбля. Коллектив ведёт большую концертную деятельность, ежегодно выступает с отчётными концертами, представляет своё творчество на различных праздниках и фестивалях.
Еще один творческий коллектив – Татарская студия «Мирас» («Наследие») – работает на базе МАУК г. Перми «Дворец культуры им. А. С. Пушкина» (руководитель А. Х. Тухфятуллов). С 2013 года существует вокальная группа «Аваз» (руководитель В. М. Гусманова) при ЦРО «Региональное духовное управление мусульман Пермского края в составе ЦДУМ России». В репертуаре ансамбля татарские народные, духовные песни, произведения русских и татарских композиторов.
В последние годы активную концертную деятельность ведёт ансамбль татарского танца «Гузель Чулман» («Красавица Кама») под руководством Г. Г. Хамзиной. Ансамбль создан в 2011 году, однако, несмотря на «молодость», он достойно представляет танцевальное искусство татарского народа на разных сценических площадках. В 2015 году «Гузель Чулман» удостоен гран-при VII Всероссийского фестиваля татарского фольклора «Түгəрəк уен», который проходил в городе Йошкар-Оле 23–25 сентября. В этом же году ансамбль стал призёром фестиваля «Уральская вечёра» (г. Пермь). Одно из творческих направлений коллектива – изучение традиционного наследия пермских татар поречья Сылвы и Ирени. Некоторые из комплектов костюмов коллектива выполнены с использованием элементов традиционного костюма сылвенско-иренских татар. На фестивале «Түгəрəк уен» коллектив также презентовал танец сылвенско-иренских татар «Катинка». Из инициатив последнего времени заслуживает внимание создание в 2014 году молодёжной региональной общественной организации татар Пермского края «Чак-чак». Название её лидеры связывают с наиболее известным и узнаваемым символом татарского народа – национальным блюдом. При организации создана футбольная команда, работают курсы татарского языка. МРОО ТПК «Чак-чак» сотрудничает с городской и краевой татарскими национально-культурными автономиями, Региональным духовным управлением мусульман Пермского края, с татарскими общественными организациями России и Пермского края, а также с молодёжными организациями города Перми. Среди реализованных проектов следует отметить «Вечер родного языка», приуроченный ко Дню родного языка (17 февраля 2014 года), проведённый при поддержке татарской национально-культурной автономии города Перми; игру-экскурсию «Татарская среда. Погружение»; первый детский Сабантуй в краевом центре (2014) при поддержке ООО «Центральный парк развлечений им. М. Горького» и СДЮШОР «Орлёнок» и другие.
Члены молодёжной организации принимают участие и поддерживают мероприятия, проводимые другими организациями: Сабантуй, фестивали народного творчества татар и башкир «Пермь талантлары», Межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир», I Молодёжный межнациональный форум г. Перми; Межнациональный турнир по футболу «Кубок дружбы». Лидеры молодёжного сообщества «Чак- чак» заявили о себе и на всероссийских площадках – Всероссийском фестивале «Дни татарской молодёжи» (Казань, 2014, 2015), Всемирном форуме татарской молодёжи (Казань, 2014) и других.
Жизнь татарского сообщества города наполнена и многими другими событиями: концертами исполнителей татарской эстрады, классической и фольклорной музыки, «татарскими» молодёжными дискотеками, проводимыми на разных площадках города.