⇽ Назад к списку книг

Таджики Перми: история и культура

Таджики – один из народов Средней Азии, относящийся к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Этноним «таджик» известен достаточно давно, впервые отмечается во II тысячелетии до н. э. По мнению исследователей, своё этническое имя таджики получают на рубеже Х–ХI веков, в первой половине ХI века этноним «таджик» стал самоназванием сформировавшегося в Средней Азии народа. О происхождении и этимологии этнонима высказано достаточно много различных гипотез. Слово «таджик» возводят к «тодж» в значении «корона», «венец» и истолковывают как «венценосный», отмечая, что этот этноним издавна использовался для фарсиязычного населения Средней Азии. Термин связывают с названием «тай» – одного из племён Северной Аравии, от которого образованы среднеперсидское и армянское «тачик», в значении «араб». От него возникает тюркское «таджик», первоначально использовавшееся для обозначения всего мусульманского населения, в том числе иранцев, и лишь затем ставшее самоназванием ираноязычного населения Средней Азии. Лингвисты предполагают и согдийское происхождение этнонима, которое после заимствования приобретает значение «оседлый иранец-мусульманин», а с ХI века становится самоназванием сформировавшегося народа.

Появление слова «таджик» связывают с китайским «тяочжи». Существует и множество других гипотез происхождения и этимологии этнонима. Этногенез и этническая история таджикского народа насчитывают не одно столетие.

Истоки этногенетических процессов, предшествовавших сложению таджикского народа, восходят, по мнению учёных, к концу II – началу I тысячелетия до н. э., когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности, из которых и выделились ираноязычные группы, взаимодействовавшие с местными племенами эпохи бронзы.

Территорией формирования и расселения предков таджиков являются районы рек верхней Амударьи, Зеравшана, долина Кашкадарьи и Ферганская долина. Именно в этих районах протекали ранние этапы этногенеза таджиков.

В их этногенезе участвовали многие древние народы Средней Азии: согдийцы, бактрийцы, сакские племена, парфяне, парканцы и др. В VI веке до н. э. территории расселения этих народов вошли в состав империи Ахеменидов, в IV веке до н. э. были завоёваны армией Александра Македонского, а после распада империи Александра Македонского на территории Бактрии и Согдианы образовалось Греко-Бактрийское царство (III–II века до н. э.). Ко II веку до н. э. в Бактрию проникают юэчжи (тохары), одна из ветвей которых создаёт Кушанское царство. В середине I тысячелетия н. э. на территорию Средней Азии усилилось проникновение новых этнических групп, в IV–V веках сюда проникают хиониты, кидариты и эфталиты, в VI– VII веках мигрируют тюркские этнические группы. К VIII веку на территории Средней Азии исследователи выделяют три сложившиеся этнокультурные области: согдийскую на севере, ферганскую на северо-востоке, тохарскую на юге, население которых имело некоторые культурно-бытовые особенности.

Арабское завоевание в VIII веке не оказало сильного влияния на этнический состав населения, однако в этот период ислам стал господствующей религией для всех народов Средней Азии. Сложение этнического ядра таджиков, распространение общего фарси-дари-таджикского языка, развитие культуры и науки, становление литературной традиции приходится на период государства Саманидов (IХ–Х века). К этому времени относится творчество основоположника персидской поэзии А. Рудаки (вторая половина IХ – первая половина Х века), поэта А. Фирдоуси (Х век), учёного-энциклопедиста и мыслителя Аль-Бируни (конец Х – первая половина ХI века), учёного, философа и врача Абу Али ибн Сина (Авиценна) (конец Х – первая полови- на ХI века) и многих других деятелей культуры и науки.

С конца Х века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркским народам, с этого времени наблюдаются и новые миграционные волны тюркских и монгольских народов в регион. В политическом отношении в этот период на территории Средней Азии в разных границах существовали Караханидское и Газневидское государства (Х–ХII века). Средняя Азия входила в состав Монгольской империи, а после её распада – в Чагатайский (Джагатайский) улус в ХIII–ХIV веках, государственное образование Тимуридов в ХIV–ХV веках, а позднее в состав разных ханств преимущественно тюркских династий. В это время таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесных этнокультурных контактах с тюркскими народами региона.

Изменения в политическом пространстве Средней Азии происходили в ХIХ века. Во второй половине ХIХ века северные области расселения таджиков – Хорезм, долина реки Зеравшан, районы Ферганской долины – включаются в состав Российской империи. В 1866 году в состав России входят города Ходжент и Ура-Тюбе с прилегающими территориями, в 1870 году к России отошла область по верхнему течению реки Зеравшан. Большинство районов расселения таджиков относилось к Ходжентскому и Самаркандскому уездам Самаркандской области Туркестанского края Российской империи. Территории горного Таджикистана, большей частью состоявшие из отдельных ханств Куляб, Гиссар, Каратегин, Дарваз, во второй половине ХIХ века входят в состав Бухарского ханства, в котором составляют особую провинцию – Восточная Бухара.

Революционные события 1917 года также затронули Среднюю Азию, в северных районах Таджикистана советская власть устанавливается уже в конце 1917 – начале 1918 года. В апреле 1918 года провозглашена Туркестанская АССР, в которую вошли северные территории расселения таджиков. В сентябре 1920 года после свержения бухарского эмира создаётся Бухарская Народная Советская республика, однако гражданская война продолжается на этой территории до 1923 года.

В результате национально-государственного строительства в Средней Азии 14 октября 1924 года была создана Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикская АССР преобразована в союзную республику – Таджикскую ССР в составе СССР; в составе республики была выделена Горно-Бадахшанская автономная область.

В 1991 году Таджикская ССР переименована в Республику Таджикистан и становится независимым государством.

Этнографическая структура таджикского народа неоднородна. Причинами формирования разных этнографических и локальных групп послужили особенности природно-климатического ландшафта разных районов расселения народа, исторические процессы в тех или иных районах, что проявилось в особенностях языка и культуры. Принято выделять таджиков равнинных и горных. К горным таджикам относят также и припамирских таджиков (рушанцы, язгулемцы, бартангцы, шугнанцы, ишкашимцы, ваханцы), которые в отличие от основной части таджиков, язык которых относится к западноиранской ветви, сохранили восточноиранские диалекты. Особый статус в структуре таджикского этноса занимают ягнобцы, особая этнографическая или субэтническая группа, проживающая по реке Ягноб, также говорящая на особом, ягнобском языке, относящемся к восточноиранским языкам. Ягнобцев считают потомками древних согдийцев, их язык, по мнению исследователей, восходит к согдийскому. Можно встретить и другие классификации этнической структуры таджикского народа. Общая численность таджиков в мире оценивается в диапазоне от 14 до 22 млн человек.

В Республике Таджикистан, по данным последней переписи населения 2010 года, проживало 6374 тыс. таджиков, что составляет 84,3% от числа всего населения государства. Значительная часть таджиков проживает в сопредельных государствах Центральной Азии – в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, а также в Афганистане, Иране и Китайской Народной Республике. Группы таджиков эмигрантского происхождения есть в США, Германии, Великобритании, Канаде и других государствах мира. nНа территории современной России таджики массово стали появляться в ХХ веке. В этот период их численность в РСФСР стабильно увеличивалась: в 1939 году в РСФСР проживало 3335 таджиков, в 1959 году – 7027 (рост в 2,1 раза), в 1970 году – 14 108 (рост в 2 раза), в 1979 году – 17 863. К 1989 году численность таджиков в РСФСР достигла 38 208 человек (рост в 2,1 раза). В постсоветский период численность таджикского сообщества увеличилась существенно. Перепись 2002 года отметила в России 120 136 человек постоянного населения (прирост в 3 раза), а последняя Всероссийская перепись отметила 200 303 таджика на территории Российской Федерации. Среди регионов России по числу таджикского населения лидируют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Свердловская и Новосибирская области.

Общественное национально-культурное движение таджиков России имеет длительную историю, уже в 1989 году была создана одна из первых организаций – Московское общество таджикской культуры «Согдиана». Активизация общественной жизни в начале 2000-х годов привела к созданию таджикских общественных институтов. В настоящее время общероссийские и региональные общественные объединения действуют в г. Москве и большинстве регионов России. Представительством Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации по миграции даны сведения о 79 общественных институтах в России. Среди них ассоциация таджикских общественных объединений «Самандар», общественное движение «Таджикские трудовые мигранты», общественная организация «Союз таджиков России» и другие.

Таджики появились в Пермском крае сравнительно поздно. Только в ХХ веке представители этого среднеазиатского этноса появились в регионе. Таджикское сообщество в Прикамье одно из самых «молодых» в крае.

Впервые в материалах официальной статистики в регионе таджики учтены в переписи 1939 года, отметившей в Пермской области проживание 474 таджиков. К сожалению, достаточно сложно установить время и причины миграций этого периода. Возможно, повлияла приходившаяся на этот период индустриализация, требовавшая рабочие ресурсы, а также репрессии 1930-хtгодов, ставшие причиной принудительного переселения из разных регионов страны в Прикамье.

В последующие периоды ХХ века численность таджикского населения в Пермской области увеличивалась, но незначительно. В первые годы Великой Отечественной войны в Молотовскую область для работы на промышленных предприятиях было мобилизовано 12 692 человека из республик Средней Азии, в том числе и таджики, часть из них так и осталась жить в регионе. Материалы послевоенных переписей населения показывают такую динамику численности таджикского населения в Пермской области. В 1970 году среди жителей области зафиксировано 450 таджиков, к 1979 году их число возросло по области до 472 человек. К сожалению, численность таджиков в г. Перми в официальных документах переписей этого периода не выделена. Последняя перепись 1989 года, проведённая в Советском Союзе, показала, что в Пермской области проживает 863 таджика (0,02% от всего населения области), из них жителями областного центра были 177 человек.

Значительная часть таджиков, которые обосновались в Прикамье в этот период, в первую очередь были те, кто закончил пермские вузы или после службы в рядах Советской Армии остался здесь жить. Таджики были достаточно хорошо вписаны в социокультурное пространство региона: большая их часть работала на пермских заводах, предприятиях торговли, в милиции.

Вторую группу таджиков Прикамья составляли те, кто занимался торговлей сухофруктами; они, как правило, приезжали в Пермь и города Пермской области на время. Незначительная численность, дисперсное расселение, отсутствие организационного оформления сообщества делали таджиков почти незаметными в этнокультурном пространстве региона в тот период.

В 1970–1980-е годы активизировались культурные и экономические связи Пермской области и Таджикской ССР. Среди примеров такого взаимодействия – гастроли циркового коллектива Таджикской ССР в Прикамье, в том числе выступления на арене Пермского цирка в 1976 году.

Среди участников цирковой труппы – заслуженный артист Таджикской ССР П. Юсупов. В 1982 году в проходивших Днях советской литературы в Прикамье участвовала таджикская поэтесса О. Азотова.

Среди известных пермяков, чья история связана с Таджикистаном, – географ, профессор Пермского государственного университета Валентин Алексеевич Танаевский (1886–1969). Уроженец Вятской губернии, выпускник Казанского университета, аспирантуры Киевского университета В. А. Танаевский с 1938 по 1949 год работал в Сталинабадском педагогическом институте (ныне Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни, г. Душанбе), где создал и возглавил кафедру экономической географии. В годы работы в Таджикистане по заданию Госплана СССР В. А. Танаевский проводил исследование «Экономические районы Таджикистана». Удостоен почетного звания Заслуженный деятель науки Таджикской ССР. С 1955 по 1969 год работал в Пермском государственном университете.

Новый этап в истории таджикского сообщества города начинается в 1990-е годы. Этот период характеризуется значительным увеличением численности таджиков в Прикамье, значительным миграционным притоком, усложнением социальной структуры таджикского сообщества, возросшей ролью в современных этносоциальных и этнокультурных процессах региона. Первые мигранты стали осваивать российское пространство уже в конце 1993-го и в 1994 году. Однако до 1995 года поток миграции был незначительным. Основной приток мигрантов наблюдался в 1995– 2003 годах, в последующие периоды миграционный поток не ослабевает.

Главные причины, вызвавшие массовую миграцию в этот период: сложности социально-экономической ситуации в республиках бывшего СССР после распада государства в 1991 году, гражданская война и нестабильная политическая ситуация в Таджикистане в начале 1990-х годов. При выборе региона миграции определяющими становятся факторы стабильности его социально-экономического развития, также учитывается наличие родственников, знакомых и земляков. Этими же причинами, прежде всего относительной социально-экономической стабильностью, в основном обусловлен и значительный приток мигрантов из стран ближнего зарубежья в Россию в целом и в отдельные её регионы. Причины продолжающихся миграций в настоящее время – также в современном социально-экономическом положении Таджикистана. Массовая миграция таджиков наблюдается и в другие российские регионы. Пермские представители этого народа трудятся в разных сферах экономики города: строительстве, торговле, внешнем благоустройстве. Перепись 2002 года отметила значительное увеличение таджиков – граждан России среди населения Пермской области и г. Перми: с 863 в 1989 году до 1953, показав рост в 2,3 раза. В г. Перми численность таджиков составила 1282 человека, или 65,6% от числа всех таджиков. При этом численность мужчин почти в 4 раза превышала численность женского населения (1551, или 79,4% мужчин от всего числа таджиков в Пермской области, против 402, или 20,6% женщин). Перепись учла и 3001 таджика, временно находящихся на территории области.

Перепись 2010 года показала дальнейшее увеличение численности таджиков как в целом в Пермском крае, так и в городе Перми. В Пермском крае проживало 3548 представителей народа, в г. Перми – 1688. Однако значительную часть таджикского сообщества составляли временные мигранты. Последние два десятилетия мигранты из республики Таджикистан занимают первое либо второе место в общем миграционном потоке в регион. В начале 2000-х годов численность мигрантов увеличивалась, достигнув максимального значения в 2008 году и в дальнейшем стабилизировалась. В 2003 году на территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа прошли регистрацию 3935 граждан Таджикистана, в 2004 году – 6968, в 2005-м – 8998. Наибольшее число временных мигрантов (71,19% в 2004 году) приходилось на г. Пермь. В 2008 году численность временных мигрантов из Таджикистана, вставших на миграционный учёт в Пермском крае, составила 22 201 человек. В дальнейшем в течение нескольких лет происходило её снижение, вызванное экономическим кризисом. В 2009 году она составила 17733 человека в 2010-м – 17321, в 2011-м – 17888, в 2012-м – 20649, в 2013 – 21538. В 2016 году в Пермском крае на миграционный учёт поставлено 25920 граждан Республики Таджикистан.

Однако состав выходцев из Республики Таджикистан в Пермском крае выглядит более сложным. Так, в 2013 году граждане Республики Таджикистан, имевшие разрешение на временное проживание, составляли 2303 человека, граждане Таджикистана, получившие вид на жительство, – 1728 человек. Ежегодно происходит и принятие гражданства Российской Федерации. Так, в 2009 году гражданство России получили 1113 граждан Таджикистана, в 2011-м – 134 человека, в 2013 – 1758. В перспективе, скорее всего, численность таджикской диаспоры также будет увеличиваться. О численности и особенностях расселения постоянно проживающих в Перми таджиков позволяют судить данные Всероссийской переписи населения 2010 года. Всего в 2010 году в Перми проживало 1688 таджиков, большая часть из которых в Дзержинском районе – 532 человека, или 31,5%. Далее с точки зрения расселения таджиков районы города Перми распределены следующим образом: Мотовилихинский – 234, Индустриальный – 231, Свердловский – 222, Кировский – 176, Ленинский – 169, Орджоникидзевский – 124.

Особенности расселения свидетельствуют о предпочтении тех микрорайонов города, которые тяготеют к центрам трудовой занятости. Так, основным местом проживания таджиков является Дзержинский район города Перми, а конкретно – микрорайон Заостровка, где находится крупный оптово-продовольственный рынок. В этом микрорайоне таджики уже составляют значительную часть населения. Крупнейшие мероприятия, инициируемые таджикской диаспорой, также проходят на этой территории.

Гендерная структура таджикской диаспоры также свидетельствует о незавершённости процессов интеграции: 1244 таджика, или 73,7% – это мужчины. Очевидно, что большинство ещё находится в состоянии выбора жизненной стратегии – вернуться на родину или остаться в России и перевезти сюда семью. Материалы полевых исследований показывают, что большая часть таджикских мигрантов рассматривает вторую модель как наиболее приемлемую для себя. Таким образом, растущий миграционный прирост позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение численности таджикского сообщества города в ближайшие десятилетия.

Таджикский язык относится к иранской ветви индоиранских языков индоевропейской языковой семьи. Наиболее близкими из современных языков являются персидский язык (современный персидский язык), распространённый, прежде всего, в Иране и на сопредельных территориях, а также язык дари (дари-кабули) в Афганистане.

Таджикский язык распространён на обширной территории расселения таджикского народа. Помимо Таджикистана его носители проживают в Самаркандской, Бухарской, Ферганской, Андижанской, Наманганской, Ташкентской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и других областях Узбекистана, в Чимкентской области Казахстана, Ошской области Кыргызстана. Родственные диалекты бытуют и на сопредельных территориях Афганистана, Пакистана, Ирана и Китая.

Язык таджикского народа отличается большим диалектным многообразием. Исследователи выделяют более 50 таджикских говоров, которые объединяются в четыре большие группы: северную, центральную, южную и юго-восточную. Каждая из групп объединяет целый ряд диалектных единиц – диалектов, говоров, подговоров.

В истории современного таджикского языка выделяется несколько периодов. Ранние этапы были общими для современных таджикского, персидского и дари языков. Наиболее древним является период древнеперсидского языка, VI–III века до. н. э. Период с IV века до н. э. по VIII–IХ века н. э. выделяется как период среднеперсидского языка, на смену которому приходит новоперсидский (классический персидский, персидско-таджикский) язык, на основе которого возникают уже современные языки: таджикский, персидский и дари. В разные исторические периоды на таджикский оказали влияние языки соседних народов, прежде всего арабский, узбекский и русский.

Таджикский язык относится к старописьменным языкам, первые письменные памятники – клинописные надписи на древнеперсидском языке – относятся к эпохе Ахеменидов и датируются VI–IV веками до н. э. В течение длительного исторического развития применялись разные системы письма. С VII века до начала ХХ века. использовалась арабская графика, с 1929 по 1940 год – была создана письменность на основе латинского алфавита, с 1940 года по настоящее время используется кириллица на основе русского варианта с введением шести букв, обозначающих особые звуки, характерные для таджикского языка.

Новый этап в становлении современного таджикского литературного языка приходится на период 1920– 1930-х годов, когда было решено принять за основу классический персидско-таджикский литературный язык, сблизив его нормы с современным разговорным языком. За основу произношения был выбран вокализм говоров Мианкаля – древней территории поречья Зеравшана. На формирование норм литературного языка этого периода значительное влияние оказали северо-таджикские говоры.

На таджикском языке представлено богатое устно-поэтическое творчество таджикского народа, как его малые жанры – пословицы, поговорки, загадки, так и героический эпос, песни, рубаи (четверостишия), сказки и предания. Песенное творчество представлено трудовыми, лирическими, колыбельными, обрядовыми календарными и свадебными песнями. Цикл эпических песен «Гуруглы» о царе города Чамбила – Гуругли и его богатыре Авазе с сыновьями Шер-Али и Нур-Али, совершающих различные подвиги, популярен в южных и центральных районах Таджикистана.

Ранние этапы развития художественной литературы IХ–ХVI веков у таджиков общие с другими персоязычными народами, эту литературу называют классической персидской, или персидско-таджикской. Среди авторов этого периода целая плеяда поэтов и писателей: А. Рудаки (858–941), А. Фирдоуси (934–1021), Н. Хусрав (1004–1086), Д. Балхи (1207–1273), С. Шерози (1208–1289), К. Худжанди (1323–1401).

Во второй половине ХIХ века в среде таджикской интеллигенции появляется целая плеяда литераторов-просветителей, среди которых А. Дониш (1826–1897). Основоположником современной таджикской литературы считается Садриддин Айни (1878–1954) – писатель, общественный деятель, учёный, автор работ по истории и литературе народов Средней Азии.

В настоящее время таджикский язык является государственным языком Республики Таджикистан, он функционирует как язык образования, общественно-политической жизни, средств массовой информации, науки, кино, культуры и художественной литературы.

В России Всероссийская перепись населения 2010 года отметила, что таджикским языком владеет 141 938 человек. При этом из 199 182 таджиков, отмеченных в России переписью, в качестве родного языка указали таджикский 169 157 чел., дари – 100 чел., памирский – 667 чел., персидский – 652 чел., русский – 25 609 чел., татарский – 593 чел., узбекский – 1724 чел. Кроме того, таджикский язык в качестве родного выбрали 2289 узбеков, 1083 русских, 466 татар. В городе Перми среди 1688 таджиков, по материалам переписи 2010 года, значительное большинство – 1498 человек (88,7%) указало на таджикский язык в качестве родного, 159 человек (9,4%) в качестве такового отметило русский язык, 25 – другие языки, 6 – не указало родного языка.

Традиционный костюм составляет важную часть этнической культуры народа, формируя его образ. Мужской костюм таджиков включал такие элементы, как рубаха курта, штаны эзор, халат, поясной платок и головные уборы – тюбетейка и чалма. Рубаху носили навыпуск, поверх штанов, подпоясывая сложенным по диагонали платком. В зависимости от времени года мужской костюм дополняется летними халатами без подклада либо стёганными ватой зимними кафтанами с подкладом. Мужской обувью были башмаки из сыромятной кожи, в некоторых районах были распространены и деревянные башмаки. Постепенно широкое распространение получили высокие сапоги как на твёрдой, так и мягкой подошве. В прошлом мужчины обычно брили голову, бороду носили лишь пожилые мужчины.

Женский костюм состоял из рубахи курта, штанов эзор, халата, головных уборов. При общности основных элементов они отличались особенностями покроя, декора, сочетанием отдельных предметов одежды. Традиционные женские рубахи были туникообразного покроя, на смену им в некоторых районах пришли рубахи «на кокетке». Рубахи отличались оформлением ворота, орнаментацией. Для районов Дарвала и Куляба были характерны рубахи, орнаментированные богатой вышивкой тамбуром. Верхней женской одеждой также были распашные халаты. Женский костюм включал украшения – шейные повязки из бисера, ожерелья, браслеты.

Причёску женщин из горных районов расселения таджиков так описывает этнограф Н. А. Кисляков: «Женщины расчёсывают волосы на прямой пробор, затем плетут тоненькие косички впереди – печа, оплетая лоб, а также с боков, над ушами – торак; основные две косы, плетущиеся за ушами, называют гусӣ; к ним приплетают косички торак. К собственным косам обычно приплетаются искусственные из простых или шерстяных ниток чёрного цвета – чура, кокул, заканчивающиеся кистями из разноцветных ниток и бисера». Головными уборами у женщин были головные платки, шёлковые или полушёлковые шали, в ХХ веке в качестве женского головного убора широкое распространение получила тюбетейка, в прошлом под платком тюбетейку носили лишь таджички нижнего Зеравшана.

У таджиков распространение получила женская кожаная обувь домашнего или кустарного производства, зимой её носили с шерстяными вязаными чулками.

Для таджикского традиционного костюма характерны и региональные особенности в разных районах расселения народа. Наиболее существенные отличия в одежде прослеживаются у таджиков горных и равнинных районов. Так, бухарские таджики предпочитают халаты из тканей в полоску, преимущественно розовых и чёрных. Ферганские таджики шьют халаты из тканей тёмных тонов – чёрного, синего, зелёного. В мужских халатах районов Гиссара, Самарканда и Куляба преобладают яркие расцветки. Существенно различаются формой и орнаментацией в разных районах и мужские тюбетейки.

Традиционный костюм народов Средней Азии, в том числе и таджиков, и сегодня проявляется в повседневной и праздничной одежде. В большей степени традиционные элементы сохранились в женском костюме, что заметно в предпочтениях в выборе фактуры и расцветки тканей для изготовления рубах-платьев, комплектности предметов одежды, сохранении сочетания рубахи и штанов. В мужском костюме в повседневном варианте сохраняется традиционный головной убор. Национальный костюм играет и важную символическую роль, формируя образ народа и его культуры, в том числе в Прикамье. Национальный таджикский костюм, включающий как традиционные элементы, так и стилизованные варианты, активно используется при презентациях таджикской культуры, на выставках, для выступлений творческих коллективов.

Таджикская кухня имеет многовековую историю, она является составной частью богатых кулинарных традиций народов Средней Азии. Природно-климатические особенности Средней Азии, природные пищевые ресурсы, а также хозяйственные занятия земледелием, скотоводством, садоводством, огородничеством определили состав продуктов питания таджикской кухни. Расселение таджиков на большой территории, как в равнинных, так и горных районах, определило некоторые региональные и локальные особенности таджикской кухни. Так, в горных районах преобладали блюда из зерновых и молочных продуктов, для равнинной кухни характерно сочетание мучных продуктов с мясом и овощами. Основу традиционной кухни таджиков составляли продукты земледелия. Хлеб нон выпекается в форме лепёшек, как и у других народов Средней Азии. Хлебопекарные печи отличались в равнинных и горных районах. В равнинных районах распространение получила глинобитная печь танурс с боковой горловиной, в горных хлеб выпекался на очаге ошдон или дегдон.

Готовить лепёшки – особое мастерство: раскатанное тесто перекладывают на специальную подушку, а затем одним быстрым и сильным ударом необходимо прилепить лепёшку к раскалённой стенке очага. В зависимости от размеров и состава приготовленного теста некоторые лепёшки имеют и свои особые названия: кулча – самая маленькая, из кислого сдобного теста; гирдача – самая большая, из кислого теста, диаметром до полуметра. Толстые лепёшки из пресного теста называют фатир, тонкие, как большие блины, пресные – чапоти, их готовят преимущественно по большим праздникам и на свадьбу. Лепёшки из слоёного теста называют катлама. Традиция приготовления лепёшек отличается и в зависимости от региона. В северном Таджикистане фатир очень популярен, чопоти. Фатир, это совсем другое, праздничное, многослойный фатир. Каждый район, каждая деревня отличаются своей традицией, свои умельцы. Вот, например, Южный Таджикистан и Центральный Таджикистан – кулча, чапоти очень популярны. Чалпак ещё есть, это тонкие лепёшки, которые в масле на тагане жарят. К хлебным изделиям можно отнести пирожки разной формы (треугольные, круглые, овальные, прямоугольные) с разнообразной начинкой (с мясом, с тыквой, с зеленью, с луком) – самбуса.

Продукты земледелия использовались и для приготовления каш и похлёбок, составлявших обычную повседневную трапезу: горох, пшеница, маш (бобовые), рис, джугара (род сорго) и другие культуры. Одним из популярных блюд из злаков является мастоба – рисовый суп, обычно приготавливаемый на мясном бульоне.

К наиболее известным блюдам таджикской и в целом среднеазиатской кухни можно отнести суп шурпа и тушёное мясо с бульоном и лапшой – лагман. В рационе таджикской кухни популярны блюда из овощей – моркови, тыквы, репы, свёклы, в ХХ века добавились картофель и помидоры. Овощи используют как ингредиенты для приготовления других блюд, а также салаты и закуски из овощей подают как самостоятельные блюда, как гарнир к мясным блюдам. Одним из самых любимых блюд традиционной кухни таджиков является плов палав. Таджики утверждают, что известно не менее трёхсот видов этого блюда, которые отличаются как составом ингредиентов, так и способами приготовления. В каждом районе расселения таджиков имеется свой региональный вариант традиционного блюда. В прошлом плов был распространён преимущественно в равнинных районах, так как в горах не возделывали рис, сегодня он популярен повсеместно. По традиции едят плов руками.

Из молочных продуктов предпочтение отдаётся кисломолочным. Сквашивая кипячёное молоко, получали джургот, который заправляли травами и употребляли с хлебом. Готовили кисломолочный продукт катык. Разбавляя кисломолочные продукты водой, получали напитки, хорошо утоляющие жажду в летнее время, – чолоб, айрон. Из молока взбивали масло, для длительного хранения его перетапливали. Для длительного хранения готовят также курут – высушенные небольшие творожные шарики, которые в зимнее время используются для различных блюд. Курут идёт для приготовления популярного блюда таджикской кухни – курутоб. Его рецепт имеет множество вариантов, обычно же готовят в деревянной чашке, куда выкладывают разломанные куски хлебной лепёшки, затем их заливают разведённой тёплым молоком или водой творожной массой курут. Добавляют обжаренный лук. Готовую хлебно-творожную массу заправляют горячим сливочным, льняным или хлопковым маслом, сверху посыпают зеленью.

Развитие садоводства, бахчеводства, виноградарства определило обилие фруктов на таджикском столе – винограда, абрикосов, вишни, черешни, гранатов, айвы, персиков, а также дынь и арбузов. Непременные атрибуты таджикского чаепития и застолья – сухофрукты и орехи. Для таджикской кухни характерны также сладости – разнообразные виды халвы, сладкий хворост, слоёные сладкие пирожки, кристаллический сахар, традиционные конфеты нишалло – кремообразная масса из взбитых сахара, яичных белков и мыльного корня.

Популярным напитком в таджикской кухне был и остаётся чай. И хотя традиция употребления чая широко распространяется только во второй половине ХIХ века, современную таджикскую кухню и традицию застолья сложно представить без этого напитка. В разных районах предпочтение отдается либо чёрному, либо зелёному чаю, при этом последний популярен на большей территории расселения народа. Известен особый рецепт приготовления чая с молоком по-памирски: среди его ингредиентов чёрный чай, коровье, овечье или козье молоко, топлёное масло и соль. В равнинных районах этот напиток готовят и с зелёным чаем. В прошлом у таджиков существовал обычай пить чай из одной пиалы, передавая её по кругу. Чаем могло начинаться и заканчиваться застолье, дорогому гостю пиалу с чаем подавали правой рукой, прикладывая левую к груди – в знак уважения. Из других распространённых напитков можно назвать травяные и фруктовые чаи и настои.

В условиях диаспоры наибольшую устойчивость и сохранность как целостный комплекс проявляют традиции национальной кухни. Они сохраняются как в семьях, так и в общественном питании на рынках и оптовых базах, в строительных бригадах. По-прежнему предпочтение отдаётся традиционным лепёшкам, которые выпекают в домашних условиях, а в общественных местах установлены большие хлебопекарные печи тануры. На праздничном столе можно увидеть несколько лепёшек разных размеров, в семьях выходцев из разных районов Таджикистана сохраняются и свои особенности в приготовлении хлебных лепёшек. Пермскими таджиками сохраняются и традиции приёма пищи. Для праздничного застолья на пол расстилается большая скатерть дастархон, на которую выставляются посуда и блюда. Вокруг дастархона раскладываются мягкие тюфяки для сидения курпача. Мужской и женский столы накрываются отдельно, часто в разных комнатах. Многие блюда по традиции подают в точёных деревянных чашах табак, которые есть во многих домах пермских таджиков. Таджикская кухня, до недавнего времени почти незнакомая пермякам, постепенно становится явлением местной жизни. Сегодня блюда таджикской кухни можно попробовать в нескольких кафе и столовых на Центральном рынке, на «Гаче», в Заостровке, на Красном Октябре. Посещают такие кафе не только сами таджики, известны они и пермякам. Кафе таджикской кухни существуют вместе с кафе узбекской и уйгурской кухни, имеющими схожие среднеазиатские традиции в культуре питания.

Таджики по вероисповеданию – мусульмане-сунниты, на Памире распространён также исмаилизм. Ислам, его нормы, культура, обычаи и обряды играют важную роль в жизни таджиков.

До распространения ислама у народов Средней Азии сохранялись древние традиционные древнеиранские верования, а затем широкое распространение получил зороастризм (VI век до н. э. – VII век н. э.). Зороастризм считался государственной религией трёх империй – Ахеменидов, Кушанской и Сасанидов. По мнению исследователей, во время Сасанидов зороастризм приобретал каноническую форму, охватывал все сферы общественной, бытовой и духовной жизни. В то же время для Средней Азии были характерны и региональные варианты религиозной концепции, тесно связанные с местными верованиями. Роль зороастризма в жизни населения и этого региона проявлялась в сохранении многочисленных остатков храмов огня, в народных традициях культа огня, в некоторых формах дошедших до наших дней, в похоронно-поминальных обычаях.

Начало распространения ислама в Средней Азии приходится на период VII– VIII веков и напрямую связано с арабскими походами и завоеваниями середины VII – начала VIII века. Арабы придавали большое значение распространению ислама, строили здания мечетей, приспосабливали под мечети существующие храмы местных религий и культов. Одним из путей проникновения ислама было и расселение арабов-мусульман среди местного населения, налоговые льготы для вновь принявших ислам, активная деятельность проповедников ислама.

Проникновение ислама в регионе идёт постепенно, процесс исламизации растягивается на продолжительное время. Однако уже в IХ–ХII веках Средняя Азия стала одним из центров исламского богословия и культуры, оказав влияние на развитие общеисламской цивилизации. Она сыграла ведущую роль в распространении ислама в Поволжье и Приуралье. Мусульманские традиции и в настоящее время занимают важное место в жизни таджикского сообщества как в районах традиционного расселения, так и в диаспоре.

Не исключение в этом плане и пермские таджики. Степень их религиозности позволяют оценить данные этносоциологического исследования. Религиозная жизнь для респондентов имеет огромное значение. Так, подавляющее большинство (91,2%) причисляют себя к числу верующих, из них 79,1% соблюдают все необходимые религиозные обряды, другие из числа верующих (12,1%) участвуют в религиозной жизни, но делают это редко. Соборная мечеть г. Перми воспринимается таджиками не столько как центр своей конфессиональной жизни, сколько как её символ. Выбор именно Соборной мечети продиктован не только её удобным расположением в черте города, но и, возможно, некоторыми субъективными факторами: один из имамов религиозной общины мечети – пенджикентский таджик, что облегчает общение на родном языке. Молитвенные комнаты для совершения намаза оборудованы на всех рынках города и на оптовых базах.

Согласно нормам ислама считается необходимым пятикратное совершение намаза, пятничный дневной намаз должен совершаться верующими в мечети под руководством муллы. Среди пермских таджиков много тех, кто получил начальное религиозное образование. Они обычно и руководят совершением религиозных ритуалов в молельных комнатах. К ним обращаются и в случае необходимости имянаречения, обрезания, вхождения в новый дом, для прочтения никаха в свадебном обряде, праздничных служб.

Одним из ярких проявлений этнической культуры народа являются календарные праздники и обряды. Они аккумулируют традиции народа, проявляющиеся как в самих ритуалах, так и в праздничной одежде, пище, обрядовом фольклоре, танце, других явлениях материальной и духовной культуры.

Календарные праздники и обряды таджиков имеют глубокие корни, в них проявились традиции древних земледельцев, многовековые наблюдения за природой, доисламские верования, мусульманские традиции.

Отмечая древнее происхождение многих праздничных ритуалов предков таджиков, исследователи указывают, что в раннем средневековье они были чрезвычайно разнообразны, а главные из них – Сада, Навруз, Мехргон – отмечаются не только в быту, но и становятся государственными праздниками. Сада, отмечаемый в конце января, был праздником поворота к весне, подготовки к весенним полевым работам. На праздник разжигали костры, вокруг которых проводились народные гулянья. Навруз – праздник весеннего равноденствия, нового года для всего живого. Мехргон, соотнесённый с датой осеннего равноденствия, – праздник сбора урожая. Распространение ислама привело к изменениям в праздничных традициях, включению в календарную систему новых праздников, главными из которых стали Рамазан – завершение поста и Курбан – праздник жертвоприношения, исчислявшиеся по лунному календарю и имевшие непостоянные даты проведения. В первый день проходили праздничные моления в мечетях, после чего устраивались коллективные трапезы в складчину. На Курбан жертвовали животного, мясо которого в том числе шло и на праздничное угощение. В дни празднования Рамазана и Курбана проводились состязания борцов, скачки с козлом, другие соревнования,t выступления артистов.

К праздникам приурочивалось гостевание родственников и знакомых. Среди собственно народных праздников центральное место в таджикском народном календаре, как и у других народов региона, занимает праздник Навруз, приходящийся на 21 марта и связанный с весенним равноденствием. Традицию празднования пробуждения природы, начала нового года и сельскохозяйственного сезона таджики пронесли сквозь столетия.

Сохранились ранние свидетельства о празднике. Автор Х века М. Наршахи в «Истории Бухары» так характеризует этот праздник: «…на 21-й день празднуют новый год, и этот день называется новым годом земледельцев, потому что земледельцы Бухары с этого дня начинают счёт (для определения времени производства известных сельскохозяйственных работ) и полагаются на это определение времени…». Среди древних обычаев праздника – высевать злаки в специальной посуде, по росту которых определяли урожайность наступающего года. На холмах и во дворах в дни Навруза разжигали праздничные костры.

Многие древние традиции Навруза, сохранявшиеся у таджиков на протяжении ХХ века, развиваются и в настоящее время. Большое значение имеет подготовка к нему. Перед праздником наводили чистоту и порядок в доме, обметали жилище, на стенах домов рисовали красной или белой глиной цветы или стилизованных животных. К празднику готовили новую одежду. В ночь на «новый год» хозяйка окуривала дом благовонными травами, зажигала светильники. Считалось, что все эти действия, как и запах готовящейся к празднику пищи, приятны духам предков. Главное блюдо праздника – суманак, приготовление которого начиналось за несколько дней: заранее проращивали пшеницу, проросшее зерно толкли в ступе, а затем из полученного сока с добавлением муки варили суманак. К празднику также красили яйца, ими играли и катали их во время праздничных гуляний. Среди общественных обычаев праздника Навруз – гулянья в селении или за его пределами, угощение праздничными блюдами, выступления певцов и музыкантов, традиционная борьба, состязания. Среди праздничных женских развлечений – качание на качелях.

Праздник Навруз и сегодня является одним из самых значимых праздников таджикского народа, он отмечается как в Республике Таджикистан, так и в других территориях расселения народа. Сохраняется Навруз и в таджикской диаспоре. В г. Перми праздник проводится в семейном кругу, отмечается вместе с родственниками и знакомыми. Таджикское сообщество проводит и общественный праздник для своих земляков, участвует в общегородском празднике Навруз г. Перми.

К календарным обычаям таджиков можно отнести и весенние гулянья сайли, которые обычно проводились на полянах вне поселений и приурочивались к концу февраля – началу марта. Особенно они были популярны в северных районах расселения таджиков, где к этому времени уже появлялась трава. На гулянья собирались как мужчины, так и женщины с детьми, хотя их группы держались отдельно. Перед началом гуляний устраивались лавки и чайханы, а на самом празднике звучали песни, исполнялись танцы. Сайли проводились несколько дней подряд, либо на гулянья собирались каждую пятницу в течение месяца. Весенние гулянья сайли проводились и после праздника Навруз, в апреле-мае, и приурочивались к цветению тюльпанов и маков.

Большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников, у таджиков дольше всего сохранялась в горных районах расселения народа. На смену большой семье приходит малая, включающая родителей и детей либо три поколения родственников по прямой линии. Обычаи и ритуалы связывались в традиционной культуре со многими семейными событиями – рождением ребёнка, обрезанием, свадьбой, новосельем, проводами в армию, похоронами.

Среди обычаев, связанных с рождением ребёнка, выделяется обряд наречения имени, который совершал уважаемый старший родственник или служитель культа. Он произносил на ухо ребёнку мусульманский призыв к молитве, а затем называл предназначенное ему имя. После ритуала имянаречения на застолье по случаю события собирались родственники и знакомые, которые приносили подарки и желали младенцу благополучия. Свадебный цикл обрядов начинался со сватовства или сговора между родителями молодых. На сватовство в дом невесты отправлялись сваты, которые несли подарки родственникам невесты – сладости и хлеб. В случае согласия переламывали и угощались хлебом и обменивались подарками. Обычной была практика нескольких визитов сватов, прежде чем они получали согласие родителей невесты. Окончательная договорённость о свадьбе, количестве приданого и выкупе за невесту происходила во время сговора, помолвки – тӯй фотиҳа. От сговора до самой свадьбы проходило в прошлом несколько месяцев, необходимых для подготовки свадьбы и приданого. Для этого периода во многих районах расселения таджиков, особенно в горных, были характерны тайные свидания жениха и невесты. Накануне свадьбы обычно устраивались застолья как в доме жениха, на котором собирались его родственники и друзья, так и отдельно в доме невесты, на которое приходили её родственники и подруги.

В день свадьбы жених отправлялся в дом невесты. Дорога к её дому была обставлена разными ритуалами в той или иной традиции. Так, в северных районах жених в дом невесты приходил вечером, стараясь остаться незамеченным, часто его сопровождали товарищи. В других районах жених с товарищами отправляется к невесте открыто, но встречает на своём пути препятствия – ему преграждали дорогу и требовали вознаграждения и выкупа. По прибытии жениха в доме невесты проходила религиозная церемония заключения брака хутбаи никоҳ, которую проводил мулла. Уже на этом этапе свадебной церемонии совершались различные ритуалы – мулла после объявления жениха и невесты мужем и женой отпивал из стоящей перед ним чаши воды и подносил её молодым. По обычаю молодых окуривали дымом зажжённой травы испанд, это действие имело апотропейное значение (вид магии, предназначенный для отвода вреда или злых влияний, например, для отвода несчастья или сглаза). Чтобы жить в достатке и радости, молодые съедали что-нибудь сладкое. После обряда бракосочетания молодой отправлялся в дом своих родителей, а уже затем туда везли новобрачную. В современной таджикской свадьбе обычно совершается праздничное свадебное застолье с приглашением большого количества гостей.

После приезда в дом жениха близкие родственники жениха и соседи собираются на рӯбинон – невеста демонстрирует свои наряды и открывает лицо. Как и на других этапах свадебного обряда, гости, его участники, одаривали молодых подарками.

Завершающим в цикле свадебных церемоний был обычай домодталбон – посещение молодыми родителей невесты.

В условиях диаспоры, в том числе в г. Перми цикл семейных традиций и обычаев продолжает сохраняться, способствует этому и теснейшие связи с родиной. Обряды, связанные с рождением ребёнка, исполняются в полной форме, в том числе имянаречение и обрезание, положенные религиозным каноном. До недавнего времени свадебные церемонии старались проводить на родине, однако в последнее время и в г. Перми стали играть таджикские свадьбы.

Датой создания общественной организации таджиков г. Перми – некоммерческого партнёрства «Общественный центр таджиков города Перми» – является 2004 год. 25 июня 2004 года состоялось общее учредительное собрание членов партнёрства, на котором был утверждён устав организации, провозглашены основные цели и задачи, 20 августа 2004 года организация прошла официальную регистрацию. Однако стоит отметить, что ещё в 2001 году в Перми была создана организация «Таджикская община», которая активно включилась в общественную жизнь города и области.

Создание общественного института потребовалось не только в связи со значительным увеличением численности таджикского сообщества региона, но и вследствие необходимости решения целого ряда вопросов, связанных с усиливающейся миграцией из Республики Таджикистан и сопредельных государств. Значительную роль в консолидации диаспоры и в организационном становлении общественных структур пермских таджиков сыграли Ф. Хамидов – председатель «Общественного центра таджиков г. Перми», а также С. Одинаев – второй председатель организации. Именно этим лидерам принадлежит идея объединения диаспоры и создания общественного института. С 2003 года «Общественный центр таджиков» уже принимал активное участие в национально-культурных мероприятиях, проводимых администрацией г. Перми и Пермской области. Основные цели созданной организации были связаны как с необходимостью консолидации самой таджикской общины, так и с потребностью в выстраивании взаимоотношений с пермским сообществом. С 2007 года общественная организация таджиков Пермского края действует как Пермская региональная общественная организация «Союз таджиков Пермского края», в настоящее время её возглавляет Х. Саидов. Среди целей общественного института, зафиксированных в уставе: содействие сохранению национальной культуры российских таджиков; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов; содействие развитию экономических, социальных, правовых и культурных программ среди выходцев из Таджикистана и таджиков, проживающих на территории Пермского края; оказание социальной и информационно-правовой помощи выходцам из Республики Таджикистан, в том числе трудящимся мигрантам; создание условий для творческой работы, всемерного роста профессионализма и компетентности, более полного раскрытия и использования интеллектуального потенциала членов Союза; содействие активному сотрудничеству (культурному, научному и деловому) российских таджиков и таджикистанцев со всеми нациями и народностями Пермского края и зарубежных государств, а также их этнокультурному взаимодействию; содействие развитию и укреплению дружественных межгосударственных отношений между Республикой Таджикистан и Пермским краем.

С первых дней создания организации важным направлением её деятельности стала презентация многовековой культуры таджикского народа в пермском сообществе. В 2008 году в г. Перми прошли мероприятия, посвящённые 1150-летию со дня рождения основоположника таджикско-персидской классической литературы А. Рудаки. В Перми состоялась научно-практическая конференция, ставшая частью юбилейных мероприятий, которые прошли в России и мире под эгидой ЮНЕСКО. В конференции, местом проведения которой стала Пермская краевая библиотека им. А. М. Горького, приняли участие представители общественных организаций таджиков Перми, Челябинска, Ижевска, Казани, Оренбурга. Республику Таджикистан представляли гости из г. Душанбе, а также представители посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации. В рамках конференции состоялись выступления с докладами, работала выставка литературы, проходили чтения стихотворений А. Рудаки, состоялись концерт и презентация традиционной таджикской кухни.

При участии таджикской общественной организации и администрации г. Перми и Пермской области и края в 2005–2006 годах проведено значительное научное этносоциологическое исследование, по итогам которого издана монография «Этносоциальные процессы в таджикской диаспоре Пермского края на современном этапе», одно из первых научных исследований в России и в регионе о новых диаспорах.

В июне 2010 года в г. Перми впервые в истории российских регионов прошли «Дни таджикской культуры в Прикамье», организованные при участии общественной организации. Мероприятие проходило в рамках фестиваля «Живая Пермь», на концертной площадке у библиотеки им А. М. Горького творческие коллективы из России и Таджикистана презентовали музыкальную культуру народа, демонстрировали обычаи и обряды таджиков. В рамках «Дней таджикской культуры» была также организована выставка предметов декоративно-прикладного творчества, проходили дегустации блюд таджикской кухни.

В 2012 году прошла целая серия выставок, посвящённая народам Пермского края, в которой приняли участие и пермские таджики. Выставка «Караван с Востока» была посвящена народам Средней Азии и сопредельных территорий. Выставочные стенды рассказывали об истории народа в нашем регионе, презентовали особенности его культурных традиций. Для гостей выставки пермские таджики организовали мастер-классы и прочитали ряд лекций по истории таджикского народа.

Можно назвать ещё целый ряд успешных проектов, презентующих таджикское сообщество города и таджикскую культуру в городском пространстве. Пермские таджики рассказывали об особенностях своих традиций в телевизионных проектах «Национальный хоровод», «В кругу друзей». Отдельные акции и проекты реализуются не только на общегородском, но и на локальном уровне. Так, в марте 2016 года в Пермской государственной сельскохозяйственной академии прошли «Дни таджикской культуры», приуроченные к празднику Навруз. В рамках Дней культуры студенты из Таджикистана выступили с песнями и танцами народа, рассказали о традициях своей страны. Проведение подобных мероприятий, часть из которых получила освещение в пермских СМИ, несомненно, служит созданию положительного имиджа общины и путей интеграции таджикского сообщества в пермский социум.

Общественная организация таджиков Пермского края одной из первых из среднеазиатских сообществ осознала необходимость комплексной работы с мигрантами, целенаправленных усилий по их адаптации и интеграции. Помощь соотечественникам, прежде всего, временными мигрантам, в Перми и Пермском крае, помощь в регистрации и юридическом сопровождении, связь с посольством Таджикистана в РФ, взаимодействие с органами власти – далеко не полный перечень вопросов, которые ежедневно приходится решать общественным институтам. Именно эта текущая работа более всего востребована и получает высокую оценку и отклик в сообществе.

«Миграционные» проблемы в жизни земляков-таджиков являются одними из основных, не случайно, что именно таджикские лидеры – активные участники семинаров, круглых столов, конференций, тренингов и школ по проблемам миграции.

Среди наиболее интересных и значимых проектов – «Школа мигранта» 2004 года – один из первых проектов в Пермском крае, направленных на адаптацию и интеграцию мигрантов, реализованных совместно с Пермской государственной областной универсальной библиотекой им. А. М. Горького. С 2008 года общественные национальные институты – активные участники проекта «Школа русского языка» для мигрантов, с 2007 года принимают участие в подготовке справочного издания «Памятка мигранта», в которую включены сведения о регионе, текущем миграционном законодательстве, контактные данные. В 2012-м «Союз таджиков Пермского края» стал участником проекта «Русский язык для мигранта», в рамках которого был записан аудиокурс таджикского языка, построенный на местном материале. На протяжении многих лет работали «общественные приёмные» для мигрантов, во время которых все желающие могли получить разного рода консультации у квалифицированных специалистов. Реализация данных проектов стала возможной благодаря совместным усилиям администрации губернатора Пермского края, общественных институтов, а также Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю. Пермские таджики ежегодно отмечают Международный день мигранта, который празднуется 18 декабря. В 2017 году в библиотеке им. А. С. Грибоедова в рамках Международного дня мигранта был организован детский праздник. Участниками стали жители микрорайона Заостровка и дети мигрантов. Для них был проведён урок русского языка, организована концертная программа для детей. По завершении все участники получили памятные призы и сувениры. Общественный институт пермских таджиков взаимодействует с таджикскими организациями других регионов Урала и России, в том числе и общероссийскими общественными институтами, органами государственной власти, учреждениями образования и культуры Республики Таджикистан. Значительная часть мероприятий общественной организации направлена на удовлетворение этнокультурных потребностей и консолидацию таджикского сообщества города. Среди них – концерты артистов из Таджикистана, праздник Навруз, соревнования по национальной борьбе, другие праздничные события. Среди последних мероприятий общественной организации «Союз таджиков Пермского края» в 2017 году – «Праздник весны и Великой Победы», который прошёл 8 мая. В программе праздника были чествование ветеранов Великой Отечественной войны, презентация блюд таджикской кухни, национальная борьба, концертная программа творческих коллективов.

Важным направлением деятельности организации является и участие в проектах и мероприятиях многонационального сообщества региона, взаимодействие с другими национальными общественными институтами. Среди ежегодных проектов, в которых активно участвует таджикская общественная организация, – краевой и общегородской праздники Навруз, Сабантуй, Всероссийский форум «Мусульманский мир», фестивали «Живая нить» и «Пермский калейдоскоп», фестиваль национальных культур и другие. В 2013 году «Союз таджиков Пермского края» подключился к юбилейным мероприятиям, посвящённым 290-летию г. Перми, проходившим под названием «Пермь – территория мира и согласия». Лидеры общественных институтов – участники праздников и фестивалей и других народов региона, среди таких событий – форум «Русский мир», праздники Сабантуй, удмуртский «Тол вось» и многие другие. Ряд проектов реализуются совместно с другими общественными организациями региона. Одним из первых был проект «Понять друг друга, чтобы жить вместе» – молодежная школа межнационального общения, реализуемая Еврейской национальной культурной автономией Пермского края. Общественные институты таджиков Прикамья – активные участники празднования Дня народного единства, отмечаемого во всех уголках России 4 ноября. В 2016 году во время праздника «Союз таджиков Пермского края» угощал всех гостей и участников праздника пловом – восемь казанов таджикского плова попробовали пермяки в этот день.

Лидеры общественной организации представлены в общественных коллегиальных органах Перми и Пермского края – Координационном совете по национальным вопросам при губернаторе Пермского края, Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе города Перми и др.

Таджики г. Перми в настоящее время одна из динамично развивающихся групп, сохраняющая свои этнокультурные традиции и активно взаимодействующая с многонациональным сообществом города.