⇽ Назад к списку книг

Русские Перми: история и культура

Русские – один из самых многочисленных народов Евразии, крупнейший по численности народ России и Пермского края.

Есть несколько версий происхождения русского народа. Первая – это индийско-иранское происхождение; касается это не только русских, а всех славян России и Восточной Европы. Индийско-иранская версия гласит: славяне зародились в Иране или западной Индии, 7000-6000 назад они решили мигрировать на северо-запад. Они прошли через степи Казахстана, Юного Урала, и так осели на Среднерусской равнине.

Вторая версия – это версия этрусков. Этруски – это пришлый индоевропейский народ, который проник на север Италии во II тысячелетии до нашей эры. Римляне начали изгонять их из Италии примерно за 500 лет до Рождества Христова. Этруски под давлением римлян ушли на северо-восток, на слабо заселенную предками современных прибалтов Среднерусскую равнину. Они с ними смешались, и в итоге получили предки русских. Третья версия гласит: славяне произошли в незапамятные времена от предков человека, живших как раз на Среднерусской равнине. То есть предки русских жили всегда на этой земле.

Четвёртая теория русского этногенеза известна как дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», в которой летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской «прародине» славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.

Михаил Ломоносов, в свою очередь склонялся к другой теории русского этногенеза (пятая гипотеза). Учёный писал о ней в своей «Древней Российской истории». Ломоносов считал, что этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (т.е. – финно-угорских племён). Местом истоков этнической истории русских Михаил Ломоносов считал междуречье Вислы и Одера.

Сегодня по поводу разных версий происхождения русских учёные спорят, но в одном они сходятся: процесс формирования русского народа корнями уходит в прошлое восточнославянских племён. В результате объединения этих восточнославянских племён в IХ веке сложилось раннефеодальное государство Киевская Русь. К древнерусской народности, сложившейся в Киевской Руси, восходят исторические корни русских и других восточнославянских народов – белорусов и украинцев. Миграции населения, обособление отдельных феодальных центров, а также нашествие хана Батыя в ХII–ХIII веках стали причинами распада Древнерусского государства и привели к региональному обособлению отдельных групп восточных славян.

Начальным этапом формирования собственно современного русского этноса исследователи считают ХIV век, становление русских происходило в ХIV–ХV веках в условиях создания Русского централизованного государства вокруг Москвы, борьбы против золотоордынской зависимости, «собирания» русских земель. Постепенно в результате миграций населения происходит значительное увеличение историко-этнической территории русских. В ХVI– ХVII веках границы их расселения существенно расширились, русские начинают осваивать Нижнее Поволжье, Вятку, Приуралье. Далее миграционное движение устремилось за Урал, началось освоение Сибири.nУ расселённых на значительной территории Восточной Европы, Урала и Сибири русских выделяется несколько различного уровня этнических групп.

Исторически сложились две крупные историко-этнографические зоны русского населения – севернорусская и южнорусская, каждая из которых характеризуется особенностями в языке и культуре. Так, например, для севернорусской зоны характерны окающие говоры, для южнорусской – акающие.

Полоса русского населения между северными и южными русскими считается переходной среднерусской зоной. Выделяются и другие большие и малые этнографические группы.

Население Приуралья, в том числе и Пермского края, в историко-этно- графической карте русского народа примыкает к севернорусской группе как по преобладанию окающего диалекта, так и по особенностям материальной и духовной культуры. В то же время для русских Прикамья характерны некоторые черты, свойственные среднерусской зоне.

В настоящее время в мире проживает около 150 млн русских, большая их часть – в Российской Федерации. По итогам переписи 2010 года в России проживало 111 016 896 русских, или 80,9% от населения страны.

Значительные группы этноса сформировались также в странах СНГ и Балтии. Их численность составляла: на Украине – 6,8 млн, в Казахстане – 3,7 млн, Узбекистане – 870 тыс., Белоруссии – 772 тыс., Латвии – 535 тыс., Киргизии – 358 тыс., Молдавии – 354 тыс., Эстонии – 322 тыс., Туркмении – 190 тыс., Литве – 167 тыс., Азербайджане – 115 тыс., Грузии – 88,5 тыс., Таджикистане – 28,5 тыс., Армении – 11,6 тыс. Значительные по численности русские диаспоры сформировались также в США (1,4 млн), Канаде (560 тыс.), Германии (221 тыс.), Франции (115 тыс.).

Заселение Прикамья русскими было процессом достаточно длительным и сложным. Несколько столетий потребовалось русским, чтобы освоить прикамские земли. Если первые русские поселения были основаны в Северном Прикамье в ХV веке, то русские деревни «на пустопорожних землях» в южных районах возникали только в начале ХХ века.

Прикамские земли известны русским уже с ХI века, именно тогда в русских летописях появляются упоминания о нашем крае. Однако в этот период и на более позднем этапе, в ХIV– ХV веках, появление русских носило стихийный и эпизодический характер. Лишь в ХV–ХVI веках складываются предпосылки для начала массового заселения региона представителями этого народа. 1472 год считается временем вхождения Перми Великой в состав Русского государства. Падение в 1552 году Казанского ханства, переход Ногайской Орды в зависимость от московских князей (1563), присоединение к Москве в 1556–1558 годах удмуртов и башкир – всё это способствовало заселению и освоению края, так как с этих пор и южноприкамские земли становятся частью Русского государства. Территория Северного Прикамья стала основным форпостом на пути проникновения русских в Прикамье и Сибирь. Поход Ермака и присоединение Западной Сибири в 1580-х годах к Русскому государству также вызвали приток русского населения, оседавшего в Прикамье и Зауралье.

Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, Перми Великой, где уже в конце ХV – начале ХVI века начинает складываться очаг русского старожильческого населения. В этот период основная его часть сосредоточилась в Чердынском и Соликамском уездах. Основу русского населения Прикамья на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера, жители Двины, Мезени, Пинеги, Выми, Вычегды, Сухоны, Печоры, Вологды и Вятки.

С середины ХVI века активно идёт заселение Среднего Прикамья, территорий по рекам Обве и Чусовой. В 1558 году жалованную грамоту на эти земли получили Строгановы. На пожалованной земле они возводят укреплённые городки и острожки, а также начинают заселение этих территорий русскими крестьянами. Основу населения составили выходцы с Русского Севера: двиняне, каргопольцы, устюжане, пинежане, заонежане, вятчане, кайгородцы, а также переселенцы из Северного Прикамья.

В ХVII веке начинается процесс освоения южных районов. Русское население, выходцы Русского Севера и Северного Прикамья, осваивают территорию поречья Сылвы и Ирени. Плодородные земли способствовали раннему становлению здесь хлебного рынка. В середине ХVII века правительством был образован черносошный Кунгурский уезд. Основу его населения также составили крестьяне – выходцы из Поморья и Северного Прикамья, поток переселенцев отмечался из уездов Кайгородского, Сольвычегодского, Чердынского, Соликамского, Осинского, Устюжского, Сарапульского, с Вятской земли, а также из Важского, Холмогорского, Кеврольского, Яренского, Вологодского уездов.

В конце ХVI века русское население появляется в Южном Прикамье и в нижнем течении Тулвы, по левобережью Камы, осваивая ранее принадлежащие башкирам земли. Недалеко от впадения реки Тулвы в Каму в 1591 году возникает Новоникольская слобода (совр. г. Оса). С этого же времени здесь обосновываются русские крестьяне. Писцовая книга 1596 года даёт сведения о местах выхода первых поселенцев края: с Верхней Камы, Обвы, Вятки, Вычегды, Ваги, Великого Устюга, Кайгородка. Основной поток миграций в Южное Прикамье, как и в предыдущий период, шёл из районов Европейского Севера России. Однако в освоении этих территорий наряду с выходцами с Русского Севера принимают участие переселенцы с Вятки, нижней Камы и Поволжья. С середины ХVII века Прикамье приняло миграционную волну, вызванную расколом Русской церкви. Переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в ХVIII веке. Крупные очаги старообрядцев сложились в Чердынском уезде на верхней Колве и Язьве, на территории Верхокамья (Оханский уезд), в Обвинском поречье (Пермский уезд), в юго-западном Прикамье (Осинский уезд), в заводских центрах (Добрянский, Кыновской, Юго-Кнауфский, Тисовский, Шермейский и др. заводы).

В ХVIII веке Средний Урал привлёк внимание правительства России своими месторождениями железных и медных руд высокого качества. Наличие полезных ископаемых, запасов леса, густой сети рек, развитого сельского хозяйства, а также компактность заселения способствовали промышленному освоению края. Становление горной промышленности в Прикамье, как и на всём Урале, не могло не отразиться на этнокультурных процессах и на миграции в регион русских людей, обосновавшихся в заводских посёлках. Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счёт внутренних миграций. В ХVIII–ХIХ веках активно осваивались самые южные уезды Пермской губернии. В этом процессе принимали участие как выходцы из Чердынского, Соликамского, Оханского уездов Пермской губернии, так и вятские – переселенцы из различных уездов Вятской губернии. Частновладельческие имения заселялись и крепостными крестьянами, перевезёнными из Казанской, Костромской, Нижегородской и Курской губерний. Последние русские деревни на свободных землях в Прикамье появляются только в начале ХХ века, когда с помощью Крестьянского поземельного банка крестьяне Пермской и Вятской губерний приобретают бывшие частные или башкирские вотчинные земли и основывают деревни.

В настоящее время русские составляют значительную часть населения Пермского края. Так, в 2010 году, согласно данным переписи, численность русского населения в регионе равнялась 2 191 423, или 83,2% от всего населения региона.

Формирование русского населения города Перми неразрывно связано со всеми страницами истории столицы края. Во второй половине ХVI – начале ХVII века русские активно осваивают земли на берегах реки Камы в районе современного города. Переписная книга М. Кайсарова 1623 года отметила 12 русских поселений, находящихся на территории современной Перми и близлежащей округи, в том числе деревню Гайву в месте впадения в Каму реки Гайвы. Освоение этой территории русскими продолжалось. Переписная книга П. Елизарова 1647 года отметила в округе Верхних Муллов 26 русских деревень и починков, в том числе и починок в устье реки Егошихи, известный позднее как деревня Егошиха. Среди её первых жителей «Ивашка Верхоланцев, Демко да Яранко Брюхановы, Ларька Брюханов и Ивашка Брюханов». Основали деревню выходцы из Верхних Муллов. Русские, осваивающие берега Камы, были выходцами из районов Русского Севера и Верхнего Прикамья, носителями северно-русских этнокультурных традиций и говоров. Починок разрастался, уже в 1678 году в нём было 7 дворов.

Новый этап в истории современной Перми связан со строительством в устье реки Егошихи медеплавильного завода. Именно основание завода и стало официальной датой рождения города. «Официальной датой начала строительства завода считается 4 мая [1723 года], когда к нему специальным распоряжением были приписаны 200 крестьянских дворов сёл Кыласово и Комарово. Кроме них в строительстве завода принимали участие солдаты Томского полка, вольные люди Олонецкого края, “монастырские, дворовые, государственные крестьяне, пришедшие сюда в поисках работы”: Вагановы, Верзаковы, Гилёвы, Клепиковы, Серебренниковы, Худяковы». Посёлок Егошихинского завода быстро рос, в 1726 году в нём было 43 двора с 212 жителями. Вторая ревизия, 1747 года, учла в посёлке Егошихинского завода жителей 516 душ мужского пола. Третья ревизия, 1763–1764 годов, зафиксировала 1064 человека обоего пола.

Посёлок Егошихинского завода – «городок Егошиха» – в 1780-е годы меняет свой статус, начинается новый, губернский, этап развития города. 20 ноября 1780 года Екатерина II подписала Указ о создании города Перми и Пермского наместничества. Открытие города и наместничества состоялось 18 октября 1781 года. Перепись населения 1782 года отметила в Перми 3433 человека в 414 дворах. Около двух третей из них были коренными жителями, 1058 составляли крестьяне, 519 крестьян считались приписанными к заводу, остальные 421 переселились в Пермь из прикамских сёл и деревень, 168 – из ближайшей крестьянской округи, и только 47 были выходцами из других губерний.

Население города Перми в конце ХVIII – начале ХIХ века было представлено в основном старожильческим населением, а также выходцами из близлежащих территорий Пермского Прикамья. Развитие города как крупного торгового, административного и промышленного центра обусловило приток жителей соседних регионов, Поволжья и Урала, Центральной России. Так, говоря о тех, кто приезжает в Пермь торговать и работать, Н. С. Попов отмечает: «…для торговли приезжают сюда <…> вятчане с овчинами и другим шубным товаром, также сукном сермяжным, шерстяными чулками и деревянною посудою, устюжане привозят сахар, вина, плоды и некоторые другие из Архангельска ввозимые ими товары. Все сии живут здесь некоторое время осенью и зимою… Кроме сих зимою здесь живёт несколько конфетчиков и збитеньщиков, приезжающих для сего промысла из Москвы, Ярославля и других мест; а летом для строения каменных зданий около 30 и более каменщиков из ярославцов и нижегородцов, и некоторое число печников и штукатуров». Подавляющее большинство жителей губернского города в тот период было русскими.

Население города постоянно росло, в Перми в 1824 году насчитывалось 6423 человека, в 1840 уже 11 972 человека. В 1860 году в Перми проживало 12 439 человек, из которых 11 607 православных, 247 единоверцев, 96 старообрядцев. Жители Перми были представлены разными сословными группами, среди которых дворян потомственных – 447 и личных – 750, православного духовенства – 164,представителей городских сословий – 4773 человека, из которых 261 – в купеческом сословии, 4378 – мещан и записанных в оклад. Крестьян в составе населения города было 1587 человек, военных и членов их семей – 299022. Таким образом, русское население города было представлено всеми сословиями, характерными для российского общества того периода.

Первые, наиболее полные данные о национальном составе населения города Перми относятся к переписям 1890 и 1897 годов. Согласно переписи, города 7 апреля 1890 года в городе Перми проживало 37 902 человека, среди которых русские составляли 35 947 человек, или 94,8%. По данным 1897 года, в городе Перми проживало 41 902 русских (мужчины – 49,9%, женщины – 50,1%), что составляло 92,7% от всего населения города. Следует отметить, что доля русских в Перми была ниже, чем в Пермском уезде (94,9%), но выше, чем в целом по губернии (90,3%).

Русские были представлены практически во всех отраслях городского хозяйства и во всех сословных группах, отмеченных в губернском городе. В данных переписи отражена информация о месте рождения вновь прибывшего населения. Таких в городе Перми в 1897 году было 14 444, или 31,9%. Более всего в этой категории были представлены выходцы из соседней Вятской губернии (40,1%), а также Казанской (12,2%) и Уфимской (5%) губерний, выходцы из других губерний были представлены незначительно.

Численность русского населения города как основной этнической группы росла вместе с увеличением общей численности жителей Перми. Так, в 1920 году перепись учла в Перми 70 026 человек, из которых русские составляли 60 805 человек, или 86,8%. В 1926 году при населении города в 84 725 человек русскими из них были 76 903, или 90,5%. Грамотность русского населения составляла 69,4%, что незначительно выше средней грамотности населения в городе – 69,2%. Грамотность среди мужчин была выше, чем среди женщин: 75,4% и 64,2% соответственно.

Расширяясь и развиваясь, город Пермь включал в себя окрестные населённые пункты, большую часть из которых составляли русские деревни. Вскоре после основания медеплавильного завода на реке Егошихе 10 мая 1736 года был заложен и в 1738 году пущен Мотовилихинский медеплавильный завод. Мотовилиха развивалась как самостоятельный населённый пункт, имевший до начала ХХ века статус заводского посёлка. Включение её в состав города Перми произошло только в 1927 году, хотя с 1931 по 1938 год Мотовилиха вновь имела статус отдельного города. Уже в советский период Пермь расширилась за счёт многих русских деревень округи, названия которых сегодня сохранились в названиях отдельных городских микрорайонов: Балатово, Хмели, Усть-Гайва, Заозерье, Голованы, Кабаи, Лёвшино, Зяблово, Субботино и многие другие.

Данные о численности населения города говорят о том, что на протяжении ХХ века она увеличивалась за счёт естественного прироста, а также значительных миграций в Пермь из сельской округи Пермского Прикамья, сопредельных территорий Урала и Приуралья, других регионов страны. При этом приток населения из районов и городов Прикамья был более значителен, нежели из других территорий.

По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, зафиксировавшей первые итоги массовой миграции населения из сельской местности в город, численность населения Перми увеличилась более чем в три раза, составив 255 236 человек, при этом численность русских также увеличилась до 234 521 человека и составила 91,8% от всего населения.

В 1959 году при численности жителей в городе в 629 118 человек русские составляли 552 550 человек (87,8%). В последующие периоды численность русского населения Перми оставалась стабильной в условиях роста городского населения. Усложнение этнического состава, вызванное миграциями, естественная убыль местного населения привели к сокращению доли русских в общей численности населения Перми к 2010 году до 83,1%.

Русский язык относится к восточнославянской ветви славянской группы индоевропейской семьи языков. Русский язык – один из наиболее распространённых в мире. Это государственный язык Российской Федерации. Письменность – на основе кириллицы, распространившейся на Руси не позднее начала Х века. Диалектная карта русского языка включает два наречия – южнорусское и севернорусское – и промежуточные среднерусские говоры. Русские говоры, сложившиеся в Пермском Прикамье, относятся к севернорусским говорам. Черты севернорусских говоров присущи и речи жителей города Перми. Язык любого большого города имеет свои особенности. Своеобразие лингвистического ландшафта объясняется, во-первых, разнородностью городского населения, отличием его состава по социальным, профессиональным и этническим признакам. От этих признаков в немалой степени зависит и уровень владения литературным языком; ядро, некий инвариант системы языка современного промышленного города составляет речь «среднего» населения, людей, не владеющих (или владеющих слабо) нормами литературного языка. Во-вторых, в разных городах по-своему проявляется активность «нестандартных» форм национального языка: территориальных и социальных диалектов, маргинальных типов речи. Есть города, находящиеся в зоне активной диалектной «радиации», и города, где влияние народных говоров ослаблено. Отличия между городами выражаются и в исторически сложившемся речевом обиходе, обслуживающем наиболее типичные коммуникативные ситуации (общение в магазине, в транспорте, на улице, на предприятиях сферы обслуживания и пр.). Особенно ярко своеобразие языкового быта города проявляется в городской ономастике. Для конкретного города складывается своя система разговорно-официальных и бытовых наименований внутригородских объектов: районов, улиц, площадей, различных учреждений, предприятий, магазинов. В целом же устная речь городской повседневности чрезвычайно далеко отстоит от причёсанного, нормированного литературного языка, во всём многоцветье отражает разнообразные спектры «теневой» городской культуры.

Пермь – один из тех российских городов, жителей которых легко узнать по бросающейся в глаза региональной окрашенности речи. Это, прежде всего, уникальная фонетика, когда гласные звуки практически не произносятся, а как бы проглатываются; абсолютно пермская интонация, когда фраза к концу произносится не на понижении, а на повышении (из-за этого утвердительное высказывание больше похоже на вопросительное). В немалой степени такие пермские особенности объясняются воздействием на русскую речь языка коренных обитателей Пермского Прикамья – коми-пермяков. Чрезвычайно своеобычна пермская городская лексика и фразеология (частично наиболее характерные пермизмы недавно описаны в шуточном словаре «И чё? По-пермски говоря», подготовленном агентством коммуникаций «Слово» и изданном информационно-туристским центром Пермского края – Пермь, 2013).

Исследователями живой речи Перми было выявлено в речевом обиходе не менее 500 слов, пришедших в городскую среду из пермских народных говоров. Пермяки тонкую гибкую веточку обычно называют не «прутик», а «вичка», «разноцветную» кошку называют, как в говорах, «богаткой», значение «ярко выраженный» часто передают словом «голимый» (Пересолила бульон, голимая соль). О вредном, надоедливом человеке скажут «изъеда», вместо глагола «недомогать» – «хередать», о недружелюбной, злой женщине скажут «егарма». Как и предшествующие слова, название «егарма» активно используется в русских говорах. Оно содержит оценку не только очень подвижной, но сварливой и вообще ведущей себя безрассудно женщины (слово лингвисты связывают с глаголом «ягать» в значении «кричать»; ср. также: ветлужское «как лесная егарма» в этом же значении). Грубая оценка нерасторопного «панява» (Ну что ты за панява в самом-то деле, надо двумя руками держать) представляет переосмысление названия свободной, широкой набедренной одежды замужних женщин в виде нескольких кусков ткани. Заимствованные из говоров сочные, отличающиеся необычной образностью слова и идиомы придают речи жителей Перми особый колорит. Выражение «не смеши Агашу» используется в пермской речи для оценки безрассудного, неразумного поведения (широко известны его просторечные аналоги «не смеши мои тапочки (носки, подковы, копыта)», построенные как алогизм). Выражение хранит память о почитаемой в прошлом среди крестьян св. Агафье, считавшейся покровительницей домашнего скота. К Агафьиному дню (10.02) в неурожайные годы обычно заканчивалось сено, и кормить скот становилось трудно (отсюда ещё одно название дня Агафьи – Голодуха); понятно, что в такой ситуации было не до смеха. Выражение «как зимогор» о излишне тепло одетом содержит старое название сезонного рабочего на отхожих промыслах, которое впоследствии стало характеристикой бродяги, а также хулигана, человека, нарушающего общественные нормы.

Использованный образ «нарушителя» и скрытое во внутренней форме сочетание «огоревать зиму», т. е. пережить холодное время, придают слову шуточный характер.

Продуктивны в говорах также наречия и частицы диалектного происхождения, используемые при оформлении высказываний. Наречие да чё да используется для указания на то, что перечисление может быть продолжено, в значении «и так далее»: Посадили картошку, морковку, свёклу да чё да. Конструкция ли чё ли? (Ты самый умный ли чё ли?) не несёт особой смысловой нагрузки, но, используясь в конце утвердительного или вопросительного предложения, придаёт ему бóльшую весомость и эмоциональность.

В словаре пермской городской речи немало отсылок к колоритным фактам местной и отечественной истории. Отмеченное в пермском речевом обиходе выражение «мы из Кояново!» содержит шутливо-ироническую оценку излишне выпячивающего себя и строится на отсылке к конкретному историческому факту. Жители башкирской деревни Кояново на протяжении XVII–XIX веков упорно отстаивали свои права на родовые вотчинные земли. Всё реже встречающееся обидное прозвище жителей Мотовилихиn«политурщики», вероятно, мотивировано тем, что в этом заводском посёлке в конце XIX века отмечалось большое количество мебельщиков. Выражение «причёска “Ветерок”» шутливо характеризует находящегося в состоянии опьянения и создано из переосмысления названия популярной в 80-е годы XX века прически с эффектом лёгкой небрежности (любопытно, что весной 2011 года она снова стала популярна).

Пермь – многонациональный город. В городское просторечие попадают и лексемы других языков. Так, слово «киляля» используется как резкая оценка непутёвого, безалаберного (Она такая киляля, деньги есть – гуляет, нет – занимает на водку). В восточных языках (в частности, в арабском) этим словом называют того, кто не оставляет после себя потомства. Словом «сармáк» нередко называют доход (Весь сармак пришлось в кассу сдавать, себе ничего не осталось); слово связано с тюркским глаголом «сармак» – «заворачивать» и вошло в жаргоны как название кошелька или свёртка с деньгами. Некрасиво, неаккуратно, нелепо одетого могут назвать «чамáра» (Такая чамара – пальто красное, шапка зелёная, тени золотистые – цирк!). Слово загадочно по происхождению, как и бытующая оценка глупого «чемергес» (Он такой чемергес – все над ним угорают). На юге России чемергесом называют либо острый соус из помидоров, либо не очень качественный и «злой» самогон; переосмысление слова в пермской речи, очевидно, строится как подчёркивание исключительности.

Как отмечает известная исследовательница речи жителей Перми Е. В. Ерофеева, для современной устной городской речи особое значение имеют диалектно окрашенные элементы или их реминисценции.

Приведённые нами примеры наглядно показывают, что эти элементы функционируют в качестве экспрессивных, включаясь в столь значимую для живого общения языковую игру. Кроме диалектных форм живая речь города всё активнее подпитывается заимствованиями из жаргонов, из других языков.

Костюм является одним из важных компонентов культуры народа, часто выступая его символом. Русский народный костюм имеет существенные отличия в разных этнографических группах народа, прежде всего отличаясь в севернорусской и южнорусской зонах его расселения. Основу русского населения Прикамья составили выходцы из районов Русского Севера, что обусловило особенности национального костюма Пермского края.

Традиционный женский костюм севернорусского типа состоял из длинной рубахи, поверх которой надевался сарафан, имевший разные названия: дубас, верхница, горбач, клинастик и другие. Женским головным убором на большей части Пермского Прикамья был чепец шамшура, тыльная часть которого богато украшалась вышивкой, золотым шитьём, позументом. Обязательные элементы женского костюма – пояс и передник запон. На ногах носили лапти, кожаные коты, ботиночки. Костюмы в отдельных районах Прикамья также имели присущие им отличия в деталях и элементах. О ранней одежде пермяков можно судить в том числе и по материалам археологических раскопок, во время которых были найдены образцы традиционной для всей территории Прикамья лыковой и кожаной обуви – лаптей и котов, очелье головного убора кокошника. В городской среде народный костюм сохранялся лишь у отдельных групп.

Жители сельской округи города, как и крестьяне, приходившие в город, носили традиционный пермский крестьянский костюм с сарафаном. Традиционный костюм с сарафаном в качестве молельной одежды сохранялся и пермскими старообрядцами.

Однако в одежде городские сословия достаточно рано стали ориентироваться на образцы европейской моды, и сформировалось особое явление – «городской костюм», характерный для населения городов и мало отличающийся в том или ином регионе. В этом отношении костюм пермских чиновников, купцов, а нередко и мещан развивался в русле общей эволюции городской моды. Тенденции европейской моды усилились к концу ХIХ века, хотя и в конце ХVIII – начале ХIХ века её черты были видны в костюме пермяков. В этот период, например, так одевались пермские купцы: «Что касается до платья, то носят здесь купцы Немецкое и Русское. Одевающиеся в Немецкое все бреют бороды, а некоторые и причёсываются, и надевают на себя, особливо служащие, мундиры и фраки, каковых однакож весьма мало, но все более стригут волосы в кружок, употребляют сюртуки с камзолами или жилетами и исподницами суконными или разных других материй, также панталонами с некоторого времени. Летом надевают на них плащи или шинели с круглою, редко треугольную шляпою, а зимой бекеши, славянки, тёплые сюртуки и сукном крытые тулупы, подбитые лисьими, енотовыми, песцовыми, беличьими, но по большей частью мерлушечьими киргизскими мехами, с круглою шапкою, у которой бархатное, плисовое или суконное верховище и широкий околыш из камчатского, реже сибирского бобра, из выдры, из соболей и куниц, но больше из крымских мерлушек; редкие носят на ногах башмаки с шёлковыми чулками и серебряными пряжками, но более сапоги. Весьма редкие из купеческих жён одеваются в длинное платье с причёскою, но всё более употребляют короткое из кофты и юбки состоящее, шёлковое, иногда парчёвое, бархатное и всякое бумажное платье с мантильею или салопом, и с некоторого времени с платком или шалью на плечах, также шёлковыми или бумажными…».

Отличия в одежде представителей разных городских слоёв неоднократно отмечали исследователи: «Одежда у мужчин была короткая, за исключением духовенства, купцов и крестьян. Чиновники носили картузы с кокардой и шинели, купцы – бекеши и картузы. Дамские моды менялись, как всегда и везде. Почти в продолжение всей первой половины ХIХ в. дамы носили пышные юбки с кринолинами».

В настоящее время русский традиционный костюм представлен в музейных коллекциях и частных собраниях. Предметы одежды часто хранятся пермяками как память о прошлом, о близких и родственниках. Традиционный костюм с сарафаном в качестве одежды для молений сохраняют пермские старообрядцы. Активно народный костюм в разных его вариантах используется фольклорными и самодеятельными коллективами. Из тенденций последнего времени – обращение к подлинным образцам народной одежды и реконструкция традиционных комплексов костюма русских Пермского края.

О том, что в прошлом составляло основу питания пермяков, можно судить по тому, что продавалось на пермских ярмарках, базарах и торжках. В начале ХIХ века крестьяне приезжали в Пермь для торговли «разными произведениями скотоводства, земледелия и другой сельской промышленности, каковы суть ржаная, пшеничная и частию яшная мука, солод, горох, крупа, овёс <…> масло, говядина, туши свиные и бараньи, поросята, домашние птицы, дичина <…> ягоды, летом клюква, брусника, малина, земляника, иногда клубника, черница, морошка, черёмуха, разные грибы, лук, чеснок, хрен, картофель, морковь, свёкла, редька, зимою одна клюква и иногда сушёная малина. Мёрзлая из Екатеринбурга привозимая рыба, летом живая на Каме…». В ХIХ веке городские жители, прежде всего, крестьяне и мещане, имели свой приусадебный участок и домашний скот: «...содержат немногие индеек, гусей и уток; но все куриц, и только некоторые овец, коз и свиней».

В начале ХХ века на пермских рынках было много товаров, привозимых из дальних регионов. В 1910 году на фруктовом рынке Перми можно было купить вишню, сливу, крыжовник и помидоры. Обычными для пермяков в конце лета были и астраханские арбузы: «Прибыла в Пермь из Астрахани вторая арбузница, привезшая 60 тыс. штук арбузов. Покупка этих плодов идёт усиленно, и их от арбузницы возят целыми возами. Цены от 1 руб. за десяток. В розницу торгуют от 18–22 коп. за штуку». Привозили в Пермь в начале ХХ века и другие продукты и напитки: в Перми продавали кумыс, который привозили из-за Камы татары, башкиры и киргизы.

Рацион горожан, конечно, зависел от состоятельности той или иной семьи, её сословной принадлежности и социального статуса. Однако в целом пермяки сохраняли традиции русской кухни, близкие к тем, которые были характерны для населения всего Пермского Прикамья. Основой питания были продукты земледелия. Хлеб пекли чаще всего из ржаной или пшеничной муки, на праздничный стол подавали разнообразную выпечку, прежде всего, пироги со всевозможными начинками – рыбные, мясные, морковные, капустные, грибные, а также блины и оладьи. Не обходился праздничный стол и без шанег с начинкой из крупы или картофеля. В повседневном рационе значительное место принадлежало кашам и супам. Щи готовили как на мясном бульоне, так и постные. Обычным блюдом на столе были щи с кислой капустой и ячменной крупой. Большую роль в рационе играли молоко и молочные продукты.

Молоко употребляли как сырое, так и заквашенное. Из молока получали сливки, сметану, творог. Пермяки активно использовали в пищу местные дикоросы – ягоды и грибы. Их собирали в близлежащих лесах либо приобретали.

Уже с начала ХIХ века в обиходе пермских чиновников и купцов был чай: «...они обыкновенно каждый день поутру и ввечеру пьют чай и стараются для сего иметь самый лучший, так как и чайные приборы, всякого нечаянно пришедшего и уважаемого ими гостя как в праздник, так и в простые дни ввечеру угощают также чаем…».

Характерной особенностью русских традиций являлось соблюдение православных постов – Рождественского, Великого, Петровского и Успенского. В эти периоды из питания исключались мясные и молочные блюда. Особо строгим считался Великий пост перед Пасхой. Во время постов в рационе преобладали постные похлёбки, каши, кисели, овощные блюда. О купеческом постном столе начала ХIХ века так отзывался Н. С. Попов: «...но все вообще, наблюдая твёрдо посты, имеют и сообразную тому пищу. Некоторые в сие время не употребляют даже и рыбы, особливо великим постом, заменяя оную грибами, ягодами, горохом, капустою, другими постными яствами с приправами масла и соку конопляного…».

Своеобразием отличалась обрядовая пища. Пресные сочни готовили к Рождественскому сочельнику. К Мясному заговенью – воскресенью накануне Масленичной недели пермяки обычно стряпали пельмени. Как отмечал П. И. Мельников-Печерский, в этот день в Перми во всех домах можно было услышать стук сечек о деревянные корыта – рубили мясо – готовили начинку для пельменей. Обильный стол с блинами, оладьями, шаньгами и другой выпечкой отличал Масленицу. К Пасхе готовили сдобный хлеб кулич. Консервативностью отличался поминальный стол, до настоящего времени на поминальных обедах ставят кутью. Обязательно приготовление киселей, рыбных пирогов. Наоборот, из поминальных блюд исключены блюда из картофеля и чай, которые в русской кухне появились недавно.

В настоящее время традиции русской кухни не забыты, их продолжают пермские рестораны и кафе, в пермских семьях также сохраняются традиции обрядовой и праздничной кухни.

Русские в значительном большинстве – православные.

Христианство пришло на Русь из Византии. Датой Крещения Руси, совершённого киевским князем Владимиром Великим, является 988 год. Христианство оказало заметное влияние на все стороны жизни Древней Руси, в том числе и традиции русских. В настоящее время Русская православная церковь – автокефальная поместная православная церковь, канонически легитимная на территории бывшего СССР, исключая Армению, Грузию и Украину.

Церковная реформа, предпринятая патриархом Никоном в середине XVII века, привела к расколу русского православия. Часть русских не приняла реформу, выступила против нововведений и оформилась в старообрядчество. Со временем было сформировано несколько течений и согласий старообрядчества. В настоящее время крупнейшими старообрядческими религиозными объединениями в России и за её пределами являются Русская Православная Старообрядческая Церковь (белокриницкое согласие), Древлеправославная Поморская Церковь (поморское согласие), Русская Древлеправославная церковь (беглопоповское согласие). С ХVIII века в России получают распространение и другие христианские учения – появляются духоборы, скопцы, молокане, а позднее и евангелисты различных направлений.

Русские, пришедшие в Прикамье, уже исповедовали православие. Поэтому на пермскую землю они принесли сложившиеся православные традиции. Заселение и освоение Прикамья русскими происходило одновременно со строительством храмов, часовен, организацией приходской жизни. В городе Перми церковное строительство начинается с момента основания Егошихинского завода (1723). Уже в 1724 году в заводском посёлке начато строительство деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, освящённой в 1726 году. Каменный храм (сохранившийся до наших дней) во имя святых апостолов Петра и Павла заложен был рядом с деревянной церковью в 1757 году и освящён в 1764 году. В конце ХIХ века в Перми было 19 православных храмов, одна единоверческая церковь, один монастырь (Успенский женский). В настоящее время в городе действуют около 30 храмов и приходов православной церкви.

Пермь – один из значительных современных центров старообрядческой жизни региона, считавшегося одним из самых старообрядческих в России. Старообрядцы в Перми известны с основания завода и города. Архимандрит Палладий отмечал, что уже первые жители Егошихинского завода были «раскольниками», была устроена молельня, которая существовала достаточно долгое время и даже после открытия губернского города, и только в 1786 году была сломана из- за ветхости.

В конце ХVIII века пермские старообрядцы имели уже новую часовню, а также дом для беглых священников. Служба в часовне совершалась беспрепятственно, часовня существовала около 30 лет. В 1813 году была построена новая часовня, которая просуществовала до 1835 года. В 1913 году в городе Перми только официально числился 941 старообрядец. Сегодня организационно в Перми оформлено три согласия старообрядчества: белокриницкое, часовенное и поморское. Датой нового рождения пермской общины старообрядцев белокриницкого согласия считается 1986 год, когда лидеры общины побывали на приёме у уполномоченного по делам религии и был решён вопрос о создании общины. Официальными датами становления прихода стали 5 января 1987 года – дата регистрации общины 15 декабря 1988 года, когда был освящён храм в честь апостолов Петра и Павла (микрорайон Южный). В нём проходили службы до возведения и освящения нового храма в 2006 году. В Перми в настоящее время активно функционирует старообрядческая община поморского согласия, имеющая молельный дом в Индустриальном районе города. Старообрядцы часовенного согласия имеют одну из крупных общин в Перми.

Окончательным организационным оформлением общины часовенных старообрядцев, согласно нашим данным, следует считать рубеж 1990–2000-х годов. Именно в этот период у пермских часовенных появился свой молельный дом, который община приобрела в Индустриальном районе. В настоящее время молельный дом является своеобразным центром часовенного старообрядчества, хотя некоторые группы продолжают собираться на моления отдельно и жить своей общинной жизнью.

Календарные праздники и обряды являются одним из важных и значительных комплексов этнической культуры. Праздники имеют огромное значение в жизни народа, они выполняют множество функций, одна из которых – этнообъединяющая. Приходя на праздник «себя показать и на людей посмотреть», мы видим, что мы не одни, нас много, а значит, и можем мы многое. Не случайно, что в последние десятилетия, когда наблюдается активное обращение к народным традициям, праздники стали одним из символов этнического возрождения. Этническая культура любого народа многогранна. И даже культура одного народа не едина. Она существует во множестве региональных вариантов. Праздники в каждой местности, а иногда и в каждой деревне, имеют свои, присущие только им черты. Праздники города Перми также имеют свой неповторимый колорит. Календарные праздники и обряды русских пермяков, несомненно, имеют общерусскую основу, большинство праздничных и обрядовых циклов повторяют те, что характерны в целом для русского народа, в их основе взаимодействие христианского православного календаря и народных традиций. Народный календарь русских Перми представляет «городской» вариант традиций. Его характерные особенности в преобладании досуговых элементов, утрате многих обрядовых комплексов, в разных формах праздничной культуры у разных слоёв городского населения.

Опубликованные источники позволяют представить праздничную культуру русских города Перми с конца ХVIII до начала ХХ века, времени активного бытования традиционных форм народного календаря. Главными праздниками зимнего периода народного календаря были Рождество и крещение. Храмовые службы и семейные торжества занимали важное место в праздновании. В Крещение, например, из всех приходских храмов крестные ходы отправлялись к кафедральному собору. После совместной службы в соборе духовенство отправлялось на иордань, приготовленную на реке Каме для освящения воды. По окончании освящения крестные ходы под колокольный звон отправлялись обратно по церквям.nВ конце ХIХ – начале ХХ века пермяки уже отмечали новогодние праздники. «Пермские губернские ведомости» сообщали о новогодних ёлках и вечерах на рубеже 1908–1909 годов.

27 декабря ёлка проводилась в Пермской гимназии, в программе – стихи, песни, танцы. 28 декабря мероприятие проходило в Пермской казённой палате, с концертом в двух отделениях, танцами, синематографом. 30 декабря «весёлые праздничные гуляния» состоялись в городском Александровском училище. 1 января в кафедральном соборе города прошло новогоднее богослужение – торжественная литургия, на которую были приглашены «посольства губернии, вице-губернатор, управляющий казённой палатой и другое начальство». Новый год в тот период был ещё исключительно городским праздником и отмечался далеко не всеми сообществами горожан. Собственно народным праздником он становится в советский период, а массовым – уже в послевоенные годы. В настоящее время Новый год – один из главных праздников не только в Перми, но и в целом в России и сопредельных государствах.

Среди традиций зимних праздников – Святки, период между Рождеством и Крещением. Н. С. Попов так характеризует это время в городе Перми на рубеже ХVIII–ХIХ веков: «Святками делают вечеринки, на коих собранные девицы и мужчины также пляшут по скрипкам, поют особливые подблюдные песни, хоронят золото, играют в туалет, фанты и тому подобным образом; святочные игры и вечеринки продолжаются до самого Крещения, иногда и далее». О святочных гаданиях пермяков известно и в начале ХХ века: «...топили воск, глядели в зеркало, подслушивали разговоры, бросали за ворота башмаки». Как и в других регионах России, по улицам Перми в святочное время ходили ряженые: «На святках пермская молодёжь маскировалась, ходила по домам знакомых, а иногда и вовсе незнакомых… иногда разыгрывали шайку разбойников».

Большой и шумной в Перми была Масленица. Главными развлечениями на масленичной неделе были катания с гор и катания на конях. Для катания обычно использовали естественные увалы, катались с горы Слудки на Каму, для детей горки делали во дворах домов. Главные катания на масленичной неделе проходили на Кунгурской улице – на Проспекте (после 1917 года она называлась Красный проспект, ныне Комсомольский проспект), хотя катались и по другим улицам – Казанскому тракту, улице Сибирской. В последний день Масленицы на Проспекте также играл военный оркестр. В начале ХХ века на масленичные катания в город собирались и жители окрестных деревень: «На масленице для катания выбирался Проспект, или Кунгурская улица, где в последние дни масленицы играл военный оркестр. Кататься сюда приезжали не только обыватели Перми, но и Мотовилихи и окрестных сёл и деревень, например, Верхних Муллов.

Катались тогда на тройках, обычно приготавливаемых ямщиками-татарами, при этом лошади украшались цветами, бубенчиками, лентами и расписной дугой. Сзади кошевы, т. е. больших саней с двумя скамьями, обычно красовался персидский или тюменский ковёр с изображением сцен из жизни, животных и цветов. Катание обычно кончалось в прощёный день при первом ударе соборного колокола к вечерне, когда большинство ехало в собор». В советский период на смену масленичным празднествам пришёл праздник проводов русской зимы. Однако в 1990-е годы Масленица вернулась в народный календарь города. Сегодня проводы Масленицы проходят на улицах и площадях города с выступлениями фольклорных коллективов, масленичным угощением, состязаниями и розыгрышами.

Пасха также отмечалась в Перми как великий праздник. Как и повсеместно, к ней было принято красить яйца, готовить творожную пасху и выпекать куличи. Семейные пасхальные застолья сохранялись у пермяков и в советское время. И сегодня крашеные пасхальные яйца и куличи – непременный атрибут праздника. Как в прошлом, так и в наши дни торжественные пасхальные службы проходят во всех храмах города. Среди народных развлечений – игра в бабки, катание крашеных яиц, качание на качелях: «Во время пасхальной недели прогуливаются по городу, качаются на круглых по площадям ставимых качелях, или на верёвочных, и скачут на досках, также катают (одни мущины) крашеными яйцами и играют в бабки». Традиции календарных поминальных дней сохраняются пермяками и в настоящее время. Поминать умерших и посещать кладбище было принято во вторник на второй неделе после Пасхи – на Радуницу. Эта традиция известна по самым ранним описаниям: «В радуницы, т. е. во вторник на Фоминой неделе, ходят по утру на кладбище поминать своих усопших, запасшись крашеными яйцами, блинами и проч. для подаяния нищим, и после весь день проводят в прогулках…». Посещение кладбища на Радуницу проводили не всегда, лишь при ранней весне или при поздней Пасхе, однако обязательным посещение кладбища было в Троицкую субботу.

Летние праздники Семик, троицу и заговенье пермяки обычно отмечали на окраинах города. В пригородных деревнях долгое время сохранялись традиции завивания берёзки и хороводов на Семик, которые известны у русских во многих регионах. Жители Перми принимали участие в этих торжествах: «В семик большая часть жителей обоего пола, особливо молодые люди, собираются в деревню Данилиху, что при Казанском шлагбауме, где девки поют песни и играют кружками, куда выезжают для любопытства и лучшие городские жители…».

Как отмечает В. Верхоланцев, «в Троицын день жители почти всего города уходили на большое поле за Кунгурской улицей, между Сибирским трактом и опушкой леса. Здесь ставились карусели и качели, играла музыка, продавались в парусинных балаганах кедровые орехи, фуксинные пряники-конки, конфеты, мармелад, сахарные, маковые плитки, сбитень, брага, квас, травник, домашнее пиво, кислые щи». К сожалению, народная традиция троицких праздников и гуляний в Перми в настоящее время почти утрачена.nВ календарной обрядности русских большое значение имели храмовые праздники, обычно связываемые с престолами храмов города или села. В конце ХVIII – начале ХIХ века главными храмовыми праздниками в городе были Петров день (29 июня по ст. ст.) и Екатерина (24 ноября по ст. ст.), связываемые с посвящениями престолов главного Петро-Павловского храма. Третьим престольным праздником считался Евстафьев день (20 сентября по ст. ст.). Начало почитания Евстафия Плакиды в Перми положено в деревне Горки за несколько лет до построения Егошихинского завода, в память явления этого святого одному из крестьян деревни. На месте явления тогда был поставлен столб с иконой святого, а после возведения Петропавловской церкви этот образ был перенесён в храм. К храмовым праздникам были приурочены и годовые пермские ярмарки – Петропавловская, Евстафьевская и Екатерининская. Со строительством новых храмов и расширением сети приходов система храмовых праздников усложнялась.

Церковные торжества и крестные ходы наряду с праздниками составляли значительную часть праздничной и обрядовой культуры горожан. Так, ежегодно крестный ход из всех пермских церквей к кафедральному собору проходил 1 августа (ст. ст.). На соборной площади перед кафедральным собором совершалось освящение воды, после чего крестные ходы расходились к церквям.

В настоящее время календарные праздники по-прежнему играют значительную роль в жизни города и пермяков. В последние годы активизировалась приходская жизнь, церковные праздники и торжества стали характерным явлением в жизни православных. Часть праздников отмечается в семейном кругу. Из традиционных продолжают отмечаться Рождество, Пасха, Троица. Важное место в современной праздничной культуре занимают светские и государственные праздники – День России, День города, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День народного единства.

Для русских города Перми была характерна малая семья, состоявшая из супругов и детей, а нередко и родителей. Семья и семейные традиции занимают важное место в культуре народа. Среди семейных традиций для русских характерны обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, среди которых – крещение, а также обычай проведывания роженицы и новорождённого, сегодня превратившийся в праздник для родственников по случаю рождения ребёнка – каша.

Свадебная обрядность – наиболее развитый комплекс семейных ритуалов. Для русских пермяков, как и Пермского Прикамья в целом, характерны северно-русские традиции свадебной обрядности, бытование исполнения причетов в предсвадебный период. Перед свадьбой за несколько недель собирался девичник, на котором готовили свадебное приданое. Во время девичника жених с друзьями навещали невесту и её подружек, приносили им сладости – пряники и орехи. Девушки пели величальные песни, за что парни одаривали их. Среди свадебных чинов – помощники жениха – дружки-шаферы, свахи как со стороны жениха, так и невесты, главный распорядитель – тысяцкий. Накануне свадьбы проводилось обручение, а также главный девичник, на котором невеста раздавала свои девичьи ленты подружкам. Обязательным элементом свадьбы в прошлом было венчание в храме, куда молодые отправлялись из дома невесты. Перед отъездом к венцу родители невесты благословляли молодых. После венчания свадебный поезд отправлялся в дом жениха на свадебный пир. Родители жениха встречали молодых хлебом-солью и благословляли со своей стороны. Свадебный пир и сегодня остаётся одним из значимых этапов обряда, однако в прошлом он растягивался на несколько дней: «По совершении брака и по приезде в дом молодых, встречают их родители или заступившие их место, по большей части на крыльце, в сенях, а иногда и в горнице, и благословляют, во- первых, образом, а потом большим хлебом, поставляя оные крестообразно на голове, при чём молодые целуют их руки, но больше кланяются им в ноги. После чего в председании молодых бывает нарядный ужин при великом веселии пиршестве. Но веселие усугубляется на другой день, когда по большей части делается великолепный обед под именем большого стола для всех родственников, друзей и других почётных людей, которых тогда невеста дарит разными вещами, но более платками. Повеселившись за обедом, который всегда продолжается до вечера, в некоторых домах забавляются пляскою, которую должны начать молодые, по скрипкам, гуслям или песням.

После чего даётся через несколько дней так называемый пирожный стол, при чём также изрядно довольно изрядное бывает пиршество напоследок угощает тесть зятя своего (что хлебинами называют), и тем оканчивается сие продолжительное пирование…».

Современная свадебная обрядность имеет меньшее число обязательных этапов, многие ритуалы приобрели развлекательный характер. Свадебная обрядность в настоящее время близка европейским традициям, однако некоторые её «народные» элементы продолжают сохраняться: выкуп невесты, испытание молодых на второй день свадьбы, благословение молодых, встреча молодожёнов хлебом и солью. К семейным обрядам относятся и проводы в солдаты, при этом главные ритуалы направлены на сохранение и возвращение солдата со службы, а также новоселье, призванное обеспечить достаток и благополучие в новом доме. Среди обычаев новоселья – запускать в новый дом сначала кошку, вносить в первую очередь иконы, хозяйственные предметы из старого дома, приглашать в новое жилище домового суседку, а также проводить праздник с приглашением родственников и знакомых, обычаи одаривать новосёлов.

Деятельность по сохранению и популяризации русского языка и русской культуры, изучению специфики русской культуры в городе Перми и Пермском крае ведёт целый ряд общественных организаций, научных и творческих коллективов. Одним из первых в современной истории проблемами сохранения русской культуры занялся Пермский славянский культурный центр. Его созданию предшествовало славянское движение в Пермской области 80-х годов ХХ века. В начале 1990-х годов зародилась традиция проведения Дней славянской культуры. В марте 1991 года инициативная группа, проводившая данное мероприятие, объявила об открытии в Перми отделения Фонда славянской письменности и культуры (г. Москва). 16 ноября 1992 года в Перми состоялась учредительная конференция Пермского славянского культурного центра. Позже отделения центра были созданы в Березниках, Октябрьском, Уинском, Чернушинском и Суксунском районах. В 2000-е годы Пермским славянским культурным центром проведено 10 международных научно-практических конференций по проблемам культуры, истории, современного состояния славянских народов.

Уже более 10 лет при непосредственном участии данной организации в Перми проводятся Дни славянской письменности и культуры. В 2004 году Центром в рамках Дней было подготовлено совместное заседание общественных объединений славянских народов «Славянское вече». В 2005 году к Дням славянской письменности и культуры было приурочено и открытие V Международного фестиваля славянской музыки «Поющая Россия». С 2006 года одним из главных событий Дней славянской письменности стал Прикамский народный Собор памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. История его проведения восходит к Детским просветительским Кирилло-Мефодиевским чтениям, проходившим на базе Пермской краевой детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина. Сегодня Дни славянской письменности и культуры являются одним из наиболее ярких событий в календарном году Перми. Они проводятся общественными организациями, региональными и муниципальными органами власти и Пермской Епархией Русской Православной Церкви. Обычно Дни славянской письменности и культуры проводятся в мае, в их программу включаются разнообразные мероприятия, главным из которых является конференция «Язык и духовность». Обширной была программа Дней славянской письменности и культуры в 2015 году. В течение мая в городе Перми прошёл цикл культурно-просветительских и научных мероприятий. В частности, жители и гости города приняли участие в молодёжных Кирилло- Мефодиевских чтениях для учащихся 9–11-х классов; в Перми работали дискуссионные площадки IX краевой научно-практической конференции «Язык и духовность». Итоги Дней славянской письменности и культуры подвели на пленарном заседании с заявленной темой «Равноапостольный князь Владимир. Духовные истоки русской цивилизации». На нём с докладами выступили представители органов власти Перми и Пермского края, авторитетные учёные из Перми и Москвы. Были представлены доклады, в том числе по вопросам современного осмысления хода и итогов Великой Отечественной войны и роли в ней церкви. Мероприятие завершилось праздничным концертом хора студентов Пермской духовной семинарии и женского камерного хора «Сирень». 24 мая 2015 года в День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, в Свято-Троицком кафедральном соборе Перми состоялись божественная литургия, крестный ход и молебен в память о их просветительском подвиге. В этот же день Пермь присоединилась к акции «Всероссийский вокальный марафон», посвящённой Дням славянской письменности и культуры. На площади перед Дворцом культуры им. А. Г. Солдатова состоялся концерт, на котором были исполнены популярные российские песни. После создания Славянского культурного центра и появления общественных организаций белорусов, украинцев и поляков возник вопрос об общественной организации русских. После длительного общественного обсуждения 21 ноября 2003 года при поддержке администрации Пермской области было создано «Русское национально-культурное общество» (РНКО). Председатель Пермской региональной общественной организации «Русское национально-культурное общество – Е. А. Малянов.

В его правление вошли ведущие представители науки, экспертного сообщества, деятели культуры и представители СМИ. Сегодня РНКО является самой крупной общественной национально-культурной организацией в Перми, оно имеет представительства в 11 муниципалитетах Пермского края. Общество ведёт целенаправленную работу по сохранению, развитию и пропаганде лучших традиций, форм и жанров русской культуры.nВ активе Общества немало интересных и актуальных форм работы: межвузовский конкурс по русскому языку, молодёжный праздник «Говорим на родном языке», проекты общественного центра «Дом дружбы народов Пермского края», музыкальный фестиваль песен на национальных языках «Песни дружбы», «Школа русского языка для мигранта» и др.

Но главным, ключевым мероприятием с первых лет существования общественной организации является Межрегиональный форум «Русский мир», в рамках которого ежегодно проводятся всероссийские научно-практические конференции и фестивали народного творчества.n«Русский мир» – уникальный форум. Его цель – возрождение и поддержка не только русских культурных и исторических традиций, бытовавших в Пермском крае, но и традиций межнационального культурного общения народов региона. При этом форум задуман и реализуется так, что позволяет сочетать в себе события современной истории и возвращаться при этом к её истокам. В результате любой участник форума попадает в целостную, самобытную и насыщенную культурными событиями жизнь не только русского, но и других этносов, населяющих Прикамье и соседние регионы. Обязательной частью форума является его научная составляющая – ежегодные конференции, актуальная проблематика которых собирает в Перми учёных из самых разных городов России. Темы конференций всегда связаны с русской культурой, обычаями, традициями, их историческим звучанием и современным социальным значением. Например, на прошедшей в Перми в 2011 году конференции «Русский мир и социокультурное единение народов России» рассматривались формы кросс-культурного взаимодействия, проблемы полиэтничности и моноэтничности, роль русской культуры и русского языка как интегрирующих сил России, значение малых городов в сохранении этнокультурной самобытности русских и других народов России, а также целостность национальной культуры в её региональных различиях и национальные культурные индустрии в условиях мультикультурности. Органической составной частью «Русского мира» стал музыкальный фестиваль «Калинка-малинка», посвящённый памяти уроженца Пермской губернии, композитора и литератора Ивана Петровича Ларионова, автора знаменитой песни.

Большую роль для развития русского языка в России и за рубежом начинает играть международный форум «Русский язык между Европой и Азией», который с 2013 года проходит в Перми. В данном мероприятии ежегодно принимают участие делегации из нескольких стран, ведущие российские учёные и лингвисты. В 2014 году в форуме приняло участие порядка тысячи специалистов из более чем 35 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В течение двух дней филологи, лингвисты, культурологи, учителя, журналисты, политики и общественные деятели обсуждали различные аспекты существования русского языка в мировом пространстве. Были затронуты такие вопросы, как сохранение и распространение русского языка за рубежом, место русского языка среди других языков, власть языка и другие.

РНКО является самым активным участником проводимых в городе национально-культурных мероприятий и проектов. Члены Общества входят в совещательные органы муниципального и регионального уровней, принимают участие в выработке приоритетов в реализации государственной национальной политики как в крае, так и в городе. В 2014 году открыто пермское региональное отделение «Ассамблеи народов России».

Помимо РНКО в городе работает несколько образцовых творческих коллективов – ансамбли народного танца «Весляна», «Разгуляй», «Вечёра», «Ярмарка» и др.

Одним из центров сохранения и развития русской культуры в Перми является Пермский дом народного творчества «Губерния». Он был основан в 1944 году. Работа по сохранению многонациональной культуры и наследия народов Прикамья, в первую очередь, традиций русского населения – один из ключевых приоритетов «Губернии». Организация является методическим центром для фольклорных и аутентичных коллективов Перми и Пермского края. В последние годы наиболее интересными фольклорными проектами ПДНТ «Губерния» стали Всероссийский фестиваль зимнего фольклора «Сочельник», уникальный фестиваль ручного ткачества «Весна. Кросна», праздник народной росписи «Расписная суббота» и др. В структуре учреждения действуют Этноцентр, объединение мастеров народных промыслов «Егошихинская мануфактура». Ежегодно именно «Губерния» формирует экспозицию народных промыслов и ремёсел Прикамья и представляет Пермский край на Всероссийской выставке народных промыслов «Ладья», участвует в ежегодных сессиях Ассоциации народных художественных промыслов России.

Заметной на уровне города является деятельность регионального отделения Российского фольклорного союза (РФС). Организация была создана в 2002 году. Задачи коллектива сегодня – сохранение и развитие русских фольклорных традиций. За период работы при участии коллектива в Пермском крае организовано 30 детских и молодёжных фольклорных коллективов, проводились семинары-практикумы, стажировки для педагогов учреждений культуры и образования по изучению и освоению традиционной народной культуры Прикамья. Пермские фольклористы принимали участие в организации форума «Русский мир», проведении Масленицы, а члены Пермского клуба мужской традиционной культуры «Русское поле» представили Россию на XXIII Международном фестивале боевых национальных искусств «Париж – Берси 2008» (Франция). Сегодня фольклорные коллективы Пермского регионального отделения ООО «Российский фольклорный союз» достойно представляют традиционную народную культуру Прикамья на региональном и российском уровне. Изучение языка и культуры русского населения Прикамья сосредоточено в нескольких научных центрах Перми – Пермском государственном национальном исследовательском университете, Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Пермском научном центре УрО РАН. Пермские диалектологи, фольклористы и этнографы на протяжении многих десятилетий изучают особенности языка и традиционной культуры русских Пермского Прикамья.

Этнографический материал о русском населении Прикамья богато представлен в Пермском краеведческом музее. Предметный ряд этнографических коллекций русской культуры музея разнообразен. В первую очередь это предметы материальной культуры (орудия труда и сельскохозяйственного производства, предметы интерьера и декора жилища, утварь, традиционный костюм, средства передвижения). Уникальными являются коллекции фотографий по этнографии конца ХIХ – начала ХХ века. В 2011 году сотрудниками музея выпущен иллюстрированный каталог-альбом «Мир вещей русских крестьян. XIX–XX века».

В начале XXI века, с одной стороны, наблюдается исчезновение многих явлений традиционной народной культуры, с другой – заметен повышенный интерес к народным промыслам и ремёслам, музыкальному творчеству. Фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства представляют своеобразие народной художественной культуры русских Перми.