⇽ Назад к списку книг

Осетины Перми: история и культура

Осетины – один из народов Кавказа, основное население Республики Северная Осетия – Алания и Республики Южная Осетия. Самоназвание – ирон, дигорон, а также более редкие туалаг, хусайраг (в Южной Осетии). Общая численность осетин в мире составляет около 700 тыс. человек, из них в России – около 530 тыс. человек, в Южной Осетии – около 50 тыс. человек. Крупные осетинские общины сформировались также в Турции, Сирии, Франции, США и Канаде.

Наиболее ранние этапы этногенеза осетин связаны с кобанской археологической культурой, выделившейся из общекавказской куро-аракской археологической культуры. С VII века до н. э. начинается проникновение на Кавказ скифов, которые вступают в активное взаимодействие с племенами кобанской культуры. С IV– III веков до н. э. на смену скифам приходят кочевые племена, названные в античных источниках сарматами (савроматами). Сложившееся на тот момент кобано-скифское население вошло в состав племенного союза сарматов, образовав ядро формирующейся новой общности, получившей название алан. Термин «алан» был общим самоназванием для кочевников индо-иранцев Кавказа и может восходить к слову «арий», либо являлся самоназванием одного из крупных сарматских племён.

С начала I века н. э. союз алан становится самым мощным племенным объединением на Кавказе, собравшим под своим началом все скифо-сарматские племена. Как политическое объединение Алания начинает упоминаться в источниках со II века н. э. Алания достигла расцвета к IV– V векам н. э., когда в союзе с другими племенами аланы смогли создать собственное, независимое от Римской империи государство, просуществовавшее до 533 года.

После нашествия гуннов часть алан мигрировала в Европу и в районы Северного Кавказа, а происходящие этнические процессы привели к слиянию местного кавказского населения и ираноязычных алан, в результате чего стал формироваться осетинский этнос. В грузинских и венгерских, а позднее русских источниках алан называли «ясы», «асы» или «овси», а их страну – «Овсети», что позднее станет основой для нового этнонима. К концу I тыс. н. э. Алания была одним из сильнейших государств Кавказа с развитой системой классового общества и государственной власти, её территория простиралась по обеим сторонам Кавказского хребта. Алания вела внешнюю политику в регионах от Средиземного моря и Закавказья до Восточной Европы и Прикаспия. Принятие христианства в Х веке обеспечило сближение алан с Восточно-Римской империей, Грузией и Арменией.

На XII–XIII века приходится время её наивысшего культурного и военного расцвета, когда Алания имела активные политические связи с Восточно-Римской империей и Грузией. К этому периоду относятся и первые фиксируемые в источниках контакты аланов с Русью, в том числе династические браки и совместные военные походы. В 1233–1240 годах на Кавказе появились татаро-монголы, нанёсшие ряд серьёзных поражений аланам и подорвавшие мощь их государства. Аланы начали массово отступать в горные районы Кавказа. Их сопротивление и попытки воссоздать своё государство продолжались до начала XIII века, однако были безуспешны. Но окончательно государство Алания и зависящие от него племенные объединения других кавказских народов были разгромлены во время кавказских походов Тамерлана в конце XIII – начале XIV века. После опустошительных походов оставшиеся аланы окончательно мигрировали с равнины в высокогорные районы, часть военной аристократии влилась в феодальную элиту Грузии.

Оставшаяся в ХV веке в горных районах Кавказа основная масса народа объединилась вокруг четырёх обществ, обладающих единой культурной традицией – Тагаурского, Куртатинского, Алагирского и Дигорского. С этого времени термин «аланы» исчезает из обращения, народ начинают называть ясами или сами. С XVI века у горной Осетии появляются контакты с Московской Русью.

С XVIII века начинается процесс включения Осетии в сферу влияния Российской империи. Ещё с 1740-х годов осетинская знать выходила с предложениями к России помочь им вернуться на историческую родину, в результате чего в 1774 году, одержав победу в войне с Турцией, Россия официально приняла предложение делегации осетин о добровольном вхождении Осетии в состав Российской империи, а в 1783 году была основана крепость Владикавказ. Владикавказ станет новой столицей осетин.

В конце XVIII века осетины пережили ещё одну серьёзную катастрофу – эпидемию чумы, которая за несколько десятилетий сократила численность населения с 200 тыс. до 20–30 тыс. человек.

В начале XIX века при поддержке российской военной администрации осетины начинают массово возвращаться с гор в районы Владикавказской долины, которая была разделена на четыре района (по названию четырёх основных осетинских обществ), где царская администрация выделяла земли для осетинских переселенцев. С присоединением к России в Осетии появились первые школы, улучшилось материальное положение, началось академическое изучение осетинского народа. В составе Российской империи осетины проживали во Владикавказском округе Терской области (северные осетины), а также в Рачинском уезде Кутаисской губернии и Душетском уезде Тифлисской губернии (южные осетины). Об их характере говорилось, что они «добродушны, гостеприимны и храбры». По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года, в России проживало 171 716 осетин, на тот момент это был третий по численности народ Кавказа после чеченцев и аваро-андийцев.

Большую роль в консолидации осетин в российских условиях сыграл российский генерал осетинского происхождения Мусса Кундухов, который в 1850-е годы командовал Военно-осетинским округом Терской области. Составленный им «Приговор осетинского народа» по сей день является важным историческим источником, отражающим быт и нормы обычного права у осетин XIX века. С этого времени, например, берёт начало и история пермской семьи Дзодзиевых. В конце XIX века эта семья с ещё четырьмя семьями из Куртатинского ущелья приобрела земли селения Эммаус, основанного немецкими колонистами на землях М. Кундухова. Новые поселенцы назвали село Раздзог (совр. Правобережный район Республики Северная Осетия-Алания). С тех пор Дзодзиевы постоянно живут на тех землях вместе с другими осетинскими семьями.

Во второй половине XIX века после открытия Владикавказской железной дороги осетины всё более интегрируются в российскую экономическую систему. Благодатные климатические условия Владикавказской равнины позволили Осетии быстро стать одним из центров животноводства и торговли кукурузой. Началось расслоение крестьянства и формирование рабочего класса из сельской бедноты, отправляющейся на заработки в города. Многие знатные представители народа стали получать российское образование и поступать на службу в царскую армию. В этот период у осетин формируется собственная интеллигенция.

Большую роль в консолидации осетин в России сыграл Коста Леванович Хетагуров (1859–1906), поэт, публицист и живописец, основоположник осетинского литературного языка и литературной традиции. К. Л. Хетагуров известен также как автор книги «Быт горских осетин», в которой он подробно анализировал происхождение своего народа, подчёркивал прогрессивное значение присоединения к России. После революции 1917 года объединением осетинского народа в рамках одной автономии занималась осетинская революционно-демократическая партия «Кермен». Проводились съезды, выступавшие за объединение всех осетин в рамках одного административного образования, некоторое время даже существовала самопровозглашённая в составе РСФСР Терская народная республика.

После Гражданской войны судьбы осетинского народа разделились, Южная Осетия вошла в состав Грузинской ССР, Северная Осетия с 1921 по 1924 год находилась в составе Горской АССР, а в 1924 году была создана Северо-Осетинская автономная область в составе Северо-Кавказского края, с 1936 года Северо-Осетинская АССР существовала в составе РСФСР.

В советский период осетинский народ был вовлечён в общесоюзные процессы, связанные с коллективизацией сельского хозяйства, высылкой кулаков в районы Сибири и Урала, а также с индустриализацией народного хозяйства. Осетины, как и другие народы Кавказа, воевали в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной войны. В советское время Северо- Осетинская АССР оставалась преимущественно сельскохозяйственным регионом, за исключением горнорудной и цветной металлургии, составлявшей основу промышленности республики. Только в середине ХХ века выходцы из Осетии начинают активно селиться в различных регионах СССР за пределами Кавказа, возникают осетинские землячества. В советский период осетинский народ пережил демографический рост: с 1926 года, когда осетин насчитывалось уже 272 тыс. человек, их численность увеличилась в 2,2 раза, составив в 1989 году 598 тыс. человек, после чего рождаемость стабилизировалась и начала сокращаться.

В декабре 1990 года Северо-Осетинская АССР была преобразована в Северо- Осетинскую ССР, а с 1993 года получила название Республика Северная Осетия. В январе 1995 года регион получает своё нынешнее название – Республика Северная Осетия – Алания. Южная Осетия с 2008 года провозгласила свою независимость. Статья 16 Конституции Республики Северная Осетия – Алания провозглашает, что «республика строит свои отношения с Республикой Южная Осетия на основе этнического, национального и историко-территориального единства».

По данным последней переписи населения, в России проживает 528 515 осетин, из них в Республике Северной Осетии – Алании – 459 688, или 87% российских осетин. Крупные общины осетин сформировались в Москве, Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском краях и Санкт-Петербурге.

Общероссийской общественной организацией осетин является международное общественное движение «Высший совет осетин». Организация существует с 2010 года с целью «всестороннего и целенаправленного духовно-нравственного возрождения этнических осетин, сохранения их культурно- исторической самобытности, воспитания чувства национальной гордости, патриотизма и интернационализма».

Ежегодно организация проводит международные съезды представителей этого народа, куда приглашаются руководители общественных организаций осетин из регионов России и Южной Осетии. Кроме этого, большую роль в консолидации российских осетин играет полномочное представительство Республики Северная Осетия – Алания при Президенте РФ, имеющее свои представительства во всех федеральных округах. Являясь прямыми потомками одного из древнейших народов Кавказа, современные осетины сохраняют верность своей истории и традициям, принимая при этом общегражданские ценности российского государства.

По данным Первой Всеобщей переписи населения 1897 года, в Перми не было зафиксировано проживание осетин. Только в 1920-е годы некоторые из осетин, принимавших участие в Гражданской войне, оставались жить на Урале и делали здесь карьеру. Так, например, уроженец с. Хиляк Курашинского района Терской области Михаил Яковлевич Бугулов в 1930-е годы был секретарём Бардымского райкома ВКП(б). Однако в переписях населения 1920-х годов об осетинах также нет сведений. В конце 1920-х – начале 1930-х годов осетинское население Перми и области пополнилось в результате административной высылки в рамках кампании по раскулачиванию. К 1939 году в Перми проживало 17 осетин, или 14% от всех осетин области. В послевоенный период на поселение в Гремячинский район Пермской области отправили бойцов 102-й танковой колонны, которые были освобождены из немецкого плена. Как следует из документов того времени, среди поселенцев было немало осетин, которых в делопроизводственной документации даже называли «Осетинским батальоном».

Община осетин в Перми оформилась уже в 1950-е годы, её основателем считается Сергей Васильевич Короев, который приехал в Пермь в послевоенные годы. С. В. Короев являлся известным в Перми закройщиком-модельером «Горбыткомбината».

В послевоенный период осетины приезжали и оставались в Перми после прохождения службы в армии или попадая по распределению после вуза. Так, действующий председатель общества осетин «Алания» Адылгерий Гагузович Дзодзиев – выпускник Киевского суворовского военного училища, из династии военных, был направлен в Пермь в 1977 году после службы в Германии. В Пермском военном авиационно-техническом училище (ВАТУ) до 1999 года он был командиром батальона, дослужившись до звания полковника ВВС России. За безукоризненную службу Адылгерий Гагузович награжден орденами «Знак Почёта» и «За службу Родине» III степени. В настоящий момент он возглавляет Федерацию спорта инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, входит в Общественный совет Министерства территориальной безопасности Пермского края.

Пермский филиал Института МВД России в м/р Гайва начинал свою работу под руководством генерала Александра Александровича Ходова, уроженца г. Орджоникидзе (совр. Владикавказ). Созданное при его организационном участии в 1981 году Пермское высшее военное командное училище МВД СССР стало одним из ведущих в стране вузов по подготовке кадров для МВД России. А. А. Ходов руководил училищем до 1987 года. В Перми А. А. Ходов получил звание генерал-майора. После 1987 года он работал заместителем начальника Генерального штаба РФ и начальником Контрольно-счётной палаты Московской области. Сегодня в системе внутренних войск, правоохранительных органов и ФСИН работает немало выходцев из Осетии.

Спортивную карьеру в пермском футбольном клубе «Звезда» начинал заслуженный тренер РСФСР по футболу Андрей Иванович Зазроев, будущий капитан киевского «Динамо». В 1970 году он уже в качестве тренера впервые вывел команду «Спартак» (г. Орджоникидзе) в высшую лигу советского футбола. Важно отметить и тот факт, что Юрий Владимирович Гребенюк, бывший вратарь ФК «Звезда» и один из основателей футбольного клуба «Амкар», также является уроженцем Осетии.

История известной на всю страну пермской школы вольной борьбы также неразрывно связана с осетинами. Её основателем по праву считается Константин Тодтиевич Калагов, приехавший в Пермь в начале 1960-х годов по распределению. Работая учителем истории в Комаровской сельской школе Осинского района, он открыл кружок по вольной борьбе. Уже через год его воспитанники становились победителями и выигрывали призовые места на областных соревнованиях. Работу тренера заметили, и К. Т. Калагов был приглашён в Пермь на работу в СК «Спартак». Позже, в 1968 году, к нему присоединились молодые мастера спорта из Осетии Лев Васильевич Гергаулов и Батраз Базаев. Именно Л. В. Гергаулов стал первым чемпионом Урала в команде Пермской области. А в 1974 году его успех на соревнованиях союзного значения повторил ещё один уроженец Осетии Солтан Сергеевич Засеев. Позже Л. В. Гергаулов возглавил пермскую школу вольной борьбы и получил звание заслуженного работника физической культуры РФ. Под его руководством пермская школа вольной борьбы подготовила целую плеяду выдающихся спортсменов, победителей всесоюзных и международных соревнований. Через неё прошли многие знаменитые пермские политики и общественные деятели. Тренерскую работу в Перми начинал воспитанник Л. В. Гергаулова, судья международной категории по вольной борьбе, заслуженный тренер РФ и один из инициаторов развития женской вольной борьбы Солтан Сергеевич Засеев. Сегодня Федерация вольной борьбы Пермского края также готовит немало молодых спортсменов из Осетии, которые представляют край на всероссийской и международной арене. Известными пермскими спортсменами-«вольниками» являются выходцы из Осетии Владимир Тедеев, чемпионы РФ братья Босиковы, Алик Икаев и др. Также Пермский край представляют осетины Тимур Каркиев (дзюдо), Олег Короев (фехтование), Эмзар Келехсаев (греко-римская борьба), Сослан Ахполов (армспорт) и др. Осетины представлены и в пермской медицине. Одним из известных главврачей в пермской системе ФСИН долгое время был заслуженный врач РФ, полковник Анатолий Цгоев. Заслуженный врач РФ Николай Санакоев является основателем знаменитой пермской династии врачей Санакоевых, которые сегодня трудятся в разных сферах медицины города Перми.

Существенный вклад в развитие пермской медицины внесли также врачи Маирбек Хайманов, Валерий и Вячеслав Бязровы, Хазби Бацоев.

Отдельную страницу в истории культурных связей Перми и Осетии представляет Пермское хореографическое училище. В 1980–1990-х годах здесь работала Осетинская хореографическая студия, в которой по целевому на- бору обучались студенты из Северо-Осетинской АССР. В Перми начинали свой творческий путь многие знаменитые артисты, родившиеся в Осетии. Так, долгое время в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского работала сестра Валерия Гергиева Лариса Абисаловна Гергиева, солисты оперы Владимир Атсамазович Кабанов, Владимир Тазретович Тайсаев, Зарина Абаева, аккомпаниатор Фатима Тайсаева. И сегодня в Пермском театре оперы и балета трудится немало выходцев из Осетии. Заместитель председателя пермского общества «Алания» Владимир Тайсаев, например, является солистом театра, а с 2015 года в Перми танцует один из наиболее талантливых российских танцоров, выпускник Пермского хореографического училища Георгий Еналдиев. По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 года численность осетин в Перми составила 241 человек, из которых 66% назвали осетинский язык родным, для остальных родным языком был русский. После 1989 года численность представителей этого народа в Перми начала сокращаться за счёт ассимиляционных процессов и отсутствия новых миграций. В 2002 году в Перми проживало 169 осетин, из которых 36% назвали родным языком осетинский, остальные русский. По данным последней переписи населения 2010 года, численность осетин в Перми составляла 148 человек. Они дисперсно расселены по Перми, компактных мест проживания нет. Однако за счёт миграций по сравнению с 2002 годом увеличилось количество осетин, считающих осетинский язык родным. Их доля составила 56%, для остальных родным является русский (38,5%) и другие языки. Между тем, мужчины составляют 70% от численности осетин Перми. Это свидетельствует об относительно недавних миграциях, а также о распространённости межнациональных браков, что подтверждается данными полевых исследований.

Осетины интегрированы в общественную и экономическую структуру города, что затрудняет выделение каких-то особенных сфер занятости для этого народа. Однако по-прежнему осетины представлены в среде органов власти, профессионального спорта (борьба), в вооружённых и правоохранительных органах, медицине, искусстве и торговле.

Осетинский язык относится к иранской группе индо- европейской семьи языков. Осетинский язык имеет два диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Дигорский диалект более архаичный. В обоих диалектах есть говоры. Диалекты различаются в фонетике на уровне как вокализма (отсутствие гласного ы в дигорском), так и консонантизма, а также в акцентологии. Зафиксированы и существенные различия в лексике. Осетинский язык в процессе этногенеза осетинского народа попал под сильное влияние кавказских языков с точки зрения заимствования лексики, однако основной фонд лексических единиц и грамматический строй языка сохранились. Гипотеза о принадлежности осетинского языка к иранской группе высказана в XIX веке академиком А. М. Шёгреном, а в ХХ веке доказана В. Ф. Миллером и В. И. Абаевым на основе масштабного сравнительно-исторического анализа лексического фонда. На сегодняшний день осетинский язык является последним из оставшихся от северо-восточной ветви иранских языков, на которых разговаривали скифы, сарматы, аланы, массагеты, саки и др.

Известно, что V–VI веках н. э. у алан была собственная письменность на основе греческого алфавита, однако она была утрачена после XIII века.nВ XIX веке российским филологом и этнографом А. М. Шёгреном составлены описание грамматики осетинского языка и осетинский алфавит на основе русской графики. Уже на этом языке изданы художественные произведения, учебная литература, а также главное произведение основоположника современной осетинской литературы Косты Хетагурова (1859–1906) «Осетинская лира» («Ирон фандыр»). К середине 1910-х годов в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, развивалась художественная литература, появились драматургия, проза.

В 1923 году осетинская письменность была переведена на латинскую графику. В 1938 году в Северной Осетии вернулись на прежний вариант языка, а в Южной Осетии был составлен алфавит на основе грузинской графики, однако в 1954 году южные осетины также перешли на кириллицу. Правила орфографии осетинского языка впервые были разработаны в 1937 году, затем неоднократно дорабатывались в течение ХХ века. Последний доработанный «Орфографический словарь осетинского языка» вышел в 2002 году.

Вершиной лексикографии считается пятитомный «Историко-этимологический словарь осетинского языка» под редакцией В. И. Абаева, включающий около 60 тыс. слов.

Осетинский литературный язык насчитывает 35 фонем, из которых 7 гласных, 2 полугласных и 26 согласных. Под влиянием кавказских языков в осетинском языке появились смычно-гортанные къ, пъ, тъ, цъ, ч, увулярный согласный хь встречается чаще в заимствованиях из тюркских и кавказских языков. В осетинском языке различается 11 частей речи и девять падежей, единственное и множественное число, он не имеет различия имён по грамматическому классу или роду. Местоимения в осетинском языке подразделяются на девять разрядов. Глагол обладает категориями времени, вида, числа, лица, залога и наклонения. Особенностью осетинского языка можно считать наличие двух систем счёта – десятеричной и двадцатеричной.nВ лексике выделяются два пласта – иранский и кавказско-тюркский. nВ последние 100 лет осетинский язык находится под влиянием русского языка, через который в него проникают все основные заимствования из других мировых языков. Между тем современный осетинский язык способен полностью обслуживать потребности коммуникации, на осетинском языке издаётся научная и художественная литература, выходят газеты и журналы, ведётся культурная деятельность.

Историки утверждают, что традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы.

Мужской и женский традиционный костюм осетин во многом схожnс одеждой других народов Кавказа. Мужская одежда осетин – черкеска. Черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Дороже всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не было гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Важная деталь мужского костюма – бешмет. Это короткая распашная одежда из сукна или ткани, длиной обычно до колен, надеваемая под кафтан, чекмень, чапан, черкеску. У мужского бешмета предусмотрены разрезы на рукавах для вынимания рук при ритуальных омовениях. В былые времена стёганый бешмет служил защитной одеждой во время боя. К бешмету прилагался ременной пояс рон. Из другой мужской одежды отметим шаровары из сукна и шерстяной материи салбар, на ногах – сапоги или чувяки из кожи, сафьяна или сукна. n

Верхней была одежда из сукна цухъхъа, которая шилась у осетин с откидными рукавами. На черкеску нашивали газырницы – специальные нагрудные кожаные карманы с отделениями для хранения гильз. Поверх одежды накидывалась бурка из овчины или войлока. Бурка представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. Эта одежда оберегает от снега и дождя, зноя и мороза, а для пастухов и по сей день служит одеялом. Исследователи утверждают, что бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ. Их дошедших их древности элементов осетинского национального костюма надо отметить шубу (карц). Её носили зимой в качестве верхней одежды.

Женская повседневная одежда по покрою была почти идентична мужской, но рубаха была немного длинней и могла заменять платье. Праздничное женское платье къаба шилось с длинным подолом, разрезом спереди и длинными нарукавниками. Для украшения платья использовали серебряные или позолоченные изделия, аппликации. Своеобразными элементами одежды осетинок также были нарубашный корсет халынкарц и кафтан цыбыр куырат со стоячим воротником и металлическими застёжками, надеваемый поверх рубахи.

В повседневной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса; рукава сужались к запястью. Богатые осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов.

Рацион осетин включает продукты животноводства и земледелия – овощи, крупы, мясо, характерно использование топлёного масла и большого количества кисломолочных продуктов. Весьма популярным и узнаваемым блюдом стали осетинские круглые пироги с мясом (фыдчин) или сыром (хабизджын, уалитбах). В более поздние периоды в качестве начинок для пирогов стали использовать фасоль, тыкву, картофель, капусту. В качестве приправы к начинке пирогов могли добавить мелко накрошенные кусочки сала фиу. Подобные пироги характерны для кухонь многих народов Кавказа, однако этнолингвистические исследования названий блюд у разных кавказских народов позволяют отнести их происхождение к аланскому языку. По традиционным представлениям осетин, три пирога с сыром – идеальная модель Вселенной, состоящей из трёх миров – верхнего, среднего и нижнего. На праздничный стол обычно подавали по три пирога или несколько раз по три, а если стол поминальный, то по два пирога или несколько раз по два.

В рационе осетин также активно использовалась кукурузная мука, из которой пекли лепёшки кардзын, а пшеничный хлеб дзул готовили только по особо важным и торжественным случаям. Повседневной пищей в традиционной кухне осетин были дзарна (варёные зёрна кукурузы, пшеницы или ржи с добавлением фасоли или бобов) и бламыхъ (просеянная овсяная мука с квасом).

Особое место занимало блюдо из свежего сыра, перемешанного с мукой и сметаной, – дзыкка.

Основные виды мяса в осетинской кухне – баранина и говядина. Чаще осетины употребляли отварное мясо (къуыдыр фых дзидза) с рассолом из соли, толчёного чеснока и кефира (нуры цахдон). Мясной бульон подавался отдельно от мяса как второе блюдо или даже как чай. Осетинская трапеза обычно начиналась с ещё одного известного ритуального блюда – шашлыка из внутренностей животного, обёрнутых пластом сальника, которое называлось ахсарфамбал.

Главные молочные продукты в кухне осетин – сыр и топлёное масло. Выдержанный несколько дней в кислой сыворотке осетинский сыр гуымбыл был повседневной пищей, использовался как основная начинка для пирогов или употреблялся отдельно с хлебом. Наиболее качественным считался сыр из овечьего молока, приготовленный и выдержанный в горах. Оставшаяся от сыра кислая сыворотка хуырх использовалась как напиток или рассол для обмакивания хлеба. Масло налха готовили из сливок либо на самодельных деревянных маслобойках, либо путём взбалтывания в кожаном бурдюке из овечьей шерсти лалым. Масло употребляли исключительно в топлёном виде, для нетоплёного масла в осетинском языке даже нет отдельного слова.

Важное место в кухне осетин занимает пиво, которое, согласно легенде, было изобретено ещё нартовской героиней Сатáной. В осетинском языке существует несколько наименований пива, в зависимости от ингредиентов и способа приготовления, наиболее укрепившееся название – баганы. В фольклоре осетин немало песен и сказаний, где упоминается пиво и его приготовление. Пиво готовят к любым семейным или общественным торжествам в больших котлах. Ни одна важная трапеза у осетин не обходится без пива и большого количества тостов и молитв, сопровождающихся его обязательным употреблением.

Осетинское застолье исторически сопровождалось ритуальными действиями, имевшими древние дохристианские корни, и молитвами. Процесс приготовления пирогов, например, сопряжён с массой обрядов: их стряпали в полной тишине; готовившие тесто женщины покрывали голову платком так, чтобы он прикрывал рот. Считалось, что это оградит выпечку от «оскорбления». В трапезах большое значение имели треногие столики-подносы, которые использовали в ритуальных целях. На них гостям подносили пироги и лучшие мясные блюда, порядок и способ приготовления которых были строго регламентированы в соответствии с дохристианскими представлениями осетин о мире.

Осетинская кухня пользуется популярностью у жителей Перми. Пермские кафе и рестораны предлагают своим посетителям «осетинские пироги», кроме этого, в Перми работают два кафе осетинской кухни.

Большая часть современных осетин – православные христиане. Однако у осетин сильно выражено влияние дохристианских обычаев и обрядов. Учёные отмечают, что наиболее сильным элементом христианства, утвердившимся у осетин, стали посты, которые очень строго соблюдались даже в тех случаях, когда верующие не знали их содержания.

В ранних формах народных верований осетин были сильны традиции тотемизма. В нартовском эпосе общим тотемным предком у алан был волк, что подтверждается данными фольклора: имя родоначальника главных героев осетинского эпоса Уархаг означает «волк». До принятия христианства у предков осетин уже существовали свой пантеон и развитая мифологическая система, отражённые в эпосе о нартах – богатырях и силачах, которые совершают подвиги и общаются с богами. По тем представлениям, Вселенная состояла из четырёх ярусов: земля (для людей и нартов), небо (для богов и духов дзуаров), подземелье и загробный мир. Также существовал культ солнца и огня. В осетинском пантеоне сложилось единобожие. Единым и главным божеством был Хуыцау. Важное место в пантеоне также занимали Уацилла (верховный повелитель грома), Рына и Аларды (повелители болезней и эпидемий), Уастыр-джи (покровитель мужчин, воинов и путников), Мады-майрам (покровительница материнства и детства), Хуыцауы дзуар (покровитель браков и женской плодовитости), Хохы (повелитель гор и горцев), Сослан (самый известный нарт), Никкола (дзуар хлебных злаков), Фалвара (покровитель домашнего скота), Мыкалгабырта (дзуар плодородия), Фыдыуани (дзуар хорошей погоды), Тутыр (дзуар волков и скота), Татартупп (дзуар урожая), Джэры (дзуар душевнобольных) и др.

Распространение христианства в Осетии связывают с именем святого Андрея Первозванного, который в I веке н. э. проповедовал в осетинском городе Фуст. Однако массовое распространение христианства относится к VII веку с территории Грузии и Восточно-Римской империи. В X веке под влиянием Византии Алания окончательно приняла христианство на государственном уровне, была создана Аланская епархия Константинопольской патриархии, до XIII века активно строились церкви. Для успеха христианизации на государственном уровне были слиты образы аланских и христианских святых.

Религиозная жизнь осетин-христиан возобновилась после присоединения Осетии к России и начала миссионерской деятельности Русской православной церкви. Осетинская православная миссия просуществовала с 1797 по 1860 год, а с 1856 года даже существовала должность духовного начальника и попечителя Осетии. С 1860 до 1917 года миссионерскую деятельность в Осетии вело Общество восстановления православного христианства на Кавказе.

Также среди осетин есть значительное количество мусульман-суннитов. Ислам в Осетию пришёл из Золотой Орды через кабардинцев и алан, служивших в мусульманских армиях. Активное распространение ислама произошло в XVII веке.

В советский период религиозная жизнь как православных осетин, так и мусульман находилась под запретом, однако она продолжала существование: и в советский период осетины не отходили от своих религиозных воззрений, продолжали соблюдать обычаи и праздники, глубоко верили богу и его святым.

В настоящий момент христианство представлено приходами, входящими в состав Северо-Осетинского благочиния Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ, а ислам – созданным в 1994 году Духовным управлением мусульман Республики Северная Осетия – Алания. Осетины являются редким в истории случаем сосуществования ислама и христианства в рамках одного этноса.

Осетинский народный календарь является очень сложным. В его структуре можно выделить несколько пластов, имеющих отношение к христианству, к древним верованиям ираноязычных народов, а также к собственно осетинским традициям, появившимся в разное время. Год начинается с праздника Артгананта («разведение костра»), который отмечается в первую субботу января. В этот день около домов, где в течение года были умершие, разводят костры, читают молитвы. Праздник заканчивается поминальной трапезой. Через день после Артгананта празднуется Баданта (сидение). Этот день сопровождается древним обрядом, когда за стол усаживали чучело из соломы в одежде покойного, накрывали стол. Считалось, что душа покойного вселяется в чучело и проводит ночь с семьёй.

В первую неделю после Нового года праздновались Бынаты хицауы ахсав («праздник покровителя жилища») и Хайраджыты ахсав («ночь чертей»), когда поочерёдно приносились жертвы домовому и злым духам, чтобы обеспечить домашнее благополучие.

Праздник Ногбон (наступление нового года по Юлианскому календарю) – один из ключевых в осетинском календаре. В этот день собирались большие застолья, готовился большой, олицетворяющий солнце пирог артхурон, который должны были попробовать гости, пока глава семейства читал молитву. На следующий день первый гость, переступивший порог дома, рассыпал на пол охапку соломы и горсть кукурузы или пшена, желая таким образом благополучия.

Важную роль в календаре играют праздники, связанные с соблюдением Великого поста (Комбаттан), которые приходятся на февраль – март: Царвисæн (Масленица), первая неделя поста, или Стыр Тутыр («Большой тутуыр», по имени покровителя волков, когда держали особо строгий пост), Астауымархо («средний пост», когда за две недели до окончания поста разрешалось есть рыбу). Пасха, или Комуадзан («отпускание рта») празднуется во второй половине апреля. К этому празднику осетины готовятся заранее: варят пиво, мясо, пекут пироги, красят яйца. Семейное торжество начинается с молитвы, поминовения усопших. После домашнего застолья устраивается общесельский праздник кувд с народными играми и забавами. Через неделю после Пасхи празднуется день Балдаран, который символизировал пробуждение природы и начало новой жизни. Раньше в этот день женщинам предписывалось ходить в длинном и не касаться земли, чтобы избежать зачатия от сил природы.

Как правило, на время поста приходился день начала полевых работ Хорыбон («день урожая»). Праздник справляли всем селом. Сначала читались молитвы и проводились обряды распашки первой борозды, её засев, а потом устраивалось пиршество с пивом, пирогами и народными играми. Касута, или день шествия к воде, отмечался через две недели после Пасхи. В этот день женщины ходили к воде молиться о потомстве, а потом устраивали общесельский кувд. Пиршество длилось до вечера и сопровождалось молитвами, танцами и песнями. В конце праздника выбирали фысыма – человека, ответственного за проведение праздника в следующем году. Ему в дом посылали чашу с пивом куваггаг.

В июне осетины стараются посетить древнее святилище Реком в Алагирском ущелье. В эти дни там проводятся спортивные состязания и народные игры.

В окрестностях святилища каждое село имеет свои временные жилища и накрывает столы для вновь прибывающих. Реком – один из наиболее почитаемых осетинами праздников. Также в июне празднуются поочерёдно Кардагхассан («День приношения трав»), Дауджыты бон («День духов») и Уациллайычирийагахсан («День мытья зерна») – дохристианские праздники осетин, связанные с сельскохозяйственным циклом. Уацилла – верховный святой осетинского пантеона, покровитель хлебных злаков и всего, что произрастает из земли. На праздник Уацилла пекли пироги, приносили жертву, варили пиво и готовили для Уацилла кувинаг, который оставляли в одном из святилищ божества. Сельскохозяйственный праздничный цикл завершался днём Ичына (перегон скота с летних пастбищ в селения) и праздником окончания полевых работ Хорысарыкувд. В октябре в семейном кругу празднуется Сагайттыахсав («ночь вил»), когда заканчиваются последние работы и приводится в порядок весь сельскохозяйственный инвентарь. В этот день поминают усопших.

На вторую половину ноября приходится начало празднования Джеоргуыба –дня одного из главных осетинских богов Уастырджы – покровителя мужчин, воинов и путников, наставника молодёжи. В Осетии практически в каждом селе сохранились святилища в честь этого божества. В период празднования Джеоргуыба устраивались богатые кувды, приносились жертвы, игрались свадьбы. В современное время этот праздник становится одним из наиболее почитаемых у осетин и поддерживается органами государственной власти. Следует отметить, что в течение года в народном календаре осетин празднуются дни отдельных божеств дзуаров осетинского дохристианского пантеона.

Годовой цикл праздников завершал Цыппурс, который отмечали за неделю до Нового года. Этот праздник считался временем духовного очищения и поста, для родившихся в этот день и в следующую неделю устраивались особые торжества. Праздник сопровождается обрядами корма скотины, угощения гостей. В праздник было принято веселиться, а работать запрещалось.

Осетины, исповедующие ислам, празднуют общемусульманские праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам, Маулид и др. В настоящее время важными в календаре осетин являются и общегосударственные российские праздники: Новый год, 23 февраля, 8 Марта, День памяти.

Долгое время для осетин было характерно проживание большими семьями, насчитывающими три-четыре поколения. Большую роль играли родственные объединения и даже крупные фамильные союзы. Это объяснялось спецификой хозяйственной деятельности, ориентированной на земледельческо-скотоводческий тип хозяйства. Кроме этого, у осетин существовал запрет на раздел дома между детьми, пока жив отец, что также стимулировано совместное проживание родственников.

Осетинская семья – патриархальная, во главе семьи стоял старший в роду мужчина – дед, отец или даже старший сын. Он регулировал хозяйственную деятельность семьи, выступал от её имени на сельских сборах. Члены семьи должны были вести себя с ним подчёркнуто вежливо. Особое место в семейном быту осетин принадлежало обрядам избегания уайсадын: между супругами, между родителями и детьми, между женщиной и родственниками мужа, между мужчиной и родственниками жены.

Для семейных отношений осетин также характерны традиции и обычаи, свойственные всем народам Кавказа: гостеприимство, побратимство, куначество, аталычество и др.

С XIX века начинается постепенный распад большой традиционной семьи, в настоящий момент для осетин характерна малая семья, в рамках которой проживают представители двух поколений.

Комплекс воспитательных практик у осетин начинался сразу после рождения ребёнка, о чём свидетельствует большое количество обрядов первого года жизни. Осетины сопровождали специальными действиями приобщение ребёнка к надочажной цепи, укладывание в колыбель, имянаречение, первое кормление, первый шаг, первую стрижку и т. п. Рождение первенца, особенно мальчика, в осетинской семье всегда считалось большим событием. После рождения будущему наследнику проводили обряд кацх («чаша»), когда мать обходила родственников с чашей для подарков, позже устраивался кувд. На второе воскресенье июля приходится праздник Кахцганан («делание чаши»), когда устраивались праздники в честь новорождённых. В воспитании осетины отдавали приоритет обучению труду (уже с 2–3 лет), уважению к старшим, умению выживать в сложных условиях, быть гостеприимным. Мальчиков с 6–7 лет обучали борьбе, владению холодным оружием и стрельбе из лука, девочек – хозяйственным делам и приготовлению пищи.

Свадебная обрядность осетин состоит из нескольких этапов: сватовство, фидыд (брачное соглашение между родителями невесты, после которого отказ был невозможен), сусагцыд («тайный визит» – посещение женихом и его друзьями родителей невесты в течение нескольких недель до свадьбы) и свадьба. Большую роль на каждом этапе играют названый брат невесты, шафер кухылхацаг и его помощник амдзуарджын. Их выбирают из друзей жениха, они отвечают за весь ход свадебных приготовлений и непосредственно свадебной церемонии. О дне свадьбы всех приглашённых гостей извещают заранее. У хозяев домов, где были умершие, спрашивают разрешения на проведение торжеств.

Когда представители жениха (чындзхашджыта) приезжают за невестой, они входят в дом с тремя пирогами и пивом. Гостей сажают за стол, наиболее уважаемые гости желают молодым счастья, читают молитвы об их благополучии. Всё это время невеста находится в соседнем помещении и наряжается при помощи родственниц. Когда невеста готова, кухылхацаг должен «выкупить» её. Выкуп сопровождается шутками и песнями. Как только девушку выводят, все присутствующие вновь поздравляют молодых, читают молитвы. Раньше вывод невесты сопровождался жертвоприношением. Когда невесту выводят во двор, ворота бывают закрыты, и её нужно выкупить снова. Только после этого невесту увозят в дом жениха, где совершается застолье. Переступать порог дома жениха невеста должна правой ногой и поклониться старшим женщинам, которые её ожидают. Первым делом невесте дают подержать 2–3-летнего мальчика, чтобы первенец был мужского рода. Отдав ребёнка, она совершает поклон очагу и богу Сафа, чтобы тот взял её под своё покровительство. Прощание с очагом в родном доме и совершение обряда у очага в доме жениха занимали важное место в цикле свадебных обрядов осетин.

После этого невеста снимает фату и угощает всех старших женщин в роду мёдом. Угощение мёдом свекрови сопровождается пожеланиями добра, благополучия и сладкой жизни. Вечером первого дня жених в сопровождении нескольких близких друзей навещает дом невесты и знакомится с родственниками. На следующий день после свадьбы невеста знакомится с родственниками жениха, ухаживает за ними. В этот же день привозят приданое хуын. Гостей, привёзших его, встречают с особыми почестями. Свадьба обычно продолжается в доме жениха ещё несколько дней и сопровождается танцами, песнями и угощением гостей.

В похоронной обрядности осетин несколько особенностей. Похороны отличались общественным характером. О смерти человека было принято широко оповещать окружающих. Помимо обрядов оплакивания, характерных для всех народов Кавказа, на похоронах устраивались конные скачки, состязания по стрельбе из лука, отличительной чертой являлся обряд обрезки волос жены покойника и укладки их в могилу. Поминальная обрядность осетин весьма разнообразна. В течение года несколько раз устраиваются дни поминовения усопших. После начала полевых работ справляется Лауызганан («печь блины»), посвящённый давно умершим людям. Покойников поминают также через неделю после Нового года, в день Артгананта («разведение костра»), в субботу до Пасхи в день Зазхассан («день несения ели»), через неделю после Пасхи на Мардтыкуаздан («Пасха мёртвых»), на май приходился день поминовения Зардаваран («класть сердце»). Дни поминовения также проводятся на Майрамта (август) и Сагайтты- ахсав (октябрь).

Община осетин существовала в Перми ещё с 1970-х годов. Уже тогда они регулярно встречались во время значимых религиозных и государственных праздников, а также в случае каких-либо семейных торжеств. «Когда я приехал, я ещё боролся. И однажды на соревнованиях для военных познакомился с Константином Калаговым и Львом Гергауловым. Они меня сразу заметили, спросили, кто такой, откуда. С тех пор с ними и с другими земляками регулярно встречались. Самым старшим тогда был Сергей Васильевич Короев», – вспоминает действующий председатель общества осетин «Алания» Адылгерий Дзодзиев.

В 2006 году, когда в Пермском крае активно создавались национально-культурные центры, пермские осетины также решили создать собственную организацию. В учредительной конференции принимали участие представители нескольких осетинских семей, ряд бизнесменов и общественных деятелей. Согласно уставным целям, общество создавалось для сохранения и популяризации культуры осетин в Пермском крае, а также с целью содействия укреплению межнационального согласия в регионе. Вокруг организации объединились выходцы из Северной и Южной Осетии, а также ценители осетинской культуры. Несколько раз в год община собирается по значимым праздникам. Крупные семейные торжества или события в личной жизни земляков пермские осетины стараются отмечать вместе. Обычно за столом собирается от 50 до 100 человек, представителей разных семей.

За время работы общество осетин «Алания» реализовало несколько заметных проектов, нацеленных на укрепление культурных связей Пермского края с осетинами всего мира.

Активисты организации стараются поддерживать связь с исторической родиной и оказывать поддержку соотечественникам. Так, пермские осетины участвовали в организации сбора гуманитарной помощи жертвам Беслана в 2004 году, а в августе 2008 года активно поддержали жителей Южной Осетии, оказавшихся в состоянии гуманитарной катастрофы. В тот период разрабатывались программы по приёму беженцев из Южной Осетии в Пермском крае, а также о посылке гуманитарной помощи.

В 2009 году при участии общества «Алания» в пермской городской библиотеке им. А. С. Пушкина прошли торжественные мероприятия, посвящённые 150-летию со дня рождения основоположника современного осетинского языка и осетинской литературы К. Л. Хетагурова. Гости и участники познакомились с биографией и деятельностью К. Л. Хетагурова, активисты организации читали стихи на осетинском языке, рассказывали об особенностях осетинского алфавита. Специально к мероприятию был оформлен стенд с литературой об Осетии и культуре осетин, который составили из имеющихся в библиотеке фондов, а также из личных коллекций активистов общества «Алания». В 2011 году пермские осетины приняли участие в проекте «Дни Кавказа» в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми», когда в столицу Прикамья было приглашено сразу несколько творческих коллективов из Республики Северная Осетия – Алания. В 2012 году в рамках проекта «Пермь – наш дом» был представлен цикл мероприятий, посвящённых пермским осетинам. Данный проект был нацелен на популяризацию среди местного населения культуры разных народов, проживающих в Пермском крае. Вместе с представителями других национально-культурных обществ Кавказа осетины оформили собственный стенд «Осетины в Пермском крае», где была представлена материальная культура, а также рассказано о вкладе представителей этого народа в развитие Пермского края. Об истории пермских осетин гостям и участникам проекта рассказал председатель общества «Алания» А. Г. Дзодзиев, активисты организации приготовили блюда осетинской кухни. Позже на базе Пермского краеведческого музея был организован вечер осетинской культуры, где читались стихи на осетинском языке, исполнялись музыкальные композиции, а солисты Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Владимир Тайсаев и Зарина Абаева исполнили несколько известных осетинских песен под аккомпанемент Фатимы Тайсаевой.

В сентябре 2012 года на радио «Эхо Перми» в рамках проекта «Пермская этнология» вышла передача, посвящённая культуре осетин. Слушатели узнали о традициях этноса, кухне, фольклоре, а также о жизни современных осетин в городе Перми.

В последние годы пермские осетины регулярно проводят мероприятия, посвящённые культуре своего народа, отмечают значимые праздники (День Святого Ильи, День Святого Георгия и др.), принимают участие в общегосударственных праздниках, среди которых День народного единства, День России, День памяти и скорби. Ежегодно в годовщину празднования Победы в Великой Отечественной войне осетины участвуют в акции «Бессмертный полк». Гастроли ансамбля Северной Осетии «Алан» в Перми всегда проходят при участи и активистов общины, которые встречают артистов, помогают им разместиться в городе.

Сегодня осетины представлены во всех важнейших общественных и консультативных органах города Перми, участвуют в реализации государственной национальной политики не только на территории города, но и всего Пермского края. Руководство автономной некоммерческой организации представляет интересы осетин в Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе города Перми, а также в Координационном совете по национальным вопросам при губернаторе Пермского края, в Совете руководителей национально-культурных общественных центров Пермского края.

Активная общественная позиция, неравнодушное отношение к Перми, её прошлому и настоящему делают местных осетин неотъемлемой и значимой частью городского культурного пространства и позволяют надеяться, что осетинская культура и в дальнейшем будет сохраняться и развиваться на Пермской земле.