⇽ Назад к списку книг

Марийцы Перми: история и культура

Марийцы – один из народов финно-угорской группы народов Российской Федерации. Этноним народа – мари, марий. Термин «мари», как отмечают исследователи, первоначально употреблялся в значении «человек, мужчина» и является заимствованным из иранских языков. В дореволюционных материалах и официальных документах марийцы известны как черемисы. Именно этот этноним встречается в ранних письменных источниках VI–ХI веков, его для обозначения марийцев использовали русские, татары, чуваши. О происхождении этого названия до настоящего времени ведутся дискуссии. Одни исследователи выводят его из иранских языков в значении «кочевой», «живущий в соседстве народ», другие – из древнетюркских языков в значении «воинствующий человек». Известны попытки объяснить его происхождение из финно-угорских языков, например мордовского – в значении «проживающий к восходу солнца от мордвы человек», с древних муромского и мерянского языков – «мужчина из племени «чере» и др. Ранняя история формирования марийского народа связана с основными этапами развития уральской, а в дальнейшем – финно-угорской языковой общности, основными районами становления которой исследователями признается территория от Западной Сибири до Волго-Окского междуречья. Временем формирования этнического ядра марийского народа становится период с начала до середины I тыс. н. э. О прародине марийцев ведутся активные научные дискуссии. Согласно одной из точек зрения, этногенез марийцев происходил на территории современного расселения народа в Ветлужско-Вятском междуречье.

Сторонники другой точки зрения считают, что на территорию современного проживания предки марийцев пришли из западных или юго-западных районов не ранее середины VI века. В формировании марийцев активное участие приняли несколько этнических компонентов, прежде всего волжских и пермских финно-угров.

В конце I – начале II тыс. н. э. особенно значительное влияние на марийцев оказали булгары. Северные земли Волжской Булгарии граничили, а частично и включали в себя территории расселения марийцев. Период IХ–ХI веков характеризуется процессами этнической консолидации марийской народности, связанными со стабильной политической ситуацией и экономическим развитием региона в этот период. С середины ХIII до середины ХVI века марийские земли оказываются в зоне влияния Золотой Орды, а позднее и Казанского ханства. Период ХIV–ХV веков характеризуется значительным влиянием поволжских татар на язык и культуру марийцев.

Важные геополитические изменения в Поволжье происходят в середине ХVI века в связи с падением Казани и присоединением Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году. В это же время марийцы принимают российское подданство, а поволжские территории расселения марийцев становятся частью Русского государства. Вхождение марийцев в состав Русского государства не было одномоментным, горные марийцы и другие народы Горной стороны Волги принимают подданство Москвы ещё до взятия Казани в 1551 году. Луговые марийцы присягают русскому царю в октябре 1552 года.

С середины ХVI века активизируются миграционные процессы, наблюдается приток в поволжские районы русского населения, формируются взаимоотношения народов Поволжья и русских, происходит миграционный отток марийского населения в восточном направлении, в районы Приуралья. С этого же времени начинается христианизация марийцев Поволжья. Внутренняя структура марийского народа включает несколько этнографических групп разного уровня, отличающихся особенностями языка и традиционной культуры. Поволжские марийцы делятся на две крупные этнографические группы – горные и луговые. Луговые марийцы расселены на луговом, левом берегу реки Волги, преимущественно ниже устья реки Ветлуги, горные марийцы – в основном на нагорном правом. Третья значительная этнографическая группа – восточные марийцы – сформировалась за пределами основной территории. К восточным марийцам относят марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области, проживающее на территории восточнее реки Вятки. Основу восточных марийцев составили выходцы «с луговой стороны», чем определена близость языка и некоторых черт культуры восточной и луговой групп, переселившихся на восток в ХVI–ХVIII веках.

Новый этап в этнической истории марийского народа связан с Февральской и Октябрьской революциями 1917 года в России, активизировавшими национальное движение. В июле 1917 года состоялся Первый Всероссийский съезд марийского народа, в этот же период были созданы национальные организации – Союзы мари. На Втором съезде в феврале 1918 года марийцы поддержали Советскую власть. Этот же съезд принял решение заменить существующее официальное название марийского народа «черемис» на этноним «мари». Итогом данного периода в истории марийского народа стало образование 4 ноября 1920 года по декрету ВЦИК и Совнаркома в составе РСФСР Марийской автономной области, преобразованной 5 декабря 1936 года в Марийскую автономную республику.

Создание национальной административной единицы дало толчок новым этническим процессам. В этот период продолжалась консолидация марийского народа, происходило формирование и становление национальной интеллигенции, расширение роли и сфер использования родного языка, развивалась национальная культура, в том числе литература и театр.

Современный этап национального развития марийцев также связан с активизацией общественного движения, ростом этнического самосознания. В то же время для марийского народа характерны замедление темпов демографического роста, ассимиляционные процессы, снижение роли и степени владения родным языком. В октябре 1990 года Верховный совет Марийской АССР объявил о суверенитете республики в составе России и ввёл официальное название «Республика Марий Эл». Рост национального движения привёл к созданию национальных общественных организаций, в том числе и национально-культурных автономий в регионах Поволжья и Приуралья. Сегодня Республика Марий Эл – центр общественно-политической и культурной жизни марийского народа, один из лидеров финно-угорского движения России.

Согласно данным 2010 года, численность марийцев в России составила 546 705 человек, 365 127 указало на владение марийским языком. Основными регионами проживания марийцев остаются Республика Марий Эл и сопредельные территории Поволжья и Приуралья. В Марий Эл отмечено 290,9 тыс. марийцев, в Башкортостане – 103, 7 тыс., Кировской области – 29,6 тыс., Свердловской области – 23,8 тыс., Татарстане – 18,8 тыс., Республике Удмуртия – 8,1 тыс., Нижегородской области – 6,4 тыс., Пермском крае – 4,1 тыс. За пределами Поволжья и Приуралья значительная группа марийцев отмечена в Ханты-Мансийском автономном округе – 7,3 тыс.21 Часть марийцев проживает и за пределами России, преимущественно на территории бывших республик Советского Союза: на Украине в 2001 году их численность составила 4,1 тыс. человек, в Казахстане в 2009 году – 4,4 тыс.

Марийцы в составе населения Пермского Прикамья известны давно, начало их массовой миграции в Приуралье, в т. ч. в районы южного Прикамья, приходится на вторую половину XVI века. Первые сведения о проживании марийцев в Сылвенско-Иренском поречье известны по писцовым книгам 1623–1624 годов. В 1678–1679 годах в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юртов с мужским населением в 311 человек. Формирование происходило за счёт переселенцев из двух районов: Среднего Поволжья, основной этнической территории марийцев, и из Уфимского уезда (территория современной Республики Башкортостан). Марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к середине XVIII века. В конце ХIХ – начале ХХ века марийские деревни находились в составе Кунгурского и Красноуфимского уездов Пермской губернии.

В настоящее время в Пермском крае марийцы компактно проживают в южных районах: в деревнях Тебеняки, Красный Луг, Каменка, Иванково, Васькино, Тукманы Суксунского муниципального района, Тляково, Верх-Тюш, Баймурзина Октябрьского муниципального района, а также в деревнях Нижняя Солянка Кишертского муниципального и Текловка Чернушинского муниципального районов. Общая численность марийцев в Пермском крае в 2010 году, согласно данным переписи, составила 4121 человек.

Формирование марийского населения в губернском городе Перми началось во второй половине ХIХ века. Однодневная перепись, произведённая 7 апреля 1890 года в городе Перми, отметила 12 марийцев. Первая Всеобщая перепись населения 1897 года учла среди жителей Перми 6 представителей этого народа. К сожалению, мы почти ничего не знаем о марийском населении города того времени: откуда и по каким причинам они приехали на жительство в губернский город, каковы были их занятия.

Перепись населения 1926 года отметила в городе Перми 10 марийцев, среди которых 7 мужчин и 3 женщин. Из них 8 человек отметили марийский язык в качестве родного. Как видим, прирост марийского населения в Перми в первой трети ХХ века происходил медленно. В дальнейшем по мере роста самого города увеличивалась и численность марийцев, хотя вплоть до середины ХХ века марийцы в Пермском Прикамье оставались преимущественно сельским населением. Сведения о марийском населении Перми в 1920-е годы весьма отрывочны. Как правило, это были отставные военные Красной Армии, студенты или крестьяне, перебравшиеся в город. В пермских архивах сохранились документы о нескольких марийцах того времени, позволяющие составить их небольшой портрет. В 1920-е годы в Перми проживал уроженец деревни Ключики Красноуфимского уезда Василий Васильевич Кабеев. В Гражданскую войну он воевал в Белой Армии, а после 1920 года остался жить в Перми. В 1938 году в город из марийской деревни Кояново (ныне – Калтасинский район Республики Башкортостан) приехал Василий Семёнович Васильев (1912 г. р.). Работал милиционером кавалерийского взвода РКМ Пермского городского отдела милиции, затем – участковым инспектором Пермского городского отдела милиции. В 1941 году в первые месяцы войны призван в армию, пал смертью храбрых 12 августа 1944 года. 24 марта 1945 года В. С. Васильеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён также орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». Именем этого героя названа улица в Свердловском районе города Перми.

Численность марийцев стала заметно увеличиваться в городе Перми во второй половине ХХ века из-за миграции из сельских районов Прикамья в областной центр, притока населения из других регионов Поволжья и Урала, в т. ч. и районов традиционного расселения марийского народа. В 1959 году, согласно данным переписи, в Перми проживало 566 марийцев, что составляло 0,09% от всего населения города, насчитывавшего в это время 629 118 жителей. В тот период больше всего марийцев было отмечено в Дзержинском (167 человек) и Орджоникидзевском (121 человек) районах города. По результатам переписи, 356 человек (62,9%) в качестве родного назвали марийский язык. За следующие 20 лет численность марийского населения города увеличилась более чем в два раза, в первую очередь также за счёт миграционного прироста. Всего в Перми, по данным переписи 1979 года, проживало уже 1258 марийцев, больше всего – в Индустриальном, Свердловском и Орджоникидзевском районах. 780 человек, или 62% от общего числа марийцев Перми, назвали родным языком марийский. Перепись 1989 года показала наибольшую численность марийского населения города Перми за всю его историю. Она составила 1402 человека, это 0,13% в составе всего населения города. Однако темпы прироста марийцев в Перми снизились в сравнении с предыдущим периодом. Лидерами по численности марийского населения по-прежнему оставались Свердловский, Индустриальный и Орджоникидзевский районы города. Марийский язык в качестве родного отметили 746 человек, или 53,2% марийцев.

Новый этап в истории пермских марийцев приходится на 1990-е годы. Распад СССР, сложности социально-экономического характера обусловили реальное уменьшение демографического прироста у всех народов края, снижение миграционного притока из сопредельных территорий Поволжья. Кроме того, сказались и ассимиляционные процессы: участились смешанные браки, уменьшились роль и значение марийского языка в качестве родного. Всё это и стало причиной заметного сокращения численности марийцев в городе Перми. В 2002 году перепись отметила лишь 999 марийцев. Их общая численность снизилась в 1,4 раза, составив 71% от результатов 1989 года. Марийский язык в качестве родного назвали 256 человек, или 25,6%. Значительное большинство указало на русский язык в качестве родного.

Последняя перепись населения 2010 года выявила дальнейшее уменьшение численности марийцев в России, в Пермском крае и городе Перми. В Перми проживало 800 марийцев, а марийский язык родным указали 329 человек, или 41,1% от числа марийцев города. Современные пермские марийцы представлены выходцами из разных территорий проживания этого народа в районах Поволжья и Приуралья. Значительную часть пермских марийцев составляют выходцы из марийских деревень Пермского края – Суксунского, Октябрьского, Кишертского и Чернушинского районов. Они поддерживают тесные связи со своими родственниками, представляют и сохраняют особый кунгурский диалект марийского языка, культурные традиции этнографической группы уральских марийцев. Среди пермяков-марийцев немало выходцев из сопредельных областей и республик – Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Свердловской, Кировской, Нижегородской областей, а также Республики Марий Эл. В разное время и по разным причинам они выбрали город Пермь для жительства. Марийцы города Перми, выходцы из разных районов, показывают чрезвычайно богатую мозаику этнографических групп народа. Поэтому они являются носителями разных диалектов марийского языка, разных этнокультурных традиций.

Марийский язык относится к волжской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. К волжской ветви относятся также мордовские языки.

По мнению исследователей, марийский язык образовался на рубеже I тысячелетия до нашей эры и первых веков нашей эры. За длительную историю он испытал влияние других языков. В марийском языке прослеживаются следы древнего индоевропейского, индоиранского, скифо-сарматского, сармато-аланского, балтийского, гуннского, булгарского влияния, относящиеся к ранним этапам истории. Позднее на марийский оказали влияние языки соседних народов – русский, татарский, чувашский. Карта диалектов марийского языка в основном совпадает с картой этнографических групп марийцев. В марийском языке лингвисты выделяют четыре основные диалектных наречия: горно-марийское, лугово-марийское, северо-западное и восточно-марийское. Луговое и восточное наречия имеют разницу большей частью в фонетике. Отличия горного наречия от лугового и восточного более существенны. Прослеживается разная степень влияния на них соседних языков: горное испытало большее воздействие со стороны чувашского и русского языков, восточное – татарского и башкирского.

Наречия марийского языка распадаются на ряд местных говоров. У восточных марийцев, например, выделяется несколько говоров, в том числе кукморский, елабужский, мензелинский, калтасинский, бирский, белебеевский, балтачевский, прибельский, красноуфимский и кунгурский. При этом последние два говора – красноуфимский и кунгурский – характерны для уральских марийцев.

Формирование письменности и литературного марийского языка – длительный исторический процесс. Возникновение письменности на марийском языке на основе русского алфавита исследователи относят к середине ХVIII века. В это же время появляются первые грамматики марийского языка. Особую роль в развитии марийской письменности, по мнению лингвистов, имела первая грамматика марийского языка 1775 года. В ней были определены основные особенности его грамматического строя, и с данного издания начинается книгоиздательское дело на марийском языке. В начале ХIХ века были сделаны первые переводы книг на марийский язык. В ХIХ веке начинается преподавание на марийском языке в образовательных учреждениях, он используется в суде. Таким образом, ещё в дореволюционный период была создана письменность на марийском языке на основе русской грамматики и были сформированы условия для возникновения и развития литературного языка. Впервые вопрос о нормах единого литературного языка был поставлен в начале ХХ века. С образованием Марийской автономной области был централизован выпуск литературы на марийском языке. Если раньше она издавалась на разных диалектах, то теперь только на двух наречиях: луговом и горном. В 1926 году обсуждался вопрос о создании единого общенационального литературного языка, но было решено временно издавать литературу на двух наречиях. Тем самым было официально закреплено существование двух литературных норм. Марийский язык и в настоящее время имеет две исторически сложившиеся литературные нормы: лугово-восточную и горномарийскую.

В алфавите лугово-восточного литературного языка 36 букв (12 гласных и 22 согласных). Горномарийский алфавит содержит 37 букв, в нём есть две дополнительные гласные ‘ä’ и ‘ы’.

Марийский национальный костюм – одно из ярких проявлений этнической культуры народа. Этническая специфика проявляется в разных сферах материальной культуры, однако в условиях городской среды лишь некоторые комплексы материальной культуры народа продолжают сохраняться и играть роль национальных символов. В первую очередь это относится к народному костюму и традиционной кухне, в некоторых формах сохраняющимся в городской среде и обычно воспроизводимым в случае необходимости показать наиболее яркие явления народной культуры.

В марийском национальном костюме отразился целый комплекс явлений традиционной культуры: разнообразные материалы и технологии, народная эстетика и мировоззрение.

Марийский костюм разных этнографических групп сохраняет общую основу, хотя имеет и характерные особенности в каждом районе проживания народа. Основу женского костюма составляла белая рубаха туникообразного покроя тувыр, орнаментированная вышивкой по подолу, вороту, рукавам, грудному разрезу. Рубаха носилась в комплекте с белым распашным кафтаном туникообразного покроя шовыр. Поверх кафтана подпоясывался тканый узорный пояс. Марийские женщины носили холщовые штаны. У разных групп марийского народа бытовали различные женские головные уборы. Этнографы отмечают, что до наших дней у марийцев сохраняется деление на группы по характерному для каждой из них женскому головному убору. Внутри наиболее многочисленной этнографической группы луговых марийцев выделяются три локальных подразделения по названиям головных уборов – шымакшан мари, сорокан мари, шарпан-нашмакан мари. Названные головные уборы женщин были различны. Шымакш – конусовидный колпачок с полотенцеобразной затылочной лопастью, сорока – головной убор с твёрдой прямоугольной передней основой, шарпан – головное полотенце, носимое с очельем нашмак. В ХIХ веке марийцы ещё сохраняли древний высокий головной убор на твёрдой основе шурка. Женский костюм дополнялся многочисленными поясными, нагрудными, шейными, ушными украшениями из монет, бисера, раковин каури, блёсток. Мужской старинный костюм состоял из белой с вышивкой рубахи и штанов. На голове мужчины носили валяные войлочные шляпы. Традиционным видом обуви были лапти. Верхней одеждой были кафтаны и шубы разного покроя, как прямые, так и с отрезной талией. С конца ХIХ века костюмные комплексы марийцев трансформируются: активно распространяются пестрядинные ткани, постепенно костюм выполняется из покупных тканей.

Для оформления костюма использовали вышивку. Марийская вышивка является одним из значимых элементов этнокультурного наследия. Ещё исследователи середины ХIХ века высоко оценивали мастерство вышивки марийцев: «…Девушек <…> приучают к вышиванью своей национальной одежды: шерстя- ми, шёлком и нитками, которое в отношении узоров заслуживает внимания, и несмотря на то, что делается без рисунка и всегда с левой стороны, может поспорить с искусством любой горожанки…».

Характерной особенностью марийской вышивки было то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой. Все исследователи дают высокую оценку богатой орнаментации народного костюма, отмечая: «Творческий гений марийского народа наиболее полно воплотился в художественном текстиле, вышивке и народной одежде…».

Марийцы города Перми – выходцы из разных регионов России – сохранили образцы народной одежды. Она, как правило, привезена из родных марийских деревень. Среди костюмных комплексов в Перми чаще всего можно встретить костюмы уральских марийцев: пестрядинные красно-чёрные или сине-белые рубахи, орнаментированные полихромной вышивкой и аппликацией, носимые с вышитыми передниками и нагрудным украшением яга. Костюмы марийцев Республики Татарстан, привезённые в Пермь, выполнены из ярких покупных тканей. В настоящее время они состоят из рубахи с широким подолом и выполненного из контрастной ткани передника. Выходцы из Республики Марий Эл сохраняют белые рубахи- платья, орнаментированные вышивкой гладью, и такие же передники, в некоторых случаях рубахи и передники выполняются из цветного материала. И хотя все отмеченные варианты представляют более поздние этапы развития народного костюма, они и сегодня продолжают выполнять важную роль этнического символа. Для всех групп марийцев характерно и сохранение старинных нагрудных и поясных украшений.

Самодеятельные коллективы используют стилизованные костюмы, как правило, выполненные в Республике Марий Эл либо изготовленные в Прикамье по мотивам костюма уральских марийцев. Марийская вышивка используется и для оформления современной одежды, также маркируя её этническими мотивами. Национальные костюмы сегодня выполняют важную роль этнического символа. Они не только используются фольклорными ансамблями, их надевают на праздники и фестивали, бережно хранят и демонстрируют на выставках.

Традиционная кухня марийцев богата разнообразием блюд. С одной стороны, она сохранила свои древние традиции и этнические черты, с другой – активно взаимодействовала с традициями соседних народов, восточнославянских и тюркских, поэтому некоторые блюда имеют аналоги в кулинарии других этносов. Марийцы города Перми сохраняют многие кулинарные традиции, прежде всего, в семейных коллективах, хотя в настоящее время в повседневном рационе питания место блюд традиционной кухни заметно уменьшается. Наоборот, на праздничном столе, а особенно во время марийских встреч и мероприятий, блюда марийской кухни – главные на столе. Марийцы в Пермь приехали из разных районов проживания и принесли с собой традиции самых разных этнографических групп народа. И хотя многие блюда характеризуют в целом марийскую кухню, у пермских марийцев можно встретить блюда и термины, их называющие, характерные для той или иной группы марийцев Пермского края, Башкортостана или Марий Эл.

Сырьевой состав традиционной кухни марийцев был обусловлен природными богатствами края и хозяйственной деятельностью народа. Основные производственные занятия – земледелие, животноводство и птицеводство – давали зерновые, овощные, молочные и мясные продукты. Дополняли и разнообразили стол рыба, получаемая от рыболовства, дичь – от охоты, мёд – от пчеловодства, ягоды, грибы и травы – от лесных промыслов. От хозяйственных занятий зависела и структура традиционной системы питания. Разнообразными были хлебные изделия: кроме хлеба кинде из ржаной или пшеничной муки пекли лепёшки, известные в разных марийских традициях под разными названиями – лоп-лоп, оварчык, салмагинде, шергинде. Популярными в марийской кухне были оладьи шушо мелна, блины мелна. Любимы народом оригинальные двухслойные блины коман мелна. У горных и луговых марийцев коман мелна обычно готовились трёхслойными, а начинкой служила овсяная мука, разведённая на несвернувшемся молоке и сметане, и вымоченная в сметане овсяная крупа. Пермские марийцы для приготовления коман мелна на прожаренный сочень накладывают начинку из замоченной ячменной или пшеничной крупы, конопляного семени и затем допекают блин в печи. Среди хлебных изделий марийцев также небольшие пирожки когыльо, лепёшки, испечённые в печи из квашеного теста с начинкой, как и соседние народы, марийцы называют их шаньгами. Лакомством считаются хлебные колобки уяча.

В рационе питания заметное место занимали каши немыр и кисели кисал, кышал. Крупу делали из овса, полбы, ячменя, проса. Крупа часто входила в состав первых блюд. Ценились марийцами похлёбки и супы. Традиционно похлёбки, на основе разных бульонов, готовились с клёцками лашка в виде шариков из теста.

Традиционная кухня марийцев включала в себя значительное число блюд, основанных на продуктах огородничества. Многие овощи ели в сыром виде или просто отваривали, пропекали и подавали на стол. Растительную основу кухни дополняли травы-дикоросы, грибы и ягоды.

Значительное место в рационе отводилось молочным продуктам.

Традиционный стол включал молоко и продукты его переработки – сметану, творог, сливочное масло. Праздничным блюдом были шарики, замешанные из творога с яйцом, сваренные в масле – туара или тувыртыш эгерче. Ещё исследователи ХIХ века отмечали, что у марийцев в большом употреблении квашеное, варёное или топлёное молоко.

В пищевой культуре марийцев всегда присутствовало мясо разных животных: говядина, свинина, баранина, конина, мясо кур и гусей, из дичи – мясо зайцев, диких уток, тетеревов, глухарей, в более ранний период – мясо медведей, лосей, барсуков, белок и др. Очищенные кишки (крупного рогатого скота или бараньи) использовали для приготовления колбасы сокта. Колбаса считалась одним из любимых и праздничных блюд. Марийцы любят рыбу, из которой варят суп, пекут пироги, стряпают пельмени, едят её также солёной, сушёной, вяленой. Важное место в традиционном питании марийцев занимал мёд. Его ели с чаем, с хлебом, добавляли в начинку пирогов и в другие сладкие блюда. Традиционными напитками у марийцев считаются квас, чаще всего приготовляемый из ржаного сусла, а также из свекольных, калежных парёнок. Хмельными напитками были брага пура, пурага, медовуха пурага. Для чая заваривали травы – душицу, зверобой, земляничную траву, листья малины и др.

Важное место многие продукты и блюда имели не только в повседневном питании, но и в обрядовой и праздничной кухне, прежде всего хлеб и хлебные лепёшки, традиционные напитки.

В настоящее время большая часть марийцев – православные христиане. В то же время отдельные значительные группы марийцев, проживающие в Пермском крае, Свердловской области, Республике Башкортостан, отчасти и в других регионах, избежали христианизации и сохранили древнюю традиционную религию марийского народа. Для части этноса характерен синкретизм православия и традиционных верований народа. Среди марийцев есть также приверженцы ислама и разных течений протестантизма. Марийцы – жители города Перми в большинстве своём православные либо сторонники традиционных верований. Конфессиональная принадлежность обусловлена как традициями территории, откуда переехали марийцы в Пермь, так и в некоторых случаях личным конфессиональным самоопределением. Культовые практики совершаются индивидуально или семейными коллективами. Общественные моления, характерные для традиционной религии, в Перми не проводятся.

Распространение среди марийского населения православия было процессом длительным и сложным, растянувшимся на продолжительное время. Исследователи отмечают, что православие в марийском крае стало распространяться после создания в 1555 году Казанской епархии. Однако основная масса марийцев была окрещена в ХVIII веке. В то же время знакомство марийцев с отдельными элементами христианства, видимо, началось ещё до ХVI века. Неоднократно отмечалось, что взаимодействие языческих воззрений финских и славянских народов Поволжья началось довольно рано, ещё в начале II ты. н. э. С принятием православия русскими взаимодействие между язычеством и православием в Поволжье было продолжено.

Большинство восточных марийцев избежало христианизации и до настоящего времени сохранило языческие верования. Традиционные религиозные представления часто сохраняли и православные марийцы. Как и у большинства земледельческих народов, у марийцев наиболее развитыми были семейные и аграрные культы. Марийский пантеон богов, божеств и духов имеет сложную и многоуровневую структуру. Общее их число, по мнению исследователей, составляет более 14017.

Верховным божеством марийцы считали Великого, Большого Бога Куго Юмо. К каждому божеству в определённых случаях обращались с просьбами, приносили жертвы. Наряду с верховным божеством почитался Божий Ангел Суксо, Шукчо. У марийцев Башкортостана, например, были известны такие ангелы как Млянде Шукчо – Ангел земли, Перке Шукчо – Ангел прибыли, Мукш Шукчо – Ангел пчёл, Шурно Шукчо – Ангел хлебных посевов, Киби Шукчо – Ангел неба. Представления об ангелах были более характерны для восточных марийцев. Был также известен Азырен – дух смерти, присутствующий при этом, чтобы узнать момент, когда являться за душой умершего.

Верхний ряд марийского пантеона божеств занимали также Мир Юмо или Мер Юмо – Бог мира, божество, управляющее мирскими делами, Перке Юмо – Бог изобилия, благополучия, прибыли. Отдельную группу божеств составляют боги – повелители природных стихий, среди которых особо почитаемы Кÿдырчö Юмо – Бог грома, Кава Юмо – Бог неба, Мланде Юмо – Бог земли. Целый ряд божеств и духов традиционного пантеона связывался с загробным миром. В религиозно-мифологическом мировоззрении марийцев особое место занимал культ Керемета. У марийцев Керемет – главное божество нижнего мира, антипод Бога-творца Юмо. Керемет считался одним из участников творения земли и человека.

В мифах о творении мира сохраняются древние прауральские мотивы, общие для многих финно-угорских народов. Согласно им «в лоно первичного океана из своего гнездовья прилетела утка. Снеся два яйца, она их высидела под своими крыльями. Из этих яиц родились два брата-селезня: Юмо и Йың (в других вариантах легенд роль Йың исполняет Керемет). Затем они попеременно, нырнув под воду, в клюве достали землю. Из той земли, что достал Юмо, образовалась ровная поверхность. Йың поперхнулся и вместе с землёй выплюнул слюну, после этого на земле возникли горы, озёра и болота. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой. Йың принялся мешать творению, за это Юмо навсегда изгнал брата под землю и запер в преисподней».

Календарные праздники и обряды – значительная часть культуры народа. Марийский народный календарь включает большое число праздников, обычаев и обрядов. Расселённые дисперсно марийцы города Перми сохраняют календарные праздничные традиции на уровне семейных коллективов, на праздничных мероприятиях, проводимых марийским центром, приезжая к родственникам в сельские поселения, участвуя в марийских республиканских праздниках и фестивалях. Наряду с народными праздниками пермские марийцы отмечают также праздники гражданского российского календаря – Новый год, Международный женский день, День Победы, участвуют в праздниках других народов города Перми.

Остановимся лишь на основных праздничных циклах марийцев.

Шортйол, Шорыкйол, Шортдёл

Одним из основных зимних праздников народного календаря марийцев Прикамья был Шортдёл. Обряды Шортдёл по времени проведения совпадали со Святками, начинались перед Рождеством и проходили в течение недели. Главными обрядами этого праздника являлись ряженье, молодёжные игрища и девичьи гадания. С одним из гаданий соотносится и его название, которое происходит от словосочетания Шорык йол – овечья нога и связано с наиболее популярным гаданием, по которому следовало поймать овцу и по её масти определяли, каков (блондин или брюнет) будущий жених. Ряженье, совершаемое в ночь на Васильев вечер, состояло из обхода ряжеными домов деревни. Главными персонажами ряженья были Василий кугузай (дядя Василий) и Сяськаби кува (тетя Сяська). Детей заранее предупреждали, чтобы они готовились к приходу ряженых: девочки должны были напрясть пряжу, а мальчики – сплести лапти. Ряженые просили детей показать, много ли они напряли кудели, сплели лаптей. Если задание было выполнено плохо, то ряженые грозили наказанием. Встреча и приём ряженых, выполнение их заданий, угощение расценивались как необходимые действия с целью достижения благополучия. Ряженые обязательно желали хозяевам: «Спасибо за хлеб, за соль. Богатство чтоб у вас было, чтобы вас так же, как нас, принимали...». Детей, родившихся в дни Шортдёл, обычно называли Василием или Сяськой.

Уярня

К празднику Уярня – Масленая неделя, Масленица – приурочивались катания с гор. В марийских деревнях сохранялись представления и о связях времени праздника с лунными циклами. Считали, что Масленицу должны увидеть две луны: «…у нас праздник должен увидеть две луны – старую и новую». В этот день обязательно пекли блины и оладьи, молодёжь каталась с гор и на конях. Женщины во многих марийских деревнях старались прокатиться с горы на Масленицу как можно дальше – считалось, что в этом случае у них уродится длинная конопля. С большим размахом отмечали праздник жители тех деревень, в которых к нему приурочивалось гостевание родственников, а также соседей и знакомых. По этому поводу устраивались обильные шумные застолья. В последний день праздника совершался ритуал прощания с Масленицей. Православные марийцы отмечали Прощёное воскресенье и просили прощения друг у друга.

Кугече

Начало нового природного цикла, как и земледельческого года, связывалось марийцами с праздником Великого дня – Куэче, Кугече (от Куго кече – Большой, Великий день). В описаниях марийцев в ХVIII веке отмечалось, что год они исчисляют от Пасхи до Пасхи. Каждый день предшествующей ей недели имел своё название и обрядовое наполнение. Во вторник начинали подготовку к празднику: пекли шаньги, проводили уборку в доме, совершали семейные благодарственные моления. Среда была связана с многочисленными запретами: не топили печь, не брали в руки веретено, не открывали сундуков. До обеда не зажигали огонь, не расчёсывали волосы, не кормили скот, не ели. Нарушение этих запретов могло повлечь бедствия и несчастья. Четверг сорта кече – день свечи – был посвящён поминовению умерших предков. После ритуального поминовения во второй половине четверга начиналось праздничное застолье и хождение по деревне, гостевание у родственников, которое продолжалось и на следующий день, в пятницу – Куэче арня кече (пятница Великого дня). Пятница считалась выходным, праздничным днём, на который распространялись запреты на выполнение различных хозяйственных работ. Праздничное веселье заканчивалось к вечеру, когда начинали готовиться к следующему дню – субботе, этот день также связывался с многочисленными запретами.nУтром воскресенья совершалось главное моление и обращение к богам праздника Великого дня, которое совершали все приверженцы традиционных верований. Православные марийцы в Пасху также посещали службу в храмах. Во второй половине воскресенья начинались праздничные застолье, гостевание и гулянье.

Ага-пайрем

С земледельческим календарём был связан Ага-пайрем – праздник плуга. Праздник с подобным названием был известен многим народам Поволжья и Приуралья. В ранних вариантах он проводился перед началом весеннего сева и включал обряд изгнания шайтана, общественное однодневное моление, а также гулянье, застолье и гостевание. С течением времени праздник стали проводить после завершения весенних посевных работ.

Семык. Семик

Летний цикл обрядов начинался с Семика (Семык), приходившегося на седьмую неделю после праздника Пасхи. Основным его обрядовым наполнением было поминовение умерших предков. Марийцы считали пятницу последним днём Семика, она была днём всеобщих праздничных гуляний, застолий и приёма гостей. С Семика начинались гулянья на лугах и полянах, продолжавшиеся до вторника следующей недели. Вслед за Семиком наступала Троица (Тройчын), которую отмечали три дня – субботу, воскресенье и понедельник. Их почитали как дни-именины воды, земли, листьев. В субботу, которую называли вуд иланыме (вода рождается, вода именинница), Вуд пайрем (праздник воды), запрещалась бытовая работа с использованием воды. В воскресенье – Лышташ пайрем (праздник листьев) – запрещалось сажать что-либо в землю, рвать листья, ломать ветки. В понедельник – мланде иланыме (земля именинница, земля рождается), Мланде пайрем (праздник земли)– не трогали землю, а также не стирали и не полоскали бельё.

Угинде, Укинде пайрам

Праздник нового хлеба марийцами справлялся в начале жатвы и обычно приурочивался к Ильину дню (2 августа). В этот день было принято печь хлеб и варить кашу из свежей ржаной муки или только что обмолоченного зерна. Почитание хлеба в Ильин день отражено и в одном из народных названий праздника. Важной частью празднования Ильина дня были застолье, гостевание родственников, обход домов, где обязательно угощали новым хлебом. С праздником связывали сроки хозяйственных работ и смену сезонов. С Ильина дня начинали копать картошку, выкачивали мёд на пасеках. После Ильина дня не купались в реках и озёрах.

Ритуалы приурочивались и к завершению жатвы. По окончании жатвы или непосредственно перед её завершением проводились ритуалы угощения серпа сорла пукшымаш, праздник новой каши.

Во время праздника новой каши совершалось благодарственное моление, родовые поминки по умершим родственникам.

Покро. Покров

С праздника Покрова (14 октября) начинались обычно молодёжные и женские посиделки. Покров был и датой завершения всех сезонных сельскохозяйственных работ.

Все полевые уборочные работы старались завершить к этому времени. После Покрова ждали снега и холодной погоды, так как праздник осознавался как граница осеннего и зимнего времени. В праздник Покрова принято было утеплять дома.

Пеледыш пайрем. Праздник цветов

Праздник цветов в настоящее время один из значимых общенародных праздников в Республике Марий Эл и за её пределами. На протяжении многих лет делегация марийцев Пермского края принимает участие в этом празднике, собирающем гостей со всех регионов России. В настоящее время он проходит сначала в сельских поселениях, затем – в районных центрах, а завершается в столице республики – городе Йошкар-Оле. Праздник представляет из себя массовое народное гулянье. В его программе – шествие по улицам города, торжественное открытие праздника на главной площади города, концерты, игры, конкурсы, состязания.

Праздник Пеледыш пайрем возник в первые годы советской власти. Идея эта возникла на II съезде национальностей Вятской губернии. Делегаты марийской секции высказались за проведение в марийском крае праздника Йошкар пеледыш пайрем – Праздника красного цветка, первого национального праздника нового типа. Впервые он состоялся в 1920 году – в селе Сернур и из года в год набирал популярность. В 1923 году постановлением Марийского облисполкома праздник был объявлен народным революционным праздником трудящихся Марийской автономной области. Исследователи отмечают, что Пеледыш пайрем в 1920–30-е годы имел большое значение для просвещения и культурного развития марийского народа. Уже в 1928 году праздник вышел за пределы Марийской автономной области, его отметили в марийских деревнях Удмуртии, Татарии, Башкирии. В 1930-е годы он был запрещён как «узко-националистический». Вновь праздник стал отмечаться с 1965 года и получил республиканский государственный статус. В 1990-е годы праздник приобрел новое значение в жизни республики и марийского сообщества России. Сегодня он также отмечается марийцами и за пределами Республики Марий Эл. В последние годы проводится и пермскими марийцами. В Перми Пеледыш пайрем впервые был организован марийским центром «Памаш» в 2005 году.

Основной формой семьи у марийцев была и остаётся малая семья, состоящая из мужа, жены и их детей. В некоторых случаях в семье представлено старшее поколение – родители. В настоящее время среди марийцев города Перми часты и межэтнические браки. Семейные обычаи и обряды имели важное значение в жизни марийцев, они были связаны с рождением ребёнка, свадьбой, проводами в солдаты, похоронами и поминками.

Центральное место в семейных обрядах занимали свадебные ритуалы. В каждой этнической группе марийцев существовали свои особенности проведения свадебной церемонии, некоторые ритуалы были схожими. Свадебный обряд начинался со смотрин: родители жениха и невесты согласовывали все детали будущего союза и назначали дату сватовства. Участие молодых в этой процедуре было необязательным. В отличие от сватовства, которое проходило в доме невесты, тут уж принимали участие все. Отец девушки ставил на стол свежеиспеченный каравай и блюдечко с топленым маслом. Надо было кусок хлеба обмакнуть в масло и по цепочке передавать его друг другу. Считалось, что тем самым каждый укусивший как бы подтверждал твердость своих намерений. Заканчивалось же сватовство тем, что жених вносил символическую плату «за молоко» будущей теще. Это означало твёрдое «да» в намерениях.

После сватовства начиналась подготовка к свадьбе, в доме невесты готовили приданое, в доме жениха собирали выкуп за невесту. Утром в день свадьбы поезд жениха отправлялся в дом невесты. Главным действующим персонажем и распорядителем свадьбы выступал крёстный жениха. В доме невесты происходило угощение приезжих, жених сидел за столом с невестой. После застолья все отправлялись по гостям к родственникам невесты. Следующий этап свадьбы проходил в доме жениха, куда свадебный поезд отправлялся после празднества в доме невесты. Одним из главных ритуалов, который проходил либо в доме невесты перед её отъездом, либо в доме жениха, было надевание невесте женского головного убора.

Любопытные сведения о жизни простых марийцев собрали в XVII веке немецкие путешественники и учёные-энциклопедисты Миллер и Георги. Так, например, новорожденному давалось имя того, кто первым придёт в дом после родов. Если же пол гостя не соответствовал полу малыша, право выбрать имела имя для ребёнка оставалось за матерью.

А вот развестись муж с женой могли только после получения на это согласия шести выборных представителей общины. Женщине, принявшей решение уйти от мужа по своему желанию, под корень обрезали косы, дабы неповадно было впредь так поступать.

Начало 2000 годов характеризуется новой волной общественной активности и создания национальных общественных организаций в Пермской области. В начале двухтысячных возникают общественные организации армян (2000 год), украинцев (2001 год), чувашей (2002 год), белорусов (2003 год), башкир (2003 год), коми-язьвинцев (2005 год) и другие. Кроме того, к этому времени накоплен значительный опыт общественной деятельности национально-культурных центров в Пермской области – удмуртов,коми-пермяков, татар, других народов. С 1995 года активно работал областной марийский центр «Сулий», созданный в Суксунском районе – территории компактного проживания марийцев региона. Идея о создании центра вынашивалась с 2000 года, однако организационная работа заняла продолжительный период. 26 января 2003 года на базе центра детского творчества «Юность» Дзержинского района города Перми состоялось первое организационное собрание. На нём было принято решение создать общественную организацию с целью «сохранения и развития языка, национальных традиций, самобытности и культурного наследия марийского народа». Председателем марийского центра была избрана Р. Ш. Попова, работавшая заместителем директора центра «Юность». Официальная регистрация организации в органах юстиции прошла в 2004 году. В настоящее время – НП «Общественный марийский национально-культурный центр». С момента создания общественный центр города Перми «Памаш» («Родник») активно включился в этнокультурную деятельность города и региона. Руководителю и лидерам центра удалось сплотить вокруг себя марийское сообщество города, заручиться его поддержкой и выстроить систему работы. Марийское сообщество города небольшое – менее тысячи человек, однако их активное участие в мероприятиях центра и других акциях, с одной стороны, показывает потребность в удовлетворении этнокультурных интересов, а с другой – способность лидеров заинтересовать и мобилизовать дисперсное сообщество города.

Одно из направлений работы центра – так называемые «Марийские встречи»: праздники-встречи с творческими коллективами марийцев России. За годы деятельности центра у пермских марийцев побывали гости из Йошкар-Олы и районов Республики Марий Эл, Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты- Мансийского автономного округа, Республик Башкортостан и Татарстан, других регионов России. Благодаря этим встречам становится возможным общение с большим марийским сообществом России, что позволяет находиться в контексте жизни марийского мира. Благодаря опять же этим встречам город Пермь позиционируется как важный центр марийской культуры и общественного движения, а «Памаш» известен далеко за пределами региона.

Особенно насыщенным был первый год деятельности центра – 2004-й. В феврале состоялась встреча марийских центров городов Перми и Екатеринбурга. В апреле пермские марийцы принимали гостей из Республики Башкортостан – участников национального самодеятельного ансамбля «Канде кава» («Синее небо»). В апреле в Перми на встрече с марийцами побывала заслуженная артистка Республики Башкортостан П. Итальева. А завершил год праздник «Марий сандалык» («Марийский мир»), организованный в ноябре. На этом празднике побывал марийский ансамбль из Йошкар-Олы «Марий памаш» («Марийский родник»). Среди наиболее значимых мероприятий марийского центра за более чем десятилетнюю историю можно отметить выступление в Перми государственного ансамбля танца «Марий Эл» филармонии Республики Марий Эл им. Якова Эшпая (апрель 2005 года), гастроли Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана (апрель 2008 года), этнокультурную акцию «Марийские встречи на Пермской земле» с участием ансамбля «Аршан» («Букет») из Йошкар- Олы (октябрь 2010 года), творческую встречу «Марийская традиционная культура» с участием оркестра «Марий кундем» («Марийский край») на базе Пермского государственного театра кукол (апрель 2012 года).

2015 год также был наполнен многочисленными встречами, поездками и фестивалями. Цикл мероприятий «Марийские встречи на Пермской земле» открыл 21 февраля концерт в Культурно-деловом центре ансамбля «Яндар памаш» («Прозрачный родник») из города Екатеринбурга. В программе были представлены национальные танцы, игры и песни на марийском языке. Для гостей также работала выставка по истории и культуре марийцев города Перми. 24 апреля прошёл фестиваль «Творческие встречи марийцев». Участие в нём приняли творческие коллективы из Республик Марий Эл, Башкортостан, Удмуртия и Ханты-Мансийского автономного округа. В концертной программе фестиваля – национальные песни и танцы, выставка прикладного искусства, мастер-классы по марийской вышивке. 17 октября пермские марийцы вновь встречали гостей из Екатеринбурга и марийских деревень Суксунского района на традиционных «Марийских встречах».

Национальные праздники привлекают внимание не только марийцев города, на них приезжают марийцы из районов Пермского края, а непременные гости и участники праздников – представители общественных национальных организаций города и края. Творческие встречи и праздники – это не только выступления самодеятельных коллективов, но и обмен мнениями, и обсуждение важных и актуальных вопросов развития и сохранения марийской культуры, взаимодействия общественных организаций и органов власти, площадки с мастер-классами, выставками и презентациями. Поддержка марийского центра и его мероприятий осуществляется как в рамках краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края, так и краевой целевой программы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» при участии департамента внутренней политики администрации губернатора Пермского края, а также администрации краевого центра в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми». Приведённые примеры – лишь малая часть планомерной и постоянной работы центра «Памаш» по организации творческих встреч, которые стали своеобразной визитной карточкой марийского мира города.

Гостями таких встреч становятся и представители творческой интеллигенции России – марийцы, приезжающие в Пермь на фестивали, выставки, концерты. В июне 2012 года «Памаш» организовал встречу с Владимиром Шамидановым – флейтистом Национального филармонического оркестра России (руководитель – всемирно известный скрипач и дирижёр В. Спиваков), который в это время гастролировал в Прикамье. Артист рассказал о своей творческой биографии и исполнил произведения классиков и марийской этнической музыки. С Ираидой Степановой – мастером марийской вышивки творческая встреча была организована во время работы выставки народных промыслов и ремёсел (март 2013 года), для участия в которой и приехала мастер. На этой встрече пермские марийцы познакомились с изделиями народных промыслов, вышивкой, новой литературой о марийской культуре, расспросили мастера о её творчестве. В том числе и благодаря марийскому центру И. Степанова и в последующие годы продолжала принимать участие в выставке, знакомя пермяков с марийским народным искусством. 1 марта 2014 года с участием И. Степановой состоялся «круглый стол» на тему «Марийские календарные праздники» – о традициях и современном развитии марийской праздничной культуры. Участники круглого стола – пермские марийцы и ансамбль «Памаш» – исполнили марийские песни в новых костюмах, изготовленных И. А. Степановой, за что выразили ей особую благодарность.

Целым рядом мероприятий отмечался в Перми 10-летний юбилей марийского центра «Памаш» в 2014 году. Торжественное собрание было приурочено к Дню марийского национального героя, отмечаемого 26 апреля, и проходило в стенах Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета. Около 300 человек стали участниками мероприятия. Не только марийцы города Перми, но и гости из районов Пермского края, Тюменской области, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл. Делегацию Республики Марий Эл возглавлял Владимир Маркин, начальник управления печати и массовых коммуникаций Министерства культуры, печати и по делам национальностей республики. Он вручил председателю Общественного марийского центра города Перми, члену Всемарийского совета Раисе Поповой Почётную грамоту Министерства культуры Марий Эл за вклад в укрепление межнационального согласия, развитие и сохранение марийской национальной культуры. Активистов общественной организации поздравили и вручили благодарственные письма начальник отдела национальных отношений департамента внутренней политики администрации губернатора Пермского края А. Субботина, заместитель начальника отдела внутренней политики и общественных отношений аппарата Пермской городской Думы М. В. Соловарова. От имени Центра марийской культуры Республики Марий Эл пермских марийцев с юбилеем поздравила Эльвира Куклина, заведующая отделом Центра, руководитель исполкома Марийского национального конгресса, член Союза женщин «Саскавий», член исполкома президиума Всемарийского совета, член Ассоциации финно-угорских народов РФ. С праздником пермских марийцев поздравили и руководители национально- культурных общественных объединений Пермского края. В рамках юбилея прошла и презентация книги «Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии», подготовленная пермскими учёными. В творческой программе праздника были выступления марийских ансамблей Пермского края: «Памаш» («Родник», г. Пермь), «Эр Ужара» («Заря», д. Сызганка Суксунского района), «Шонарпыл» («Радуга», д. Красный Луг Суксунского района), «Эр Чолпан» (д. Васькино Суксунского района), детского хореографического ансамбля «Мозаика» (г. Пермь).

В деятельности центра представлены и другие направления работы. Не только в Перми, но и за её пределами в настоящее время широко известен фольклорный ансамбль «Памаш» («Родник») под руководством О. А. Шумпелевой. Вопрос о создании ансамбля возник сразу после создания марийского центра в 2003 году. В репертуаре ансамбля песни на марийском языке. Ансамбль выступал на многих творческих площадках Перми и Йошкар-Олы, городов и сёл Пермского края. Среди значимых следует отметить этно-футуристический фестиваль «Камва», городской фестиваль национальных культур «Новогодний хоровод многонациональной Перми», краевой фестиваль «Живая нить», краевой этнокультурный фестиваль «Песни дружбы» и др. Неоднократно представлял ансамбль творчество пермских марийцев на площадках столицы Республики Марий Эл – города Йошкар-Олы. В 2015 году, например, коллектив принял участие в республиканском празднике «Пеледыш пайрем». Огромное внимание уделяет Центр такому направлению, как работа с молодёжью, поддержка молодёжных инициатив. Молодые пермяки-марийцы – постоянные участники всероссийских слётов марийской молодёжи в Республике Марий Эл. Марийские юноши и девушки Перми – участники «Школы молодых финно-угорских лидеров» в городе Ижевске в 2011 году, участники Международной финно-угорской студенческой конференции (ИФУСКО). Среди последних событий – участие марийцев в слёте этнокультурных молодёжных отрядов в Ижевске, в работе всероссийских слётов марийской молодёжи в Республике Марий Эл. Всё это способствует тому, что молодёжь ещё активнее включается в деятельность центра «Памаш». Пермские марийцы, организуя свою деятельность по сохранению, развитию и популяризации этнокультурного наследия своего народа, понимают значимость и важность межэтнического мира и согласия в стране и регионе. Постоянными гостями всех марийских праздников и мероприятий являются представители общественных институтов разных народов Перми и Пермского края. 29 мая 2013 года марийский центр «Памаш» принимал гостей из 12 общественных национально-культурных организаций в рамках проекта «Наш многоликий город Пермь», посвящённого 290-летию Перми. Гостям и участникам встречи рассказали об истории марийцев города, о марийской традиционной культуре, состоялись выступление фольклорного ансамбля «Памаш», дегустация блюд марийской кухни. Марийский центр «Памаш» стал инициатором и организатором проведения фестиваля финно-угорской культуры на базе Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета, состоявшегося 23 октября 2013 года. В нём приняли участие творческие коллективы коми-пермяков, удмуртов, марийцев Перми и Пермского края. Со своей стороны актив марийского Центра постоянно участвует в традиционных праздниках и мероприятиях проводимых объединениями других народов края.

Марийцы Перми активно участвуют и в общероссийских акциях и мероприятиях. С 2004 года они делегируют своих представителей на Всемарийские съезды – высший орган марийского народа. Среди 302 делегатов VII Всемарийского съезда (2004 год) – Р. Ш. Попова, председатель марийского национально-культурного центра г. Перми. На съезде она избрана в состав Всемарийского совета. На VIII съезде (2008 год) марийцев города Перми представляли председатель марийского национально- культурного центра Перми Р. Ш. Попова и активист центра В. Г. Осипов. На IХ съезде (2012 год) делегатом от пермских марийцев также стала Р. Ш. Попова. На площадках съезда марийцы из Перми презентовали опыт своей общественной работы, обсуждали насущные проблемы сохранения и развития марийской культуры.

В составе делегации Всемарийского совета Р. Ш. Попова принимала участие в работе IV (Таллин, 2004 год) и V (Ханты-Мансийск, 2008 год) Всемирных конгрессов финно-угорских народов.

В 2009 году в Пермском крае создано и работает Пермское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации». Учредителями отделения выступили лидеры финно-угорских общественных организаций края, в том числе марийского центра «Памаш». Пермские марийцы были делегатами IV (2009 год) и V (2013 год) Всероссийских съездов финно-угорских народов. Пермяки вошли и в состав руководящих органов Ассоциации.

За более чем 10-летнюю историю существования центра «Памаш» проделана серьёзная работа по консолидации марийского сообщества, сохранению, развитию и популяризации марийской культуры в пространстве города Перми, сохранению межнационального согласия. Определены основные направления деятельности, выстроена система взаимодействия с органами власти и общественными институтами. Однако перед организацией стоят и новые задачи. 2 апреля 2014 года в Перми состоялась встреча активистов марийского центра «Памаш» с Ларисой Николаевной Яковлевой, депутатом Государственной Думы РФ. На встрече пермские марийцы рассказали о своей деятельности. Л. Н. Яковлева представила свою работу и определила перспективы марийского общественного движения: необходимость создания региональной автономии марийцев, а затем и федеральной марийской автономии. Создание общественного института расширит возможности для поддержки языка и культуры.