⇽ Назад к списку книг

Евреи Перми: история и культура

Евреи – народ семитского происхождения, самоназвание – йегудим (иврит), йид (идиш) восходит к названию Йегуд – Иудея (житель Иудеи).

Этноним «евреи», употребляемый в русском языке, по мнению исследователей, восходит к слову «иври», что, скорее всего, означает «перешедший через что-либо (реку)». Вероятно, что так обозначались семитские кочевые племена, пересекавшие реку Евфрат для завоевания новых земель. Формирование древнееврейского народа происходио в течение II тыс. до н. э., когда на территории древнего Ханаана (совр. Израиль) проходила интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской истории, записанной в Торе, формирование еврейского народа происходит в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Около X века до н. э. на территории Ханаана было создано «объединённое Израильское государство со столицей в Иерусалиме. При правлении Соломона – третьего царя единого Израильского Царства в Иерусалиме был построен Первый Храм, в котором находился Ковчег Завета – переносной ящик, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, символизирующие союз между Богом и израильским народом. В IX веке до н. э. Израильское царство распалось на два независимых друг от друга царства: Иудейское(южное) и Израильское (северное).

В VIII–VI веках до н. э. в результате насильственного переселения евреи оказались за пределами своей исторической Ойкумены. В 722 году до н. э. ассирийцы завоёвывают Северное Израильское царство. В 586 году до н. э. соседнее Иудейское царство было завоёвано вавилонянами, был разрушен Иерусалимский храм, значительная часть евреев уведена в Вавилонский плен.

После завоевания Персидской империей Нововавилонского царства (539 год до н. э.) часть евреев вернулась в Иудею. С этого времени складывается модель этнического развития с центром в Иудее и обширной диаспорой, первоначально сложившейся в Месопотамии, а на рубеже нашей эры на территории Египта, Малой Азии, Сирии, Ирана, Западного Средиземноморья и т. д.

При персидском господстве евреи возвращаются в Иудею и начинают строительство Второго Храма. После завоевания Персидской империи Александром Македонским Иудея находилась под властью эллинских государств, сначала династии Птолемеев в Египте (320–201 годы до н. э.), а затем Селевкидов в Сирии (201– 167 годы до н. э.).

В начале нашей эры Иудея оказалась под властью Рима. В 66 году н. э. произошло восстание Иудеи против Рима, известное как Иудейская война. Восстание было подавлено в 70 году н. э., после взятия Иерусалима и разрушения Храма, однако отдельные области оказывали сопротивление вплоть до 74 года. В результате восстания Иудея лишилась автономного статуса и превратилась в римскую провинцию.

После восстания евреев против Рима под предводительством Бар-Кохбы в 132– 135 годах н. э. римский император Адриан переименовывает римскую провинцию Иудея в Сирию Палестинскую, а Иерусалим – в греко-римский город Элия Капитолина, куда запрещает вход иудеям.

Со II века население Сирии Палестинской осталось преимущественно еврейским, однако большое число евреев проживало в диаспоре. С IV века н. э. территория Сирии Палестинской входила в состав Византийской империи. В результате арабского завоевания VII века территория бывшей Иудеи известна как Палестина. В последующие века Палестина была под контролем Арабского халифата, крестоносцев (Иерусалимское королевство), Мамлюкского султаната, Османской империи. В результате расселения евреев по всему миру сложилось несколько этнических групп народа: иранские евреи – джиди, говорящие на фарси, арабские евреи – мизрахи, говорящие на еврейско-арабских диалектах (марокканские, иракские, сирийские, йеменские евреи), горские евреи – жугьургьо, говорящие на джуури (диалект татского языка), грузинские евреи – эбраэли, говорящие на киврули (относится к диалектам грузинского языка), среднеазиатские (бухарские) евреи, говорящие на бухори (самаркандско-еврейский диалект) и т. д.

Еврейское население Европы было представлено двумя крупными этническими группами: ашкеназы (евреи Западной и Восточной Европы, России, родной язык – идиш, относящийся к западногерманской группе языков) и сефарды (евреи Юго-Восточной Европы, Турции и Израиля, родной язык – ладино (иберо- романская подгруппа романских языков). На территории Пиренейского полуострова ещё в период поздней античности формируется группа испаноговорящих евреев – сефардов. После изгнания сефардов из Испании в 1492 году они расселяются в Османской империи, Италии и Северной Африке.

Формирование другой группы – ашкеназов – приходится на рубеж I и II тысячелетий и происходит в бассейне среднего Рейна. Ашкеназы попали в Германию в период Римской империи, проживая на Рейне, впоследствии расселились во всех германских землях, а в средние века – в Польше, Литве и других европейских странах. Восприняв немецкий язык, с обширными заимствованиями из древнееврейского и арамейского, а позднее из славянских языков сформировался разговорный язык – идиш. В конце XIX века в Европе развернулось общественное национальное движение сионистов (происходит от названия Иерусалимского холма – Сион), целью которого было переселение евреев в Палестину – Землю Израилеву (Эрец Исраэль) – и создание Израильского государства. С 80-х годов XIX века евреи стали скупать земли в Палестине для её последующей колонизации.

В начале 1920-х годов с получением Великобританией мандата на Палестину (1922) началась совместная деятельность сионистской организации и британских дипломатов по созданию в Палестине «национального дома для еврейского народа» (утверждение на международном уровне декларации Бальфура). Еврейская иммиграция в Палестину и наплыв еврейских беженцев из Европы, спасавшихся от нацистских преследований в 1930-е годы, привели к протестам со стороны арабского населения. После арабских восстаний в 1936–1939 годах Британия избрала политику сдерживания еврейской иммиграции в Палестину.nВ годы Второй мировой войны жертвами преследований и массового уничтожения нацистского режима оказались около 6 миллионов евреев.

По окончании войны произошло усиление палестинского конфликта. В попытке его разрешения в ноябре 1947 года ООН разрабатывает план по разделу Палестины, предусматривающий создание двух неназванных государств: еврейского и арабского. О независимости государства Израиль было объявлено 14 мая 1948 года, за один день до прекращения Британского мандата на Палестину. Создание еврейской государственности приводит к Арабо-израильской войне (1947–1949), или «Войне за независимость» государства Израиль.

Сегодня евреи расселены по всему миру, их общая численность составляет порядка 13 млн человек. Из них около 6 млн проживают в Израиле, 5,2 млн в США, 478 тыс. во Франции, 380 тыс. в Канаде, 290 тыс. в Великобритании, 156 тыс. в России.

Появление евреев на Руси относится к концу раннего средневековья. Еврейское население проживало в Киеве, Чернигове и Владимире-Волынском.

Первые летописные упоминания о евреях относятся к началу XII века и связаны с правлением Святополка II в Киеве. Ко второй половине XII века относятся сведения о служащих евреях при дворе Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме.

В документах конца XV века встречаются упоминания о евреях в свите Михаила Олельковича, приглашённого новгородцами на княжение из Киева.

С первым разделом Польши в 1772 году начался новый этап еврейской истории в России. В результате раздела Речи Посполитой к России отошли территории с компактно проживающим еврейским населением.

В 1791 году указом Екатерины II для евреев, проживающих в Российской империи, была определена «черта оседлости» – граница территории, за пределами которой евреям запрещалось постоянно жить (Литва, Белоруссия, Польша, Украина, в XIX веке – Бессарабия), которая существовала вплоть до 1917 года и была отменена Временным правительством.

По данным Первой российской переписи населения, в 1897 году в Российской империи проживало 5 215 805 лиц, исповедовавших иудаизм, из которых 3 578 229 жили в 15 губерниях «черты оседлости».

В годы правления Николая I (1825–1855) проживание евреев во внутренних, или великорусских, губерниях было затруднено. За черту оседлости при соблюдении определённых условий временно разрешалось выезжать ремесленникам, купцам и фабрикантам.

Во второй половине XIX века в российском законодательстве произошли изменения, снимавшие с евреев некоторые ограничения в правах.

В свет вышло несколько царских указов, разрешавших отдельным категориям евреев проживать вне черты оседлости. Согласно указу от 16 марта 1859 года евреям – купцам первой гильдии разрешалось жить вне черты оседлости. Указом от 27 ноября 1861 года вне черты оседлости разрешалось селиться евреям «докторам медицины и докторам, магистрам и кандидатам по немедицинским факультетам». Следующий царский указ от 28 июня 1865 года – «О дозволении евреям механикам, винокурам, пивоварам и ремесленникам проживать повсеместно в империи».

С началом Первой мировой войны черта оседлости была фактически отменена. 19 августа 1915 года, во время общей эвакуации населения, было издано распоряжение

«О разрешении евреям жительства в городских поселениях вне черты общей их оседлости». В итоге около полумиллиона евреев, проживавших в прифронтовых западных губерниях, было переселено в Екатеринославскую, Херсонскую и Подольскую губернии.

В период с 1918 до середины 1930-х годов национальная политика советского правительства была направлена на развитие еврейской социалистической культуры. Для её реализации 20 января 1918 года в составе Народного комиссариата по делам национальностей был создан Центральный комиссариат по еврейским национальным делам. В период своего существования Еврейский комиссариат (Евком) осуществлял организацию помощи еврейскому населению, решал вопросы финансирования еврейских организаций, занимался агитацией и пропагандой, издавал социалистическую литературу и т. д.

К концу 1918 года решение вопросов еврейской культуры и образования перешло к Еврейскому бюро, учреждённому при Народном комиссариате просвещения. В январе 1919 года местные еврейские комиссариаты были преобразованы в еврейские отделы при губернских комитетах коммунистической партии, а уже в начале 1920 года Евком стал отделом Народного комиссариата по делам национальностей. К середине 1930-х годов поддержка еврейских образовательных и культурных учреждений, организаций была прекращена. Результатом национальной политики 1930-х годов стало создание Еврейской автономной области. 7 мая 1934 года Президиум ВЦИК СССР принял постановление о преобразовании Биробиджанского района Приморской области в автономную Еврейскую национальную область. Однако создание Еврейской АО не привело к массовому притоку евреев в регион. В 1990-х годах после преобразования автономных областей Еврейская АО осталась единственной автономной областью в РФ. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 176 558 жителей Еврейской АО евреями себя назвали 1628 человек.

В довоенный период численность еврейского населения в РСФСР, по данным переписи 1926 года, составляла 566 917 человек. К концу 1930-х годов происходит увеличение численности евреев – до 956 599 человек.

В годы Великой Отечественной войны места компактного проживания еврейского населения на Украине и в Белоруссии оказались в зоне фашистской оккупации. До 1,5 млн евреев, живших в СССР, стали жертвами преследования и массового уничтожения – холокоста.

Эвакуация населения из западных территорий во время войны привела к увеличению еврейского населения в центральных и восточных регионах страны, однако уже в послевоенные годы численность евреев в этих регионах несколько снижается. С конца 1980-х годов начинается массовая эмиграция советских евреев в Израиль («Большая алия»).

Вследствие эмиграции, пик которой приходится на 1990-е – начало 2000-х годов, а также ассимиляционных процессов, естественного демографического спада в 2002 году численность евреев в России составила 229,93 тыс. человек, сократившись почти вдвое по сравнению с 1989 годом (536,85 тыс.). Согласно последней переписи населения 2010 года численность евреев в стране составила 156 801 человек (0,11 % всего населения).

Сегодня еврейская диаспора представлена во многих городах России. Больше всего евреев проживает в г. Москве (53 145), Санкт-Петербурге (24 132), Московской области (7164), Свердловской области (5423), Еврейской автономной области (1628).

В России функционирует несколько религиозных, благотворительных, молодёжных еврейских общественных объединений. Среди крупных общественных объединений, ведущих активную деятельность, следует обозначить Федеральную еврейскую национально-культурную автономию (ФЕНКА) и Российский еврейский конгресс (РЕК), имеющие свои представительства во всех крупнейших субъектах РФ.

Федеральная еврейская национально-культурная автономия, созданная в 1999 году, имеет более 40 организаций по всей стране. Приоритетными целями ФЕНКА являются «сохранение еврейского народа в качестве национального и культурного целого, развитие еврейской общественной жизни, в том числе на основе исторического опыта жизни еврейских общин, сохранение и развитие еврейской культуры, содействие деятельности в сфере национального образования, языка, культуры, искусства, просвещения и самобытности еврейского народа, содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами». Одной из крупных еврейских организаций в России, созданной в 1996 году, является Российский еврейский конгресс, действующий как некоммерческий благотворительный фонд для поддержки возрождения еврейской жизни в России. Среди инициатив Российского еврейского конгресса следует назвать «строительство комплекса синагоги и “Музея Еврейского наследия и Холокоста” на Поклонной горе».

История еврейского сообщества города Перми насчитывает около двух столетий.

Уже в конце ХVIII – начале ХIХ века Пермь посещали купцы-евреи, на что указывает Н. С. Попов, отмечая:

«Для торговли приезжают сюда иногда итальянцы, цесарцы, немцы, евреи…».

В начале ХIХ века среди постоянных жителей Перми отмечены и представители еврейского народа. В 1823 году в документах Пермского магистрата отмечено принятие в податное состояние Лейба Гершовича и Ицика Мовшовича, сосланных в Пермь в 1813 году и отбывавших в городе ссылку. Среди ссыльных евреев, прибывших в город в 1826 году и принявших православие, Григорий (Гирш) Перетц.

Однако формирование собственно еврейской общины в городе связано с царским указом от 26 августа 1827 года «О введении для евреев воинской повинности» и появлением в Перми евреев-кантонистов. Согласно указу еврейские общины обязывались отправить для прохождения военного обучения и дальнейшей воинской службы рекрутов- кантонистов – мальчиков 8–12 лет. Сначала они направлялись в батальоны кантонистов, где их готовили к предстоящей службе. По достижении совершеннолетия кантонисты отправлялись на военную службу. После её завершения евреям разрешалось проживать вне «черты оседлости». Пермская губерния была одной из внутренних губерний России, где размещались кантонисты. По мнению исследователей, привлечение евреев в царскую армию отчасти являлось попыткой добиться их перехода в православие. Только за период 1837–1842 годов в Перми было крещено 380 мальчиков-кантонистов.

Для перешедших в православие кантонистов, в отличие от иудеев, были созданы лучшие условия жизни, а также существовала возможность дальнейшего продвижения по службе. В 1856 году специальная рекрутская повинность для евреев была отменена, с этого времени они призывались наравне с другими народами.

«В начале 1840-х гг. на участке городского погоста Перми, где хоронили евреев- кантонистов, возникло первое еврейское кладбище города». В это же время в городах, где были расквартированы военные батальоны, появились еврейские молельни, отведённые военнослужащим иудейского вероисповедания, официально разрешённые властями. Х. И. Мозель, автор статистического и географического описания Пермской губернии, отмечал, что в 1860 году в Перми числилось 216 иудеев, все без исключения «в военной службе…».

Новый этап в истории еврейской общины города Перми начинается с середины ХIХ века. Благодаря ряду указов вне «черты оседлости» разрешалось проживать евреям – купцам первой гильдии, докторам, механикам, ремесленникам и другим. Эти послабления вызвали миграцию евреев из западных губерний России на восток и привели к увеличению численности еврейского населения в городах Российской империи, в том числе и в Перми, куда из «черты оседлости» переселяются квалифицированные специалисты. В начале XX века из 19 пермских купцов первой гильдии четверо были евреями. Однодневная перепись жителей города Перми, проведённая 7 апреля 1890 года, показала, что из 37 902 жителей города Перми 724 были еврейской национальности (1,9% от общего количества горожан). Это было второе по численности этническое сообщество города после русских. В пермских архивах сохранились и поимённые списки всех еврейских семей Перми с указанием их занятий. Среди профессий, которые отмечены в списках, – пекарь, шорник, часовой мастер, токарный мастер, пивовар, портной, мастер фруктовых вод, техник, зубной врач, ювелир, парикмахер, дамская мастерица, чемоданный мастер, провизор, машинист железной дороги.

Во второй половине XIX века в Перми формируется и система еврейского образования. Первоначально это была религиозная начальная школа – хедер, которая располагалась в здании молельного дома, первое упоминание о ней относится к 1869 году. Для еврейских детей, обучающихся в светских учебных учреждениях, основы иудаизма преподавал пермский раввин Леон Линденбратен. В 1910 году по улице Оханской, 26 открывается школа I ступени № 12 под названием «Русско-еврейское двухклассное училище». 8 апреля 1914 года Пермское еврейское общество подало прошение в Пермскую городскую управу о выделении места под постройку школьного здания. 31 мая 1914 года управа выделила участок земли во второй части города Перми, в 124-м квартале по ул. Осинской. Материалы Первой всероссийской переписи населения 1897 года дают наиболее полные сведения об этнических сообществах губернии и города того периода. Они сообщают о численности, уровне грамотности, владении родным языком. В переписи 1897 года национальность не указывалась, поэтому определить этническое происхождение можно по владению родным языком и по конфессиональной принадлежности. По данным переписи, в Пермской губернии насчитывалось 2075 человек, исповедующих иудаизм. В вопросе владения родным языком статистика выглядит несколько иным образом. Указавших на «еврейский» язык (как обозначено в опубликованных материалах переписи) в качестве родного было 1761 человек, из них 985 мужчин, 776 женщин. В городе Перми насчитывалось 817 человек, владеющих родным (еврейским) языком, из них – 434 мужчины и 383 женщины. По материалам переписи можно заключить, что евреи в Пер ми по численности были третьими среди этнических сообществ города после русских и татар. Среди евреев был достаточно высок уровень грамотности, из 817 представителей этого народа 535 заявили о получении образования. Семейное положение еврейского населения выглядит таким образом: состоящих в браке было 142 мужчины и 133 женщины, вдовых – 7 мужчин и 26 женщин, самую большую категорию составляли «холостые и девицы» – 285 и 222 соответственно. Среди возрастных категорий значительно преобладали дети и молодёжь, в возрасте до 9 лет насчитывалось 202 человека, от 10 до 19 лет – 200 человек, 20–n29 лет – 176 человек. Представителей других возрастов было заметно меньше. В сфере занятости евреи города были представлены следующим образом: в вооружённых силах служили 48 человек, изготовлением одежды занимались 67 человек, 14 – торговали тканями и предметами одежды, 15 человек трудились в полиграфии и производстве бумаги, 10 человек были заняты изготовлением инструментов, часов и игрушек. В сословном отношении большая часть евреев Перми была мещанами – 737 человек, к купеческому сословию относилось 44 человека, крестьянскому сословию – 30, личных дворян и чиновников числилось 5 человек.

Новый значительный приток еврейского населения из западных губерний России связан с началом Первой мировой войны. В результате эвакуации населения, в том числе и евреев, из приграничной полосы беженцы попадают в Пермскую губернию. Еврейский общинный комитет оказывал помощь беженцам, в Перми находилось в этот период более 60 семей.

С приходом советской власти одними из первых стали появляться еврейские общественные организации. Согласно декрету СНК от 21 января 1918 года был создан Комиссариат по еврейским делам (Евком), отделения которого появились по всей стране, в том числе и в Перми. Согласно постановлению Пермского губисполкома от 03.08.1918 Еврейская община была ликвидирована, а всё её имущество и полномочия переданы отделению Евкома. Как следует из источников, в руководстве Евкома находилась молодёжь в возрасте от 19 до 23 лет, которая придерживалась революционных взглядов. Пермский отдел Евкома размещался на ул. Кунгурской (совр. Комсомольский проспект), 34. При отделе работали еврейский рабочий театр «III Интернационал», ставивший пьесы на идише, пермское отделение Всероссийского спортивного еврейского клуба «Маккаби», комитет Пермского отдела общества охраны здоровья еврейского населения (ОЗЕ).

Пермский отдел Евкома и клуб действовали до конца декабря 1918 года, до прекращения деятельности губернского исполнительного комитета в связи с переходом территории губернии под юрисдикцию Временного всероссийского (Сибирского) правительства Колчака. После восстановления советской власти деятельность клуба была возобновлена, а работа драматического кружка продолжалась вплоть до 1938 года.

Самой влиятельной еврейской негосударственной организацией второй половины 1920-х годов был Общинный совет, в чьём подчинении находились еврейская школа, библиотека, детдом и еврейская профшкола. В середине 1920-х при Совете были открыты учебно-показательные мастерские по профессиональной подготовке квалифицированных рабочих (ул. Луначарского, 75) из среды еврейских юношей. В 1927 году при мастерских функционировало три отделения: столярное, шорное и чулочное. Общее количество учащихся составляло 19 человек в возрасте от 13 до 18 лет. Курс обучения в столярном отделении составлял 3 года, в шорном – 1 год и 6 месяцев практики, в чулочном – 9 месяцев обучения и 9 месяцев практики. В учебный план мастерских помимо профессиональных предметов входили: математика, черчение, технология, физика, рисование, родной язык, обществоведение, физкультура. В 1926 году Совет был преобразован в Еврейское культурно- благотворительное общество «для удовлетворения национально-культурных и просветительских запросов и разрешения вопросов материальной помощи нуждающимся евреям». После его закрытия в конце 1920-х годов в Перми оставалась только одна еврейская организация – Общинный религиозный совет, вскоре также прекративший своё существование.

На месте закрытого Общества в Перми было создано отделение «Общества содействия землеустройству евреев-трудящихся» (ОЗЕТ). В конце 1920-х годов Пермская организация ОЗЕТ берёт шефство над посёлком Амурзет в междуречье Биры и Биджана, отправив туда в 1928 году первые эшелоны молодых специалистов – выпускников пермских вузов. В 1920–1930-х годах еврейское сообщество Перми оставалось заметным, евреи занимали многие важные посты в городе. Наиболее популярными профессиями у евреев были врач, инженер-механик, фотограф, товаровед и др.

По данным переписи 1926 года, численность евреев города Перми была 2915 человек (из них 1338 мужчин, 1577 женщин), что составляло 94% от общего еврейского населения Пермского округа (3100 чел.).

Несмотря на дисперсное проживание в городе и оторванность от исторически сложившихся мест компактного проживания, евреи сохраняли родной язык. Перепись 1926 года отметила владение родным языком у 2724 евреев в Прикамье. Уровень грамотности в среднем в Прикамье, в том числе на языке своего народа, у евреев был значительно выше, чем у других народов – 79,6% против 21,8%. При этом грамотными на родном языке были 34,7% евреев. В 1930 году значимых миграций еврейского населения в регион не зафиксировано. По сравнению с переписью 1926 года можно отметить лишь некоторое увеличение численности представителей этого народа в Прикамье. По данным переписи 1939 года, в Пермской области проживало 4909 евреев, или 0,24% от общей численности населения, из них 4079 евреев (95,5%) являлось городским населением.

Новый приток еврейского населения в город Молотов (Пермь) приходится на годы Великой Отечественной войны. С началом войны началась эвакуация населения и предприятий из западных районов СССР на Урал. В Молотовскую область было эвакуировано 124 промышленных предприятия и 320 тысяч человек. В годы войны в Перми жили шахматист М. М. Ботвинник, скульптор З. М. Виленский, художники Н. И. Альтман и А. Л. Каплан, литераторы О. М. Брик и Л. Ю. Брик и др. Миграции военных лет стали причиной увеличения численности еврейского населения в Прикамье. Перепись населения 1959 года отметила в Пермской области 10 069 евреев.nВ конце 1950-х годов в Перми, в отличие от центральных и западных регионов страны, практически отсутствовала дискриминация при приёме в вузы по национальному признаку. Город был привлекателен для еврейской молодёжи, желавшей получить высшее образование.

Своё отражение в Молотовской области получило начавшееся в 1953 году знаменитое «дело врачей». Итогом этой кампании стали увольнения, понижения в должности и исключения из партии врачей еврейского происхождения. После прекращения «дела врачей» в марте 1953 года главный врач Молотовской областной клинической больницы Л. В. Кац уже в июле был восстановлен в должности.

Во второй половине ХХ века происходит снижение численности еврейского населения в регионе, связанное как с естественными демографическими, так и с ассимиляционными процессами, увеличением количества смешанных браков и отсутствием новых массовых миграций.

Перепись 1970 года отметила в Пермской области 8066 евреев. Большая часть еврейского населения – 7825 человек – являлась городскими жителями. По переписи 1979 года, в Пермской области отмечено 6806 евреев, из них 5693 – в городе Перми. К концу советского периода в Перми проживал 4681 еврей, из них только 344 человека считали родным язык своей национальности. Резкое сокращение численности еврейского населения в регионе произошло на рубеже 1990-х и 2000-х годов. На этот период приходится массовая эмиграция евреев в Израиль. По данным переписей, с 1989 по 2002 год численность евреев в Прикамье сократилась – с 5496 до 2628 человек (в 2,1 раза), а в Перми – до 2218 (в 2,1 раза).

Всероссийская перепись населения 2010 года отметила в Пермском крае 1860 евреев, или 0,07% от численности всего населения региона. Из них 1581, или 85%, проживал в городе Перми. При этом родным еврейский язык в 2010 году считали только 24 человека, или 1,5%.

Иврит относится к семитской ветви афразийской языковой семьи.

К семитским языкам помимо иврита относятся также арамейский, арабский, эфиопский, финикийский, угаритский и некоторые другие языки Передней Азии. По мнению исследователей, древнейшими письменными памятниками семитских языков являются клинописные таблички на аккадском (вавилоно-ассирийском) языке, которые датируются III тысячелетием до н. э. Семитские языки подразделяются на восточные и западные.

Иврит (современный еврейский язык) относится к северо-западной ханаанейской группе, является одним из двух официальных языков государства Израиль. Современный иврит как разговорный язык был возрождён в начале XX века на основе древнееврейского – иудейского языка, имеющего письменную традицию, насчитывающую более трёх тысяч лет. Один из самых известных литературных памятников периода древнееврейского языка – Ветхий Завет (Танах).

В истории древнееврейского языка исследователи выделяют несколько основных периодов: библейский (XII–II века до н. э.), к которому относятся памятники древнееврейского языка, и послебиблейский (I век до н. э. – II век н. э.), когда появляются заимствования из арамейского и греческого языков и на смену древнееврейскому во II веке н. э. приходит арамейский, а иврит становится языком богослужения и письменности. В период диаспоры (рассеяния) в III–V веках на основе древнееврейского языка был составлен Талмуд (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), представляющий собой дискуссию вокруг Мишны (текста, содержавшего в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма).

К средневековому периоду развития иврита относятся сочинения и поэзия испанских евреев X–XIII веков, расцвет научной литературы на иврите, становление еврейской грамматики, написания комментариев к Торе и Талмуду.nВ XVIII веке в период Хаскалы (движения за принятие идей Просвещения и интеграцию евреев в европейское общество) в европейских странах, главным образом в Германии, появляются новые произведения на иврите.

В середине – второй половине XIX века на иврите появляются светская периодическая печать, литературные произведения: романы, рассказы. В конце XIX – начале XX века иврит становится неотъемлемой частью сионистского движения и языком повседневного общения среди первой волны репатриантов в Израиль. Отцом современного иврита принято считать Элиэзера Бен-Иегуда, начавшего работу над составлением первого полного словаря иврита, заложившего основы «Академии языка иврит» С середины I тыс. до н. э. для письменности на иврите используется слого-алфавитное так называемое квадратное еврейское письмо, которое является общепринятым вариантом еврейского алфавита. Еврейский алфавит, используемый в иврите, сефардском языке (ладино), идише, еврейско-арабских и еврейско-берберских диалектах и других еврейских языках, состоит из 22 согласных букв, некоторые из них используются для записи гласных. Буквы в современном иврите передают по два звука. Используется горизонтальное направление письма: справа налево.

Исторически для евреев России, как и для большинства восточноевропейских евреев, разговорным языком служил идиш. Он относится к западногерманской группе языков, его формирование происходит в X–XII веках на территории Среднего Рейна. Восприняв немецкий язык, с обширными заимствованиями из древнееврейского и арамейского, а позднее из славянских языков, сформировался разговорный еврейский язык – идиш. Вплоть до конца XVIII века он был главным языком общения евреев от Голландии до Украины, на Балканах и в Палестине. Для большинства евреев России родной язык – русский, что является результатом объективных исторических и этнических процессов на протяжении XX века в условиях дисперсного городского проживания еврейского населения. По данным переписи 2010 года, в Перми на владение родным языком идиш указали 24 человека, на русский язык в качестве родного указал 1541 человек.

Еврейский костюм имеет древние корни и богатую историю. Сначала одежда создавалась на основе вавилонской одежды. Во время правления Соломона еврейская одежда была более красочной и богато украшенной. Для ее изготовления использовались богато раскрашенные ткани, украшенные камнями и узорами. Со временем из национального костюма стала исчезать роскошь. Одежда стала более сдержанной, исчезли кричащие украшения. Основная цель одежды – подчеркнуть религиозные убеждения и принадлежность к сообществу.

Традиционная одежда евреев совсем неяркая, костюм достаточно сдержан и строг. Цвет иудейского наряда описывается, как нейтральный. Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки. Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник белого цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.n

Отличительная черта этой накидки в том, что она, хоть и выглядит, как верхняя одежда, но носится не только поверх, но и под рубашку. Главное, чтобы кисти располагались поверх брюк. Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором. Ермолка — круглая шапочка, которую декорируют разными способами. Для изготовления используют войлок или шерсть. Выбор фасона зависит от того, в какой общине состоит еврей. Черные шляпы - своеобразный указатель вероисповедания обладателя.

У мужского еврейского костюма минимальное количество элементов и аксессуаров. Мужчины надевали пояс и в редких случаях галстук. Женщины никогда не создавали материал для костюмов своими руками, ткани были только покупные. Покрой женского костюма был объемный и свободный, аккуратно очерчивающий силуэт.

Традиционная одежда женщин - это платье или блузка, юбка и передник. Передник защищал не только от бытовой грязи, но и от сглаза. Девушки носили платья с длинными рукавами, декорированные белой вышивкой. Воротничок платья был украшен кружевом. На талии был ремень из кожи. На голове носили шляпу, а под ней - парик. В качестве украшений использовались бусы, которые носили в два ряда. Ныне особая еврейская одежда восточноевропейского типа сохранилась только среди ультра¬ортодоксальных евреев. Светские евреи носят обычную одежду, принятую в той стране, в которой они живут.

Традиции еврейской кухни складывались на протяжении столетий и были определены как местными природно- климатическими условиями, так и этнокультурным окружением.

Центральное место в еврейской традиционной системе питания отводится религиозным традициям и предписаниям, выраженным системой ритуальных правил – кашрута. Эти правила включают в себя представления о «чистоте» и «нечистоте» животного или птицы, мясо которых употребляют в пищу, а также особый способ закалывания животного или резки птицы специальным резником (шойхетом) и их приготовление.

Правила кашрута предусматривают запрет на одновременное употребление мясных и молочных продуктов или их смешивание.

Зачастую религиозные традиции регламентируют набор продуктов и употребление тех или иных блюд в праздничной кухне. В основе национальной кухни евреев Перми лежат традиции ашкеназской кухни, характерные для восточноевропейских евреев, включающие в себя элементы немецкой и польской кухни.

В повседневном рационе преимущество отдавалось кашам, супам и мучным изделиям (клёцки, лапша). Как в праздники, так и в будни была популярна разнообразная выпечка, в том числе пироги, латкес – картофельные драники, кугл, или кугель (что-то среднее между пудингом и запеканкой). Традиционный кугель – это лапша с гусиным жиром, залитая взбитыми яйцами и запечённая в круглой форме. Известен яблочный, рыбный кугель. Из мясных продуктов в пищу употребляли говядину, баранину, мясо гусей и кур. Говяжий и гусиный жир также использовался для приготовления пищи.

На курином бульоне варили супы, его использовали как основу для приготовления других блюд, например, клёцки из мацы – кнейдлехт, треугольные пельмешки с куриным мясом, известные как креплах, также подавали с куриным бульоном. Из куриной или говяжьей печени с добавлением гусиного жира готовили печёночный паштет – гехакте лебер. Из мясных блюд к праздничному столу подавали кисло-сладкое жаркое – эсик-флейш. Одним из традиционных блюд еврейской кухни является фаршированная рыба – гефилте фиш. Как правило, приготовление рыбы приурочено к праздникам и праздничным дням еврейского календаря, таким как Шабат, Песах и Рош а-Шона. Из рыбных блюд также весьма популярными являются закуска форшмак, приготовленная из рубленой сельди, иногда с добавлением яблок, и тушёная рыба с овощами – чолнт-фиш. К праздничному столу готовили разнообразные сладости и десерты: редьку в меду – айнгемахц, морковь в сахаре с апельсиновой цедрой – имберлех, сахарное печенье – кихелах, печенье с сахаром и корицей – земелах, запечённые в меду шарики из теста – тэйглах, медовые коврижки – лейках, которые обычно готовят на Рош а-Шона. К празднику Хануки готовят жареные пончики с вареньем, известные как суфганиёт. Главным угощением к празднику Пурим являются традиционные треугольные пирожки с маковой начинкой – гоменташен (уши Амана, карманы Амана).

К ритуальным блюдам в еврейской традиции относятся специально приготовленные к празднику Песах пресные лепёшки – маца. В прошлом их готовили в каждой общине в домашних условиях из пшеничной муки и воды. Тесто раскатывалось тонким слоем, затем на него зубчатым колёсиком наносился рисунок, и готовое тесто выпекалось в печи.

В праздники и будни особая роль отводилась субботней трапезе. В этот день запрещалось работать, в том числе готовить пищу, поэтому к Шабату (седьмому дню еврейского календаря) старались всё приготовить заранее. Субботняя трапеза выделялась среди прочих обильным застольем. Наличие мясных и рыбных блюд в Шабат символизировало изобилие праздничного стола. Обычно для встречи Шабата запекались две плетёные халы, над которыми в пятницу вечером произносили благословение, с них начинали субботнюю трапезу. Для встречи Шабата, а также для других праздников и обрядов семейного и календарного цикла к столу подаётся вино, в прошлом – домашнего производства.

Наиболее традиционными блюдами для Шабата были мясные супы, приправленные овощами, например субботний чолнт – мясной суп с фасолью и овощами, а также рыбные блюда. Из воспоминаний старшего поколения пермских евреев: «На столе две халы, накрытые свежей салфеткой, и бокал. В центре стола – блюдо с фаршированной рыбой». Одним из праздничных угощений субботы могли быть фаршированные гусиные или куриные шейки – хелзл, подаваемые с бульоном и домашней лапшой – локшн суп: «Шабэс локшен» – субботняя лапша, подавалась с куриными фаршированными горлышками, туда набивалась мука с куриными шкварками, иногда изюм. Также субботний стол мог дополняться сладким овощным рагу – цимесом с различными ингредиентами. Наиболее распространённый вариант в пермской традиции, когда цимес приготовлен с куриными или гусиными лапками, морковью и черносливом.

Иудаизм – одна из древнейших монотеистических мировых религий.

Большинство верующих евреев исповедует иудаизм, который считается национальной религией еврейского народа.

Танах (Еврейская Библия), известный в христианстве как Ветхий Завет, является главной канонической книгой в иудаизме. Его основная часть – Тора (Пятикнижие). Во II–III веках н. э. появляются комментарии к Торе, основывающиеся на толкованиях раввинов, известные как Мишна, которые в последующий период были дополнены Гемарой (сводом дискуссий и анализом текстов Мишны). Гемара и Мишна составляют Талмуд. В Талмуде различают агаду и галаху, которые регламентируют религиозную, семейную, гражданскую жизнь человека, определяют духовные основы иудаизма.

Согласно традиционному иудейскому праву – Галахе, принадлежность к еврейству определяется по материнской линии. Ответственность за соблюдение религиозных традиций до достижения религиозного совершеннолетия – Бар-мицвы возлагается на родителей. Обращение в иудаизм людей не еврейского происхождения происходит через процедуру посвящения, называемую «гиюр». У мужчин она сопровождается обрезанием (Брит- мила), а также окунанием в микву (резервуар для воды) как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама иудаизм не приветствует миссионерство. В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем, что соответствует национальной традиции. В современном иудаизме выделяют несколько религиозных течений: ортодоксальный и реформистский, или прогрессивный, иудаизм. К ортодоксальным иудеям относят хасидов, литваков (подгруппа ашкеназских евреев) и религиозных сионистов.

История появления иудаизма в Прикамье связана с формированием еврейского населения и иудейской общины в городе Перми во второй половине XIX века. В конце XIX века подавляющее большинство евреев в Пермской губернии по вероисповеданию были иудеями. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в Пермской губернии насчитывалось 2075 иудеев, из них 913 мужчин, 1162 женщины. Из городского населения иудеев – 1757 человек, из них 967 мужчин, 790 женщин. Духовная и культурная жизнь еврейской общины Перми была сосредоточена вокруг синагоги. До её открытия для совершения богослужения пермские евреи арендовали частный дом, в котором размещался хедер (начальная религиозная школа). В памятной книжке Пермской губернии за 1863 год сообщается, что евреи имеют из своей среды раввина, который получает казённое содержание и выполняет все обряды, требуемые законом Моисея. Казённый раввин избирался общиной, после чего утверждался губернскими властями. Он официально представлял общину в государственных учреждениях, приводил евреев к присяге на воинской службе и в суде, регистрировал рождения, смерти, бракосочетания и разводы. Кандидатом на эту должность мог быть только выпускник специальных раввинских училищ, общих еврейских высших или средних учебных заведений.

В 1886 году еврейская община Перми получила разрешение на постройку синагоги, которая располагалось на ул. Кунгурской, 33 (совр. Комсомольский проспект). В народе эту синагогу называли «солдатской».

При синагоге находились начальная религиозная школа для мальчиков, баня и миква (бассейн для ритуального омовения).

Позднее евреи Перми обратились к губернатору с просьбой разрешить устроить в городе второй молитвенный дом, т. к. старая «солдатская» синагога стала мала для всех верующих. Однако не только это послужило поводом для прошения. Существовало противостояние между евреями – старожилами и вновь прибывшими, более образованными и богатыми, чем бывшие солдаты. Это противостояние сохранялось до 1888 года, когда состоялось совместное собрание, объединившее обе общины. В 1891–1894 годах раввином в общине служил инженер-химик Симон Исакович Друснятский, а с 1894 года – Леон Рафаилович Линденбратен. По инициативе казённого раввина Пермской губернии Л. Р. Линденбратена в 1913 году по ул. Екатерининской на месте арендуемого деревянного здания молельного дома было построено новое каменное здание. Оно возведено на средства пермской еврейской общины, по проекту Чертёжно-Строительного бюро В. Е. Гладких. «Проект здания был утверждён протоколом № 79 Строительного отделения Пермского губернского правления 20 января 1912 г.»

Из сообщения Пермского губернатора в департамент духовных дел в январе 1915 года известно, «что в губернии существуют 4 еврейских молельных дома: 2 в Перми с одним раввином, 1 в Екатеринбурге, 1 в Кунгуре без раввина (помещается в вольнонаёмной квартире)».

К началу 1930 года религиозная жизнь евреев подверглась серьёзным изменениям. Муниципализированное здание синагоги, использовавшееся местной еврейской общиной вплоть до 1929 года для удовлетворения религиозных нужд, было изъято и передано театру рабочей молодёжи. В 1940 году та же участь постигла и «солдатскую» синагогу. Решением Ленинского райисполкома её здание было отдано Дому учителя. Поводом для изъятия стала необходимость в проведении капитального ремонта. Позднее при реконструкции Комсомольского проспекта здание синагоги было снесено.

Несмотря на это, в 1940-х годах в Перми в частных домах продолжало действовать несколько миньянов (кворум из 10 взрослых мужчин, необходимый для совершения богослужения). Такие миньяны действовали в домах Элиэзэра Дона Шустефа и Иуды Симановского. В 1946 году Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР от еврейской общины зарегистрировал религиозное общество евреев города Молотова. Деятельность общины оказалась под контролем властей. Евреям разрешили собираться для богослужений в частных домах, но здание синагоги не вернули. В 1950-х годах евреи продолжали собираться для богослужения в домах верующих. До 1967 года раввином служил Н. И. Хейфиц.

О состоянии религиозной жизни можно судить, исходя из сообщений уполномоченного по делам религий. В 1972 году он отмечал: «за исключением религиозных похорон и колки птицы других обрядов в общине не проводится». В начале 1980-х годов молитвенные собрания проходили при небольшом количестве верующих – 12–15 человек.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов произошла активизация религиозной жизни евреев. Здание синагоги было возвращено верующим иудеям в 1993 году. Сегодня в Перми действуют две религиозные организации: Местная религиозная организация «Иудейское религиозное общество» (МРО ИРО) и Местная иудейская религиозная организация «Еврейская община города Перми». МРО «Иудейское религиозное общество» входит в состав КЕРООРа (Конгресс Еврейских Религиозных организаций и Объединений в России), объединяющего общины ортодоксального и прогрессивного иудаизма. МИРО «Еврейская община города Перми» входит в состав ФЕОР (Федерации еврейских общин России), объединяющей представителей ортодоксального иудаизма.

Праздники иудейского календаря являются отражением истории, религии и культуры еврейского народа.

Ярким проявлением традиционной культуры евреев Пермского края являются календарные праздники и обряды. Еврейский календарь одновременно и лунный, и солнечный. Его летоисчисление ведётся от сотворения мира. В году может быть 12 или 13 месяцев по 29–30 дней в зависимости от того, является год високосным или нет. Начало месяца приходится на новолуние, а начало года только на определённые дни недели. В еврейской традиции праздники имеют ярко выраженный религиозный характер. Среди главных праздников и знаменательных дат еврейского календаря необходимо отметить праздники: Рош а-Шона, Йом- Киппур, Суккот и Симхат-Тора, Ханука, Пурим, Песах, Шаву- от, а также посты, установленные в память о трагических событиях еврейской истории: пост Эстер, пост 3 тишрея, пост 10 тевета, пост 17 тамуза, пост 9 ава, пост первенца.

Начало еврейского года связано с празднованием Рош а-Шона – Нового года, которое продолжается два дня и приходится на 1 и 2 тишрея иудейского календаря (выпадающих на сентябрь или октябрь григорианского календаря). Согласно религиозному канону 1 тишрея происходит небесный Суд, на котором Всевышний судит и определяет будущее человека на предстоящий год. С этого дня начинаются 10 дней раскаяния и молитв, заканчивающихся праздником Йом-Киппур (Днём искупления). Празднование Рош а-Шона начинается с зажигания свечей в преддверии праздника. После произнесения благословения времени (что Всевышний дал дожить до этого дня) произносится кидуш – благословение вина, а также благословение халы (еврейского церемониального хлеба), а затем начинается праздничная трапеза. Одна из традиций праздника – обмакивание хлеба в мёд, символизирующее благополучие в новом году.

Во время праздничного застолья на Рош а-Шона принято есть рыбу, которая выступает символом плодородия, а также рыбью голову с пожеланием быть во главе, а не в хвосте. Во время Рош а-Шона запрещено работать, как и зажигать огонь. Однако, в отличие от других праздников, в Новый год не запрещается готовить, правда, для этого необходимо зажечь огонь ещё до наступления праздника. В праздник в пищу употребляют фрукты нового урожая. Обычно в качестве нового плода на Рош а-Шона выступает гранат. В оба дня во время утренней молитвы трубят в шофар или слушают звуки шофара. Правда, если первый день праздника выпадает на субботу, то в шофар трубят только на следующий день.

С началом нового года начинаются «Десять дней раскаяния» – время духовного очищения человека, заканчивающиеся в канун 10 тишрея праздником Йом-Киппур, днём покаяния, отпущения грехов и поста. Йом-Киппур (в пер. с иврита День искупления) – самый важный праздник еврейского календаря. Считается, что в этот день решается дальнейшая судьба человека, т. е. будет ли он вписан в книгу жизни? Йом-Киппур называют также «Суббота Суббот», подчёркивая тем самым значимость и святость праздника. Его традиции предписывают соблюдение строгого поста в течение суток: с вечера одного дня до наступления вечера следующего дня. Во время поста действует запрет на всю еду и питьё.

Следующий праздник, отмечаемый евреями повсеместно, в том числе и в Перми, – Суккот, или Сукес таг (идиш). В переводе Суккот означает праздник кущей, или шалашей. Его празднование приходится на 15 тишрея. В своей основе Суккот – земледельческий праздник, посвящённый завершению сбора урожая. Праздник начинается вечером 14 тишрея и длится в течение восьми дней. Традиции праздника предусматривают установление кущей – шалашей в память о хождении евреев по Синайской пустыне. Согласно религиозным предписаниям в течение недели необходимо жить в Сукке – шатре, совершая молитвы, изучая Тору.

Кульминацией осенних праздников являются Шми- ни Ацерет (собрание в восьмой день) и Симхат-Тора (Радость Торы), отмечаемые 22–23 тишрея. С праздником Симхат-Тора завершается годичный и начинается новый цикл чтения Торы.

Один из главных праздников еврейского календаря, приходящийся на зимний период гражданского календаря, – Ханука. Празднование Хануки начинается 25 числа месяца кислева и продолжается до второго или третьего числа месяца тевета. Праздник установлен во II веке до н. э. в честь победы над греками и освобождения Иерусалима, а также в честь освящения Храма и возобновления храмовой службы. Символом праздника являются зажжённые свечи на ханукальной миноре. Каждый день в течение восьми дней праздника после появления на небе первых звёзд принято зажигать по одной свече на ханукальной миноре. На Хануку детям обычно дарят подарки. Игра в специальный волчок под названием дрэйдл, или верфл (в переводе с идиша – вертеть, или бросать), является традиционной детской ханукальной забавой.

Следующий праздник еврейского календаря – Пурим, празднуется 14 и 15 адара. Праздник установлен согласно библейской книге Эсфири (Эстер) в память о чудесном спасении евреев Персии от уничтожения в V веке до н. э. Одной из традиций Пурима является чтение книги Эсфири (свитка Эстер). При этом перед чтением свитка Эстер произносятся три благословения: на свиток и на чудесные события, произошедшие в Пурим, и благословение шехехейану. Во время публичного чтения свитка Эсфири в синагоге при произнесении имени Амана присутствующие поднимают шум, фактически мешая чтению «Мегилат Эстер» (свитка), тем самым выражая своё презрение к Аману. Традиции праздничного застолья – «пуримного пира» – предписывают, что каждый еврей должен выпить вина в заметно большем количестве, чем обычно, чтобы не отличать фразы «Благословен Мардехай» и «проклят Аман». Как правило, трапеза проходит в весёлой обстановке и сопровождается песнями и шутками. Сегодня одной из традиций праздника является маскарадное праздничное представление – «Пуримшпиль» (Пуримское представление).

Главный весенний праздник еврейского календаря – Песах, установленный в память Исхода евреев из Египта. Он начинается с вечера 14 на 15 нисана (в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой гражданского года) и длится в течение восьми дней. Из пищи исключаются хлеб и другие изделия из квашеного теста. Из мучного в пищу употребляют мацу – лепёшки из пресного теста. Неотъемлемой частью праздника является Седер – комплекс действий, имеющих строгую последовательность. На второй день Песаха начинается отсчёт дней Омера, ведущийся 49 дней и заканчивающийся на 50-й день праздником Ша- вуот (Пятидесятница).

Среди почитаемых дат еврейского календаря следует упомянуть 9 ава – день траура и скорби – «день плача во всех поколениях». Траурный день установлен в память о трагических событиях еврейской истории, не раз выпадавших на этот день, в частности разрушение Первого и Второго Храмов. Среди праздников и памятных дат в еврейской традиции особое место занимает Шабат (идиш – шабэс) – суббота. Шабат является праздничным днём. Соблюдение субботнего дня, т. е. встреча субботы, является заповедью Торы, напоминающей о сотворении всего сущего создателем, символизирует союз еврейского народа с Богом. Встреча субботы является также напоминанием об исходе евреев из Египта.

С праздником связаны определённые запреты на трудовую деятельность (созидательного и творческого характера), всего в Шабат запрещено выполнять 39 видов работ. Шабат начинается с вечера пятницы, с заходом солнца и появлением на небе первых звёзд и длится до вечера субботнего дня. Накануне Шабата в доме наводился полный порядок, и начинались главные приготовления к встрече субботы. Ещё до захода солнца и наступления Шабата женщины зажигают субботние свечи и произносят специальное благословение. Субботняя трапеза начинается с молитвы, произнесения кидуша (благословения).

Семейные праздники связаны с различными этапами социальной и религиозной жизни человека.

Важную роль играют Брит-мила (обрезание), Бар- мицва (достижение религиозного совершеннолетия), похоронная обрядность. Среди праздников и обрядов семейного цикла особое место занимает свадьба.

Традиционная еврейская свадьба – Хатуна состоит из нескольких основных этапов: Кидушин (посвящение невесты мужу), оглашение текста Ктубы (письменного брачного договора), чтение семи свадебных благословений – Шева брахот, а после этого – разбивание бокала, непродолжительное уединение молодых и праздничное застолье.

По религиозному канону день свадьбы считается святым днём. Для того чтобы очиститься от грехов и подготовиться к новой жизни, до завершения обряда бракосочетания жених и невеста постятся.

Традиционная еврейская свадьба проводится под хупой – специальным навесом, крепящимся на четырёх шестах. Хупа является неотъемлемым элементом свадебного обряда и символизирует дом жениха, в который входит невеста. В сопровождении мужчин жених становится под хупу и к нему подводят будущую жену. Перед тем как встать рядом с женихом, девушка в сопровождении своей матери и матери жениха семь раз совершает обход хупы. Затем раввин или человек, проводящий обряд, произносит благословение на вино и свадьбу, дав молодожёнам бокал вина. После чего жених надевает невесте серебряное кольцо на указательный палец, тем самым посвящая её себе в жёны. Затем следует оглашение текста Ктубы – брачного договора – в присутствии свидетелей. Составление Ктубы и её подписание являются важными частями свадебной обрядности. Брачный договор подписывается в присутствии двух мужчин, которые выступают в качестве свидетелей и подкрепляют этот документ своими подписями. В брачном договоре оговариваются обязанности мужа перед своей женой. Следом за вручением невесте брачного договора произносятся семь брачных благословений, освящающих брак, – Шева брахот. Завершающей частью свадебного обряда является разбивание бокала под ногами жениха. После хупы молодых на некоторое время отделяют. Данное действие символизирует брачное соединение и завершает обряд кидушин. Дальнейшие свадебные действия включают в себя праздничное застолье и дарение подарков.

Возрождение еврейской общиной жизни в Перми приходится на вторую половину 1980-х годов.

Первые шаги в организации этнокультурной деятельности среди евреев в Перми были предприняты Ароном и Брохой Бурштейн, организовавшими на дому воскресную школу, которую посещали дети и взрослые. В 1989 году был зарегистрирован еврейский культурный центр «Менора», на базе которого в дальнейшем создаётся Пермская еврейская община (ПЕО). В 1992 году еврейская община добилась возвращения второго этажа здания синагоги, а в 1993-м передачи ей всего здания. После передачи здания синагоги Пермской еврейской общине между еврейскими организациями Перми был заключён договор о совместном использовании помещения Таким образом, начиная с 1993 года синагога становится религиозным и культурным центром еврейской жизни в городе. В 1996 году, с принятием закона о национально-культурной автономии, на базе ПЕО учреждена Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия (ПРЕНКА).

24 февраля 1997 года она зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц. Пермская региональная еврейская национально- культурная автономия (входит в состав Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА) находится в здании синагоги постройки начала ХХ века (ул. Екатерининская, 116), в настоящее время председателем автономии является Татьяна Вячеславовна Соснович.

Общественная организация ПРЕНКА активно сотрудничает с Местной религиозной организацией «Иудейское религиозное общество» (МРО ИРО) г. Перми, председателем Совета которой является Ефим Аронович Бурштейн.

Сегодня ОО «ПРЕНКА» в своей деятельности объединяет усилия нескольких организаций: общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия города Перми» (МОО «ЕНКА-Пермь»), общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия города Кунгура “Авраам”», молодёжной организации.

Деятельность молодёжной организации осуществляется через Еврейский молодёжный центр в Перми. Его члены принимают активное участие во многих российских и международных молодёжных проектах, проводят встречи субботы (кабалат шабат), участвуют в подготовке и проведении еврейских праздников, проводят молодёжные семинары, психологические практикумы, дискуссии и т. д. Летом члены молодёжного клуба выходят на уборку территории еврейского участка Егошихинского, Южного и Северного кладбищ.

C сентября 2015 года в Перми функционирует театральная студия – молодёжный театр «Руах». Работа студии предполагает тренинги по основам актёрского мастерства, ораторского искусства, она ориентирована на помощь в раскрытии у молодёжи её творческого потенциала. Руководитель студии – Олег Миронович Гиндис.

Сегодня при автономии работают клуб ветеранов, музей, библиотека, в которой представлены литература по иудаике и истории еврейского народа, книги еврейских писателей, в том числе современных авторов. С 1997 года издаётся газета «Йом-йом» («День за днём»). С 2016 года при общественной организации «Еврейская национально- культурная автономия города Перми», председателем которой является Ольга Давидовна Поваляева, проводятся регулярные встречи и мастер-классы кулинарного клуба «АРУХА». Регулярно проходят встречи в «Литературной гостиной». Особой популярностью у пермских евреев пользуются фестивали еврейской книги, еврейской культуры. Последние пять лет они проходят в форме общинного семейного фестиваля еврейской культуры. Участие в нём принимают не только пермяки, но и еврейские семьи из Ижевска, Уфы, Екатеринбурга, Тюмени. Режиссёр фестиваля – Серафима Давидовна Корженевич.

С 1992 года при синагоге функционирует воскресная еврейская школа, её классы были включены в систему воскресных школ при посольстве Израиля. С 1998 года работа школы осуществляется под патронажем Еврейского Агентства в России. В настоящее время детей в школе знакомят с национальными традициями, историей народа, обучают языку, музыке и танцам. Выпускники школы принимают активное участие в жизни общины. В летний период в синагоге открывается лагерь для школьников, где ребята участвуют в творческих программах и активно отдыхают. Руководит воскресной еврейской школой сегодня её выпускница Юлия Борисовна Гольдберг. С сентября 2003 года Пермская еврейская национально-культурная автономия совместно с Иудейским религиозным обществом при поддержке фонда «Лаудер Маргалит» на базе муниципального детского сада № 269 начала набор детей в еврейскую группу «Лаудер Маргалит». Программа сада включает в себя предметы этнокультурного компонента (иврит, традиция, история, шабат, музыка, танцы еврейского народа). Руководит еврейской группой Полина Семёновна Кисельгоф. При ПРЕНКА функционируют курсы по изучению иврита, организованные Еврейским агентством в России – Автономной некоммерческой организацией «Сохнут». АНО «Сохнут» занимается просветительской деятельностью (еврейская культура, история и традиции), а также организацией репатриации евреев в Израиль по различным программам. Руководитель – Елена Викторовна Гребнева.

Одной из партнёрских организаций ПРЕНКА в городе Перми является благотворительный фонд «Еврейский общинный социально-культурный центр “Хэсэд-Кохав”». Фонд существует с мая 1999 года, его деятельность реализуется по нескольким направлениям: благотворительная кошерная столовая, медицинская помощь на дому, патронаж, оплата лечения, операций, прокат медицинского оборудования и т. д. Все услуги предоставляются нуждающимся на безвозмездной основе. При поддержке «Хэсэд-Кохав» издаётся журнал «Луч солнца». Директор фонда – Светлана Адольфовна Айзенштат.

В 2013 году Центральной пермской синагоге исполнилось 100 лет. В связи с юбилеем с 11 по 13 ноября в Перми еврейской общиной были организованы праздничные мероприятия, включавшие показы израильских фильмов, шахматный турнир на приз раввина Централ ной пермской синагоги. В здании синагоги была открыта выставка картин почётного архитектора Перми Менделя Иудовича Футлика. В рамках празднования были организованы встречи чрезвычайного и полномочного посла Государства Израиль Дорит Голендер и представителей посольства с руководителями Пермского края, с еврейской общественностью Перми.

ОО «ПРЕНКА», МОО «ЕНКА-Пермь», МРО ИРО активно участвуют в различных мероприятиях и социально- культурных фестивалях и конкурсах городского, краевого и федерального значения и на протяжении последних нескольких лет реализуют проекты, по своему содержанию направленные на гармонизацию межнациональных и меж конфессиональных отношений в Пермском крае.nВ сентябре 2015 года ОО «ПРЕНКА» в рамках городского субсидирования межнациональных проектов в зале Центральной пермской синагоги был представлен проект «Интерактивная еврейская свадьба». Мероприятие было нацелено на знакомство жителей города с еврейскими традициями.

В январе 2016 года в Центральной пермской синагоге прошла неделя памяти, посвящённая 71-й годовщине освобождения Красной Армией узников концлагеря Аушвиц (Освенцим) и Международному дню памяти жертв Холокоста, установленному Генеральной Ассамблеей ООН. В память о погибших были зажжены поминальные свечи, прошли встречи с прихожанами общины.

Среди приоритетных проектов те, что реализованы в сотрудничестве с представителями других национальных общественных организаций города. Так, в апреле 2016 года ПРЕНКА организовала встречу для жителей Индустриального района – «Семейные гостиные с элементами национального колорита». Мероприятие было нацелено на знакомство жителей района с национальной и религиозной культурой еврейского сообщества Перми. Проект был реализован совместно с Пермской региональной общественной организацией.

«Общество российских немцев “Видергебурт”» и Пермской краевой общественной организацией «Иберия» им. Р. Кураспедиани.

В июне 2016 года религиозной организацией «Иудейское религиозное общество г. Перми» (МРО ИРО) – победителем пермского XVIII городского конкурса социально значимых проектов «Город – это мы» – был реализован проект «Автобус дружбы и добра». Участники маршрута познакомились с памятными местами и историей города и руководителями и представителями национальных общин города Перми.

В 2015–2016 годах члены ПРЕНКА приняли участие в проектах, направленных на популяризацию традиционной культуры народов Пермского края. Одна из телепередач цикла «В кругу друзей» знакомила зрителей с традициями национальной еврейской кухни. Телепроект «Национальный хоровод» был посвящён семейным традициям народов Пермского края, в том числе еврейской свадьбе.

В 2016 году в Центральной пермской синагоге проходит цикл праздничных мероприятий «ПРЕНКА – 20 лет вместе».

С 2002 года в Перми функционирует вторая еврейская организация – Еврейский общинный центр «Хабад Любавич Ор Авнер», представляющая иудейское религиозное движение, известное как хасидизм (любавичские хасиды). «Хабад» входит в структуру ФЕОР (Федерация еврейских общин России). При центре действуют женский еврейский клуб, еврейский детский сад, общеобразовательная школа с этнокультурным еврейским компонентом «Ор Авнер Хабад». Организация регулярно проводит празднование главных еврейских праздников: Рош а-Шона, Йом-Киппур, Суккот, Симхат Тора, Ханука, Ту би-Шват, Пурим, Песах и т. д. В рамках образовательной деятельности при еврейском общинном центре «Хабад» проходят разнообразные культурные мероприятия – встречи с поэтами, художниками из России и Израиля, направленные на поддержание еврейской идентичности, языка и культуры.

Из значимых общественных проектов 2016 года стоит отметить проект «Мы вышли из войны». В его рамках по инициативе Еврейского общинного центра города Перми был создан цикл документальных фильмов, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Фильмы повествуют о членах Пермской еврейской общины, ветеранах войны, связавших свою жизнь с Пермью. На протяжении более чем 20-летней истории еврейского общественного и религиозного движения в городе Перми было реализовано множество проектов, направленных на сохранение еврейской идентичности, развитие религиозного движения, еврейского образования. Сегодня руководители ОО «ПРЕНКА», МОО «ЕНКА-Пермь», МРО ИРО входят в состав Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе и Координационного совета при администрации губернатора Пермского края и принимают активное участие в реализации городской и краевой программ: «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми» и «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае», государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти».