⇽ Назад к списку книг

Болгары Перми: история и культура

Болгары – один из славянских народов Восточной Европы. Территория современной Болгарии была населена ещё в самые ранние исторические времена, начиная с каменного века, с конца раннего палеолита. Об этом свидетельствуют многочисленные поселения и надгробные памятники. Первые государственные объединения на болгарских землях появляются в конце II и начале I тысячелетия до н. э. Связано это с рассветом сформировавшейся в бронзовой эпохе фракийской народности. В VIII–VII веках до н. э. фракийские районы были подвергнуты греческой колонизации, а во II веке до н. э. на этих землях появились римляне, подчинившие фракийцев.

После вхождения в конце I века н. э. болгарских земель в состав Римской империи появляются новые города на месте старых фракийских поселений. Много архитектурных археологических памятников этого периода сохранилось на территории современной Болгарии. Это античный театр и Римский стадион в Пловдиве, остатки римских городов (Улпия Ескус, Нове, Никополис-ад-Иструм, Августа раяна и др.). После распада Римской империи болгарские земли включены в состав Византии.

Во второй половине VII века территорию современной северо-восточной Болгарии заселяют праболгары, которые вместе со славянами основывают Болгарское государство, признанное Византией. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, истоки болгарской государственности и народности следует относить не к 681 году, а к 165 году нашей эры, поскольку уже тогда прослеживается присутствие болгар в Европе. Большинство европейских историков утверждает, что болгары пришли в Европу вместе с гуннами в IV веке н. э. Болгарский народ в основе своей имеет два этнических субстрата – праболгары и славяне. Относительно участия фракийского элемента в этногенезе болгарского народа мнения учёных расходятся. В результате великого переселения народов в V веке начинаются миграционные движения и среди славян, часть которых передвигается на юг, ближе к границам Восточной Римской империи – Византии. Около середины VI века они начинают окончательно обосновываться на землях между Дунаем и Балканским хребтом, именно на этих землях и формируется впоследствии Болгарское государство, впитавшее в себя целый пласт наслоившихся там культур – фракийской, эллинской, римской, славянской и тюркской.

Нет общепринятой версии о происхождении этнонима «болгары». Существует около 30 противоречащих друг другу или взаимоисключающих концепций, которые строятся на утверждениях, что праболгары были племенем, имеющим тюркское и гуннское происхождение либо сарматское и иранское. Следует отметить, что исторический путь формирования этноса был достаточно сложным и прошёл этап Кубратовой Болгарии (имеется в виду этнополитическое объединение, известное как Великая Булгария, Великая Болгария, Старая Великая Болгария, правителем которого в VII веке был Кубрат, отсюда и часто употребляемый в болгарской научной литературе термин «Кубратова България»). Накоплено уже много доказательств, что в «предкубратовый этап» судьба болгар тесно связана с историей сармат и других иранских племён.

Из существующих теорий остановимся на тех, которые имеют наибольшее число последователей. Этноним «болгары» произошёл от названия реки Волга, из района которой они пришли на Балканы. Предполагается, что первоначально болгары жили в районе р. Волги и там создали несколько городов, среди которых Болгар, Биляр и др. Вполне вероятно и обратное, что именно праболгары дали своё имя этой реке после заселения при Великом Болгаре, поскольку до сих пор происхождение названия самой большой реки в Европе остаётся загадкой. Существует ряд гипотез, связывающих гидроним Волга с представителями разных языковых и этнических групп. Согласно теории гунно- сибирского происхождения болгар, праболгары появляются на исторической сцене как часть нахлынувших в Восточную Европу гуннских племён, разных по этническому происхождению. Среди них преобладают южно-сибирские племена гуннов, от которых впоследствии отделяются тюрки. Согласно этой теории название «болгары» объясняется происхождением от алтайского глагола «булгамак» ‒ смешиваю, мешаю. Отсюда вытекает смысл «смешанный народ», слово «булгар», которым почти все тюркские народы называют болгар. Но древние болгары называли себя не «булгары», а «былгари» /«блыгари».

Существуют теории, по которым название «болгары» с финно-угорского переводится буквально как «пять болгар» (имеется в виду пять сыновей Кубрата), а с тюркского – «смешанные угры». Слово «болгары» могло происходить от аланскогоnслова «былгаерон» – люди, живущие в горах, у подножья гор, горцы. Так как аланы и болгары были родственными народами, жившими по соседству, эта гипотеза вполне вероятна. Слово «былгаерон» – горцы, возможно, частично отражает семантику этнонима «болгары», но, вероятно, не самую главную.

Сарматские племена (к которым, вероятно, относился народ болг/булх) первоначально жили в восточно-иранском районе Бактрия (историческая область на территории Средней Азии, располагалась в северных и центральных областях современного Афганистана, южных регионах Узбекистана и Таджикистана. В древних источниках известна как Бактрия/Бахлика/Балхара). Существует много убедительных доказательств, что праболгары как совокупность множества племён пришли из города Балх. В связи с этим возможно происхождение этнонима «болгар» от топонима «Балх». Согласно этой теории семантика этнонима «болгары» выводится от памирского слова «бала» – высокий, великий, главный. Не только фонетическое сходство топонима «Балх» и названия государства Бахлика/Балхара с болгарским этнонимом объясняет эту гипотезу. Археологические открытия в северо-восточной Болгарии показывают, что праболгары генетически связаны с европейскими сарматами, именно сарматские народы (берсилы, аланы) сыграли важную роль в этногенезе ранних болгар.

Согласно другой теории древние болгары, жившие в районе Памира, добывали и распространяли горный кварц и другие драгоценные металлы. В прошлом название этого кварца (белур, белаур, берула, буралу) схоже с этнонимом древнеболгарского населения – булор (булур, болор, булхор). Из этого следует, что, вероятно, между названием минерала и этнонимом есть связь, которая даёт семантику древнему болгарскому этнониму как прозрачного (чистого, кристального) народа, который добывал, обрабатывал и торговал драгоценными металлами.

Современные исследователи индоевропейских языков выводят значение слова «болгары» от корня «Былг» (Балг) – высокогорцы, просвещённые, предводители и приставки Ар – «человек». В этом случае этноним «болгары» толкуется как люди с высоких гор.

Научные сведения о прародине древних болгар фокусируются в географической области Памир и Гиндукуш. Попытки поиска локализации праболгар на Дальнем Востоке, в Туркестане или Монголии не находят подтверждения. Родство болгарского и индоиранского культурного круга подкреплено археологическими, лингвистическими, этнологическими, антропологическими исследованиями. В целом путь болгар был связан с разными этническими трансформациями. Поэтому их появление в Восточной Европе и на Кавказе – закономерный результат начального этапа переселения народов.

Великая Булгария (Оногурия, Старая Великая Болгария) создана в VII веке в ходе борьбы праболгарских племён с тюрками и аварами. После смерти хана Кубрата она исчезает с исторической арены, распавшись на независимые объединения. По своей материальной культуре Великая Булгария входила в своеобразную дугу, которая охватывала Кавказ (с выходом на Иран и Сирию), Приазовье, степное и лесостепное Поднепровье, Подунавье до Карпатской котловины. Великая Булгария представляла собой крупное объединение, включавшее полиэтничное кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, североиранского, славянского происхождения, наладившие культурный обмен, ещё не перешедший в фазу симбиоза. Этнической элитой Великой Булгарии были булгары/болгары, впоследствии этот этноним употребляется по отношению к кочевникам Приазовья, Волго-Камья и Подунавья, происхождение которых в источниках связано с Великой Булгарией.

После смерти Кубрата в 40-х годах VII века один из его сыновей – Аспарух увёл часть болгар на Дунай, положив начало Болгарскому государству. Старший сын Баян остался в районе Казани, где сложилось государство Волжская Булгария.

Котраг переправился через Танаис на Северный Кавказ. Два других сына оказались в Паноннии и Италии.

Образование Болгарского государства на его нынешней территории датируется 681 годом. Тогда дружины праболгарского хана Аспаруха при поддержке местных славянских племён разгромили близ реки Дунай войска византийского императора. А на отвоёванных у Византии землях между Балканским хребтом и нижним течением реки Дунай образовалось славяно-праболгарское государство.

Так называемое Первое Болгарское царство, известное как Дунайская Болгария (681–1018), первоначально было ханством, а после коронации Симеона I Великого стало империей. Наивысшего своего могущества, культурного расцвета и территориальных расширений Болгария добилась во времена правления Симеона I. Границы Болгарского царства достигали трёх морей – Эгейского, Адриатического и Чёрного.

В 1018–1186 годах Болгария находилась под властью Византии. Только в 1187 году произошло восстановление болгарской государственности, и до 1396 года существовало Второе Болгарское Царство. С конца XIV века до 1878 года Болгария находилась под османским владычеством – самый тяжёлый и трагический период в истории страны. Освобождение её произошло после поражения Турции в войне с Россией 1877–1878 годов. Установление османской власти над болгарскими землями привело к уничтожению болгарского государства, ликвидации самостоятельности болгарской церкви, исламизации, разрушению конфессиональных устоев болгарской средневековой культуры, экономической стагнации и тяжёлым людским потерям. Болгария становится провинцией Османской империи и подвергается жёсткой ассимиляции, что препятствует экономическому, политическому и культурному развитию страны.

В XVI и XVII веках частым явлением была насильственная исламизация, цель которой – укрепление османского режима среди христианского населения.

Большей свободой пользовались болгарские монастыри, которые становятся надёжной опорой болгарской идентичности и духовной независимости. Монастыри в этот период – центр просвещения. Болгарское возрождение начинается с борьбы за самостоятельную церковь. Во второй половине XVIII века и первой половине XIX века оно выражается в борьбе за болгарское национальное просвещение, с культурно-национальным гнётом греческой патриархии. В этот период возникает болгарская национально-освободительная идеология, создателем которой является Паисий Хилендарски. В эпоху возрождения происходит формирование болгарской нации и создание самобытной национальной культуры, что приводит к борьбе за создание болгарской государственности.

В 50–60-е годы XIX века идеологом движения за освобождение Болгарии становится Георгий Раковский. Со второй половины XIX века его идеи развивали Любен Каравелов, Васил Левский, Христо Ботев. Революционные настроения вылились в апрельское восстание 1876 года. Жестокость при подавлении апрельского восстания заставляет международную общественность выступить в защиту болгарского народа. Европейская дипломатия снова начинает заниматься решением Восточного вопроса. Это подталкивает Россию к непосредственной военной акции против Османской империи. Русско-турецкая война 1877–1878 годов приводит к освобождению Болгарии и восстановлению её государственности. В настоящее время – Республика Болгария.

Начиная со второй половины XVIII века политика Российской империи способствовала массовым переселениям болгар в Россию. Законодательная основа колонизации, юридически определившей права и привилегии иностранных колонистов на присоединённой территории, сформировалась во время правления Екатерины II и Александра I. Задунайские переселенцы становились особой категорией земледельческого населения страны, обладающей особым социально-правовым положением. Выходцы из Болгарии наиболее интенсивно переселялись в Южную Бессарабию (Придунавье, Дунай-Днестровское междуречье) и на Крымский полуостров (присоединён в 1783 году) как в ходе русско-турецких войн 1806–1812 и 1828–1829 годов, так и после их окончания. Фактически первые переселенцы появляются уже с начала Русско-турецкой войны 1787–1791 годов. На протяжении всего XIX века возникали болгарские поселения на территории Российской империи. На 1846 год в Бессарабской, Херсонской и Таврической губерниях уже насчитывалось 92 болгарские колонии, 13 828 болгарских семей с общей численностью 87 894 человека. К середине XIX века в этих колониях кроме болгар проживали молдаване, греки, арнауты, украинцы, цыгане. Болгарский элемент был преобладающим. Из населения в 87 894 человека обоих полов всех болгарских колоний 73 230 – собственно болгары.

За эти годы задунайские переселенцы построили в Буджаке 83 колонии, в Херсонской губернии – 6 и 3 колонии в Таврической губернии. Болгары сыграли важную роль в социально-экономическом развитии Новороссийского края. Они не только заселили пустовавшие земли, но и заложили основы современного земледелия, превратив пустынную степь в благодатную житницу. Особенно активно развивалось овцеводство, хлебопашество, виноградарство, садоводство и овощеводство К началу XIX века в Крыму было всего три болгарские колонии, а к концу века – уже 15 болгарских поселений. Согласно данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, болгар на полуострове насчитывалось 7528 человек. Кроме территории Южной Бессарабии и Крыма болгары-переселенцы появились в Приазовье. В 1861– 1863 годах из Молдавской части Бессарабии и с территории Болгарии (Видинского пашалыка) они стали селиться в Бердянском, Мелитопольском и Днепровском уездах Таврической губернии. Предпосылки этого переселения возникли в результате эмиграции в Турцию приазовских ногайцев, крымских татар и черкесов. После неудачной Крымской войны Россия согласно условиям Парижского трактата 1856 года потеряла в пользу Молдавского княжества часть Бессарабии, при этом 40 из 83 колоний Бессарабско- болгарского водворения оказались за границей. Только после подписания Сан-Стефанского мирного договора в 1878 году Россия смогла вернуть утраченные земли южной Бессарабии. Но за это время насильственная политика румынизации, фактически потеря прав и привилегий колонистов, повышение налогов и рекрутская повинность заставили бессарабских болгар переселяться в Россию. Переселение болгар с молдавской части Бессарабии в 1861–1863 годах было вызвано комплексом политических и экономических причин, конфликтом колонистов с молдавским правительством, агитацией России и ростом продуктивных сил в колониях, а также необходимостью расширения землевладения. В Приазовье к октябрю 1862 года переселилась 3491 семья в составе 8934 мужчин и 8526 женщин. В их число вошли и пришедшие из Бессарабии албанцы, молдаване и другие, основавшие 6 колоний. Они тоже имели статус иностранных колонистов и по документам значились как болгары. Болгарскими переселенцами было основано в Приазовье 34 колонии. В целом в Таврическую губернию переселилось за это время 21 500 болгар.

Параллельно с потоком бессарабских переселенцев 1861–1863 годов происходило переселение видинских болгар. Фактически это была последняя массовая миграция населения непосредственно из Болгарии в Российскую империю. Причины переселения связаны с обострившейся социально-политической ситуацией в северо-западной Болгарии и внешнеполитическими интересами России. Этот массовый переезд в Новороссийский край оказался тяжёлым, долгим и неподготовленным. Не были созданы необходимые условия для переселения видинских болгар, большая часть которых по ряду причин вынуждена была реэмигрировать обратно в Болгарию. Из 10 388 переселенцев, прибывших в 1861 году, в Таврической губернии поселилось только 799 человек. К концу века болгары компактно проживали в Херсонском, Тираспольском и Одесском уездах Херсонской губернии, в Феодосийском, Симферопольском, Мелитопольском, Бердянском, Днепропетровском, Перекопском уездах Таврической губернии и Аккерманском, Измаильском, Бендерском уездах Бессарабской губернии. Число колоний достигло 117. Кроме того, болгары проживали, пусть и в небольшом количестве, в 65 из 89 губерний России (Кавказ, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, привисленские губернии и др.). Расширение географии переселения связано с отменой крепостного права. Общая численность болгарского населения в 1897 году (по родному языку) составляла 172 659 человек (89 513 мужчин, 83 146 женщин). Вполне очевидно, что определение численности населения по родному языку не является точным. Согласно данным Н. С. Державина, общее количество болгар в Российской империи к концу XIX века составляло более 220 тыс. человек. Естественно, что большая часть населения относилась к крестьянскому сословию (около 155 тыс. чел.). Были среди болгар и представители духовенства, купечества, потомственного дворянства, а также чиновники и мещане. Переселяясь в Российскую империю, болгары принесли с собой всё то, что характеризовало болгарскую народность к началу XIX века: разговорный язык в многодиалектной форме, особую ментальность, опыт устройства усадебного и полевого хозяйства, нравы в семейной и общественной жизни, обычаи и обряды, верования, фольклорное богатство, рецепты крестьянской болгарской кухни и народной медицины, способы приготовления алкогольных и безалкогольных напитков, навыки болгарского ткачества и изготовления национальной зимней и летней одежды и обуви и прочее. Всё это огромное культурное наследие было положено ими в основу своей духовной, общественной и хозяйственной жизнедеятельности на новом месте, ставшем для их детей и внуков родиной.

По-разному складывается судьба болгарского народа в ХХ веке. Включив в 1813 году Буджак в состав Бессарабской области, Россия установила всю последующую его зависимость от геополитического фактора, так называемого «Бессарабского вопроса». Политические трансформации части южной Бессарабии (1856– 1878 годы) или всего Пруто- Днестровья (его оккупация Румынией в 1918–1940 годы) остро сказывались на этническом, этнокультурном и социально-политическом развитии населения. Раздел Буджака в 1940 году между УССР и МССР обусловил специфику политического и этнокультурного развития населения в двух частях Буджака даже в рамках Советского Союза. С 1991 года административные границы разделённого 50 лет тому назад Буджака стали государственными границами двух суверенных государств – Украины и Республики Молдова. Буджак или Бессарабия / южная Бессарабия в плане истории и географии междуречья Дуная и Днестра остаётся, но как общий политический, культурный, демографический и хозяйственный регион он исчез. Согласно данным переписи 1926 года, на территории СССР проживало 111 296 болгар (без учёта территории Молдавии, значительная часть которой находилась под юрисдикцией Румынии), в сельской местности – 104 328 человек, а в городах всего 6968. Географически 92 000 болгар продолжали компактно проживать на территории трёх бывших губерний Российской империи (Бессарабской, Таврической и Херсонской), которые согласно административному делению в СССР относились к Украинской ССР и Молдавской ССР. В РСФСР из 128 административно-территориальных образований болгары проживали в 99 регионах и составляли 18 644 человека. Наибольшее количество насчитывалось в Крымской АССР (11 377 чел.), Казахской АССР (3139 чел.), Северо-Кавказском крае (2410 чел.), Сибирском крае (600 чел.), Уральской области (558 чел.), Кабардино-Балкарской АССР (384 чел.). В качестве родного языка из 111 296 человек указали болгарский почти 103 000, русский – около 6000, другие языки – свыше 2000 человек. В стране проживало большое количество эмигрантов из Болгарии (7120 чел.), сохранивших болгарское подданство.

Все характерные для периода 1920–1940-х годов политические процессы: коренизация, коллективизация, лишение избирательных прав и раскулачивание – коснулись болгар Украинской ССР, Молдавской ССР и Крымской АССР. В 30-х – начале 50-х годов XX века осуществлялись депортации больших масс людей, которые сталинский режим оправдывал «государственными интересами» и «интересами трудового народа». Массовые переселения стали одним из важных компонентов решения многих задач экономического, социального, политического и межнационального характера. Были и среди болгар отправленные в «кулацкую ссылку». Особенно массово выселялись болгарские «кулацкие семьи» в 1940-х годах из вошедших в состав УССР районов южной Бессарабии. Объяснялись экспроприация и выселение стремлением освободить трудовое крестьянство от «эксплуататоров-кулаков» и стабилизировать политическую обстановку в регионе.

Массовая депортация болгарского населения по обвинению «в пособничестве фашистскому режиму» пришлась на годы Второй мировой войны.

По решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) болгары направлялись для расселения в РСФСР, Узбекистан, Казахстан, на Дальний Восток, Крайний Север и в Карело- Финскую АССР.

Операция по выселению крымских болгар, а также армян и греков началась 24 июня 1944 года. Депортации не подлежали болгары из смешанных браков и только в том случае, если муж русский. Выселяли даже болгар, участвовавших в подпольном и партизанском движении Крыма. В начале Великой Отечественной войны болгары в ряды Красной армии практически не призывались. Но начиная с 1942 года они активно участвовали в подпольной борьбе с немецко-фашистскими оккупантами.

Из Крыма были выселены 12 422 человека болгар. Из рядов Красной армии были уволены 582 представителя этого народа (9 офицеров, 79 сержантов, 494 рядовых). Всего на спецучёте в поселении состояло 12 465 болгар, из них 3689 мужчин и 4962 женщины, 3543 ребёнка, 18 человек числилось в розыске, 254 было арестовано. Спецпереселенцы столкнулись с тяжёлыми условиями жизни, в первую очередь, с жилищно-бытовыми трудностями и проблемами трудоустройства. В основном их направляли в те отрасли хозяйства, где использовался тяжёлый физический труд. Плохая организация по размещению людей, отсутствие орудий труда, спецодежды и т. д. приводили к высокой смертности и недостаточно высокой эффективности труда спецпоселенцев. Были ограничены их гражданские и политические права, ограничивалось передвижение – они должны были отмечаться в комендатурах, не имели права самовольно покидать пределы района расселения.

Меры по освобождению спецпоселенцев стали предприниматься вскоре после смерти Сталина. 27 марта 1956 года издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с греков, болгар, армян и членов их семей, находившихся на спецпоселении», поскольку эти ограничения «в дальнейшем не вызываются необходимостью». Однако устанавливалось, что снятие данных ограничений не влечёт за собой возвращения гражданам указанных национальностей имущества, «конфискованного при выселении, и что они не могут возвращаться на местожительство в Крымскую область», о чём с бывших спецпоселенцев были взяты соответствующие расписки. Некоторые стали нелегально перебираться в Крым или поближе к родине, в Ставропольский и Краснодарский края, схожие с Крымом по климатическим и географическим условиям. Значительное их число осело в западных районах Краснодарского края – Темрюкском, Анапском, Крымском, в городах Крымск, Приморско-Ахтарск, Краснодар. На сегодняшний день на территории этого региона болгары не имеют этнически компактных поселений и лишь в некоторых поселениях образуют небольшие общины. В конце 1980-х –начале 1990-х годов незначительное количество крымских болгар вернулось в свои родные места. Согласно переписи населения 1959 года, в СССР проживало 324 251 болгар.

Болгарский язык в качестве родного указали 258 тысяч. Большинство представителей этого народа обосновалось в Украинской ССР – около 220 тыс. и Молдавской ССР – более 61 тыс. В Казахской ССР насчитывалось немногим более 10 тыс. болгар. В РСФСР насчитывалось 24 899 человек. Ряд областей РСФСР пополнились за счёт депортированных болгар, значительная часть которых проживала в Краснодарском крае (2920 чел.), Свердловской (3008 чел.), Челябинской (2848 чел.), Кемеровской (2274 чел.), Пермской (1966 чел.), Ростовской (1848 чел.) областях. По данным всесоюзной переписи населения 1970 года, болгар насчитывалось 351 тыс., а к 1989 году, согласно последней советской переписи, численность достигала 372 941 чел. Как и прежде, наибольшее количество болгар проживало в Украинской ССР (233 800 чел.), Молдавской ССР (88 419 чел.), РСФСР (32 785 чел.), Казахской ССР (10 426). Жили болгары также и в других союзных республиках. Из 372 тыс. болгар, населявших Советский Союз, 254 тыс. человек родным языком считали болгарский, 107 тыс. – русский и 11 тыс. назвали родным другие языки народов ССР. К этому времени в городах проживало уже около 100 тыс. болгар. В Российской Федерации, по данным переписи населения 2002 года, проживало 32 тыс. болгар (17,3 тыс. мужчин и 14,7 тыс. женщин). Из них большая часть (25,3 тыс.) жила в городах, 6,6 тыс. – в сельской местности.

На 2010 год 24 038 человек определили себя как болгары, 23 947 указали, что владеют болгарским языком. Сегодня представители этого этноса проживают во всех субъектах России. Согласно данной переписи болгары живут в Краснодарском крае (2204 чел.), в Московской области (1719 чел.), в г. Москве (1852 чел.), в Тюменской области (2734 чел.), в Ханты-Мансийском автономном округе (1430 чел.), в Пермском крае (286 чел.). По данным переписи населения, в 2014 году в Крымском федеральном округе насчитывается 1868 болгар. С 12 февраля 2015 года болгарская община Крыма получила официальный статус Региональной болгарской национально- культурной автономии Республики Крым «Паисия Хилендарского», возглавляет её Иван Абажер. В России в настоящее время существует более двух десятков общин, общественных организаций и культурных болгарских автономий, среди которых наиболее значимой является именно национальная автономия болгар Крыма, поскольку Крым, наряду с Бессарабией и Приазовьем, – историческое место, где более двухсот лет назад в Российской империи начала формироваться болгарская диаспора.

Появление болгар на территории Пермской губернии, по выявленным к настоящему времени источникам, фиксируется только в конце ХIХ века.

Если Однодневная перепись жителей г. Перми 1890 года не указывает болгар среди его населения, то уже в материалах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года болгары отмечены среди многонационального сообщества Пермской губернии как жители разных городов и уездов. Всего в Пермской губернии в 1897 году проживало 9 человек, указавших на болгарский язык в качестве родного, среди них 5 женщин и 4 мужчины. Наибольшее число болгар было отмечено в Красноуфимском уезде – 3 мужчины и 1 женщина; в Шадринском уезде проживало 2 болгарки; 1 болгарин отмечен в материалах переписи в Осинском уезде. В г. Перми проживали две женщины-болгарки.

Первая советская перепись населения 1920 года зафиксировала проживание на Урале 38 болгар, большая часть из которых, 28 человек, жили на территории Челябинского и Троцкого округов (в границах 1923 года). Учитывая, что именно в эти местности в начале ХХ века приезжало большое количество переселенцев с Украины, справедливо будет предположить, что эти болгары также являлись переселенцами из районов Причерноморья. Переселенческий статус болгар этого периода косвенно подтверждает и тот факт, что 29 из них были мужчинами. Собственно в Пермском округе в 1920 году проживало 3 болгарина. Об их занятиях и социальном статусе ничего неизвестно. Перепись населения 1926 года отметила в Перми только одну болгарку. О ней известно, что она говорила на родном языке и не была грамотна по-русски.

К 1930-м годам, когда социальная мобильность населения в рамках границ СССР значительно возросла, Урал стал одним из мест добровольной и принудительной миграции из центральных и южных районов страны. Миграции конца 1920-х – начала 1930-х годов значительно усложнили этнический состав населения Урала, а вместе с ним и Перми. Всесоюзная перепись населения 1939 года зафиксировала проживание в городе 5 болгар, при этом в целом по области их проживало 146 человек, большинство из которых оказались в Прикамье в результате кампаний по раскулачиванию. В конце 1930-х годов, как показала перепись, болгары не проживали только в шести из 42 районов области, а больше всего их было в Добрянском районе – 33 человека. К сожалению, об их занятиях и социальном статусе практически ничего неизвестно. Однако в Пермском государственном архиве социально-политической истории (ПермГАСПИ) есть 50 дел о болгарах Прикамья 1930-х годов, которые позволяют частично реконструировать их облик и род занятий. Одной из причин появления болгар в Перми и Прикамье была политическая эмиграция. Так, уроженец с. Ново-Махла Хармаильского района Болгарии, член ВКП(б) Георгий Маркович Бойдев оказался с женой в СССР в результате политической эмиграции в 1929 году.

В Прикамье в начале 1930-х годов он был заместителем заведующего цехом Вишерского комбината. В Перми болгары, переехавшие в СССР, трудились на Заводе № 172 им. В. М. Молотова (совр. «Мотовилихинские заводы»). Самым известным из них был Георгий Иванович Дубов, родившийся в с. Белотынцы в Болгарии в 1894 году. В годы Первой мировой войны он служил поручиком в болгарской армии, был активистом коммунистического движения и членом Болгарской коммунистической партии (БКП). За политическую деятельность на родине он был приговорён к смертной казни, после чего эмигрировал в СССР в 1924 году, получил советское гражданство и вступил в ряды ВКП (б). В Перми он жил в Рабочем посёлке. По профессии он был артиллеристом, на заводе работал начальником отдела технического контроля. Был женат, имел двух сыновей. Его соотечественник болгарин Степан Иванович Терзеев работал в Перми завхозом здравпункта завода № 172. О времени его приезда данных не сохранилось, но известно, что он родился в с. Гурково Болгарии в 1896 году и по профессии был сапожником, а в 1920-е годы получил советское гражданство и взял себе фамилию Портнов. Кроме Г. И. Дубова и С. И. Терзеева в документах сохранились сведения о других болгарах, работавших на заводе № 172.

Однако большинство болгар, попавших в Прикамье в 1930-е годы, были рождены в России. Болгарин Георгий Маркович Груцанов родился в деревне Груцаново Ростовской области. В с. Никулино Добрянского района он, как и многие его земляки, оказался в результате раскулачивания. Он не имел образования и партийной принадлежности, на поселении работал трактористом. В Перми в качестве трудармейца оказался Георгий Иванович Никушор, родившийся в Молдавской ССР. Известно, что он работал грузчиком, был женат и имел сына.

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Молотовская область стала одним из мест размещения греческого, армянского и болгарского населения полуострова Крым.

Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны от 2 июня 1944 года № ГОКО-5984 сс в Молотовской области следовало разместить 10 000 «немецких пособников из числа болгар, греков и армян». В результате более тысячи болгар с формулировкой «проживал на оккупированной территории» оказались на поселении в Прикамье, в основном в Чердынском, Красновишерском, Кизеловском районах и г. Березники. Из опубликованных воспоминаний болгарина Георгия Мандычева: «Когда наш состав дотащился до Соликамска, мы поняли, что это ещё не конец пути. Дальше нас погрузили на баржу, и по реке Вышере потащились мы ещё на сотню километров в глубь тайги. Новую волну “врагов народа”, нас встречали на пристани жители Красновишерска – в основном сосланные сюда ещё в тридцатые годы так называемые кулаки. Многие из них отнеслись к нам сочувственно, что и помогло нам пережить первую, показавшуюся южанам невероятно суровой, зиму. Ни одежды, ни продуктов, ни надёжной крыши над головой.

С растерянными душами и растерзанными нервами начинали болгары новую жизнь на новом месте». Для многих болгар переезд в более холодную климатическую зону стал настоящим шоком.

«Запомнился путь по Уралу, – рассказывает Меланья Дучева, – когда нас, покрытых инеем, везли на огромных санях. По всем прикидкам, это было летом, самое позднее – в конце июля. Но мы ехали в санях, которые тащил трактор, и очень мёрзли. В таком краю мы, жители юга, очутились...».

Болгарская песельница и поэтесса Г. И. Попова, находившаяся на поселении в Губахе, на народную мелодию сочинила песню-воспоминание о жизни на Урале, где ничего не растёт, передавая растерянность болгар, которые не были приспособлены жить в этом холодном крае.

В песне переплетены разные исторические этапы – трагический отъезд из Крыма, жизнь на Урале и возвращение. Г. И. Попова подчёркивает, что на Урале болгары не просто ожидали, когда они смогут вернуться на родину, они смогли выжить.

Действительно, оказавшись в Прикамье, болгары начали собственноручно обустраивать свои хозяйства, несмотря на бытовые сложности и законодательные ограничения. Георгий Мандычев пишет: «Видать, глубоко сидит в нашем народе эта способность выживания. Гнездится сила, позволяющая вновь и вновь нести свой тяжкий крест. Конечно, многие старики и дети не выдержали лишений, легли в наскоро вырытые могилы среди лесов и болот. Однако большинство выжило, вынесло и холод, и голод, унизительное положение спецпоселенцев. Трудились, не покладая рук, все от мала до велика. Быстро сходились со старожилами».

Местное население, судя по воспоминаниям, отнеслось к болгарам сочувственно. Новым жильцам помогали обустроиться в первое время, а детей, оказавшихся на Урале без родителей, брали в приёмные семьи:

«Завоёвывали уважением своим трудолюбием и добросердечием. Местные учили болгар своему образу жизни, мы с ними делились нашим житейским опытом».

Поразительна судьба болгарской девочки Маши Стояновой. На Урал она попала без своих родителей, и её буквально спасла местная жительница Мария. По рассказу Л. Антонюк, дочери М. Стояновой: «Эта женщина стала писать, написала и Молотову, писала в правительство. Её родителей, брата и сестру уже в Узбекистан высылали. Я так понимаю, что эта женщина вымолила их. И когда они приехали. “Я даже, – [мама] говорит – помню. Она кричит: “Машенька, Машенька! Посмотри, кто идёт!”. И идут – мать её идёт, все. Она говорит: “Я как закричала и потеряла сознание”. Уже очнулась, эта женщина, Мария к себе взяла. Но потом вот в барак их поселили». К началу 1950-х годов болгары уже обжились на новом месте, создали собственные хозяйства, образовывали новые семьи, складывались межнациональные браки с местным населением. Многие сделали в Перми карьеру. В Перми началась история пермской династии Писарогло. Пётр Фёдорович Писарогло, уроженец Молдавской ССР, оказался в Перми после высылки из родного села Ново-Тамай в возрасте 22 лет. На тот момент у него уже были жена и дочь. У него не было образования, и он был беспартийным, работал рамщиком на заводе Вторчермета.

Пётр Петрович Киров, известный скрипач и педагог, заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым, свою карьеру музыканта также начинал в Перми, учился в Пермском музыкальном училище. В г. Кизеле Молотовской области Пётр Петрович оказался в восемнадцатилетнем возрасте и сразу – на лесоповал. «Когда он на лесоповале работал, – рассказывает Людмила Радева, – там его свои же берегли, что ты – музыкант: полегче ему работу. А потом при клубе нужен был художник. Он же в художественном училище учился. Потом предложили ему стукачом быть, но Пётр Петрович отказался, и его отправили в столярную мастерскую. Вот тоже там его берегли наши болгары. Музыкального образования у него не было, и он решил поступать в Пермское училище».

После отмены режима ограничения передвижения и снятия статуса спецпоселенцев большинство болгар вернулись на историческую родину. Сегодня большинство потомков пермских болгар проживает на территории Краснодарского края, Республики Крым и на Украине. В семейных преданиях сохранилось немало воспоминаний о жизни родителей, бабушек и дедушек на Урале. В послевоенный период болгарское население Перми и Пермской области повышалось за счёт обучающихся в вузах и отслуживших в армии советских болгар. В результате, по данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, в Молотовской области проживало 1966 болгар (8% всего болгарского населения РСФСР).

В последующих переписях населения ввиду естественной убыли, отсутствия новых миграций и реэмиграции, а также ассимиляции численность болгар постепенно снижалась. Несмотря на то, что данные о количестве болгарского населения в источниках до 1989 года отражены только по Пермской области в целом, динамика вполне может отражать процессы, характерные для болгарского населения Перми. В 1970 году всесоюзная перепись зафиксировала в Пермской области 897 болгар, в 1979 году – 741, в 1989 году – 681, из которых в Перми проживало 182 человека (47% – женщины, 53% – мужчины). Из них 20% указали болгарский в качестве родного, для остальных родным языком был русский. В 2002 году в Перми было зафиксировано 155 болгар.

В настоящий момент численность болгар Перми и Пермского края незначительна. В Перми проживает 86 болгар (в Пермском крае –286), большая часть из которых – в Свердловском и Индустриальном районах. Для 92% пермских болгар родным языком является русский.

Болгарский язык относится к южной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Общее количество говорящих на болгарском языке в мире, согласно данным Института болгарского языка Болгарской академии наук, около 15 миллионов человек. Болгарский язык является родным для более чем семи миллионов в самой Болгарии, три миллиона проживающих на Балканах находятся в границах болгарского языкового континуума, остальные пять миллионов человек, говорящих на болгарском языке, – это болгарские меньшинства и болгарская эмиграция в более чем 70 странах мира.

Развитие славянской письменности, как и у других славянских народов, связано с проникновением христианства. Болгарский язык первым из славянских языков получил письменную форму. В основе болгарского алфавита, как и русского, сербского, украинского, белорусского и ряда других языков, лежит кириллица, которую разработали в конце IХ века в Болгарии ученики Константина-Кирилла и Мефодия для христианизации населения, просветительства и создания «народного языка» в Первом Болгарском царстве. Староболгарских азбук было две – глаголица и кириллица. Глаголица – первая болгарская азбука, созданная Константином- Кириллом и используемая им и его учениками для перевода богослужебных книг с греческого на староболгарский. К глаголическим памятникам относят «Зографское Евангелие», «Мариинское Евангелие», «Ассеманиево Евангелие», «Синайский требник» и др. Кириллица представляла собой копию греческого унциального письма, пополненного новыми буквами для придания им староболгарских звуков, которых не существовало в византийском греческом языке. Наиболее известные кириллические памятники: «Саввина книга», «Супрасльская рукопись», «Енинский апостол». В Болгарии кириллический алфавит претерпел определённую эволюцию. С XII века происходят коренные изменения в грамматическом строе болгарского языка, а уже с XV века начинает формироваться новоболгарский язык, на лексике которого отразилась последовательность культурных влияний и языковых контактов с соседними балканскими неславянскими языками. Были заимствованы ряд слов производственной, экономической и религиозной сфер из новогреческого, турецкого и западноевропейских языков. Современный литературный болгарский язык начинает формироваться с середины XVIII века в период Болгарского национального возрождения. В основе письменного современного болгарского языка лежат восточные диалекты, а произношение представляет собой сочетание восточных и западных диалектов. Болгарское население России, Украины и Молдавии имеет свои особенности языка в зависимости от зоны выхода предков в Болгарии. Первые болгарские переселенцы в Южной Бессарабии, получившие наименование «туканцы», являлись выходцами региона «Сърнена Средна Гора» в Южной Болгарии (группа сёл общины Брезово Старозагорского округа и общины Братя Дасколови Пловдивского округа). Их диалектную форму болгарского языка лингвисты назвали «чийшийской».

В дальнейшем число переселенцев пополнили выходцы из южной Болгарии (Фракии) и из Шуменского округа Болгарии, проживавшие в районе Провадийского плато и говорящие на «съртском» диалекте болгарского языка, который назван исследователями «чушмелийским». В 1830-е годы прибыли переселенцы из юго-восточной Болгарии (Сливенского и Ямболского округа) и Фракии. Они являются носителями южно-балканских диалектов болгарского языка.

Болгарскую диаспору Крыма сформировали переселенцы из юго-восточной части Болгарии – Странджи (Малко Тырново, Граматиково, Стоилово, Мурзоево), которые были носителями странджанского говора, и так называемые «греко- болгары» из Анатолии (т. е. болгары не с территории самой Болгарии). Таким образом, на территории Российской империи в XIX веке оказались представители разных болгарских говоров: северо- восточных (чийшийские и чушмелийские говоры), южнобалканских (сливенские говоры), восточнофракийских, восточнородопских, странджанских.

Естественно, что болгарские переселенцы продолжали оставаться носителями родной культуры и сохраняли локальные особенности языка, быта, семейных традиций и календарной обрядности, жилища, костюма и т. д., которые отличались в зависимости от зоны выхода болгар.

В целом, независимо от зоны выхода, для болгарской диаспоры характерна сохранность народной культуры и этнического самосознания. Болгарская этногруппа в полной мере сохраняла свои особые этнические черты и способы передачи этнокультурной информации практически до второй половины ХХ века, а в некоторых сёлах и по сей день. Архаичность культурных традиций и говора у болгар-переселенцев отмечает целый ряд исследователей. Большинство современных болгар, проживающих в России, на Украине и в Молдавии, наряду с родным языком говорят и на языках своих соседей, прежде всего, на русском, являясь, по существу, билингвами.

Традиционная народная одежда болгар относится к самым ярким творениям народного искусства.

Одежда, благодаря особой технике ткачества, кройки материала, форме композиций и множества частей костюма, раскрывает сохранённые вековые архаичные черты, этническое единство и многообразие традиционной культуры.

Переселяясь на территорию Российской империи, болгары принесли с собой многообразие вариантов традиционного костюма, характерного для мест их проживания на исторической родине. Внутренние миграции болгар на протяжении XIX века на новом месте проживания привели к смешению различных вариантов, но в рамках отдельных селений вырабатывается относительно одинаковый тип одежды. Традиционный костюм к середине ХХ века уходит из употребления, за исключением самых стойких его элементов (платки, фартуки, жилеты).

Для изготовления одежды использовали домотканые полотна – шерсть и ткани из конопли. С начала ХХ века для праздничной одежды стали использовать фабричные ткани, шёлк и хлопок. Из кожи свиней, волов и овец изготовляли ряд элементов для традиционной верхней одежды и обуви.

Мужской костюм. Обязательной частью мужского костюма, как и женского, была нательная рубаха (риза), сшитая из хлопчатобумажной или конопляной ткани. Рубаха была туникообразная, имела небольшой стоячий воротник и разрез спереди. Длинные рукава заканчивались манжетами. Во второй половине XIX века получили распространение косоворотки. Рубахи украшались вышивками на воротнике, на груди и манжетах. Штаны были из домотканого, а позже из покупного сукна. Носили мужчины полотняные нижние брюки, поверх которых в тёплое время года надевали ещё одни из более тонкой домотканины либо из шерсти в холода. Старики носили кожаные брюки. Сверху надевали вязаную из овечьей шерсти рубаху (пуловер) или суконные жилетки, которые со временем носили лишь пожилые люди. Талию болгарские мужчины обматывали широким красным домотканым шерстяным поясом (опас).

В холодное время года надевали кожаные безрукавки (илече, киптаръ, кюрк), короткие или длинные дублёные тулупы из овечьей шкуры. Нижнюю часть ноги болгары обматывали плотным белым сукном (наушта, навушта), поверх надевали постолы с подошвой из войлока и обвязывали длинными кожаными шнурками до колен. В праздничные дни мужчины носили туфли, сапоги и ботинки. Летом они надевали суконные шляпы с узкими полями чёрного или коричневого цвета (парлия). Носили также шапки из овчины (калпак) чёрного, серого, редко – коричневого цвета.

Женский костюм. Обязательным компонентом женского наряда была рубаха (риза), сшитая из конопли или хлопчатобумажных тканей. Рукава у ризы широкие и свободные, собраны под запястье манжетом, воротник круглый, на груди разрез, который соединяется с помощью пуговицы и петельки или сплетёнными из ниток тесёмками. Украшали рубахи вышивкой по подолу, вороту и разрезу на груди. Поверх рубах носили отрезное или цельнокройное платье из шерстяной материи (рокла, сукман, манофил).

Цельнокройные платья с боков, на уровне нижнего края проймы, зачастую украшались пришивными лентами и аппликациями из кашемира и сукна. Был ещё вариант сукмана, сшитого из чёрной шерстяной ткани и украшенного тройным рядом шнура красного и чёрного цветов. Подобное однотонное шерстяное платье (манофил) встречалось у всех болгар. Летом, как правило, носили платья светлых оттенков, а зимой – тёмных.

Шили также платья без рукавов с отрезной талией (вистань). Они представляли собой лиф, к которому пришита широкая юбка, собирающаяся в складки на талии.

Крымские болгарки поверх ризы и длинного ситцевого или хлопчатобумажного платья с рукавами и каймой надевали шерстяной сарафан. Поверх сарафана – узкий длинный суконный фартук с узорами.

Кроме платьев женщины носили также костюмы из домотканной шерстяной материи, состоящие из кофты без воротника с круглым вырезом и небольшим буфом в верхней части рукава и пышной сборчатой юбки. Носили также кофты цельного, прямого покроя из шерстяных тканей и безрукавки из овчины.

Важной деталью женского традиционного костюма был передник (престилка, фарта). Бытовало два вида фартуков: собственно, фартук и передник. В повседневном обиходе, как правило, использовали домотканые фартуки, а сшитые из покупной ткани считались праздничными. Украшали фартук вышивкой, продольными складками, лентами. Обязательным атрибутом праздничного костюма был пояс с металлической застёжкой.

Девушки и замужние женщины всегда носили головной убор. Состоял он из косынки треугольной формы (връзка), концами которой замужние женщины обвивали косы перед тем, как уложить их в причёску. В некоторых сёлах функцию връзки до 30-х годов ХХ века выполняла тоненькая шапочка (капа, фес), которую со временем сменили белые ситцевые платки. Верхние платки (кърпа, барез, шал) из хлопчатобумажной или тонкой шерстяной ткани квадратной формы складывали по диагонали, концы платка своеобразным узлом завязывались чуть ниже макушки и закалывались специальными булавками. Также могли завязывать платок под подбородком или сзади на шее.

Дома платок могли носить повязывая, лишь сложив его концы на темени. Летом носили светлые или цветные косынки, а зимой – шерстяные платки с длинной бахромой (шал, шельче). Волосы болгарские женщины заплетали в две косы, которые в повседневном быту наматывали вокруг головы и прятали под връзку или чепчик. В праздничные дни заплетённые косы свободно свисали вдоль спины. Головной убор мог быть украшен садовыми или комнатными цветами, которые прикрепляли за ушами или на темени.

В праздничные дни женщины носили покупную обувь: полуботинки, кожаные туфли (пантофи), тапочки (терлици). Тапочки шили из плотной шерстяной ткани или сукна, подошву подшивали кожей. Рабочая обувь была из сыромятной кожи (царвули). На ноги женщины надевали шерстяные и суконные носки или чулки (чорапи, джюрапи, кылцуни).

Обязательным дополнением женского традиционного костюма были украшения различных видов. Наиболее разнообразны были шейные украшения (монисто). Носили бусы из монет (алтъни, желтици, левти), из слоновой кости (кокални маниста), из стекла, из бисера, из перламутра. Браслеты (гримни) были серебряными, медными или стеклянными, серёжки и кольца – серебряные, медные или золотые.

Национальная кухня болгар формировалась в течение многих веков под влиянием климатических факторов, исторических процессов, культурно-бытовых и хозяйственных условий.

Основными занятиями болгар на протяжении XIX– XX веков были земледелие и животноводство, продукты которых составляют основной рацион питания. Вполне естественно, что традиционный набор блюд у болгар России представляет собой соединение нескольких кухонь – болгарской, которую принесли с собой из Болгарии и сохранили в диаспоре, и заимствованной у соседей (русских, молдаван, крымских татар, украинцев и др.). Под влиянием природно-географической и этнической среды региона в систему питания болгар вошли новые блюда, рецепты или ингредиенты.

Хлеб является основным и неизменным блюдом каждого приёма пищи. Раньше его пекли в каждом доме. Использовали пшеничную муку, иногда кукурузную и житную. Дрожжи двух видов – хмелевые и винные.

Из различных круп (пшеничной, кукурузной, проса) готовят каши, которые подаются к столу и в качестве самостоятельного блюда, и гарнира к мясу. Крупу, чаще всего пшеничную (булгур) и рисовую, используют как составляющую начинку для голубцов из виноградных и капустных листьев (сърми, гушки) и фаршированного перца (пълнени чушки, напатпипер). В качестве приправ употребляют красный перец, петрушку, мяту, укроп, сельдерей, чабрец. Из кукурузной муки варят мамалыгу, добавляют к ней брынзу или шкварки.

Варят также рис либо арнаутку (булгур) на молоке с сахаром и ванилью. Ещё арнаутку тушат с мясом ягнёнка или птицы.

Мясные блюда чаще всего готовят в выходные дни или на праздники. Для приготовления мясных блюд используют баранину, свинину и мясо птиц (кур, уток, гусей, индюков).

Из баранины готовят каварму – тушёная баранина в собственном соку с красным перцем, курбан – варёная баранина, пекан курбан – плов из баранины с рисом или арнауткой, пача – холодец из птицы или свинины. Из свинины делают домашнюю колбасу (карвавица, баур) и зельц (салтисон). Пилешка манджа – это курица, тушённая в густой подливке с добавлением красного перца и муки.

У крымских болгар присутствуют в рационе следующие блюда: слоёный мясной пирог (кубэте), солёное или копчёное мясо (кокач) и мясная поджарка в казанке с добавлением лука, морковки и перца (кавурма). Интересно, что традиционный слоёный пирог (баница, милин) из овечьей или коровьей брынзы встречается у всех болгар, за исключением крымских. Для них заменой послужил рулет из теста и брынзы (сирене лангиди), который подавался на стол порезанный на кусочки толщиной в 2 см, и сырный пирог (чатунская плакета). Повсеместно делали также болгары вертуту с тыквой (тиквенник).

Используют болгары в своём рационе большое разнообразие молочных продуктов, приготовление которых сохранило свои архаичные черты. Незаменимыми на столе считаются брынза овечья (овчу сирени) или коровья (кравишку сирени), кислое молоко (кисялу мляко), сметана. Делают творог.

Из овощей и фруктов в пищу употребляют то, что выращивают у себя на огороде и в саду: помидоры, перец, капусту, морковь, баклажаны, лук, чеснок, тыкву, кабачок, фасоль, яблоки, груши, виноград, персики, сливы, абрикосы. Распространёнными являются блюда из капусты. Её, как сырую, так и квашеную, тушат с мясом либо запекают в печи с рисом или фасолью. В сёлах, которые находятся недалеко от озёр и рек, готовят и рыбные блюда: уха, жареная и запеченная рыба с подливкой с перцем.

Делают болгары также соления и заготовки на зиму. В бочках солят сало и брынзу, маринуют перец, помидоры, огурцы (трушия), квасят капусту. Делают сухофрукты из яблок, слив, абрикосов, винограда.

Самым популярным напитком у болгар является вино, без которого не обходится ни одно застолье, причём не только праздничное, но и повседневное. Делают также виноградную водку (ракия). В отличие от ракии вино было и считается слабоалкогольным напитком. Культура его употребления, складывавшаяся у болгар веками, предполагает даже давать его в мизерных дозах младенцам и детям – для здоровья. Существуют у болгар и безалкогольные напитки, такие как шира – виноградный сок ещё не перебродившего винограда, ушау – компот из сухофруктов, борч – квас на основе ржаного хлеба. Последний делали чаще всего после пасхальных праздников, когда оставалось много пасок (куличей), которые и были основным ингредиентом борча.

Крещение Болгарии произошло во времена правления князя Бориса I Михаила в 864 году.

Принятие христианства как официальной государственной религии привело к значительным переменам в культурной жизни страны и способствовало консолидации болгарского общества, стиранию этнических различий между славянами и праболгарами, формированию единой болгарской народности. При князе Борисе и его последователях православие активно распространялось в стране, строились церкви, сооружались монастыри.

Наиболее сложным для болгарской церкви и верующих был период османского владычества.

Установление османской власти над болгарскими землями привело к уничтожению болгарского государства, ликвидации самостоятельности болгарской церкви, исламизации, разрушению конфессиональных устоев болгарской средневековой культуры, экономической стагнации и тяжёлым людским потерям. Болгария становится провинцией Османской империи и подвергается жёсткой ассимиляции, что препятствует экономическому, политическому и культурному развитию страны.

В XVI и XVII веках частым явлением была насильственная исламизация, цель которой – укрепление османского режима среди христианского населения.

Особую роль в этот период играли монастыри. Их просветительская, книжная и культурная деятельность препятствовала ассимиляции и способствовала сохранению, возрождению и умножению духовных ценностей и укреплению болгарского духа. Болгарское возрождение начинается с борьбы за самостоятельную церковь.

Обрести независимость болгарской церкви удалось лишь в 1872 году.

Религия всегда играла важную роль в жизни болгар. После переселения в Российскую империю особое внимание они уделяли созданию своих церквей, которые со временем появляются почти во всех колониях. Православная церковь являлась не только важным институтом образования и учёта населения, но играла определяющую роль в духовной и общественной жизни болгарского народа, в том числе в советский период, когда церковь была отделена от государства, а власть проводила агрессивную атеистическую пропаганду. Именно поэтому большая часть болгар современной России, Украины и Молдавии продолжает следовать православным традициям своих предков. Вековые христианские традиции и сегодня способствуют сохранению болгарской идентичности.

Болгарский народный календарь отражает историческое и этнокультурное прошлое народа.

В основе его лежит общий для всех православных отсчёт времени – 12 больших праздников (Рождество, Пасха, Троица и т. д.), а также дни памяти святых и мучеников. В некоторых обрядах прослеживаются древние представления о двойном делении года, характерные для скотоводов (дни Св. Георгия и Дмитрия в качестве рубежных дат этих периодов). Отдельные обычаи отражают балкано-фракийские представления о мировоззрении (например, Тодоровден с его культом коней и всадников). К этому стоит добавить существование у болгар России, Украины и Молдавии множества вариантов различных обрядов, которые появились в результате взаимодействия с соседними народами – русскими, украинцами, молдаванами, гагаузами и т. д.

В дни памяти православных святых существовал строгий запрет на домашнюю и сельскохозяйственную работу. На время строгого поста приходились первые зимние праздники. В день Андрея Первозванного (Андреевден, Чесанден) 13 декабря готовили только постные блюда (кукуруза, фасоль). В дни празднования Варвары, Савы и Николая (17, 18, 19 декабря) пекли медовые лепёшки, ворота обмазывали мёдом, а на порогах рисовали кресты. На Николая обязательно готовили блюдо из рыбы, которое должен был попробовать каждый присутствующий на трапезе.

День св. Игнатия (Игнажден) – 2 января, по своей семантике он является праздником птицеводческим, большинство обрядовых актов и ритуалов этого дня направлены на разведение домашней птицы. Кроме того, никто не выходил из дома, пока кто-нибудь не зайдёт в гости. Первого гостя сажали в углу на солому с яйцом, считая, что куры будут хорошо нестись. Гостя угощали обрядовым кушаньем из кукурузы.

Рождественско-новогодняя обрядность болгар включает в себя обрядовые трапезы, ритуальные обходы домов, гадания и предсказания. К Рождеству (Коляда, Колда) обязательно пекли обрядовый хлеб двух видов. Первый – «Боговица», Его символически украшали кошарой с ягнятами либо фигурками на религиозную тему из теста. Второй назывался «вити, привити краваи, плетен кравай, кунакът» – калачи, которыми одаривали колядников. На Коляду готовили 12 блюд (кутья, варёная фасоль, капуста, постные голубцы, лук, чеснок, соль, соления, яблоки, орехи и др.). Всем членам семьи раздавали по головке чеснока, чтобы «облегчить роды Богородицы». В некоторых болгарских сёлах глава семьи трижды ложкой подбрасывал вверх кутью, чтобы хлеб на будущий год был высоким и богатым.

В болгарских сёлах широко распространено рождественское колядование. Колядчики (кулидари, коледари, коладници), заранее распределившись по группам, на святой вечер (6 января) со звездой с иконой, колокольчиками и специальным шестом, на который нанизывали калачи, ходили по домам и колядовали. Угощали колядчиков сладостями, давали деньги и калачи.nНа Новый год по старому стилю (Сурва, Сорваки, Василувден) рано утром 14 января мальчики (сурвакари, сурвакници) совершают обход, который называется сурвáкане. Участники обряда нарядно одеты, ходят с сумками и свежесрезанными веточками виноградной лозы или иного дерева (сурвакницы, сурвачки, василичарки), украшенными лентами, цветами, разноцветной бумагой. Держа в руке сурвачку, мальчики машут во время поздравления, слегка ударяя хозяина или хозяйку ветвью, и в стихотворной форме желают хозяевам счастья, здоровья, благополучия. Также участники должны «посурвакать» хозяйство – мелких животных, курятник и т. д. Детей одаривали деньгами, калачиками, конфетами.

Вечером в канун «старого» Нового года (13 января) устраивалась обильная семейная трапеза. Обилие блюд символизирует богатство и благоденствие в наступающем году. На столе должно было находиться всё, что вырастил человек или дала природа – от мясных блюд до пирогов, овощей, сушёных фруктов, орехов.

Обязательное блюдо– баница или милин (слоёные пироги с брынзой или творогом) круглой формы. После прочтения молитвы и окуривания праздничной трапезы пирог прокручивали несколько раз и разрезали на столько частей, сколько членов семьи. По банице гадают: складывают внутрь пирога виноградные палочки или другого плодового дерева, которые называют «кысмети» (от болг. «късмет» – счастье, удача), различной длины и договариваются об их значении (например, длинная означает корову, средняя – овцу, короткая – домашнюю птицу, толстая палочка символизировала долголетие, палочка с почкой – здоровье). Каждый берёт по куску и смотрит, что ему сулит наступающий год. В последнее время эта традиция видоизменяется: вместо палочек в тесто кладут бумажки с надписями о хозяйственных обязанностях и с пожеланиями, а также монету, что означает богатство.

Важным церковным праздником зимнего цикла является Крещение (Иордановден, Гуляма Аязма). В этот день священник святил воду в речке и колодцах. Позднее стали святить воду в церкви. Священной водой хозяева окропляли дом, домашних животных и хозяйственные постройки.

На следующий день после Крещения празднуют день Иоанна Крестителя Ивановден): совершают обрядовое купание именинников. Гости обливали Иванов водой либо на руки лили воду.

Распространённым у болгар является праздник повивальных бабок (Бабинден) 21 января. В его обрядах участвуют только женщины, главным обрядовым лицом является бабка-повитуха. Женщины приходили в дом повитухи с подарками (мыло, фартук, отрез ткани, хлеб и др.).

В праздник виноградаря Трифон Зарезан (14 февраля) вместе с соседями шли на виноградник и символично подрезали лозу. Виноградник поливали вином и благословляли.

Конец зимы – начало весны отмечается Масленицей. На улицах жгут костры, прыгают через них. В воскресенье на Масленицу ходили в гости с угощением и просили прощения.nНа праздник Баба Марта (1 марта) утром убирали дом, приглашая весну. В этот день детям на запястье, а взрослым на грудь или на запястье надевали мартеницы (мартицы), свитые из шерстяных красных и белых нитей. В одних сёлах их носили до 9 марта, в некоторых до конца месяца либо до того момента, пока не увидят пролетающих журавлей. Тогда мартеницы клали под камень и верили, что Баба Марта принесёт детям подарки. Заглядывая под камень, гадали о будущем.

За неделю до Пасхи в субботу отмечается Лазаровден. В этот день празднично одетые маленькие девочки с корзинками обходят дома, исполняя песни. Хозяйка благодарила их и одаривала куриными яйцами. Эти лазарувания являются специфическим элементом болгарского календаря.

Пасха (Великден) – один из самых главных праздников в календарной обрядности болгар. К нему заблаговременно готовились, убирали дома и подворье, белили деревья. В четверг или пятницу пекли куличи (пасхи) и красили яйца. На богослужение шли с вечера субботы, несли куличи, яйца. В воскресенье утром вся семья собиралась для разговения за праздничным столом. Обменивались поздравлениями и христосовались яйцами. Ходили в гости к родителям и кумовьям. Вечером молодёжь собиралась на хоро, пела и танцевала. В понедельник утром через неделю после Пасхи (Суфинден, Мрътвия Великден) священник служил молебен на кладбище. После молебна люди раздавали за усопших кусочки пасхи, калачи, яйца, сладости.

На 40-й день после Пасхи отмечают Вознесение господне (Спасовден, Бужейме).

Накануне, в среду вечером, шли на кладбище и брали с собой вино, хлеб, фасоль, чтобы совершить трапезу и поминовение мёртвых.

Через 10 дней после Спасова дня – Троица, Света Троица. Праздник знаменует конец весны, начало лета и состоит из трёх дней: воскресенье – русаля, лусаря, понедельник – Троица, вторник – лудия вторник. В убранные комнаты в субботу вечером заносили полынь, ветки ореха, траву, чтобы не допустить злых духов. В русальскую неделю существовал запрет на работу и купание.

Большой праздник летнего цикла приходится на 6 мая – день святого Георгия (Гергевден, Гергьовден). С этого дня уже можно было пасти овец и коров за селом. В этот день в каждом доме резали молодого ягнёнка, которого запекали с рисом (курбан). Курбан – это не только обрядовое блюдо, обрядовая трапеза, но и наиболее распространённая и популярная у болгар. Существует целый ритуал закалывания ягнёнка. Раньше его кровь собирали и окрашивали ею лица детей. В некоторых болгарских сёлах Крыма ягнёнка вместе с обрядовым хлебом относили в церковь, где после литургии и освящения яств присутствующие обедали. В бессарабских сёлах люди с курбаном, хлебом, вином, фруктами собирались за селом или же в отдельных его частях, куда приглашали священника. После трапезы устраивали народные гулянья, пели песни и непременно исполняли хоро.

В начале летнего цикла проводился ритуал вызывания дождя, известный как пеперуда ляда, пеперуза, пеперуга. Обычай календарно был приурочен к Великому четвергу после дня св. Георгия. В некоторых бессарабских сёлах его праздновали одновременно с Никулден (22 мая – день св. Николая), а крымские болгары отмечали в один день со Святой Троицей. Девочки делали «пеперуду, пипируду, пеперу гу» (бабочку). В бессарабских сёлах деревянный кол украшали зелёной травой, цветами, листьями, ветками и с ним начинали обход дворов, во время которого букетиком из трав окропляли дома водой. После исполнения обрядовой песни девочки катили сито по двору и гадали об урожайности этого года. Девочек одаривали мукой, картофелем, фасолью и т. д. Не брали только яйца, так как яйцо предвещало град. В болгарских сёлах Крыма на роль пеперуды выбирали девочку пяти-шести лет. Украшали её зелёными ветками, листьями, надевали на голову венок.

Вели по улицам и пели народные песни.

Праздновали болгары и рождество Иоанна Крестителя (Енювден, Янювден, Янюуден, Енюф ден) – 7 июля. В этот день проводили обряд «Яню», который имел свои особенности в отдельных болгарских сёлах. Для его проведения использовалось как культурное пространство села (улицы), так и его границы (поле). Выбиралось обрядовое лицо – «Яню», которым являлась девочка четырёх-пяти лет либо девочка-сиротка восьми-двенадцати лет (у крымских болгар), её наряжали, как невесту, и «играли» свадьбу, пели и танцевали. В медное ведро с водой девушки клали свои кольца, золотые изделия, букеты цветов или венки, чтобы гадать о своём суженом и скором замужестве, а доставала перстни или цветы «Яню». Из других обычаев этого дня: чтобы не завелась моль, болгары выносили из дома одеяла, ковры, дорожки, развешивали одежду.

День апостолов Петра и Павла (Петровден – 12 июля, Павловден – 13 июля). Обрядовость этих праздников состоит, прежде всего, из богослужения и освящения курбанов за здравие именинников. После праздничной церковной службы каждая семья разговляется после двухнедельного петровского поста. Для обрядовой трапезы готовили молодого петуха или цыплёнка и слоёный пирог с брынзой.

Сохранилась у болгар и традиция отмечать престольные праздники. Храмовый праздник традиционно отмечается очень широко. На него съезжаются и жители соседних сёл. Курбан обязательно делали и на храмовые праздники. Праздновали болгары и дни св. Ильи, св. Марии Магдалены, св. Пантелеймона. Обрядовость этих дней характеризуется празднованием личного имени, запретами и верованиями, связанными с образами и характером святого.

14 августа почитали святых Семи Мучеников Макавеи. На Макавей женщины делали букет из цветов ржи, подсолнуха, базилика, мака, астры и освящали его в церкви, затем клали дома возле иконы.

Как и все православные, 19 августа болгары празднуют и Преображение Господне (Прибризине, Спас). В этот день освящают в церкви воду, яблоки, виноград, сливы, мёд. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) является у болгар одним из самых почитаемых праздников, связанных со святой девой Марией. В этот день принято ходить на церковную службу, в гости к родителям и кумовьям. В субботу перед Богородицей посещают могилы родных и близких, подают и за здравие и за упокой.

В сентябре болгары отмечали Усекновение, Рождество Пресвятой Богородицы (Малка Бугуродица), Воздвижение Креста Господня (Кръстюфден, Кристовден). В эти дни ходили в церковь, в гости и старались не работать. Согласно народному поверью в день Усекновения (Секновене) 11 сентября нельзя есть красный арбуз и виноград, нельзя дотрагиваться до острых и режущих предметов, в Кристовден (27 сентября) существовал запрет на употребление мяса.

На Покрова (14 октября) ходили в церковь, устраивали в доме праздничный обед, раздавали калачи в память об умерших. Большими поминальными днями (задушници) у болгар считаются суббота накануне дня св. Дмитрия (8 ноября) и св. Архангела Михаила (21 ноября). В эти дни обязательно посещают кладбище, раздают калачи, сладости, зажигают свечи и поливают могилы вином. Именинники отмечают праздники, готовят курбан, созывают друзей и родственников. Считается, что до Димитровдня урожай должен быть собран, овощи и фрукты снесены в подвал, вино налито в бочки, овцы пригнаны с пастбища, а земля вспахана.

Семья и семейные традиции Семья у болгар- колонистов представляла собой обычный тип современной семьи и состояла из родителей и детей.

Главой являлся старший по возрасту мужчина, который пользовался особым почётом и уважением. Он считался собственником всего семейного имущества и был вправе распоряжаться им. Его слово было законом для всех членов семьи и было решающим на семейном совете. Глава являлся и представителем семьи перед государством, общиной и родом. Супруга главы семьи играла решающую роль в устройстве домашнего быта. Она также оказывала определённое влияние на него. Женщины вели хозяйство, рожали и воспитывали детей. Уже к 25 годам большинство из них были замужем. Болгарские женщины на протяжении всего репродуктивного периода рожали в среднем 7–8 детей. Каждый одиннадцатый ребёнок умирал, ещё не дожив до года. Социальная роль женщины оказывает воздействие на характер отношений в общественной, производственной, культурной и семейной жизни.

Разнообразные обычаи символизировали подчинённое положение болгарской женщины в доме. Согласно традиции от неё ожидалась покорность мужчине (отцу, супругу или другим законным покровителям). Именно женщине принадлежала роль хранительницы рода и общественных традиций. Она осуществляет контроль над сохранением и соблюдением традиционных обрядов и обычаев.

Только после женитьбы сыновья становились полноправными членами семьи и имели право голоса на семейном совете. Однако ни сыновья с невестками, ни дочери с зятьями, оставшиеся жить в отцовском доме, не получали ни финансовых, ни имущественных прав до того момента, пока они не были выделены в самостоятельное домохозяйство. Неотъемлемой и важной частью жизни болгар являлись обрядовые традиции. Они тесно переплетались с церковными праздниками и датами. Их можно разделить на те, что праздновались всем селом, и семейные. Участие в семейных празднествах, отражавших основной жизненный цикл человека – рождение, свадьбу, смерть и погребение, было святой обязанностью каждого болгарина.

Родины и крестины связаны с целым рядом обычаев и обрядовых действий, а также комплексом магических действий, направленных на защиту новорождённого, роженицы и всей семьи от негативных воздействий враждебно настроенных людей и потусторонних сил. В период беременности и после родов женщина соблюдала целый ряд запретов. Согласно поверьям во время беременности она не могла садиться на пустые ведро или торбу, потому как младенец будет голодным. Нельзя было смотреть на огонь. После родов 40 дней женщина не могла выходить со двора. Мать до 40 дней носила красную нить на талии, а ребёнку красную нить завязывали на руке.

До сих пор некоторые болгары соблюдают обычай на третий вечер после рождения ребёнка ставить на столе в доме угощение (вино, мёд, тёплый хлеб с горящей в нём свечой, красные яблоки и орехи в сите и несколько горячих блюд) для трёх урисниц — мифических дев судьбы, которые приходят к новорождённому и определяют его судьбу. Мальчика было принято крестить на 40-й день, а девочку на 30-й. Крёстными родителями ребёнка обязательно были семейные пары. Функции крёстных передавались от отца к сыну по наследству.

Выбор имени ребёнка был связан с рядом обычаев.

Если он родился на большой религиозный праздник, то его называли в честь данного святого. В иных случаях первому сыну давали имя деда по линии отца, второму – по линии матери. По такому же принципу выбиралось имя для девочки. Интересно, что во многих болгарских сёлах эта традиция сохранилась и по сей день. После крещения устраивали праздничный обед. Гости приносили подарки, курицу или петуха и хлеб. Крёстные приносили одеяльце, шапочку и другие подарки для ребёнка. На крестины готовили курбан, а в пост – только постные блюда. Обязательно делали питку (пита – обрядовый хлеб). Отсутствие питы сулило ребёнку никогда не жениться.

Когда ребёнок делал первые шаги, пекли пристапулку – маленькую лепёшку, которую мазали мёдом. Согласно обычаю эту лепёшку должны съесть родители, обежав с ней три ближайших дома, или же лепёшку раздавали всем соседям.

Обязательно отмечали первую годовщину рождения ребёнка.

Согласно болгарскому обычаю крёстный должен был впервые подстричь ребёнка. Кроме этого, перед малышом раскладывали различные предметы и в зависимости от того, что он возьмёт, предполагали, кем он будет. Все последующие дни рождения отмечались как именины – день ангела.

Предсвадебные обряды и свадьба. Взаимоотношения между полами строго регламентировались традиционными установками. Знакомство и общение будущих молодожёнов происходило на хуро/хоро (общественные танцы), вечеринках (сидянки, пупрелки), храмовых праздниках, а также на совместных работах (клака, миджия, межа), поскольку для болгар была характерна и традиция взаимопомощи при строительстве дома, сельскохозяйственных и домашних работах.

По воскресеньям и в праздничные дни молодёжь собиралась на хуро – это одна из форм больших уличных молодёжных гуляний. Во время поста подобные гулянья не устраивались, а местом общения молодёжи были сидянки или предачки, устраивавшиеся по очереди у кого-либо дома. Молодая незамужняя девушка одна на сидянки не шла, только с матерью либо с братом. Собравшись, девушки и женщины чесали шерсть, пряли, плели , вязали, чистили кукурузу, пели песни. Парень забирал бумажный цветок у понравившейся девушки, а в случае, когда девушке нравился парень, она сама могла подарить ему цветок. Существовали и другие формы для проявления симпатий.

Прежде чем посватать девушку, парень ухаживал за ней в течение полугода. Сватанья начинались после богородичного поста, и уже с конца сентября начинался период свадеб.

Большинство браков заключалось в осенние месяцы (октябрь–ноябрь) и зимние (январь–февраль). В декабре и марте браки вообще не заключались. Эти периоды соответствовали двум строгим и продолжительным постам.

О сватанье сначала договаривались парень с девушкой. После этого парень посылал к родителям девушки своего родственника мужского пола, старше его, но не отца. В знак согласия девушка дарила жениху рубашку или что-нибудь из одежды. Предсвадебные обряды крымских болгар практически не отличались от предсвадебных обрядов бессарабских болгар. Но некоторые особенности всё же были. Например, определившись с выбором невесты, молодой человек должен был сначала спросить совета у родителей и только после их согласия поручал пожилой родственнице или уважаемому мужчине переговорить с родственниками девушки.

Для болгар были характерны два предсвадебных обряда (главеш и гудеж), которые часто проводили одновременно. Помолвка происходила в назначенный день у родителей девушки за праздничным столом и танцами до самого утра. Родители жениха вместе со своими близкими родственниками с подарками, вином и ракией приходили в дом невесты. Главную роль в этом обряде играли родители, которые договаривались о предстоящей свадьбе и приданом невесты. Парень дарил девушке платье, а она – рубашку и полотенце, которое повязывала ему. Жених также мог подарить бусы, серёжки, туфли, фартук. Родственники жениха тоже одаривали невесту подарками. В некоторых болгарских поселениях Крыма жених во время помолвки должен был получить платок невесты с монетками, который носил на груди до дня свадьбы. Девушка же получала от отца жениха, после того как целовала ему руки прикладыванием лба, платок с завёрнутым в него свадебным перстнем, который она надевала на средний палец правой руки. Мать невесты тоже одаривала всех присутствующих подарками – платками, шалями, которые гости повязывали себе.

Свадьба. В субботу с утра в дом молодой приходила кума, которая одаривала её полотенцем, расчёской, зеркальцем, духами, платком. Она купала молодую. В эту воду клали два яблока, которые потом молодожёны должны были съесть. Затем кума заплетала ей косы, а присутствующие подружки пели грустные песни.

В эту же субботу в доме жениха пекли лепёшку (питку), с которой танцевали и раздавали её всем присутствующим. Затем лепёшку несли к невесте, а от невесты жениху приносили рубаху. К свадьбе готовили курбан, каварма, холодец, капусту с рисом, сладкий рис, варёных и жареных кур, гуляш, жаркое, кокач и другие праздничные блюда. Пили в основном домашнее вино. Свадьба начиналась в воскресенье утром. Вначале жених вместе с музыкантами и родственниками шёл к куму, а затем все отправлялись к дому невесты. Там их встречали подруги невесты и после выкупа уже могли пройти в дом. Когда жених входил в дом, кума надевала невесте венок с блестящими нитями (сирма) или фату (було). К одежде жениха кума крепила бумажный цветок.

Венчаться молодые ехали на возах или машинах. После венчания возвращались в дом невесты, где гуляли до вечера, а затем, забрав приданое, ехали к жениху. Молодых сопровождали лишь несколько пар, а гулянье в доме невесты продолжалось. Родители жениха встречали молодожёнов с хлебом- солью, мёдом и иконами, и начиналась праздничная трапеза, во время которой жених с невестой сидели за столом с молодёжью, отдельно от старшего поколения. Женщины дарили молодым платки, покрывала, полотенца и т. д., а мужчины бросали деньги на тарелку или поднос, на котором стоял стакан с вином, накрытый хлебом с солью.

Гулянье в доме жениха длилось всю ночь. Перед первой брачной ночью кума снимала с невесты фату при помощи двух прутьев из веника или розы и повязывала ей свой платок. Этот обряд разбуливания невесты являлся неким завершением свадьбы и существовал во всех болгарских сёлах, символизируя переход девушки в новое состояние – молодой жены.

Болгары вплоть до 80-х годов ХХ века были консервативными в отношении девственности невесты. Для подтверждения честности выносили решето, в которое клали простыню. Если невеста была «честной», пили сладкую подкрашенную водку (червена, слатка, медена ракия), а если нет – на подводе отправляли её домой, при этом в некоторых сёлах невесту унижали, заставляя собрать мусор, который высыпали ей на голову. В понедельник молодая жена поливала всем руки водой, за что ей давали деньги. В этот день она дарила женщинам фартуки, а её одаривали посудой. Свекровь и свёкра гости мазали сажей и катали их по селу. Молодёжь «машкаровалась» и ходила по улицам собирать подарки для молодых (птицу, продукты, хлеб, отрезы ткани).

Свадьба завершается обычаем повранки, повренки, повратки. В одних болгарских сёлах, через одну-две недели после свадьбы, родители невесты шли к молодым, и мать дарила дочери посуду. В других – в пятницу вечером молодожёны должны были пойти в гости к родителям невесты и остаться там переночевать. Мать невесты и близкие родственники дарили ей посуду и кухонные принадлежности.

27 марта 1956 года издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с греков, болгар, армян и членов их семей, находившихся на спецпоселении», поскольку эти ограничения «в дальнейшем не вызываются необходимостью».

Ряд областей РСФСР пополнились за счёт депортированных болгар, значительная часть которых проживала в Краснодарском крае (2920 чел.), Свердловской (3008 чел.), Челябинской (2848 чел.), Кемеровской (2274 чел.), Пермской (1966 чел.), Ростовской (1848 чел.) областях. По данным всесоюзной переписи населения 1970 года, болгар насчитывалось 351 тыс., а к 1989 году, согласно последней советской переписи, численность достигала 372 941 чел. Как и прежде, наибольшее количество болгар проживало в Украинской ССР (233 800 чел.), Молдавской ССР (88 419 чел.), РСФСР (32 785 чел.), Казахской ССР (10 426). Жили болгары также и в других союзных республиках. Из 372 тыс. болгар, населявших Советский Союз, 254 тыс. человек родным языком считали болгарский, 107 тыс. – русский и 11 тыс. назвали родным другие языки народов ССР. К этому времени в городах проживало уже около 100 тыс. болгар. В Российской Федерации, по данным переписи населения 2002 года, проживало 32 тыс. болгар (17,3 тыс. мужчин и 14,7 тыс. женщин). Из них большая часть (25,3 тыс.) жила в городах, 6,6 тыс. – в сельской местности.

На 2010 год 24 038 человек определили себя как болгары, 23 947 указали, что владеют болгарским языком. Сегодня представители этого этноса проживают во всех субъектах России. Согласно данной переписи болгары живут в Краснодарском крае (2204 чел.), в Московской области (1719 чел.), в г. Москве (1852 чел.), в Тюменской области (2734 чел.), в Ханты-Мансийском автономном округе (1430 чел.), в Пермском крае (286 чел.). По данным переписи населения, в 2014 году в Крымском федеральном округе насчитывается 1868 болгар. С 12 февраля 2015 года болгарская община Крыма получила официальный статус Региональной болгарской национально- культурной автономии Республики Крым «Паисия Хилендарского», возглавляет её Иван Абажер. В России в настоящее время существует более двух десятков общин, общественных организаций и культурных болгарских автономий, среди которых наиболее значимой является именно национальная автономия болгар Крыма, поскольку Крым, наряду с Бессарабией и Приазовьем, – историческое место, где более двухсот лет назад в Российской империи начала формироваться болгарская диаспора.