⇽ Назад к списку книг

Белорусы Перми: история и культура

Белорусы – один из восточнославянских народов Евразии. Само название «белорусы» восходит к топониму «Белая Русь». О его происхождении высказаны разные точки зрения, его связывают с цветом костюма, с пигментацией волос и глаз населения, обуславливают политическим (свободная, вольная, независимая) и конфессиональным статусом территории. Термин «Белая Русь» в разные исторические периоды использовался в отношении разных русских княжеств, однако в ХVI– ХVIII веках это название часто упоминается в отношении территории современной Беларуси и окончательно закрепляется за ней во второй половине ХVIII – начале ХХ века. Этноним «белорусы» впервые отмечен в ХVI веке как экзоэтноним, а с ХVII века зафиксировано его использование в качестве самоназвания.

Как общее название всего народа этноним «белорусы» получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР в 1919 году.

Этногенез и консолидация белорусов происходили на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понемонья в период с XIII по XVI век в результате распада древнерусской этнической общности. Ранее территория современной Белоруссии была заселена восточнославянскими племенами – дреговичами, кривичами, радимичами, а также в южной части северянами и волынянами, в результате консолидационных процессов участвовавшими в образовании древнерусской народности. В период Древней Руси ХII– ХIII веков земли современной Белоруссии входили в состав Полоцкого, Новогородского (Новогрудского), Смоленского, Черниговского, Киевского, Владимиро- Волынского княжеств, а в их границах в более мелкие удельные – Турово-Пинское, Витебское, Минское, Гродненское, Берестейское и др. В ХIII–ХIV веках земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, в рамках которого происходило формирование специфических черт культуры и языка. Важным этноконсолидирующим фактором для белорусского народа в этот период был язык. Известно, что западный диалект древнерусского языка (древне-белорусский) в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка.

С 1569 года белорусские земли после включения Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой оказались в новом государственном образовании. Для этого периода характерны полонизация белорусов, распространение католичества и униатства. В результате разделов Речи Посполитой в конце ХVIII века (1772, 1793, 1795) территория расселения белорусов вошла в состав Российского государства. Революционные события 1917 года активизировали национальное движение, в 1919 году провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики, что способствовало консолидационным процессам и развитию языка и культуры. С 1921 года часть территории расселения белорусов отошла к Польше, в 1939 году западная Белоруссия вошла в состав БССР. В августе 1991 года в Минске принята Декларация о государственном суверенитете Белоруссии (Республики Беларусь), которая положила начало существованию независимого государства.

Характеризуя особенности белорусского народа и особенности этнокультурных комплексов, исследователи обычно выделяют шесть историко-этнографических регионов: Северный (Поозерье), Восточный (Поднепровье), Центральный, Северо-Западный (Понеманье), Восточное и Западное Полесье.

Большая часть белорусов в настоящее время проживает на территории современной Республики Беларусь, где их численность составляет 7 957 252 человека, или 83,7 процента всего населения страны (2009). Белорусы также проживают в России (521,4 тыс.), на Украине (275,9 тыс.), в Польше (около 250 тыс.), Латвии (97,1 тыс.), Литве (42,9 тыс.). Общая численность белорусов в мире составляет около 10 млн человек.

Этнические территории русских и белорусов были сопредельными, поэтому последние издавна проживали в западных областях России: Смоленской, Орловской, Тверской, Калужской. Массовый характер миграция белорусов в восточные губернии России приобрела во второй половине ХIХ века, в основном в центральные и северо-западные районы России, в Сибирь, на Урал и Дальний Восток, юг России. Согласно материалам переписи 1897 года за пределами Белоруссии проживало 540 тыс. белорусов. Не прекращался миграционный поток и в начале ХХ века.

В этот период диаспоры белорусов складываются в городах России. В г. Санкт- Петербурге в 1910 году проживало около 70 тыс. белорусов, они были второй по численности этнической группой Северной столицы.

В советский период добровольные и принудительные миграции были связаны с промышленным строительством, коллективизацией сельского хозяйства, раскулачиванием. В годы Великой Отечественной войны значительное число белорусов было эвакуировано на Урал и в Сибирь, часть из них так и осталась жить в этих регионах.

В послевоенные годы белорусы активно участвовали в больших промышленных стройках, в освоении целинных земель. Значительную часть миграционного потока обеспечивала система организационного набора, привлекавшая переселенцев из Белоруссии для работы в лесные посёлки и леспромхозы.

На протяжении второй половины ХХ века численность белорусов в РСФСР постоянно увеличивалась, достигнув в 1989 году 1 206 000 человек (пятый по численности народ). В 1991 году, когда Белоруссия была провозглашена независимым государством, количество белорусов в России стало снижаться. Причины этого явления кроются как в естественном снижении численности и миграционном оттоке населения, так и в ассимиляционных процессах. За период с 2002 по 2010 год численность белорусов в России снизилась с 807 970 до 521 443 человек. Сегодня самые значительные группы проживают в следующих регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская область, Тюменская область, Карелия.

Деятельность большинства белорусских общественных объединений в современной России сосредоточена в рамках Федеральной национально- культурной автономии (ФНКА) «Белорусы России», учреждённой в 1999 году. Сегодня белорусские общества существуют практически во всех крупных городах, а также в пограничных с Белоруссией регионах России.

Начало активной миграции белорусов в районы Прикамья приходится на конец ХIХ – начало ХХ века.

Первая всеобщая перепись населения 1897 года отметила в западных уездах Пермской губернии 92 белоруса, в том числе 51 – в Пермском уезде. Значительный рост числа белорусов в Пермском Прикамье в начале ХХ века связан с переселенческой политикой государства и деятельностью Крестьянского поземельного банка. Пермским отделением Крестьянского поземельного банка в 1898 году было приобретено большое Сивинское имение в северо-западной части Оханского уезда Пермской губернии. Среди переселенцев из западных губерний, осваивавших имение, были выходцы из белорусских Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилёвской губерний. В 1910 году в Сивинском имении уже находилось 379 семей переселенцев из названных губерний, или 2444 человека. Итоги освоения белорусами Сивинского имения отражены в материалах переписи населения 1926 года. В этот период в Сивинском районе Пермского округа Уральской области белорусы занимали второе место по численности после русских среди всех этнических групп и составляли 6,6 процента от всего населения района (население района 42 456 человек), то есть более 2800 человек. В «Списке населённых пунктов» 1928 года в Сивинском районе отмечено 164 хутора, посёлка и деревни, в которых белорусы были преобладающим населением. Белорусские хутора просуществовали до 1939–1940 годов, когда в результате политики ликвидации малодворных поселений почти все хутора были ликвидированы, а их население переселено в более крупные деревни и сёла, в итоге национальный состав многих поселений оказался смешанным.

Другим районом, где также основывались белорусские хутора в начале ХХ века, является Стряпунинская волость Оханского уезда, современный Краснокамский район. Впервые появление переселенцев из западных губерний России отмечено в 1914 году.

В основном это были выходцы из Новогрудского уезда Минской и Чериковского уезда Могилёвской губерний. В 1928 году в Стряпунятском сельском совете Ленинского района Пермского округа Уральской области отмечено 13 хуторских поселений, в которых проживали белорусы, общая их численность составила 107 человек. Ещё один ареал расселения белорусов в Пермском Прикамье сложился в южной части – в Богородской волости Красноуфимского уезда, современный Октябрьский район. Появление первых переселенцев-белорусов на этой территории приходится на 1910 год.

Белорусы Богородской волости были выходцами из Могилёвской, Минской, Гродненской губерний. К 1928 году в этом районе Прикамья отмечено девять посёлков, в которых проживали представители этого народа. Общая численность белорусского населения в них составляла 380 человек. Перепись 1920 года отметила в Пермском Прикамье 3250 белорусов. Их приток в более поздний период связан с индустриализацией, повлёкшей приток рабочих с западных территорий России. Большое число белорусов было выслано в Прикамье на спецпоселение в годы коллективизации. За период с 1926 по 1939 год численность белорусов в Пермском Прикамье увеличилась в 3,5 раза, составив 13 354 человека. В годы Великой Отечественной войны с территории Белоруссии вместе с предприятиями было эвакуировано вглубь страны свыше 1,5 млн человек. В Пермскую область, в частности, была эвакуирована Витебская очковая фабрика. Предприятие размеcтилось на базе Суксунского механического завода летом 1941 года. Вместе с фабрикой в посёлок переехало около 400 семей, практически все они в годы войны работали на производстве. Активные миграции белорусов в Прикамье продолжились в послевоенное время. В частности, во время активной переселенческой кампании 1951–1954 годов, которая велась с целью привлечения трудовых ресурсов для работы в леспромхозах Молотовской области. Всего, по данным отдела по использованию трудовых ресурсов Молотовского облисполкома, в Прикамье в период кампании переехало на постоянное жительство 4813 белорусов, преимущественно из Пинской и Брестской областей.

В результате миграций численность белорусов в Прикамье, по данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, составила 32 800 человек, или 1,1 процента от общего населения области. Общие тенденции снижения численности населения и ассимиляционные процессы, отсутствие нового миграционного притока обусловили уменьшение численности белорусов в регионе в последние десятилетия. С 1989 по 2002 год их численность сократилась почти в два раза – с 18 842 до 10 989. А по данным переписи населения 2010 года, белорусов в Прикамье проживало уже 6570 человек, или 0,25 процента от населения региона (60% от уровня 2002 года). Большинство белорусов проживает в г. Перми (2479 человек), Березниках (500), Добрянском районе (303), Чайковском районе (280 человек).

Белорусский язык относится к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Наиболее близкими к белорусскому языку являются другие восточнославянские языки – русский и украинский.

Истоки белорусского языка, как и других славянских языков, лежат в праславянской языковой общности, после распада которой в VII–VIII веках на базе многочисленных близкородственных говоров образовался древнерусский язык. Процесс образования новых восточнославянских языков был длительным, и достаточно сложно провести чёткую хронологическую границу между древнерусским языком и уже отдельными восточнославянскими языками – русским, украинским и белорусским. По мнению исследователей, важнейшие фонетические, грамматические и лексические черты белорусского языка как отдельного сформировались в ХIII–ХIV веках. На белорусский язык в разные исторические периоды влияли и языки соседних народов, что обусловлено контактами белорусов с дальними и ближними соседями. В белорусском языке отмечаются заимствования из русского, латинского, греческого, немецкого, польского, литовского, еврейского (идиш), а в современном периоде и английского языков. В разные исторические периоды белорусский язык разделял свои общественные функции с польским и русским языками.

Диалектная карта белорусского языка включает крупные юго-западный и северо-восточный диалекты, между ними выделяется переходная группа центральнобелорусских, или среднебелорусских говоров, на которых основывается белорусский литературный язык. Несколько особняком стоят полесские говоры, синтезирующие черты белорусского и украинского типов.

В истории белорусского литературного (письменного) языка выделяют две стадии развития. После распада Киевской Руси западные её земли в конце ХIII века были включены в состав Великого княжества Литовского, в котором западный вариант древнерусского языка стал официальным языком государства, языком межнационального общения и делопроизводства. Историки и лингвисты определяют его как древне- белорусский, старобелорусский или западнорусский. С конца ХVI века функции старобелорусского языка стали снижаться, в официальном общении он начал вытесняться польским языком.

Второй этап развития белорусского литературного языка наступает в ХVIII веке после раздела Речи Посполитой и присоединения белорусских земель к России. Особенностью этого этапа развития литературного языка является его формирование на основе живой разговорной речи, так как старобелорусский язык в силу своей архаичности и оторванности от живой разговорной речи не мог выполнять функции литературного. Развитие литературной нормы в ХIХ веке и в последующие периоды связано с творчеством белорусских поэтов и писателей. Среди них Максим Богданович (1891–1917), Якуб Колас (1882–1956), Янка Купала (1882–1942) и многие другие. В 2015 году белорусский писатель Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Современный белорусский язык использует кириллицу, его алфавит включает 34 буквы. От русского алфавита его отличает наличие букв i и ў, а также диграфов дз и дж, отсутствие букв щ, и, ъ. Используется знак апострофа, который выполняет функцию разделительного знака после твёрдых согласных. Важным этапом в становлении современных норм белорусского языка были 1920-е годы, когда на основе изучения народного языка и диалектов разрабатывались лексика, грамматические нормы, терминология.

В настоящее время белорусский язык наряду с русским является государственным языком Республики Беларусь. В первое воскресенье сентября отмечается День белорусской письменности, в Республике Беларусь праздник проходит с 1994 года. По данным переписи населения 2009 года, в Республике Беларусь 60,8% белорусов назвали родным язык своей национальности. Для современных белорусов характерен белорусско-русский билингвизм. В 2009 году 5 851 254 (73,53%) белоруса заявили о свободном владении белорусским языком, но при этом лишь 2 073 853 (26,06%) указали, что обычно говорят по-белорусски дома. При этом по-русски дома говорят 5 551 527 (69,77%) белорусов, а в Минске эта доля возросла до 87,29 процента.

По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации из 520 522 белорусов родным белорусский язык назвали 90 051, или 17,3 процента, при этом русский язык родным назвали 429 610 (82,5%) российских белорусов. В Пермском крае, по материалам переписи 2010 года, белорусы занимают одно из первых мест среди этнических групп по степени владения русским языком, поскольку 99,9 процента указали, что владеют русским языком. На белорусский язык в качестве родного указал 971 человек, или 14,8 процента от всего белорусского населения края, кроме белорусов на родной белорусский язык указали 34 русских,1 татарин и 2 украинца. В то же время на владение белорусским языком в 2010 году переписчикам указали 2072 жителя Пермского края. Интересен и тот факт, что 419 русских отметили, что владеют белорусским языком, так же ответили 4 татарина, 69 украинцев и 1 башкир.

В г. Перми перепись 2010 года показала такуюnкартину владения белорусским языком: из 2479 белорусов города белорусский язык в качестве родного отметили 366 человек, русский – 2106, по 2 – коми-пермяцкий и украинский. Белорусский язык в качестве родного назвали также 19 русских.

Традиционный костюм белорусов на основной этнической территории представлял собой комплекс предметов одежды, сложившийся в основных чертах, по мнению исследователей, к середине ХIХ века.

Мужской костюм состоял из сорочки, штанов и пояса. Мужские рубахи шили из домотканого полотна и носили навыпуск, подпоясанными. Штаны также изготавливались из холста либо домашнего сукна. Этот комплекс одежды дополнялся верхней одеждой, обувью и головными уборами.

Женский костюм состоял из полотняной сорочки, которая носилась в комплекте с полотняной или суконной юбкой – спадницей, понёвой или андараком, поверх которой носили фартук. Старинную рубаху шили из домотканого белого полотна из ровных полотнищ, соединённых на плечах вставками, присборенными у ворота. Рубахи часто орнаментировались ткаными и вышитыми узорами. В некоторых районах женщины носили также безрукавку. Сложными и разнообразными были головные уборы, девичьи повязки из ткани или венок, женские – чепец и намитка, позднее широкое распространение получили также платки. Традиционной обувью белорусов были лапти, кожаная обувь представлена постолами, сапогами, женскими башмаками.

Исследователи выделяют три крупных этнографических района, имеющих особенности традиционной одежды: северный (Северная Беларусь, Витебская, север Минской и Гродненской областей), юго-западный (Полесье, бассейн р. Припяти), восточный (Поднепровье, Могилёвская и запад Гомельской области).

В Пермском Прикамье традиционный костюм у белорусского населения как целостный региональный комплекс не сложился, сохранялись лишь отдельные его элементы в сельских поселениях. Привнесённые традиции народной одежды уже не развивались в Пермском Прикамье. На территории Пермского края в хуторах и сёлах белорусский костюм уже к 1930-м годам не имел явной этнической специфики и замещался предметами городского стиля. Почти не сохранилась и белорусская терминология предметов одежды.

В настоящее время в Пермском крае распространены стилизованные сценические варианты национального костюма. Они используются общественными объединениями белорусов Пермского края, творческими фольклорными коллективами.

Природно-климатические условия, хозяйственные занятия, сложившиеся традиции питания, контакты с соседними народами определяют своеобразие кулинарных традиций того или иного народа.

Традиционная кухня белорусов складывалась на основе главных отраслей хозяйственной деятельности – земледелия и животноводства. Основным продуктом питания белорусов, как и многих земледельческих народов Восточной Европы, был хлеб, преимущественно из ржаной муки. В белорусской кухне, кроме хлебных караваев, представлены и разнообразные лепёшки, известные под многочисленными названиями и в разных вариантах. На праздники выпекались пироги с начинкой: с мясом, рыбой, грибами, капустой, ягодами. Для праздничных пирогов старались использовать пшеничную муку либо ржаную, соединенную с пшеничной. Готовили и небольшие пирожки из пресного или кислого теста с начинкой. Известны белорусской кухне блины и оладьи, как из кислого, так и неквашеного теста. Хлебные изделия занимали значимое место в системе питания белорусов.

Мука и тесто использовались и для приготовления многих других блюд. Из пресного теста готовили клёцки галушкi и домашнюю лапшу для супа. Одним из традиционных мучных блюд был кулеш, приготавливаемый из пшеничной, гречневой, овсяной или гороховой муки. Известны разные рецепты приготовления кулеша, пермские белорусы, например, муку кипятили с водой, а затем смешивали с обжаренным салом или шкварками. К старинным блюдам славянской кухни относят и кисели, имевшие широкое распространение в белорусской традиции. Кисели готовили из овсяной муки или отрубей, ржаной или гороховой муки, позднее широкую популярность приобрели ягодные кисели на картофельном крахмале. Популярным продуктом было также толокно из пропаренного и размолотого овса.

В повседневном питании значительное место отводилось также крупам и кашам из пшеничной, ячневой, гречневой и других круп. К древнейшим блюдам, сохранившимся только в обрядовой кухне, можно отнести кутью, приготавливаемую для поминального стола, а также для рождественской и крещенской трапезы. Кутью готовили из пшеничных или ячменных зёрен с мёдом, позднее – из риса с добавлением изюма.

Блюда из картофеля являются одними из наиболее распространённых в белорусской кухне. Исследователи так характеризуют традиции использования картофеля: «По разнообразию картофельных блюд с белорусами не могут сравниться ни украинцы, ни русские…». В белорусской кухне множество рецептов блюд из картофеля – отварного, печёного, тушёного, жареного, в том числе и каш из тёртого или варёного картофеля, клёцок, лепёшек, драников из тёртого картофеля. Развитие огородничества обусловило популярность и овощных блюд из капусты, свёклы, моркови, огурцов и т. д. Овощи употребляли в свежем виде, тушили, варили, использовали в составе сложных блюд. Популярной была квашеная капуста, способы засолки которой известны в разных вариантах. Овощные супы также были представлены на белорусском столе, как с капустой – капуснiк, так и свеклой буракi. Летом из зелёных листьев свёклы варили халаднiк, зелянiну, цвiкольнiк или ботвинью бацвiнне, часто на квасе, сыворотке, оставшейся от приготовления творога. Мясные продукты в рационе белорусов чаще характеризуют праздничную кухню и в повседневном питании использовались редко. Из мяса в пищу употребляли свинину, баранину, говядину, мясо домашней птицы. Мясо употребляли в варёном виде, нередко тушили в печи, жарили. Для длительного хранения его солили или коптили, перерабатывали в колбасы. Мясо часто использовалось для приготовления других блюд. Праздничным блюдом, например, считались рёбрышки, тушённые в русской печи с картофелем. Характерными для белорусской кухни были холодец и студень, мясные просоленные и копчёные или вяленые окорока кумпяк, шынка, стегно, которые чаще всего оставляли для праздничного стола. Изготовление и употребление в пищу колбас также отличает белорусскую кухню, сближая её с традициями украинцев, литовцев, поляков. Колбасы каўбасы готовили мясные, ливерные, кровяные, нередко с добавлением крупы. Колбасу, как правило, подавали к столу на праздники – обычно на Рождество и Пасху.

Молочные продукты не отличались большим разнообразием. В пищу употребляли как молоко, так и продукты его переработки – простоквашу, сметану, творог, масло, реже – сыворотку от сбивания масла и домашний сыр. Во время отёла коров во многих семьях готовили блюда из молозива – первого молока после отёла.

Среди напитков одним из наиболее распространённых у белорусов был квас – напиток, известный всем славянским народам. Кроме хлебного готовили свекольный квас. Другим напитком, получившим широкое распространение в ХХ веке, стал чай. Кроме покупного чая в обиходе были травяные и ягодные отвары. Из хмельных напитков популярны медовуха и пиво.

Обычно пищу в течение дня принимали три раза – завтракали, обедали и ужинали. Лишь в летний период с наступлением длительного светового дня и напряжённым графиком хозяйственных работ трапезничали четыре раза.

В праздничные и выходные дни кухня отличалась большим разнообразием блюд и обильностью, обязательно стряпали пироги, готовили мясные кушанья. В обрядовых трапезах главное место занимали специальные обрядовые блюда, часто архаичные блюда славянской кухни.

Традиционная кухня выступает одним из наиболее устойчивых комплексов этнической культуры белорусов в Прикамье, которая в некоторых чертах продолжает транслироваться и бытовать и в настоящее время у потомков белорусских переселенцев начала ХХ века в Сивинском районе Пермского края. Традиции белорусской кухни в г. Перми сохраняются сегодня в семьях пермских белорусов, презентуются общественными организациями и фольклорными коллективами на праздниках и фестивалях, представлены в кафе белорусской кухни.

По вероисповеданию белорусы в настоящее время относятся к разным конфессиональным группам.

Большинство верующих белорусов – православные, есть также католики, последователи других религий – протестанты, греко-католики и другие. По оценкам социологов, среди современных верующих Беларуси большинство православные – около 80 процентов, католики составляют около 15 процентов.

История распространения христианства на белорусских землях связана с древнерусским периодом. Принятие христианства Киевской Русью в 988 году является датой начала его распространения и в западных княжествах. Уже в 992 году в г. Полоцке основана епископская кафедра, в конце X – XI веке идёт строительство первых храмов, основываются первые монастыри. В Киевской Руси распространялись традиции восточного христианства, связанного с Византией. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует Белорусская православная церковь (Белорусский экзархат) Московского патриархата.

В каноническом отношении Белорусский экзархат – административно-территориальная единица Русской Православной церкви.

Христианство западной ветви начинает проникать на территорию белорусских княжеств уже с ХI века. Однако активный период его распространения на белорусских землях приходится на более поздний период – ХIII–ХIV века, когда католицизм закрепляется в конфессиональной структуре Великого княжества Литовского, а затем его влияние усиливается, когда белорусские земли находились в составе Речи Посполитой.

В конце ХVI века после принятия церковной унии 1596 года (Брестская уния) большая часть православного епископата была подчинена папству, принимались догматы католицизма, но сохранялось богослужение по византийской литургической традиции. Униатство довольно быстро расширялось в восточной части Речи Посполитой, и к концу ХVIII века на белорусских землях католики составляли 15 процентов от всего населения, униаты – 70 процентов, православные – 6 процентов. После вхождения белорусских земель в состав России уже в конце ХVIII века начался переход униатов в православие, а в 1839 году Полоцкий церковный собор греко-католиков объявил о воссоединении униатов с православной церковью. Большая часть униатов перешла в православие. В настоящее время, с начала 1990-х годов, греко-католическая церковь возобновила свою деятельность в Республике Беларусь, зарегистрированы 14 приходов.

Сведения о конфессиональном составе белорусов в Пермском Прикамье известны только по материалам переписи 1897 года. Среди 25 белорусов – жителей г. Перми в этот период 22 числились в православном вероисповедании, 3 относились к католикам. В настоящее время конфессиональный состав верующих белорусов г. Перми также отличается преобладанием православных, кроме того, среди них отмечены также католики, протестанты, представители других конфессий.

Календарные праздники и обряды – особый пласт в культуре каждого народа.

Традиционный народный календарь белорусов также один из значимых элементов этнокультурных традиций.

Годовой цикл праздников и обрядов начинается с Рождества, с 7 по 19 января у православных, с 25 декабря по 6 января – у католиков. Этот период известен как Каляды. Вечером накануне праздника Рождества устраивали застолье. На ужин готовили особые обрядовые блюда, например кутью из зёрен пшеницы. Первая ложка кутьи предназначалась духам и предкам, которых поминали в этот вечер. Стол на праздник также накрывали особо, под скатерть расстилали сено. С Рождества начинались рождественские и новогодние обходы домов с исполнением колядок и рождественского тропаря. Участники обходов носили с собой рождественскую звезду, нередко они водили с собой и ряженую козу, известный символ плодородия у славянских народов. Хозяева обычно одаривали и угощали пришедших. Среди обычаев этого периода – ряженье, а также гадания, которые, как правило, совершались девушками и были связаны с темой будущего замужества. Празднование Старого Нового года (Святое Василье) ассоциировалось с щедрым и богатым столом, за которым собиралась вся семья. Обычно на столе должно было присутствовать 12 блюд.

Следующий праздник традиционного календаря белорусов – Масленица (Масленка, Масленiца, Запусты). Среди масленичных традиций – катание с гор, в восточных районах – катание на лошадях, обильный масленичный стол с блинами. Почитание молодожёнов закрепилось в обычаях возить молодую.

Среди весенних праздников белорусов можно отметить Сретенье Стрэчанне, Грамнiцы (15.02), День Евдокии (14.03), праздник Сороки (22.03), Благовещенье (07.04). К ним приурочивались ритуалы встречи весны гукання вясны.

Важной среди годовых праздников была Пасха Вялiкдзень. Ритуалы накануне праздника совершались в Вербное воскресенье – освящали веточки вербы, приносили в дом и ставили к иконам. Значительное число обрядовых действий было приурочено к Чистому четвергу, в этот день обязательно мылись в бане, мыли избы. В четверг совершались магические действия, обеспечивающие благополучие и достаток в течение года (считали деньги, обсыпали дом маком). Среди собственно пасхальных обычаев – посещение церковных служб, праздничное застолье, качание на качелях, игры с яйцами детей и молодёжи. Характерной чертой белорусской традиции были пасхальные обходы волочебников: участники ритуала обходили крестьянские дворы и под окнами или в хате исполняли поздравительно-закликательные песни, за что получали от хозяев угощение.

В Егорьев день Юр я (6.05) выполнялся ритуал первого выгона скота на пастбище. В этот день совершались крестные ходы и обходы селений и полей с целью предупреждения засухи, неурожая, других стихийных бедствий. Целебные свойства приписывались росе, собранной на этот день.

К весенним праздникам Пасхи, Егорьева дня, Вознесения приурочивался древний ритуал «вождения стрелы», характерный, прежде всего, для восточных районов Полесья. Обычно проводы стрелы проходили в таком порядке: группы участниц с исполнением обрядовых песен из разных концов шли в центр села, где вместе водили «карагод», и, вставши в шеренги, шли за село к полям. На поле закапывали хлеб, денежку, ленту, другие предметы, произносили молитвы, желали всем благополучия и хорошего урожая.

Завершал весенний цикл обрядности праздник Троицы – Сёмуха. Среди наиболее распространённых обычаев – традиция украшать дома и дворы деревцами и ветвями.

В отличие от других восточнославянских народов у белорусов наиболее полно сохранился обрядовый купальский комплекс. Иванов день (07.07) – Иван Купала Купалле наполнялся различными ритуалами. Известны представления о цветении папоротника: в ночь на праздник цветок растения обладал чудесными свойствами. К этому периоду приурочивался и сбор лекарственных растений, так как в это время они отличались наибольшими целебными свойствами. Ярко характеризуют белорусскую купальскую традицию костры, которые зажигали на холмах и по берегам рек, обычаи прыгать через костры, плести венки и пускать их по воде. Развитой в белорусской традиции была также жатвенная обрядность, маркировавшая начало и завершение уборки зерновых. В начале жатвы проводили зажынкi, или зажон, на поле отправлялись в чистой одежде, прежде в хате накрывали стол белой скатертью и оставляли хлеб и соль. Первый сжатый сноп несли в дом и помещали в красном углу. Завершали жатву дажынкi с ритуалами завивания на поле последних оставшихся несжатыми колосьев, принесением в дом последнего дожиночного снопа, а также венка из цветов и колосьев, праздничным застольем, основными блюдами которого были хлеб из муки нового урожая или каша.

К осенним праздникам часто приурочивались храмовые праздники, известные у православных как кiрмаш и фэст – у католиков. В структуру храмовых праздников включены не только церковные торжества, но ярмарки и гулянья, а также накрывали праздничные столы, принимали гостей – родственников и знакомых. Среди дат осеннего периода известны Рождество Богородицы (21.09), Воздвиженье (27.09) и Покров (14.10). Со многими праздниками народного календаря связывались поминальные ритуалы, дни поминовения известны у белорусов как Дзяды (Деды). К таким календарным датам относились суббота накануне масленичной недели, суббота перед Троицей, субботы накануне осенних праздников Дмитриева дня (8.11), Михайлова дня (21.11), поминальные дни приурочивали и к другим срокам. Отдельным поминальным днём был вторник через неделю после Пасхи – Радуница Радаўніца. В такие дни накрывали стол, после семейной трапезы со стола не убирали, а закрывали скатертью и оставляли для душ предков.

В Пермском крае календарные праздники и обряды, преимущественно восточных районов расселения народа, были принесены и развивались белорусскими переселенцами начала ХХ века, они сохранялись как комплекс до середины ХХ века и к настоящему времени почти утрачены, функционируют лишь на уровне семейных коллективов, испытали значительное влияние со стороны соседних русских традиций.

В г. Перми традиции календарных праздников белорусов сохраняются в семейных коллективах, презентуются на пермских праздниках и фестивалях, к датам народного календаря приурочиваются праздники и мероприятия общественных национально- культурных организаций.

Комплекс семейных обрядов у белорусов был связан с рождением ребёнка, проводами в солдаты, новосельем, созданием семьи и похоронами.

Праздник по случаю рождения ребёнка со сбором гостей приурочивался к его крестинам хрэсьбіны, хрысціны и проводился после церковного крещения ребёнка. Главным блюдом на столе в этот день была бабiна каша, сваренная из ячменя или гречи. На крестины приглашали обычно женатых мужчин и замужних женщин, среди обычаев крестин также обмен подарками – полотенцами, хлебом, полотном.

Свадьба вяселле представляет собой наиболее развёрнутый и наполненный комплекс семейного обрядового цикла. Он включал множество этапов и растягивался на продолжительный период – от одного до нескольких месяцев. Свадебные обряды начинались со сватовства, когда сваты – родственники жениха – отправлялись в дом невесты и высватывали девушку. После сватовства дату свадьбы и другие вопросы обговаривали на следующем этапе, который известен как заручыны, или рукабiццё. На этом этапе договаривались о времени проведения свадьбы, гостях, приданом, на заручинах проходил также обмен подарками.

Важным этапом свадебной обрядности белорусов был девичник дзявоцкi вечар, дзявiчнiк. Во время девичника невеста прощалась со своими подругами, заранее подруги невесты готовили свадебный головной убор, пели свадебные песни, нередко на девичник приезжал и жених с подарками.

Началом собственно свадьбы в обрядности белорусов на большей части территории их проживания был ритуал выпекания обрядового каравая накануне свадьбы. Выпечка каравая была ритуализирована, сопровождалась приговорами, исполнением обрядовых песен. Каравай украшался фигурками из теста, бумажными цветами, ветками плодовых деревьев, злаками и был одним из атрибутов и символов свадьбы.

Утро следующего дня свадьбы начиналось с приезда свадебного поезда жениха за невестой, выкупа, а затем следовало благословление молодых и отправление на венчание. Венчание занимало важное место в традиционной свадьбе белорусов. После венчания свадебжане приезжали сначала в дом невесты, а затем – жениха, где проходил свадебный пир. Следующий день был наполнен испытаниями молодых и различными шутками, проверялись характер и трудовые навыки молодожёнов. Молодушку отправляли по воду, заставляли её стряпать, стирать, подметать пол, молодого – рубить дрова. Испытания нередко сопровождались шуточными песнями.

Комплекс свадебных обычаев сохранялся в Прикамье до недавнего времени и белорусскими переселенцами начала ХХ века в Сивинском районе Пермского края, они представляли один из локальных вариантов белорусской свадьбы, близкой восточным районам основного расселения народа. В настоящее время для пермских белорусов характерно сохранение и воспроизводство семейными коллективами лишь отдельных элементов традиционной свадьбы, в то время как в основных чертах она приобрела универсальные формы, характерные и для соседнего населения.

Первое общественное объединение было создано в 2000 году в Горнозаводском районе, и только его появление подтолкнуло белорусов Перми к созданию собственной организации. 19 сентября 2002 года в Перми прошла конференция по учреждению некоммерческого партнёрства «Общественный центр белорусов Пермской области». Целями центра, согласно уставу, были провозглашены:

– содействие удовлетворению этносоциальных потребностей представителей белорусского народа, проживающих на территории Пермской области; укрепление исторических, этносоциальных, культурных и других всесторонних связей с народами славянской группы, а также с другими народами, проживающими в Пермской области, Российской Федерации и других странах мира, содействие созданию в обществе атмосферы межнационального согласия и уважения к культурным ценностям других народов;

– создание условий для сохранения, изучения и распространения белорусского языка;

– становление и развитие белорусских национальных образовательных учреждений дополнительного образования;

– сохранение и развитие национально-культурной самобытности обычаев и традиций белорусского народа;

– создание условий для возрождения народных промыслов и традиционных видов хозяйствования.

Поскольку деятельность большинства белорусских общественных объединений в современной России сосредоточена в рамках Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА) «Белорусы России», пермский центр также стал её структурным подразделением. За время своей работы НП «Общественный центр белорусов Пермского края» реализовало немало значимых мероприятий. Пермские белорусы ежегодно становятся участниками общекраевых Дней славянской культуры, межрегионального форума «Русский мир», отмечают календарные праздники белорусского народа, сотрудничают с общественными объединениями белорусов из соседних регионов. В 2006 году при участии Центра организован визит руководителя отделения Посольства Республики Беларусь в Пермь, а в 2007 году проведена выставка заслуженного художника РФ, пермяка С. А. Микулича в городах Белоруссии. С. А. Микулич был награжден благодарственным письмом президента А. Г. Лукашенко.

В 2012 году в рамках работы выставки «Пермь – наш дом» Пермского краеведческого музея была открыта отдельная экспозиция, посвящённая белорусам Прикамья. В период работы выставки руководитель ансамбля «Белые росы» из г. Горнозаводска Т. Н. Некрасова вместе с активистами своего ансамбля провела серию мастер-классов для учащейся молодёжи. Через белорусскую речь, белорусский фольклор и белорусские народные игры было представлено всё многообразие национальной культуры. Участники учились танцевать белорусский краковяк, разучили белорусские игры «вишенка», «кота печь», «платочек» и др.

Сегодня «Общественный центр белорусов Пермского края» активно участвует в этнокультурных акциях и мероприятиях, проводимых в городе.

Интерес в обществе к истории белорусов в Прикамье в ХХ веке, их вкладу в развитие региона обусловил ещё несколько общественных инициатив. В 2011– 2012 годах учёными Пермского научного центра УрО РАН и Академии наук Белоруссии реализован совместный исследовательский проект «Апотропейные функции материальной культуры народов Урала и Беларуси», в рамках которого проведён цикл сравнительно-исторических исследований, подготовлены и опубликованы научные работы. В 2013 году научным коллективом сектора этнологических исследований Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН издана монография «Белорусы в Пермском крае: очерки истории и этнографии». В книге на основе архивных, опубликованных в печати и полученных в результате полевых исследований этнографических источников рассмотрены особенности формирования и этнокультурные процессы у белорусов в Пермском крае на протяжении XIX–XXI веков. Отдельный очерк посвящён белорусам и в книге «Народы Пермского края». Презентация изданий проходила при участии белорусского сообщества г. Перми и Пермского края.

Белорусы в Перми сегодня – значительная этническая общность. Характерными чертами группы являются дисперсность расселения, высокая степень интеграции в местное сообщество, слабое владение родным языком и основными компонентами этнической культуры, высокая степень интенсивности ассимиляционных процессов. Тенденции, характерные для современного этапа развития, видимо, сохранятся и в последующее время, следствием чего станет дальнейшее уменьшение численности белорусов как в Перми, так и в Пермском крае. Однако, несмотря на данные тенденции, белорусам Пермского края удается сохранять свою уникальность и верность исторической памяти, которые во многом держатся на общественной активности и жизненной позиции самих белорусов, продолжающих жить и работать в Пермском крае.