⇽ Назад к списку книг

Башкиры Перми: история и культура

Башкиры – один из тюркских народов Южного Урала.

Самоназвание народа – башкорт, к нему восходит и название современной Республики Башкортостан. В настоящее время существуют разные гипотезы происхождения и этимологии этнонима. Широкое распространение получила версия, согласно которой башкорт переводится как «главный волк», «волк-вожак», отбаш – «голова», корт/курд – «волк». Появление такой этимологии связано с бы тованием легенды, где мифический волк выступил предводителем башкир; следуя за зверем, они и пришли на Урал. Другим вариантом этимологического прочтения этнонима башкорт служит его толкование как «главная пчела», с аргументацией о давнем и активном занятии башкир пчеловодством. Компонент кор(т) связывают также с понятиями «круг», «племя». По мнению некоторых историков, этноним башкир образован от имени военачальника IХ века Башгирда, отмеченного в письменных источниках. Известно и множество других версий прочтения и происхождения этнонима. Основу башкирского этноса, по мнению исследователей, составили древнетюркские племена, генетически связанные с древним населением Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Проникновение этих племён на Южный Урал не было единовременным, миграции происходили в течение длительного периода. Длительными были и связи древних башкир с их тюркскими соседями – булгарами и кыпчаками. На Южном Урале предки башкир – древнебашкирские племена – активно взаимодействовали с местным финно-угорским и сармато-аланским населением. Наиболее динамичный этап формирования древнебашкирской общности на данной территории приходится на IX–X века. Существуют и другие гипотезы происхождения башкир.

В конце I тыс. появляются и первые письменные свидетельства о предках башкир на Южном Урале.

В ХIII веке население Южного Урала столкнулось с монгольским нашествием. Окончательное завоевание башкир произошло в 1236 году. Последствием их завоеваний и значительных политических преобразований стали миграции в степных пространствах Урала. Башкирские племена мигрируют на север Урала. В связи с несколькими волнами кыпчакской миграции на Южный Урал произошли изменения в системе хозяйствования и этническом облике местных жителей. С этого времени они находились в составе Золотой Орды, а после её распада разные группы входили в состав Казанского ханства, Ногайской Орды, сохраняли связи с Сибирским ханством.

После взятия Казани в 1552 году башкиры постепенно (1552–1557) переходят в подданство Московского государства, что было оформлено как акт добровольного присоединения. Башкиры сохранили право владения на вотчинных началах своими землями. По мнению исследователей, к ХVI веку для башкир уже были характерны основные черты их этнокультурного облика, и с этого времени можно говорить о башкирах как о сформировавшейся народности. Одной из основных повинностей башкир в Российском государстве стала военная служба, прежде всего сторожевая на Оренбургской пограничной линии, и участие в военных операциях. Важным событием в истории башкирского народа является участие их полков в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии.nВо второй половине ХIХ века основная часть башкир была расселена на территории Уфимской губернии, а также в сопредельных уездах Оренбургской, Пермской, Самарской и Вятской губерний.

Новый этап в этнической истории башкирского народа связан с революционными событиями 1917 года в России, активизировавшими национальное движение. 20–27 июля 1917 года в Оренбурге проходил первый башкирский съезд (курултай), 25–29 августа – второй башкирский съезд, оба курултая высказались за автономию в составе России.

15 ноября 1917 года Башкирский областной Совет объявил башкирскую территорию автономной частью Российской республики. 8–20 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся третий башкирский съезд, известный как Всебашкирский учредительный курултай. Однако активное национально-государственное строительство в этот период было осложнено начавшейся Гражданской войной и военной интервенцией. 20 марта 1919 года в Москве подписано соглашение советской власти и башкирского правительства об образовании Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Дата опубликования соглашения – 23 марта – считается официальной датой образования республики. Ещё одной важной вехой в истории Башкирии является декрет от 14 июня 1922 года о расширении границ автономной Башкирской Республики. Согласно документу упразднялась Уфимская губерния и в состав Башкирии передавались Бирский, Уфимский, Белебеевский и Златоустовский уезды, а также волости Челябинской губернии. Центр республики переводился из города Стерлитамака в Уфу. Создание республики дало толчок к консолидации башкирского народа, расширению роли и сфер использования родного языка, развитию национальной культуры.

В структуре башкирского этноса выделяется несколько подразделений. В одних классификациях принято выделять южных, северо-западных и восточных башкир, такая структура совпадает с диалектным членением башкирского языка. Однако в настоящее время чаще используется структура башкирского этноса, включающая четыре этно- графические группы башкир: юго-восточную, северо-восточную, юго-западную, северо-западную. Каждая группа при этом имеет несколько подгрупп. Юго-восточные башкиры расселены по верхнему и среднему течению реки Белой, на юге и в Зауралье – до реки Урал. Достаточно долго, вплоть до ХIХ века, они занимались полукочевым скотоводством. Башкиры северо-восточной группы обитали по рекам Уфе, Ай, Юрюзани и в Зауралье. Юго-западные башкиры – по реке Усак, в верховьях реки Чермасан, между озёрами Кандрыкуль и Аслыкуль, по рекам Ток, Малый и Большой Уран, Большой Иргиз. Северо-западные башкиры проживали в северо-западных районах Республики Башкортостан и на сопредельных территориях, в нижнем течении реки Белой, на её притоках Дёма, Чермасан, Кармасан, Быстрый Танып и др. Особенностью башкир было родоплеменное деление, которое сохранялось до начала ХХ века. Известно более 40 башкирских родоплеменных образований: катай, юрматы, бурзян, усерган, айле, мин, табын, танып, уран, гайна, балаксы и др. Современный этап национального развития башкир связан с активностью общественного движения, ростом этнического самосознания, развитием национальной культуры. В то же время наряду с этой тенденцией для башкирского народа в городах Российской Федерации характерны замедление темпов демографического роста, ассимиляционные процессы, снижение роли родного языка и степени владения им.

11 октября 1990 года Верховный Совет республики принял декларацию о государственном суверенитете. С 25 февраля 1992 года республика стала называться Республикой Башкортостан. Подъём национального движения обусловил формирование национально-культурных общественных организаций как в Республике Башкортостан, так и в других регионах России. В 1995 году в столице Башкортостана Уфе прошёл Первый всемирный курултай, в котором приняли участие башкиры из самой республики, других регионов России, стран СНГ, дальнего зарубежья, а 21 ноября 2015 года состоялся IV съезд Всемирного курултая башкир. Сегодня общественные организации башкир работают в городах и районах Республики Башкортостан, 38 субъектах Российской Федерации, 14 странах.

В настоящее время в мире проживает около 1,6 млн башкир, подавляющее большинство – в Российской Федерации.

По переписи 2010 года, в России отмечено 1 584 554 башкира. Хотя представители этой народности проживают во всех субъектах страны, по их численности лидируют регионы Поволжья и Урала. В Республике Башкортостан численность башкир составляет 1 172 287 человек, или 74% от всего башкирского населения страны. Далее по численности башкир следуют: Челябинская (162 513 чел.), Оренбургская (46 696 чел.), Тюменская (46 405 чел.) области, Пермский край (32 730 чел.) и Свердловская область (31 183 чел.). Значительные группы башкирского этноса проживают в Республике Татарстан (13 726 чел.), Курганской (12 257 чел.) и Самарской (7290 чел.) областях, городе Москве (6609 чел.), а также в Узбекистане, Казахстане, Туркмении, Киргизии и на Украине.

С Прикамьем связана история нескольких башкирских родов.

Тулвинское поречье явилось территорией расселения племени гайна. Южное пограничье современного Пермского края связано с историей башкирских родов уран и танып. Известно пребывание башкирского рода катай в верховьях рек Чусовой и Сылвы, ареал расселения катайцев местами доходил до левобережья Камы. Катайцы пришли в эту часть Прикамья в ХIV веке в результате миграции племён на север и пребывали здесь, по мнению исследователей, до середины ХVI века, а затем мигрировали в южном и восточном направлениях.

Территория южных районов Прикамья относилась к зоне расселения северных башкирских племён. Историки считают, что в Прикамье – по рекам Тулва, Буй и Танып – они появились в XIII–XIV веках.

Территорию расселения племени гайна в Прикамье обычно именовали Гайнинской волостью, а её население – гайнинскими башкирами. К приходу в Прикамье башкирское племя гайна уже было этнически неоднородным, оно зарождалось на стыке западных башкирских племён и булгар; видимо, гайнинцы ассимилировали и часть древнего местного угорского населения. Возможно, в формировании гайнинских башкир принимали участие выходцы из Средней Азии, а также ногайцы и кыпчаки.

В конце XVI века в Тулвинском поречье начинаются новые этнические процессы. Башкиры в этот период занимались полукочевым скотоводством и осваивали в основном нижнее течение реки Тулвы. На башкирских землях в верхнем течении Тулвы в качестве припущенников (платя оброк за землю башкирам- вотчинникам) селятся татары, удмурты, марийцы. В дальнейшем в результате длительных консолидационных и ассимиляционных процессов все этнические компоненты, принимавшие участие в заселении Тулвинского поречья, были интегрированы в состав этнокультурной общности тулвинских башкир и татар.

В Прикамье сформировалось два ареала расселения башкир – в поречье Тулвы и по реке Мулянке. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года, в шести уездах Пермской губернии проживало 38 896 башкир: абсолютное большинство – в Осинском (34 407 чел.) и Пермском (3677 чел.) уездах. В ХХ веке в среде пермских башкир активно шли процессы этнического взаимодействия с татарским населением, изменения языковой и этнической идентичности. В настоящее время большинство пермских башкир считают своим родным языком татарский: таких в 2010 году в целом по краю насчитывалось 54,7%. Башкирский язык родным назвали только 22,2% респондентов.

В XX веке сложились городские диаспоры башкир в Перми, Чайковском, Чернушке, Осе и Добрянке. Значительным был приток башкирского населения из северных районов Башкирии, мигранты более всего осели в южных территориях Прикамья: Куединском, Октябрьском, Чернушинском, Чайковском муниципальных районах.

По итогам переписи 2010 года в Пермском крае насчитывалось 32 730 башкир (80% от уровня 2002 года). Основные районы расселения башкир в настоящее время – Пермский, Бардымский, Чернушинский, Осинский и Октябрьский. При этом в Бардымском районе отмечено 13 849 башкир (54,2% населения) и 9050 татар (35,4%); 94,8% башкир назвали родным языком татарский.

Башкиры плотно интегрированы в систему общественно-экономических отношений региона. Традиционная культура сохраняется в сельской местности. В местах компактного проживания башкир ведётся преподавание родного (чаще всего татарского) языка. В Бардымском районе также действуют национальные школы с преподаванием на татарском языке, в Чернушинском открыты факультативы по изучению языка, культуры и истории башкир.

Башкирский язык относится к поволжско- кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи. Ближайшим к башкирскому является татарский язык.

По мнению исследователей, корни тюркских языков и их дальнейшее формирование относятся к нескольким эпохам: хуннской (до середины I тыс. н. э.) – времени интенсивного распространения древних тюркоязычных племён; древнетюркской (вторая половина I тыс. н. э.) – периоду образования мощных племенных союзов (булгарский, огузско-печенежский, уйгурский и др.), закладывания основ будущих языков; средне- тюркской (Х–ХV вв.) – этапу становления современных тюркских языков; новотюркской (ХVI–ХIХ вв.) – периоду окончательного формирования тюркских языков. Для башкирского характерны все типологические черты тюркских языков, прослеживаются следы взаимодействия и с другими группами языков алтайской семьи. Его особенностью в сравнении с остальными кыпчакскими языками является близость к восточно- тюркским языкам – якуткому, хакасскому, а также языку древних тюрков. На башкирский язык оказали влияние арабский и персидский, а также языки соседних народов – финно-угорские и восточнославянские. В развитии башкирского литературного языка специалисты выделяют донациональный и национальный периоды. В ранний, донациональный период среди башкир был распространён региональный вариант языка тюрки – урало-поволжский. В XVI–ХVIII веках начинает формироваться старобашкирский письменно-литературный язык, с сильными традициями тюрки. Национальный период начинается с конца ХIХ века, до 1920-х годов функции литературного языка выполнял старобашкирский («башкиризованный тюрки»), позднее складываются современные черты башкирского литературного языка. Так, в 1923 году на основе арабской графики для него была разработана письменность. С 1928 года башкирский язык применял для письма латиницу, а в 1939 году был переведён на кириллицу с добавлением дополнительных букв. Этот алфавит башкирского литературного языка используется и в настоящее время. В нём 42 буквы. К 33 буквам русского алфавита добавлено девять дополнительных для обозначения специфических звуков башкирского языка.

Современный башкирский язык, по мнению лингвистов, делится на три диалекта: южный, восточный, западный, или северо-западный. Южный диалект распространён в центральных, южных и юго-восточных районах Башкортостана, в Оренбургской, Самарской и Саратовской областях. Носителями восточного диалекта являются башкиры восточных и северо-восточных районов Республики Башкортостан, а также Челябинской и Курганской областей. Западный, или северо-западный диалект объединяет башкир северных и северо-западных районов республики и сопредельных территорий. Внутри диалектов фиксируются отдельные говоры, характеризующие те или иные районы расселения башкир.

Вопрос об отношении к башкирскому и татарскому языкам говора башкирского населения Прикамья имеет дискуссионный характер. Уфимские исследователи выделяют говор башкир Бардымского района Пермского края в отдельный гайнинский говор северо-западного (западного) диалекта башкирского языка. Казанские учёные определяют говоры пермских татар и башкир как единые и относят их к пермскому говору среднего диалекта татарского языка, выделяя отдельный бардымский подговор. Пермские башкиры так ответили на вопрос о своём языке при проведении переписи 2010 года. Среди 13 849 башкир Бардымского района 94,8% назвали родным языком татарский. В целом по Пермскому краю только 22,2% башкир считали башкирский язык родным, для 54,7% таким языком был татарский. Сегодня башкирский язык наряду с русским является государственным языком Республики Башкортостан и, по материалам переписи 2010 года, входит в десятку самых распространённых языков Российской Федерации. На владение башкирским языком в России указали представители 38 народностей, всего 1 152 404 человека, среди них 977 484 башкира, 131 950 татар, 20 258 русских, 6276 чувашей и др. В качестве родного его назвали 1 150 450 человек,nв том числе 1 133 339 башкир. В Перми среди 7729 башкир родным языком считают русский 3485 человек (45,1%), башкирский – 2205 человек (28,5%), татарский – 2025 человек (26,2%).

Башкирский костюм прошёл длительный путь исторического развития и приобрёл яркие этнические черты.

На формирование башкирского костюма оказали влияние природно-климатические условия и ландшафтные особенности Уральского региона, кочевой быт, специфика скотоводческого и земледельческого хозяйствования, местных домашних и кустарных промыслов и ремёсел. Для изготовления костюма башкиры использовали различные материалы: конопляные, крапивные, льняные, шерстяные и полушерстяные ткани домашнего производства, фабричные шерстяные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, кожи и шкуры домашних и диких животных, ювелирные изделия и др.

Основу башкирского традиционного костюма, как мужского, так и женского, составляли рубаха күлдǝк туникообразного покроя, штаны ыштан с широким шагом, верхняя распашная халатообразная одежда. Они дополнялись в зависимости от ситуации, сезона и статуса владельца головными уборами, украшениями, другими элементами. Яркой составляющей костюма замужней женщины был головной убор ҡашмау – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, длинной лопастью спускающейся по спине, расшитой бисером и раковинами. В начале ХХ века этот старинный головной убор бытовал в южной половине башкирского края. Молодые женщины использовали нагрудные украшения из серебряных монет и кораллов селтəр, hаҡал, ҫаҡал и др. Во многих районах расселения башкир носили и халат елəн из чёрной или тёмной покупной ткани, отделанный позументом, монетами, вышивкой, аппликацией. В разных территориях сложились свои характерные черты традиционного костюма. Исследователи выделяют семь территориальных башкирских костюмных комплексов:tюго-восточный, юго-западный (демский), самаро-иргизский), центральный (инзерский), северо-восточный, восточный, восточный (зауральский), северо-западный.

У башкир Пермского края традиционный костюм имел много общего с костюмом других проживающих здесь народов – татар, удмуртов, марийцев. Основой женского костюма служила рубаха туникообразного покроя с широким подолом күлмǝк. Поверх рубахи надевался фартук с невысокой грудкой алъяпкыч. В комплект традиционной женской одежды входили также штаны ыштан. Наиболее древним женским головным убором следует считать длинный платок треугольной формы коекча. Пожилые носили коекча с волосником в виде мягкой шапочки с пришитыми по краю монетами. В XX веке, вплоть до 1950-х годов, единственным женским головным убором становятся калфаки.

Отличительной особенностью праздничного костюма являлись многочисленные украшения: накосники, нагрудники, брасеты.

Основу мужского костюма составляли рубаха и штаны. Характерным головным убором мужчин были тюбетейки из плиса или бархата (чёрного, реже бордового или тёмно-зелёного), они имели невысокий околыш и полусферический верх, богато расшивались цветными шёлковыми или хлопчатобумажными нитями, бисером.

Формирование национального башкирского костюма происходило на основе костюмных комплексов южных территорий расселения башкир, с включением самых ярких элементов – коралловых головных уборов, чёрных халатов, нагрудников, в мужском костюме – камзолов с короткими рукавами, меховых шапок, белых и цветных халатов чекменей. Из других костюмных комплексов были позаимствованы только наиболее самобытные компоненты. Костюм северо-западных башкир часто не воспринимается в качестве национального именно потому, что имеет много общих черт с костюмом соседних народов. Национальные костюмы башкир в настоящее время, как и у других народов, выполняют важную роль этнического символа. Творческие группы используют стилизованные сценические костюмы, как правило, выполненные в Республике Башкортостан по общим унифицированным мотивам. В последнее время при изготовлении костюмных ансамблей учитываются территориальные особенности костюма. В Перми национальные стилизованные башкирские костюмы сегодня можно увидеть на артистах фольклорных, танцевальных и музыкальных самодеятельных коллективов.

Различия в хозяйственных комплексах районов расселения башкир обусловили разнообразие традиционной кухни этого народа.

У южных и восточных башкир было развито скотоводство, определившее особенности их пищи, северные группы башкир рано познакомились с земледелием, что также повлияло на развитие системы питания.

Одно из главных мест в башкирской кухне принадлежало молочным продуктам. Чаще всего использовали коровье молоко, хотя в пищу употребляли и козье, из кобыльего молока готовили кисломолочный напиток кумыс. Из молока hөт получали сливки ҡаймаҡ, творог эремсек, взбивали масло май. Из кипячёного молока путём заквашивания делали один из самых распространённых и популярных кисломолочных продуктов башкирской кухни – ҡатыҡ. Известны были разные рецепты его приготовления, в одних районах заквашивали сырое молоко, в других предпочитали топлёное. Катык употребляли как самостоятельное кушанье, ели с хлебом, оладьями, кислым катыком заправляли супы, из него же с добавлением воды делали кисломолочный напиток айран. Катык был основой для сузьмы hөҙмə, сөҙмə. Его отжимали в холщовом мешочке или на сите, а получившуюся творожистую массу смешивали со сметаной, сливками, добавляли по вкусу соль и сахар. Ещё один любимый всеми творожистый сырный продукт курут (ҡорот, ҡорт) – кисло-солёные сырки – готовили из кислого молока путём длительного кипячения с последующим отжимом. Курут употребляли в свежем виде, смешивая со сметаной или катыком, добавляли в бульон, приправляли им мясные супы, сушили и коптили для длительного хранения. Популярным был также красный творог ҡыҙыл эремсек; во время отёла коров готовили блюда с молозивом ыуыҙ, например варёные пирожки с творогом и молозивом.

Не менее важными в рационе башкир оставались и мясные продукты. В пищу использовались конина, говядина, баранина, мясо домашней птицы, диких зверей и птиц – зайцев, лосей, рябчиков, глухарей и др.

Как и у многих соседних скотоводческих народов, распространены у башкир были варёная конина и баранина с крупной лапшой, чаще всего известные как бишбармак. Колбасы являлись составной частью ряда блюд – их добавляли, например, в бишбармак, а также употребляли отдельно. Конская колбаса ҡаҙы – одно из наиболее лакомых и почётных кушаний у башкир. На праздничном столе присутствовало и мясо домашней птицы, на свадьбу обязательно подавали гуся. Повседневными, а нередко и праздничными блюдами были различные похлёбки на мясном бульоне или молоке, супы, имеющие свои названия как в разных районах, так и в зависимости от состава и способа приготовления. Баламыҡ – заправленный мукой мясной бульон с курутом, ɵйрə – похлёбка с крупой, hалма – похлёбка на мясном бульоне с клёцками из теста, туҡмас – суп с домашней лапшой и др. Большое значение в традиционном питании башкир имели злаковые культуры. Зерно смалывали в крупы, обжаривали и прокаливали для приготовления каш бутҡа. Из проваренного или обжаренного зерна делали толокно талҡан, его употребляли, заварив горячей водой или молоком.

Хлебные изделия также известны башкирам с древности. Хлеб из заквашенного теста икмəк появляется сначала на западе территории расселения, позднее – на юге и юго-востоке. Однако в отдельных горных районах и в Зауралье хлебопекарную печь не знали ещё в начале ХХ века. Традиционными для башкирской кухни являлись зольные лепёшки көликмəк и выпеченные в казане или на сковороде табикмəк. К хлебным изделиям можно отнести и широко распространённое печенье бауырhаҡ – шарики или палочки продолговатой формы, пресные шарики с мёдом сəксəк, а также блины и оладьи ҡоймаҡ. Хлебные изделия с начинкой были более характерны для земледельческих районов, в основном северо-западных и западных, позднее они появились и на других территориях. Большие пироги бəлеш готовили с разнообразной начинкой – мясом и крупой или картофелем, рыбой, сладкой начинкой из ягод. Снискали популярность у башкир и привычные для всего региона шаньги из кислого или пресного теста с картофелем, кашами, творогом. Делали и ҡыҫтыбый – пресные лепёшки с начинкой из картофеля, пшённой, гороховой или гречневой каши.

Слабое развитие огородничества даже у северных и северо-западных башкир явилось причиной незначительной роли овощей в системе питания вплоть до середины ХХ века. В тех районах, где огородничество получило распространение, выращивали картофель, капусту, лук. Башкиры употребляли в пищу и дикорастущие растения – щавель, сныть, кислицу, полевой чеснок, дикий лук, черемшу, луковицы сараны и др. Грибы башкиры не использовали, их появление в рационе преимущественно северных башкир связано с контактами с финно-угорским и славянским населением. Дикорастущие ягоды: малину, землянику, клубнику, черёмуху, чёрную и красную смородину, костянику, вишню – активно включали в питание, употребляли в свежем виде, в сочетании с молочными продуктами, сушили для длительного хранения. Среди традиционных напитков следует отметить широко распространённую медовуху бал, которую готовили из сотового мёда, разводя его в горячей воде и заквашивая хмелем. Бал считался праздничным напитком, его подавали во время приёма гостей, свадебных торжеств и больших праздников. В некоторых районах расселения башкиры варили и домашнее пиво сыра. Традиция употребления чая у башкир возникла 150–200 лет назад, но с этого времени он становится одним из самых любимых повседневных напитков. Кроме покупного чёрного чая, в который часто добавляли сливки или молоко, в качестве напитков использовали и отвары трав – душицы, мяты, смородинового листа и др.

Традиционная кухня представляется одним из устойчивых этнокультурных комплексов. Многие компоненты системы питания народа продолжают сохраняться и в городской среде. Блюда традиционной башкирской кухни можно попробовать и в семьях башкир, в том числе в домашней праздничной и обрядовой кухне, и на общественных национальных праздниках, где представляется башкирская культура.

Большинство башкир Перми – мусульмане- сунниты, хотя в настоящее время есть и православные, и протестанты, и последователи других религий.

Распространение ислама среди башкир – процесс, растянувшийся на несколько столетий. Наиболее раннее знакомство башкир с исламом восходит к VIII– IХ векам. В Х веке начинается проникновение ислама как религиозной системы. Большое значение для всего Поволжья и Приуралья имело принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году. Связи с Булгарией и мусульманским миром и миссионерство сыграли свою роль в распространении этой религии среди башкир уже в Х–ХI веках. В дальнейшем активное проникновение и укрепление мусульманства в башкирской среде происходит в ХIII–ХIV веках, и связано оно как с утверждением ислама в качестве официальной религии Золотой Орды, так и с миссионерской деятельностью. Исследователи считают, что распространение ислама завершилось к ХIV–ХV векам. О времени принятия ислама в среде пермских башкир нет единого мнения: одни считают, что это произошло в Х веке, другие называют ХII– ХIV века – период расселения башкирских племён, существуют и версии о более поздней исламизации – не ранее ХVII века.

Формирование и организационное оформление мусульманской общины в Перми относится лишь к концу ХIХ века, когда в городе действовал молельный дом. В 1903 году по проекту архитектора А. И. Ожегова была построена Пермская соборная мечеть, что стало значимым событием для всего городского сообщества. В 1913 году в губернской столице было зарегистрировано три мусульманские школы: мужская, открытая в 1876 году, и две женские (на ул. Монастырской и Покровской). В настоящее время в Перми действуют три мечети (Пермская соборная мечеть и мечети в микрорайонах Закамск и Гайва), умма включает представителей многих народов.

Исламские традиции играли значительную роль в повседневной жизни башкир. Считалось необходимым ежедневное пятикратное совершение молитвы – намаза. В религиозных праздниках и обрядах пермских башкир проявляются общемусульманские традиции. К ним можно отнести соблюдение поста ураза, а также мусульманские праздники Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид, Ашура. Религиозные ритуалы совершались и во время семейных обрядов. Мулла проводил обряды имянаречения и бракосочетания, ритуалы похоронной обрядности, предусмотренные нормами ислама.

Праздничная культура – одно из ярких проявлений этнических традиций народа.

Особенностью календарных праздников и обрядов башкир было бытование как религиозных праздников Ураза-байрам, Курбан- байрам, счёт которых вёлся по лунному календарю, так и народных, связанных с основными природными и хозяйственными циклами. Распространённым праздником среди башкир стал Сабантуй hабантуй, который проводился либо перед началом весенней пахоты, до весенних сельскохозяйственных работ, либо в период между завершением пахоты и началом сенокоса. Основным содержанием праздника были состязания на майдане – борьба көрəш (в ней участвовали батыры со всей округи), бег наперегонки, а также конные скачки. На майдане проводились и другие состязания – перетягивание каната, бег в мешках, бой мешками, разбивание горшков с завязанными глазами, лазанье по наклонному шесту и др. Для молодёжи важным элементом праздника являлись пляски и игры, исполнение песен. На Сабантуе часто готовили коллективное угощение. К празднику приурочивалось гостевание родственников и знакомых. По мнению С. И. Руденко, Сабантуй в прошлом был характерен лишь для северных земледельческих районов расселения башкир, в южных районах, где земледелие распространилось относительно недавно, не бытовало праздника с таким названием. С течением времени Сабантуй стал проводиться повсеместно, а его название перешло и на другие весенние древние общественные праздники, в том числе каргатуй и йыйын. Поэтому формирование комплекса обрядов Сабантуя представляется сложным и многокомпонентным. Древними, по мнению исследователей, следует считать общественные праздники йыйыны (йыйын, джиен). В прошлом йыйыны были съездами, собраниями, на которых решались наиболее важные вопросы жизни рода и племени. Постепенно праздничная составляющая йыйынов стала основной в их структуре. Праздник отмечали в период после завершения весенних работ и до начала сенокоса. На йыйынах устраивали конные скачки, борьбу, бег, другие состязания на майдане. Проведение йыйынов имело много локальных особенностей. В одних районах расселения башкир это название употреблялось вместо названия «сабантуй», в западных проводились и йыйын, и Сабантуй. В некоторых территориях праздник превратился в ярмарку. Где-то отдельные элементы перешли в самостоятельные праздники со своими названиями, таковы майдан на северо-востоке Башкортостана и в Зауралье и байге на юге Башкортостана.

Сабантуй и йыйын выступали главными праздниками пермских башкир.

Весенним праздником у некоторых групп башкир был ҡарғатуй (от ҡарға – грач, туй – праздник), который отмечался с конца апреля до начала июня. Происхождение праздника связано с культом птиц и весенним пробуждением природы. Местом для его проведения избирались возвышенности. Участниками праздника были женщины и дети. Селяне варили кашу, пили чай, молодые водили хороводы, играли в мяч, устраивали бег с препятствиями. Так праздник проходил в восточных и центральных районах. В западных и юго-западных территориях он был известен как ҡарға буткаhы – «грачиная каша» – и проводился накануне праздника Сабантуй.

У башкир Осинского уезда, по замечанию этнографа С. И. Руденко, этот праздник не был известен. Среди календарных праздников и обрядов пермских башкир следует назвать комплекс обрядов с шестого на седьмое апреля, известный как день слушания слухов, к которому приурочивались молодёжные гадания. Большим праздником считалось начало ледохода, тогда отправлялись на берег реки, смотрели на уходящий лёд, пили чай, пели и плясали. В весенний период, обычно первого мая, пермские башкиры совершали ритуалы с яйцами: их окрашивали в луковой шелухе и катали с гор. Основными участниками этих ритуалов были дети.

Кроме того, бытовали праздники, приуроченные к датам русского календаря, – Ильин день, Покров. В засушливые годы проводили цикл ритуалов вызывания дождя. В настоящее время праздничная культура башкир Перми включает целый комплекс разных по происхождению и содержанию праздников. Часть из них проводятся в семейном кругу, конфессиональных общинах, некоторые являются общественными. Среди современных праздников башкир города – ежегодно отмечаемый Сабантуй, традиционные мусульманские праздники, гражданские российские праздники – День Победы, Международный женский день, Новый год и др.

Новацией последнего времени стало проведение Навруза как многонационального праздника на площадках Перми. Но главным праздником, безусловно, остаётся Сабантуй, он продолжает играть важную роль в жизни башкир. Первый такой праздник в столице Прикамья состоялся ещё 9 июля 1917 года. Сегодня Сабантуй стал поистине национальным праздником: его отмечают не только в деревнях и сёлах, но и в городах.

Традиционно для башкир была характерна как большая семья, состоящая из нескольких брачных пар, так и малая, состоящая из родителей и детей либо трёх поколений родственников по прямой линии.

С течением времени стала преобладать малая семья, которая сохраняется и в настоящее время. В наследовании у башкир действовал миноратный принцип, преимущественное право наследования принадлежало младшему сыну. Среди семейных обрядов развитыми у башкир представляются обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, свадьбой, проводами в солдаты, новосельем, цикл похоронно-поминальных ритуалов.

Обряд по случаю рождения ребёнка известен у башкир под разными названиями: бəбəй туй (свадьба, праздник ребёнка), бəпес сəйе (чай младенца), ул сəйе (чай сына). На праздник приглашались родственники, друзья и знакомые. В прошлом у ряда групп башкир на него звали только женщин. Пришедшие произносили благопожелания новорождённому и вручали принесённые угощения и подарки.

Свадебный обряд является одним из наиболее развёрнутых и театрализованных комплексов среди семейных ритуалов. У башкир бытовали разные формы заключения брака: по сговору сватов, был известен обычай обручения малолетних детей; имело место и воровство невест, часто по договорённости. Традиционная свадьба разделялась на несколько этапов. Когда со стороны родителей невесты согласие на брак было получено, совершалась так называемая малая свадьба, главным на которой являлся религиозный ритуал бракосочетания никах. Мулла закреплял брачный союз, и молодые считались мужем и женой. Малая свадьба проходила в доме невесты, куда приезжали родственники жениха. С момента проведения малой свадьбы муж имел право посещать супругу, но до выплаты калыма за невесту молодые не жили вместе.

После выплаты калыма в доме невесты проводилась собственно свадьба туй, во время которой нередко обходили и дома родственников. Свадьба длилась несколько дней, родственники жениха в один из дней одаривали подарками родственников невесты. Вслед за свадьбой проходили и проводы невесты, когда молодая переезжала в дом жениха. В некоторых случаях это был последний день свадьбы, иногда данные этапы были отделены друг от друга по времени.nПриезд молодой жены в дом жениха также сопровождался разными обычаями и обрядами. Мать жениха встречала невесту с маслом и мёдом и высказывала ей благопожелания, под ноги молодой клали подушку. Затем в дом жениха вносили сундук с приданым и показывали гостям его содержимое. Среди обрядов, совершаемых невестой по приезде в дом жениха, – поход за водой, приготовление оладий и угощение ими новых родственников. Завершающей в цикле свадебных ритуалов была свадьба в доме жениха, называемая в разных локальных традициях ҡалың туй, ҡарши туй, кода туй. Часто этот этап обряда повторял свадьбу в доме невесты – с обменом подарками, обходом домов, праздничным застольем.nПринадлежность к воинскому сословию на протяжении длительного времени, постоянное несение линейной пограничной службы вплоть до последней трети ХIХ века были причинами формирования у башкир развитого комплекса рекрутской обрядности. Проводы в солдаты часто растягивались на продолжительный срок, включали подготовку к призыву, гулянье после призыва, вечер накануне отъезда, день отъезда. Наиболее распространённым у северных групп башкир при проводах в солдаты был обряд с караваем. Перед отъездом мать подносила сыну каравай хлеба и просила надкусить его. Каравай оставался в родительском доме и хранился до возвращения служивого. Часто новобранца выводили из дома спиной вперёд. Эти действия были направлены на то, чтобы служилось легко и солдат благополучно вернулся. Самыми торжественными были последние проводы, когда вся деревня с песнями выходила на улицу провожать призывника.nn

Конец 1980-х годов, когда был взят курс на демократизацию, стал периодом активизации общественной жизни народов Прикамья, в том числе и башкир.

В то время национальное движение башкир и татар в Пермской области имело общие институты и инициативы, и созданные общественные организации представляли оба этих народа. Уже в 1989 году состоялась учредительная конференция областного татаро-башкирского центра, местные отделения которого открылись в городах и районах области. В 1998 году центр был преобразован в Региональную национально-культурную автономию (РНКА) татар и башкир. С момента своего создания центр, а потом и РНКА активно включились в этнокультурную деятельность Прикамья, и Пермь становится средоточием культурной жизни этих народов, а их общественные лидеры – руководителями областных и краевых институтов. Выстраиваются основные направления деятельности, партнёрские отношения с другими организациями города, региона и субъектами России. С 1992 года Пермь является площадкой для ежегодного проведения областного (краевого) Сабантуя; с 2004 года наряду с ним здесь ежегодно проводится и городской Сабантуй.

Новый этап в общественном движении башкир Прикамья связан с образованием в 2006 году региональной общественной организации башкир Пермского края «Курултай». В её состав вошли башкирские общественные объединения Чернушинского, Чайковского, Уинского, Куединского, Осинского, Бардымского, Октябрьского, Пермского и Кунгурского муниципальных районов, а также Перми. Центр краевого курултая – город Чернушка, руководитель Р. Т. Мухаматьянов.

Курултай башкир города Перми ведёт свою историю также с 2006 года, он был организован как структурное подразделение региональной общественной организации. Первым председателем исполкома городского курултая башкир стал Ф. М. Киямов, в октябре 2011 года председателем избран Р. Р. Гарипов. Среди направлений работы организации – распространение знаний об истории и культуре башкирского народа, содействие сохранению и развитию башкирского языка, реализация различных культурных проектов, сотрудничество с органами государственной власти, национальными общественными институтами. Курултай башкир города Перми представлен в Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской думе.

Популяризация истории и культуры башкирского народа является одним из приоритетных направлений работы пермского городского курултая. Особое внимание уделяется памятным и юбилейным датам в истории России. Так, в 2006–2007 годах циклом мероприятий было отмечено 450-летие добровольного вхождения башкир в состав Русского государства. Концерты, творческие встречи, мастер-классы, лекции прошли на разных площадках Перми. К празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года была приурочена акция «Северные амуры», участие в которой приняли творческие коллективы из Башкортостана. «Северными амурами» французы называли башкир, это и обусловило название акции. В Пермском доме народного творчества «Губерния» в рамках акции работала выставка, посвящённая участию башкир в Отечественной войне 1812 года, а также состоялась научно-практическая конференция.

Значимымtсобытием в культурной жизни двух регионов – Пермского края и Республики Башкортостан – стало проведение в 2009 году в Уфе Дней культуры башкир Пермского края. Творческие коллективы Прикамья познакомили соседей с народным и профессиональным искусством башкир региона. Активное участие в Днях культуры приняли также башкиры Перми. В 2011 году краевая столица встречала участников культурной акции Дни Республики Башкортостан в Перми. Проведение таких мероприятий стало возможным только при сотрудничестве двух субъектов Российской Федерации, активности общественных институтов. Различные акции и встречи были продолжены и в 2015 году. В мае 2015 года в кинотеатре «Премьер» состоялись показ фильмов киностудии «Башкортостан» и творческая встреча кинорежиссёров и операторов республики с пермскими зрителями и представителями башкирской общественности.

В ежегодных планах организации – знакомство и популяризация традиций башкирского народа, выступления на концертных площадках и участие в этнокультурных акциях, мастер-классы по обучению игре на традиционных музыкальных инструментах, башкирским танцам.nНесколько самодеятельных коллективов представляют народное творчество башкирского народа на площадках Перми, Пермского края и за его пределами. Башкирские танцы – одно из направлений творческой деятельности пермской студии этнического танца «Лэйла» (рук. Н. Гарипова), открытой в 2007 году. Выступления коллектива можно увидеть не только на мероприятиях башкирской общественной организации города, но и на межнациональных мероприятиях, краевых и всероссийских форумах.n

Этномузыкальный проект «Седой Урал» (рук. Р. Р. Гарипов), созданный в 2013 году, стал одной из визитных карточек региона. Идея проекта – исполнение аутентичных и авторских мелодий коренных народов Урала с использованием национальных музыкальных инструментов и на основе народных традиций. Коллектив – участник всех значимых этнокультурных акций и мероприятий города и края, фестивалей «Шежере байрам», «Кочевник» (фестиваль тюркских народов Пермского края), «Белые ночи», «Пермский калейдоскоп», «Горнило Сварога», «Северный фестиваль NordFest», «Геофест», «Камва», «Живая нить», «АртПермь», «Ярмарка ремесленников», праздников Сабантуй и Навруз и др. В 2015 году этномузыкальный проект «Седой Урал» стал лауреатом I степени V Межрегионального конкурса кубызистов и исполнителей горлового пения, а также лауреатом II степени Всероссийского конкурса музыкальных проектов «Живая нить».

Задачу сохранения башкирской культуры ставят перед собой и другие пермские коллективы, раскрывающие творчество татар и башкир. В репертуаре эстрадного коллектива «Дуслык» при МАОУК «Пермский городской дворец культуры им. А. Г. Солдатова» (рук. Л. Н. Султанова) татарские и башкирские песни, в том числе авторские – его участников. Ансамбль ведёт большую концертную деятельность, выступает с ежегодными отчётными концертами, представляет своё творчество на праздниках и фестивалях. Несколько башкирских танцев входят в репертуар хореографического коллектива «Гузель Чулман» («Красавица Кама», рук. Г. Г. Хамзина).

Среди постоянных площадок, на которых проходит презентация деятельности общественных национальных институтов и творчества пермских башкир, – ежегодный городской праздник Сабантуй, фестивали народного творчества татар и башкир «Пермь талантлары», межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир», Молодёжный межнациональный форум города Перми и др.

Курултай башкир города Перми, организуя свою деятельность по сохранению, развитию и популяризации этнокультурного наследия народа, понимает значимость межэтнической толерантности в стране и регионе. Постоянными гостями всех башкирских мероприятий являются представители общественных институтов народов Перми и Пермского края. Со своей стороны, общественная организация башкир участвует в традиционных праздниках и мероприятиях, проводимых национальными объединениями других народов Прикамья. Среди важных направлений деятельности курултая в ближайшей перспективе, по мнению Р. Р. Гарипова, укрепление башкирской идентичности, пропаганда башкирской культуры, привлечение молодёжи к деятельности организации и этнокультурным проектам, взаимодействие с представителями общественных институтов, органов власти с целью сохранения и укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия.