Армяне Перми: история и культура
Армяне, самоназвание хай, один из коренных народов, проживающих на территории Армянского нагорья.
Этноним, по одной из версий, происходит от названия провинции государства Урарту – Хайк (Хай-астан). По другой версии, происхождениеtсамоназвания связано с древней армянской страной Хайяса и именем мифического предка армянского народа – Хайка. По легенде, предки армян пришли в долину верхнего Евфрата в XIII веке до н. э. после разрушения Хеттской державы. Появление новых племён вызвало недовольство шумеро- аккадского царя Утухенгаля, и он пошёл на них войной. В битве при местечке Айоц Дзор племена под предводительством Хайка и местные жители одержали уверенную победу. Таким образом, созданное Хайком государство положило начало армянскому народу и армянской культурной традиции.
Существует несколько версий этногенеза армянского народа, в том числе относящих его происхождение к III тыс. до н. э. В российской академической традиции принято считать, что этногенез армянского народа протекал в период с конца II тыс. до IV–II веков до н. э., в этом процессе участвовали хуррито-урартские народы, лувийцы, хаты и др. Современный армянский народ есть результат этнического смешения, продолжавшегося на территории Армянского нагорья несколько тысяч лет. Антропологически армяне относятся к арменоидному (переднеазиатскому) типу европеоидной расы. Во второй половине I тыс. до н. э. земли армян входили в состав Персидской империи. После её разгрома войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от государства Селевкидов, названного по имени одного из последователей Александра Македонского.
В этот период армянские земли управлялись наместниками, двое из которых, Арташес и Зарех, воспользовавшись наступившей политической раздробленностью, провозгласили в 190 году до н. э. Великую и Малую Армению. Пика своего могущества древняя Армения достигла при Тигране II Великом в I веке до н. э. В созданное им Армянское царство были включены все исторические армянские земли и ряд новых территорий.
В последующий период Армения находилась в зоне противостояния Римской Империи и Персии, закончившегося разделением в 387 году территории Армянского царства между Римом и Сасанидским Ираном. Большую роль в консолидации армянского народа в рамках единой общности сыграли принятие христианства и создание армянского алфавита в IV–V веках н. э. В VII веке армянские земли, находившиеся в тот момент в составе Восточной Римской империи, были завоёваны арабами. В 885 году княжеский род Багратидов сверг владычество Арабского халифата и провозгласил Армянское царство.
Наступивший после этого культурный подъём в период независимости, продолжившийся до XIV века, называется некоторыми авторами «армянским возрождением». С XI века армянские земли подвергались вторжению турок-сельджуков, в XIII веке – монголов, а позднее – войск Тамерлана. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны разделили территорию Армении на две части: восточные земли вошли в состав Персии, а западные отошли к турецкой стороне. Долгое раздельное существование привело к формированию западно- и восточно-армянских языков и литературных традиций.
В XIX веке Восточная Армения в результате российско-персидских войн постепенно входит в состав Российской империи (Эриванское и Нахичеванское ханства), однако территория Западной Армении осталась в составе Османской империи. Именно с ней связана одна из самых трагических страниц истории армянского народа – геноцид 1915 года. В этот период, по разным оценкам, было уничтожено до 2000 деревень, около 60 армянских кварталов в городах, погибло от одного до полутора миллионов армян. После 1915 года в Западной Армении практически не осталось армянского населения.
После Февральской революции в России в марте 1917 года в Закавказье была упразднена власть наместника и образован временный орган власти ОЗАКОМ (Особый Закавказский комитет). Земли Западной Армении, занятые русскими войсками, получили особый статус и управлялись назначаемым Временным правительством комиссаром.
В Закавказье местные политические партии образовали Бакинский, Ереванский и Тифлисский армянские национальные советы, объединённые позже в Закавказский комиссариат. После того как Советская Россия объявила о выходе из Первой мировой войны и Кавказский фронт перестал существовать, фактическая власть, как и оборона рубежей от наступления турецкой армии, перешли к Армянскому национальному совету во главе с А. В. Манукяном.
10 апреля 1918 года Закавказский сейм, в состав которого входили представители Учредительного Собрания, избранные от Закавказья, провозгласил независимую Закавказскую Федеративную Демократическую Республику (ЗФДР). В это время турецкая армия продолжила наступление вглубь Закавказья с целью захватить Бакинские нефтепромыслы. Сопротивление туркам оказывали только добровольные воинские формирования армян под командованием Д. Бек- Пирумяна. После нескольких недель кровопролитных боёв турецкая армия начала отступать. В мае 1918 года ЗФДР распалась, были провозглашены независимые республики Грузия, Азербайджан и Армения. Руководителем Армянской республики был избран А. В. Манукян. 4 июня 1918 года Армянская республика и Турция подписали мирный договор.
После провозглашения Азербайджанской ССР армянские большевики в мае 1920 года подняли восстание и объявили о создании Военно-революционного комитета, однако восстание было подавлено. Но в Армении начался правительственный кризис. Воспользовавшись сложной политической обстановкой, Турция вновь напала на Армению. В этой ситуации армянское правительство было вынуждено просить посредничества в переговорах с Турцией у Советской России. В ходе переговоров большевики потребовали от армянского правительства провозгласить советскую власть и передать все полномочия созданному ревкому. 29 ноября 1920 года части Красной Армии вошли на территорию Армении, 2 декабря там была провозглашена советская власть, а 3 декабря был заключён мир с Турцией. 12 марта 1922 года Армения, Грузия и Азербайджан подписали соглашение об образовании Закавказской Федерации, которая просуществовала до 1937 года. С 1937 года она прекратила своё существование, а Армения, Грузия и Азербайджан вошли в состав СССР в качестве республик. 28 мая 1989 года была провозглашена независимая Республика Армения.
Большую роль в исторической судьбе армянского народа играет диаспора. В армянском языке даже есть термин «спюрк», который означает «диаспора» – часть народа, живущая вне страны его происхождения. Из-за сложностей, вызванных проживанием в арабских и тюркских государствах, многие армяне начали уезжать в другие страны, а после арабского завоевания (VII век) и нашествий турок-сельджуков (XI век) эмиграция армян приняла массовый характер. В XI–XIV веках увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и др. В начале XVIII века много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. Значительные перемещения армянского населения вызвал XX век. Массовый исход сотен тысяч армянских беженцев в 1915–1923 годах произошёл в результате геноцида армянского населения Османской империи в 1915 году.
Сегодня численность армян в мире составляет около 10 млн человек. Из них на территории Республики Армения проживает около 3 млн. Крупные армянские диаспоры существуют в более чем 100 странах мира, в том числе в России – 1,182 млн, США – 885 тыс.,Франции – 800 тыс. человек. В армянском этносе выделяется несколько этнографических групп, среди которых амшенские армяне, или хемшилы, происходящие из подчинённого Византии г. Амшен в Понтийских горах. Говорят на амшенском диалекте. Среди хемшилов распространён ислам.
Армяне, с древних времён жившие на Северном Кавказе в тесном контакте с местным адыгским населением, известны как черкесо-гаи. С XVIII века они компактно проживают на Кубани. Большую этнолокальную группу составляют донские армяне, с 1779 года живущие на территории современной Ростовской области.
Проникновение армян в пределы Киевской Руси началось в X–XI веках, когда стали устанавливаться торговые и культурные связи между Русью и Закавказьем. Но в этот период их численность была невелика. С XVIII века российское государство начало оказывать содействие в переселении купцов и предпринимателей армянского происхождения на территорию Российской империи. Известно, что царь Пётр I в одном из своих указов написал: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чём пристойно, дать дабы охоту для большего их приезда…». В XIX веке в России армянские поселения существовали в Петербурге, Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе и в устье Дона. В армянских поселениях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения. Присоединение армянских земель к России после русско-персидских войн XIX века привело к резкому увеличению численности армян. Они стали активно участвовать в общественной и экономической жизни страны.
После турецкого геноцида начала ХХ века ещё свыше 300 тысяч армян переехали в Россию. В советское время приток армянского населения с территории Армянской ССР происходил уже в рамках единого государства.
Новый этап миграции армян на территорию России пришёлся на конец 1980-х – начало 1990-х годов. Он был обусловлен тяжелейшим положением республики в связи с разрушительным землетрясением 7 декабря 1988 года, глубоким экономическим кризисом, вызванным армяно- азербайджанским конфликтом. Сегодня армяне являются одним из семи народов-миллионников России. Их численность, по переписи 2010 года, составила 1 182 388 человек. Наиболее крупные армянские общины России сформировались в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Ростовской области и Санкт-Петербурге. Жизнь армянской российской диаспоры сосредоточена вокруг созданной в 2000 году общероссийской общественной организации «Союз армян России». На начало 2015 года организация имела представительства в 67 регионах России.
В первой половине XVIII века, когда положение армян в Персии снова стало опасным, армянский купец Лазарь Назарович Лазарян (1700–1782) вместе со своей семьёй переселяется в Россию.
После того как Лазарь Назарович Лазарян становится известен Петру I, тот назначает его переводчиком в сношениях с Персией, так как Лазарь Назарович прекрасно знал язык и обычаи этой страны. Стремясь найти в России применение своим предпринимательским способностям, Лазаревы в 1735 году основали под Москвой Фряновскую шёлковую мануфактуру, продукция которой пользовалась большим спросом не только у российского, но и у иностранных дворов. В 1771 году сын Л. Н. Лазаряна Ованес Лазарян (1735– 1801, в дворянстве – Иван Лазарев) взял в аренду на шесть лет Билимбаевский, Добрянский, Очёрский металлургические заводы и соляные промыслы Строгановых в Прикамье. В 1774 году Лазареву пожаловали российское дворянство и герб, после чего он купил часть пермских вотчин барона Г. Н. Строганова и баронессы М. А. Строгановой, став в результате владельцем Чёрмозского и Хохловского заводов, соляных промыслов в Усолье и Ленве и огромного массива земель – 1056 тысяч десятин. На купленных землях Иван Лазарев построил два новых завода: в 1789 году – Кизеловский чугуноплавильный и железоделательный завод, а в 1797 году – Полазненский железоделательный завод. Главное управление Пермским имением Лазаревых находилось в Чёрмозе. В горнозаводских центрах прикамских имений Лазаревых создавались библиотеки, силами самих служащих ставились драматические и музыкальные спектакли, устраивались концерты.
И. Л. Лазарев и епархиальный епископ Иосиф Аргутинский стали лидерами армянского национально-освободительного движения в России. Они разработали и представили правительству проект колонизации армянами Крыма и юго-востока России. Проект был одобрен. Используя своё влияние, тратя огромные личные средства, И. Л. Лазарев делал всё возможное, чтобы армяне-переселенцы стали российскими подданными и приобрели юридические права. Иван Лазарев был широко известен и как благотворитель, меценат. Он не жалел средств на строительство православных храмов, больниц, приютов. Особо его заботило сохранение духовной культуры армянского народа. Уже в ходе переселения армян в Россию в 80-е годы XVIII века Лазаревы начинают создавать школы в армянских общинах. За год до смерти в духовном завещании И. Л. Лазарев обязал своего наследника, младшего брата Екима, построить в столице специальное учебное заведение для армянского юношества. В 1815 году начало работу армянское училище Лазаревых, которое первоначально имело статус гимназии, но через 12 лет было преобразовано в Лазаревский институт восточных языков со всеми правами высшего учебного заведения. Основатели подчёркивали, что институт призван способствовать «тесному духовному и политическому соединению обитателей Кавказа с прочими странами России». Наиболее крупным из учебных заведений в Прикамье было содержавшееся на средства Лазаревых Чёрмозское училище, открытое в 1811 году. В 30-е годы XIX века при нём существовал горнозаводской класс. Многих своих крепостных Лазаревы отправляли обучаться горнозаводскому делу, архитектуре, лесоводству на другие уральские заводы, а некоторых – в Санкт-Петербургскую школу земледелия и горнозаводских наук графов Строгановых. После смерти Ивана Лазарева пермское имение перешло по наследству Е. Л. Лазареву, И. Е. и Х. Е. Лазаревым, а затем оказалось во владении зятя Х. Е. Лазарева – князя Семёна Давыдовича Абамелека (1815–1888). Именно ему вдова и дочери Христофора Екимовича дали доверенность на «главное управление» всеми имениями, а специальным указом царя из-за пресечения мужской линии Лазаревых была передана и их фамилия (1873). С тех пор род стал называться Абамелек-Лазаревы.
Вступление во владение пермским имением Семёна Давыдовича Абамелек-Лазарева пришлось на пореформенный период, когда многие уральские заводы оказывались неэффективными. Однако пермское хозяйство Абамелек-Лазаревых в новых условиях не только выжило, но смогло стабилизироваться и развиваться. Князь С. Д. Абамелек-Лазарев был сторонником обновления производства, расширения деятельности заводов и связывал этот процесс с ростом спроса на металл в России во второй половине XIX века.
Его сын Семён Семёнович Абамелек-Лазарев (1857–1916) сумел ещё более расширить производство в пермском имении. На рубеже XIX–XX веков была проведена реконструкция Чёрмозского завода, в результате чего он стал самым крупным производителем кровельного железа не только на Урале, но и в России. Продукция завода пользовалась спросом из-за её высокого качества. Одним из самых крупных чугуноплавильных заводов Урала стал Кизеловский завод. За 1888– 1913 годы выплавка чугуна здесь возросла в 2,7 раза. При нём было создано большое каменноугольное дело, появилась новая отрасль – платиновая промышленность, а попутно велась и добыча золота; сохранилось лесное хозяйство. В результате Семён Семёнович стал владельцем многоотраслевого промышленного комплекса, выделявшегося среди других уральских горнозаводских хозяйств. Итог этой своей деятельности С. С. Абамелек-Лазарев подвёл в конце жизни:
«…Производительность заводов увеличена в 5 раз, а угля в 16 раз. Смело могу сказать, что подобного другого примера не знаю».
Лазаревы и Абамелек- Лазаревы внесли весомый вклад не только в развитие русско-армянских отношений, в армянское освободительное движение, но и в культуру, просвещение, промышленность Прикамья, Урала и всей России.
Собственно формирование армянской диаспоры в Прикамье относится ко второй половине ХIХ века.
Однодневная перепись жителей города Перми в 1890 году отметила проживание в городе трёх армян. Первая всеобщая перепись населения, проведённая в Перми в 1897 году, отметила в городе проживание 22 представителей армяно-григорианского (18 человек) и армяно-католического (4 человека) вероисповедания, из них у 8 человек русский язык указан в качестве родного.
В советский период численность армянского населения в регионе постоянно увеличивалась. В переписи 1920 года армяне отнесены к категории «прочие». Вероятно, их численность была незначительной. В 1926 году в Верхнекамском, Пермском и Кунгурском округах Уральской области проживало 23 представителя этой национальности, из них в городе Перми – 11 человек (8 мужчин и 3 женщины). Известно также, что из этих 11 человек 8 (6 мужчин и 2 женщины) разговаривали на языке своей национальности (по-видимому, на армянском), а 3 (2 мужчины и 1 женщина) – на русском. Все пермские армяне, согласно переписи, были грамотными.
В дальнейшем в переписях населения вплоть до 2002 года численность армян отражена только в сводных материалах по области. Однако с учётом того, что не менее половины армянского населения всегда проживало именно в Перми, можно предположить, что процессы, характерные для области в целом, были актуальны и для Перми. В 1939 году количество армян в Пермской области увеличилось до 612 человек (двадцатый по численности народ). Большая часть из них – 91%, или 554 человека – мужчины. Учитывая этот факт, легко предположить, что миграция носила «трудовой» характер. Вероятнее всего, в Пермь армяне приезжали на работу или на учёбу, в то время как их семьи оставались на родине. Прирост армянского населения в этот период был вызван процессами индустриализации, а также репрессивной политикой государства.
В пермских архивах сохранились документы армян, живших в Перми в 1930-е годы. Можно предположить, что их численность не превышала нескольких десятков. Среди пермских армян этого времени были студенты, технические специалисты, бывшие военнослужащие Красной Армии, оставшиеся после войны в Прикамье. Известной в Перми личностью в этот период был уроженец села Аг-Булах Кировоканского района Армянской ССР Карапет Никогосович Карчикьян(1900 г. р.). Он занимал должность директора по кадрам Завода № 98 (ныне ФКП «Пермский пороховой завод»), а в 1937 году был репрессирован.
Ещё большее увеличение численности армян отмечено во второй половине ХХ века, когда для учёбы и работы в Прикамье стали прибывать выходцы из Армении. Несколько десятков семей были размещены в Пермской области (Чернушинский и Куединский районы) после землетрясения в Спитаке в 1988 году. Часть крымских армян, депортированных в 1944 году на север Прикамья и оставшихся здесь жить, перебралась в Пермь. Если в 1979 году в Пермской области проживало 1497 армян, то в 1989 году – уже 2477. В 1990-е годы численность диаспоры значительно увеличилась. Это было обусловлено распадом СССР и возникшей в этой связи сложной экономической обстановкой в Армении. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность армян Пермской области составляла 4979 человек, а к 2010 году она незначительно увеличилась – до 5464 человек. В последние несколько лет темпы миграции армян в Пермский край снизились. Временная же миграция из Армении в Прикамье в последние годы стабильно увеличивается. По данным УФМС по Пермскому краю, в 2010 году в регион прибыло 4030 граждан Армении, в 2011 – 5346, в 2012 – 5854, в 2013 году – уже 6133. По разным оценкам, до 2/3 всех трудовых мигрантов оседает в городе Перми.
В 2002 году в Перми проживало 2370 армян, больше всего – в Свердловском районе (582 человека), при этом самая высокая доля армянского населения зафиксирована в Орджоникидзевском районе (0,33 %). Меньше всего армян проживало в Кировском районе, но именно здесь в 2010 году зафиксирован самый высокий прирост армянского населения – в 1,57 раза. В 2010 году численность армян в Перми увеличилась до 2683 человек. Самая высокая численность осталась в Свердловском районе – 606 человек (прирост в 1,07 раза), наиболее высокая доля армян среди всего населения зафиксирована в Ленинском районе (0,45%, рост по сравнению с 2002 годом в 1,45 раза). Сегодня армяне являются одним из крупнейших пермских этнических сообществ.
Армянcкий язык принадлежит к независимой языковой группе внутри индоевропейской семьи, сравнимой с германскими и славянскими группами.
Существует два исторически сложившихся языка – западноармянский и восточноармянский. Государственным языком Армении является восточно- армянский литературный язык. Помимо этого различается ещё несколько диалектов, самый крупный из которых – амшенский. Сегодня сложно говорить о начале истории армянского языка, но очевидно, что она насчитывает более двух тысячелетий. Учёные выделяют несколько периодов в формировании армянского языка:
– дограбарский (с древности до V века н. э. – дописьменный период);n– грабарский (с V века н. э. до XII века – письменный период);n– средний армянский (с XII века до первой половины XIX века);n– новый армянский, или ашхарабарский (с первой половины XIX века до настоящего времени).
Принято считать, что армянский язык сформировался в XIII–XII веках до н. э., после переселения праармянских племён на Армянское нагорье и смешения их языка с языком местных народов. Существуют также теории о происхождении армянского языка в XII веке до н. э. от мушков и урумейцев. О дописьменном периоде армянского языка ничего не известно. Однако с уверенностью можно предположить, что к рубежу нашей эры армяне уже говорили на каком-то языке, используя письменность окружавших их народов.
Армянский алфавит был создан в 405–406 годах учёным и священником Месропом Маштоцем. Ни греческий, ни сирийский языки, на которых в Армении читались первые христианские проповеди, не соответствовали сложной фонетической системе армянского языка. Месроп Маштоц выполнил свою историческую миссию, создав для родного языка алфавит, на котором написаны армянская литература и история. Все армяне знают: за стальными дверями в соборе Эчмиадзин хранится громадная плита из оникса, на которой золотом 833-й пробы написаны первые буквы армянского алфавита. При поддержке царя персидской части Армении Врамшапуха Маштоц обошёл всю Армению, открыв множество школ и внедряя письменность.
Армянский алфавит изначально состоял из 36 букв, 7 из которых являлись гласными, а 29 букв – согласными. В XII веке были добавлены ещё две буквы. После изобретения алфавита формируется древнеармянский литературный язык грабар. V век принято называть «золотым веком» в истории армянской литературы. Первым из сохранившихся памятников армянской литературы принято считать написанное Корюном «Житие Маштоца» (середина V века). Выдающимися произведениями также считаются «История Армении» Агатангелоса, «История Армении» Фавстоса Бюзанда, «История Вардананц» Егише, «Отрицание ересей» Езника Кохбаци, «Границы мудрости» Давида Анахта. Выдающимся мастером словесности этого периода принято считать отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци. Его «История Армении» носит фундаментальный характер и переведена на многие языки мира. Наследие Хоренаци до сих пор изучается лингвистами и историками.
В VI–VIII веках армянская словесность развивается в трудах историков, философов и мыслителей, наиболее известные из которых Себеос, Гевонд, Мовсес Каганкатваци, Давтак Кертог, Иоанн Мандакуни и др. Первым крупным средневековым светским армянским поэтом считается Григор Нарекаци, живший в Х веке. При нём светская поэзия окончательно отделилась от религиозной, а его знаменитая поэма «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки мира. В этот период появляется и армянский эпос «Давид Сасунский». Произведение создавалось в период борьбы с арабскими халифатами. Основная идея – право народа на свободу, именно его отстаивают герои эпоса. В ХIII веке творили армянские поэты, представители гуманистической традиции Фрик, Костандин Ерзнканци. Крупным поэтом и общественным деятелем этого периода был Нерсес Шнорали. Он создавал духовные песнопения – шараканы, а также поэмы и стихи о повседневной жизни. В ХIV– ХVI веках мотивы классической армянской поэзии развиты в произведениях Мктрича Нагаша, Ованеса Ерзнкаци, Ованеса Тлкуранци, Григориса Ахтамарци, Нерсеса Мокаци и Наапета Кучака.
Армяне одними из первых освоили технологии книгопечатания. Первая книга на армянском языке под названием «Урбада-гирк» вышла в 1512 году в Венеции благодаря усилиям мецената Акопа Мегапарта. Развитие книгопечатания дало толчок массовому хождению в XVII веке сборников «Тагаран» и «Агвесагирк». В них были собраны популярные народные песни, сказки, загадки, сонники. Первый армянский журнал «Аздарар» издан в Мадрасе, в Индии, в 1794 году.
В XIX веке продолжается активное изучение армянского языка, делаются новые открытия. До XIX века было принято считать, что армянский язык является частью иранской ветви индоевропейской языковой семьи. В 1875 году немецкий учёный Генрих Хюбшман доказал, что армянский язык является самостоятельной ветвью индоевропейской семьи, а его общность с иранскими языками – результат тесных связей более позднего периода.
В первой половине ХIХ века Хачатур Абовян стал основоположником новоармянской литературы. Получив образование в Российской империи, он в начале XIX века вернулся на историческую родину и занялся педагогической деятельностью. Его перу принадлежит множество сочинений для детей школьного возраста, но известность он получил за свой роман «Раны Армении», где описаны эпизоды российско-персидских войн и присоединение Восточной Армении к России, участником которых он был. Книга написана на народном разговорном языке и послужила основой для развития светского литературного языка.
В конце XIX – начале ХХ века армянская литература переживала бурный расцвет, связанный с ростом национального самосознания. Основными мотивами творчества стали патриотизм, мечта увидеть родину объединённой и независимой. Разделённость Армении на Восточную и Западную привела к формированию двух литературных языков – восточноармянского и западноармянского. Выдающимися мастерами слова этого периода были Ованес Туманян и романист Раффи. В 1920-е годы проявился поэтический дар Егише Чаренца. Во второй половине ХХ века наиболее известными армянскими писателями, в том числе жившими за пределами исторической родины, были Вильям Сароян, Алисия Киракосян, Шарль Азнавур, Карапет Ситал и Левон Месроп.
Армяне придают большое значение сохранению своего языка за пределами своей страны. В городе Перми армянский язык преподаётся в воскресной школе им. Месропа Маштоца. На начало 2015/16 учебного года школу посещало свыше 180 учеников. На уроках преподаётся литературный армянский язык, история и культура армян, ученики знакомятся с обрядами, традициями и обычаями предков. В 2012 году школа отметила свой 10-летний юбилей.
Этнические особенности проявляются в разных сферах культуры народа, в том числе и в материальной. Армянская культура является древней и во многих отношениях уникальной. Традиционная культура армян, архитектура, искусство, являются частью мирового культурного наследия. Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде.
В целом по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский.
Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки армяне носили архалух (тип длинного сюртука у мужчин). А женский архалух имел вид распашного платья. Шили его из ситца, сатина или шёлка, обычно синего, зелёного или фиолетового цветов, на подкладке из хлопкового ватина. Сверху женщины носили расшитый передник. У горожан и богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды одежды типа чухи (черкески), подпоясывались армяне поясом либо длинным шарфом. При ряде сходных черт с архалухом чуха имела более широкое функциональное назначение. Как верхняя одежда служила не только тёплой одеждой (пальто в современном его понимании), но и являлась одеждой на выход.
Головными уборами у мужчин служили меховые или войлочные шапки, у женщин – накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Армянская традиционная обувь представляет собой узорные вязаные чулки, поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. Традиционно при участии пермских армян проходят выставки экспонатов армянской культуры совместно с музеями, библиотеками и школами.n
2 июля 2012 года в Пермском краеведческом музее была открыта выставка «С гор Кавказа на берег Камы», один из экспозиционных стендов которой посвящён истории армян в Прикамье.
С 2013 года Центр Армянской культуры Пермского края сотрудничает с Карагайской межпоселенческой библиотекой. Коллекции армянского национального костюма, фотографии храмов, книги армянских писателей, поделки, выполненные руками воспитанников Центра, – всё это стало украшением многих мероприятий, проводимых в библиотеке.
Армянской кулинарной традиции более трёх тысяч лет.
Издавна многие районы Армении испытывали недостаток в топливе для печей. По этой причине армянские мастера изобрели особый вид энергосберегающего очага – тонир. Для его растопки достаточно немного кизяка или хвороста, и он долго держит тепло. Помогает сохранить тепло и особенная толстостенная посуда. В основе традиционной армянской кухни – зерновые продукты. Из пшеничной или ячменной муки армяне в тонирах выпекали тонкие лаваши, печенье или лапшу – аршта. Для армянской кухни характерно использование молочных продуктов: сыров, масла, кислого молока; распространены прохладные напитки из кислого молока – мацун и пахта. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса – каша с разваренным до волокон мясом, тжвжик – особым способом приготовленные куски говяжьей печени. Слово тжвжик означает не только говяжью печень, его смысл также отдалённо передаётся русской фразой «сидит в печёнках». В советское время в Армении даже был снят фильм «Тжвжик» Армана Манаряна. Действие картины происходит в XIX веке в провинциальном западноармянском городке. Богач Никогос-ага покупает для семьи бедняка Нерсеса-ахпара говяжью печень, после при всяком случае напоминает ему про свой добрый поступок.
Толма – овощные голубцы с мясом, крупой или рисом. Толма является одним из самых популярных блюд Армении. Она готовится по-разному, в зависимости от времени года. Весной мясной фарш заворачивается в виноградные листья, а летом и осенью им наполняют баклажаны, помидоры, перец и прочие овощи. Сверху для запаха выкладывают яблоки и айву. До недавних времён в армянских мясных блюдах в основном использовали баранину, так как горная местность не была приспособлена для разведения крупного рогатого скота. Но в современных рецептах уже появились и говядина, и свинина, которые широко используются в армянской кухне сегодня.
Одним из древнейших армянских блюд, получивших распространение в Закавказье, является мясной суп хаш. Название хаш происходит от армянского хашел – варить. Хаш традиционно едят ранним утром, до завтрака или на завтрак. Согласно древнему поверью, хаш не любит три вещи: коньяк (хаш едят только под водку), женщин (они не должны есть чеснок) и тостов (так как они обычно долгие и пространные, а хаш надо есть очень горячим).
В армянской кухне очень широк набор винограда и фруктов, характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде. В Перми открыто несколько ресторанов и кафе армянской кухни («Севан», «Наири» и др.), работают торговые лавки с товарами из Армении.
Древнее армянское язычество восходит к верованиям хуррито-урартских племён.
На развитие армянского язычества существенное влияние оказали персидская и ассирийская мифологии, а в эллинистическое время – греческий пантеон. После принятия христианства армяне в большинстве являются носителями именно этой религии. Армянская церковь имеет официальное название Армянская апостольская православная церковь, являясь древнейшей государственной христианской церковью в мире (IV век). Среди армян есть также представители униатской Армянской католической церкви и протестанты.
Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии. В начале IV века в период правления царя Трдата III в Армении наблюдался мощный экономический и культурный подъём, наступивший после успешной войны за независимость с Персией. Согласно легенде, в 301 году в Армению пришли 37 христианских дев, бежавших из Рима из-за гонений на христиан. В одну из них влюбился царь Трдат III, однако дева отказала ему, заявив, что она принадлежит Христу. Желая отомстить, царь Трдат приказал казнить дев. Однако после казни царь стал одержим душевными болезнями, от которых его исцелил крестивший его Григор Партев, прозванный позже Просветителем. После принятия христианства Трдат III совместно с Григором Партевом начал христианизацию страны и борьбу с язычеством. Григор Просветитель был провозглашён первым католикосом Армении.
Археологические находки свидетельствуют, что ещё до принятия христианства армяне владели техникой стеклоделия, скульптуры, мозаики. Принятие христианства привело к появлению богатой традиции фресковой живописи (Касахская базилика, Татевский монастырь, церковь Сурб Хач и др.). Шедевром архитектуры и изобразительного искусства I тысячелетия н. э. является храм Звартноц.
В 2008 году армянской общиной в Перми было начато строительство церкви.
Храм был возведен на красивом открытом месте. Его проект разрабатывал известный архитектор В. Новинский. 21 июня 2008 года состоялась торжественная закладка 16 освящённых камней в основание храма Армянской Апостольской церкви.
На знаменательный акт освящения фундамента новой и первой в Прикамье армянской православной апостольской церкви были приглашены представители посольства Армении в России, Союза армян России, глава Новонахичеванской и Российской епархии Езрас Нерсесян.
В мероприятии принял участие президент Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией.
Христианство исторически играло большую роль в повседневной жизни.
Большинство праздников имеют религиозное происхождение и совпадают с общехристианским календарём. Однако ряд праздников имеет свои особенности.
Рождество Христово и Богоявление
Календарный год в Армении начинается с Рождества, называемого также Богоявлением или малой Пасхой. Этот праздник отмечается 6 января. Накануне готовится рождественский обед из постных продуктов (постный плов, шпинат или рыба), 6 января верующие армяне посещают церковную литургию и причащаются. Особенностью праздника является также Джурорнек – обряд благословления воды. В память о крестителе армянского народа Григоре Лусавориче в воду бросают кресты.
Трндез
Отмечается праздник 13 февраля. Его история восходит к дохристианской традиции и связана с культом огня. Издревле в этот день молодые пары прыгали через костёр, взявшись за руки. Считалось, что пламя придаст жизненной силы и благополучия. Через огонь прыгали также девушки, желающие забеременеть. Оставшимся после костра пеплом посыпали землю, чтобы собрать хороший урожай. Сегодня праздник признан Армянской апостольской церковью. В этот день в армянских храмах проходят торжественные литургии.
День святого Саркиса
Этот праздник является армянским аналогом Дня святого Валентина и отмечается в конце января – первой половине февраля, за 3 дня до Пасхи. Святой Саркис, мифологический герой, был командующим при дворе византийского царя Константина. Сегодня святой Саркис является покровителем всех влюблённых. Накануне праздника незамужние девушки и неженатые молодые люди молят святого о решении своих личных дел. В сам праздник в церквях проводится праздничная литургия.
День материнства и красоты
Ежегодно 7 апреля Армянская церковь отмечает великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот день посвящают женщинам, и в первую очередь матерям, к которым у армян особое отношение. В этот праздник дети поздравляют своих матерей, бабушек и сестёр, а мужчины – жён и невест и дарят им подарки, сделанные собственными руками. Следует отметить, что даже в советское время День материнства и красоты был в Армении главным женским праздником.
День памяти жертв геноцида
Священным для всех армян является и День памяти жертв геноцида 24 апреля. В этот день армяне всего мира вспоминают своих соотечественников, убитых или депортированных в Османской империи в 1915 году.
Затик
Большое значение для армян имеет светлый праздник Пасхи (Затик от слова азатвел – освобождаться). Приветствуя друг друга в Пасху, армяне восклицают: «Христос воскрес из мёртвых!», а в ответ принято говорить: «Благословенно Воскресение Христово!».
Вардавар
Этот праздник имеет языческое происхождение, однако церковь приняла его из-за большой популярности. Вардавар празднуется через 14 недель после Пасхи. Изначально он посвящался языческой богине любви и красоты Астгик. В этот день принято дарить друг другу цветы, особенно розы. Кульминацией праздника, как правило, является обрызгивание друг друга водой, в которой накануне настаивались лепестки роз.
День Эчмиадзина
На 64-й день после праздника Пасхи армяне празднуют день Кафедрального Собора святого Эчмиадзина. Святой Эчмиадзин – одна из древних столиц Армении и духовный центр для всего армянского народа. Согласно легенде, Первопрестольный Святой Эчмиадзин построен на месте, указанном Григору Лусаворичу во сне после крещения царя Трдата. Рядом с собором Святого Эчмиадзина находятся церкви, посвящённые памяти дев, убитых царём Трдатом. Каждый год верующие приходят сюда, чтобы дотронуться до их мощей.
Навасард
Праздник Навасард, отмечаемый 11 августа, является очень почитаемым среди армян. Согласно летописям именно в этот день легендарный Хайк, прародитель армянского народа, освободил свой народ от власти ассирийцев. С этого дня в дохристианский период начинался новый календарный год. В праздник Навасард ни одно блюдо не обходится без специи нгацахик. В высушенном виде это растение имеет особый аромат, считающийся запахом Родины. Кульминацией праздника является танец шурджпар, во время которого все двигаются по кругу, положив руки на плечи друг другу. Сегодня Навасард отмечается на государственном уровне как День национальной идентичности.
Успение Пресвятой Богородицы
Успение – один из наиболее почитаемых праздников Армянской апостолькой церкви. Особенностью праздника в Армении является обряд благословения винограда, созревающего в это время. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей. Обряд благословения винограда проводится в воскресный день, следующий за 15 августа. В этот день люди приносят в церковь первый раз сорванные гроздья, чтобы их благословить.
Таркманчац
Этот день посвящён армянскому алфавиту. Он отмечается во вторую субботу октября. Армянская апостольская церковь причислила к ряду отцов церкви известных деятелей духовно- культурного просвещения. Основная фигура праздника – Месроп Маштоц (ок. 361/362–440) – монах, лингвист, создатель армянского алфавита и основатель армянской письменности.
Каждый армянин знает, что где бы ни оказался представитель его народа, в первую очередь он построит церковь и школу.
Вера и язык – доминанты древней армянской культуры, сыгравшие ключевую роль в её многовековой истории и определяющие её развитие в настоящем.
Действительно, в каждом крупном городе, где есть армянская диаспора (и Пермь здесь не исключение), работает армянская школа и функционирует церковь. К своей истории армяне относятся с большим уважением.
Огромную роль в жизни каждого армянина играет семья. У армян до зрелого возраста не принято покидать родительский дом, для молодых людей не считается постыдным жить с родителями. Более того, согласно армянским представлениям, младший из сыновей должен продолжать традиции и обычаи семьи, оставаясь с родителями на всю жизнь. Неважно, какие у него способности и устремления в жизни, и что думает его супруга. С детства он уже знает, что останется жить в родительском доме.
В традиционной армянской семье существует строгое разделение функций, каждый занят своими делами. На этом построен воспитательный процесс. Отец зарабатывает деньги, чтобы семья была всегда обеспечена всем необходимым. Мать занимается домашним хозяйством, воспитанием. Воспитание у армян строгое. Много ласки не приветствуется. При бабушках и дедушках детей не берут на руки. Большую роль играют семейные торжестваtи праздники. Армяне уверены, что семья как можно чащеt должна собираться вместе. Это позволит воспитать в каждом её члене чувство ответственности перед семьёй, приучит уважать родителейtи заботиться о младших родственниках. В ценностной шкале армянской традиции идея самопожертвования ради семьи занимает одну из ключевых позиций.
Особое место в армянской семье занимает мать. Материнские чувства неоднократно воспеты и осмыслены в армянской культуре. На женщине держится хозяйство, она принимает участие в решении многих вопросов. Наибольший почёт оказывается старшей бабушке, которая дала жизнь всему семейству. У армян даже есть поговорка «У старшей мамы все ключи», означающая, что все ключевые вопросы семейной жизни, внутреннего уклада находятся в ведении старшей из женщин. Не случайно празднуемый с древности День матери даже в советское время был более почитаем в Армении, чем Международный женский день 8 марта. Обряды жизненного цикла у армян сильно напоминают российские по причине общей религии и общего исторического прошлого. Но есть несколько традиций и обычаев, которые отличают армян.
Рождение ребёнка – всегда большой праздник. Однако после рождения в течение 40 дней его не показывают родственникам. По истечении этого срока молодые родители приглашают всех родственников «на подушку» или Барцыгналь (аналог русской каши), чтобы показать окружающим младенца. В этот день родственники со стороны матери приходят с большим приданым для новорождённого.
К образованию у армян также особое отношение. Оно всегда воспринималось ими как одна из составляющих жизненного успеха. И сегодня профессия учителя считается в Армении очень почётной. В советское время престижным считалось отправить детей учиться в Россию, получить высшее образование на русском языке. В армянских семьях никогда не жалеют средств на образование детей, приветствуется получение нескольких профессий. При этом часто родители сами определяют, где будут учиться дети, даже только родившиеся, какую они будут получать специальность. И в этих вопросах дети следуют мнению родителей. Хотя в последние годы, особенно в семьях российских армян, они всё чаще сами выбирают, где и на кого будут учиться, исходя из личных интересов.
Армянский язык сохраняется преимущественно в семьях, в том числе и пермских, где общение ведётся на родном языке. Огромную роль в сохранении языка играет и воскресная школа. Армянская свадьба также является важным элементом культуры народа. В последние годы свадьбы в армянских семьях проводятся по современным традициям. Однако ряд обычаев и ритуалов сохраняется и по сей день.
По традиции невесту выбирают родители юноши, молодожёны могут быть знакомы до свадьбы несколько дней. Причём инициатива принадлежит матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещается с мужем и со своими родственниками. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки, при этом внешности не придавалось особого значения. Выбрав невесту, родители юноши обращались к одной из своих родственниц, знавшей и семью девушки, с просьбой быть посредницей в переговорах с матерью их избранницы и уговорить её получить согласие отца на замужество дочери. Российские армяне приветствуют браки с представителями своей национальности, хотя и отмечают, что межнациональные браки также распространены. Поскольку в советский период большинство из приезжающих армян были мужчинами, многие из них женились на местных девушках.
После того как потенциальная невеста найдена, происходит основное сватовство. В дом родителей девушки отправляются сваты из числа близких родственников-мужчин по отцовской линии, с которыми идёт посредница, а иногда и мать жениха. Придя в дом родителей девушки, сваты начинают разговор о посторонних вещах, между делом иносказательно сообщая о цели визита. Прежде чем дать положительный ответ, отец девушки обязательно заручается согласием своего брата, сыновей и жены. А затем спрашивает дочь о её согласии. Считается, что правильность выбора должна подсказать женская интуиция. Если невеста и её родственники соглашаются, то стороны назначают день свадьбы. Когда проходит венчание, невесту должна сопровождать младшая сестра (можно двоюродная), не состоящая в браке. Роль шафера отводится сыну кавора – крёстного отца жениха. Шафер также не должен быть женат. При обмене клятвами на жениха и невесту надевают ленты красного и зелёного цветов.
После венчания невесту привозят в дом, а мать жениха ставит на пороге две тарелки, принесённые из дома невестки, причём, согласно обычаю, первым должен разбить тарелку муж. Когда молодожёны проходят в дом, свекровь кладёт на их плечи лаваш и кормит их мёдом. В этом обряде хлеб символизирует дом, а мёд – добро и гостеприимство. Таким образом новая семья показывает, что принимает девушку в дом с любовью. Важной традицией является танец жениха и невесты. Во время танца гости бросают под ноги молодожёнам деньги, чтобы их жизнь была богатой. Гости произносят тосты за бабушек и дедушек, на руки невесте дают ребёнка, чтобы она скорее родила. Невеста дарит ему подарок. Потом идут слова благодарности от невесты, она подаёт свёкру или кавору стакан. В это время отец невесты от её имени говорит, что она будет послушной, верной хозяйкой, доброй матерью. Торжество заканчивается танцем невесты. После этого молодожёны покидают свадьбу, а гости остаются праздновать. На второй день мать приглашает соседок (обязательно только женщин) на хаш, чтобы представить нового члена семейства. Девушке при соседях говорят разные добрые слова, хвалят её. Поздравив молодую, они дарят ей яблоко в знак подтверждения её невинности. В дом девушки при этом отправляют подарки – яблоки, вино, конфеты. Выходя замуж, женщина берёт фамилию мужа и переезжает в его дом. Для семьи очень важно рождение мальчика, поскольку он должен сохранить род и фамилию. Несмотря на сильное влияние общероссийских и общемировых культурных традиций, армяне стараются сохранить свою культуру и передать её потомкам.
Первые попытки организовать Центр Армянской культуры Пермского края в Перми были предприняты ещё в начале 1990-х годов.
Одним из главных инициаторов создания Центра была живущая в Перми с 1950-х годов активный общественный деятель Елена Аветисовна Орачева. 19 сентября 2000 года по инициативе рабочей группы во главе с Вагаршаком Борисовичем Сарксяном был создан Армянский культурный центр. В состав рабочей группы входили активисты разных сфер деятельности Пермского края: Вагаршак Борисович Сарксян, Армен Гайосович Гарслян, Геворг Григорович Меграбян, Артур Робертович Гулян, Жасмена Жораевна Айрапетян, Виктор Архипович Гуликян, Григор Левонович Тащян, Вачаган Бегларович Петросян и др. Председателем Армянского культурного центра единогласно был избран Вагаршак Борисович Сарксян, который возглавляет его по настоящее время.
Осенью 1999 года по инициативе руководства Республики Армения состоялся первый съезд «Армения – Диаспора». Это событие подтолкнуло российских армян к созданию общероссийской армянской организации. В 67 республиках, краях и областях Российской Федерации армянская общественность поддержала идею единой организации. 16 июня 2000 года в Москве состоялся Учредительный съезд Союза армян России (САР). Узнав о создании Союза армян России, совет пермской диаспоры единогласно решил в него вступить.
Цели и задачи деятельности пермского центра сегодня заключаются в сохранении и развитии национальной культурной самобытности, духовности, исторической памяти армянского народа, проживающего на территории Прикамья, популяризации среди населения Пермского края достижений армянской культуры и искусства, возрождении дружбы на- родов и активном участии в общественной жизни города и края.
Основными направлениями деятельности организации являются: 1) армянская школа; 2) издательская деятельность; 3) организация культурно-массовых мероприятий; 4) строительство церкви; 5) деятельность в области культуры; 6) социальная работа; 7) работа с молодёжью; 8) сотрудничество с другими национальными организациями; 9) сотрудничество с администрацией губернатора Пермского края и другими органами власти; 10) участие в мероприятиях ООО «Союз армян России»; 11) участие в мероприятиях Министерства Диаспоры РА, Министерства образования и культуры РА. Ежегодно Центром проводятся мероприятия по популяризации армянской культуры в Перми. Уже в 2001 году Армянский культурный центр стал активным участником празднованияt1700-летияtпринятия христианства Арменией, организованного Союзом армян России.
В апреле 2005 года состоялась поездка в Армению пермского губернатора О. А. Чиркунова для участия в конгрессе Союза армян России, посвящённом сотрудничеству России и Армении.
В 2006 году в России проходил Год культуры Армении. В рамках программы «Дни Армении в России» в Перми прошло немало мероприятий. Были проведены праздник Тараз и Весенний праздник цветов, концерт вокальной музыки «Весна».
Федеральная программа завершилась в Прикамье симфоническим концертом в Пермском академическом театре оперы и балета, художественным руководителем которого был известный оперный режиссёр Георгий Исаакян. Исполнялись произведения Арно Бабаджаняна, отрывки из ба- летов Арама Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак».
В этом же году в честь 100-летия со дня рождения Арама Хачатуряна была установлена мемориальная доска на стене гостиницы «Центральная» по улице Сибирской, где народный артист СССР, герой социалистического труда, великий композитор А. И. Хачатурян написал балет «Гаянэ».
В театре оперы и балета состоялся большой концерт с участием пермских и московских артистов, посвящённый памяти великого композитора.