Татьяна Георгиевна БРУНИ

6 ноября 1902 года – 16 сентября 2001 года

Татьяна Георгиевна Бруни, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, родилась 6 ноября 1902 г. в Петербурге и умерла там, не дожив нескольких месяцев до своего столетия, в 2002 году.

История искусств не богата художественными родословными. Но род Бруни – исключение. Архитекторы, музыканты, живописцы на протяжении нескольких столетий составляли славу мирового искусства. В 1806 году из итальянской Швейцарии приезжает и остаётся в Петербурге Антонио Бруни. Фёдор Антонович Бруни, прадед Татьяны Георгиевны, – автор картины «Медный змий», картонов для росписи Исаакиевского собора в Петербурге, хранитель картинной галереи Эрмитажа (1849–1864 гг.), ректор Академии художеств (1855–1871 гг.). Отец Бруни, Георгий Юльевич, талантливый музыкант, учил играть на рояле маленького Шостаковича. И когда Татьяну Георгиевну спрашивали, как она стала художником, она отвечала: «Как-то естественно. В нашей семье все рисовали».

Татьяна Георгиевна, закончив в 1926 году живописную мастерскую Ленинградского ВХУТЕМАСа, жизнь свою связала с театром. Оформляла оперные и драматические спектакли, работала в кукольном театре, в цирке. Но с детства была влюблена в балет. Её эскизы костюмов, изящные, поражающие вкусом, знанием эпохи, полны движения. Они подсказывают хореографию, цвет, фактуру тканей, из которых должно эти костюмы создавать.

Бытует мнение, что Бруни выбирала «светлый» репертуар: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Слуга двух господ», «Золушка», «Тщетная предосторожность». Но она оформляла и «Маскарад», и «Крошку Цахеса»… Главное, чтобы «декорации говорили на одном языке с музыкой и танцем». В августе 1941 года Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова и хореографическое училище были эвакуированы в Пермь. Пережив гибель близких, в 1942 году и Т. Г. Бруни оказалась в Перми. Сначала она работала как ассистент В. Ф. Федоровского и Н. И. Альтмана, но вскоре стала художником-постановщиком почти всего балетного репертуара театра. Сгорели декорации, многие костюмы. Это потребовало в очень короткие сроки создать новое оформление.

Т. Г. Бруни в это время оформила «Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Тщетную предосторожность», «Спящую красавицу», «Жизель», «Ромео и Джульетту». Эти нелёгкие годы военного времени в гостеприимном городе Т. Г. Бруни не только с благодарностью вспоминала. На рубеже 1970-х годов Бруни заново оформляет в Пермском театре оперы и балета «Спящую красавицу» и «Жизель». В 1975 году она с удовольствием откликнулась на предложение создать оформление к новой редакции спектакля, осуществлённой балетмейстером Н. Н. Боярчиковым, к балету «Слуга двух господ».

В 1985 году в Пермской государственной художественной галерее состоялась выставка: эскизы декораций – Э. Я. Лещинского, эскизы костюмов – Т. Г. Бруни. Ряд её произведений были приобретены в собрание галереи.

Творчество Бруни – целая эпоха в театрально-декорационном искусстве XX века. На вопрос, как бы она определила свой стиль, Татьяна Георгиевна отвечала: «Работаю с огромной радостью, которая важнее неизбежных мук и сомнений».

Мне кажется, что радость её творчества всегда окрашивалась её добрым сердцем. «В её приветливую ауру попадали не только люди. И не только цирковые красавицы – лошади Б. Манжелли, завидев Бруни, кланялись ей, а грозный лев Крым Б. Эдера начинал мурлыкать», – писал художник, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Марк Смирнов.

Н. В. Скоморовская,
хранитель коллекции живописи
Пермской государственной художественной галереи