ОБРАЗ МИРА, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ

(Заметки читателя о поэзии Валентины Телегиной и её книге «Богородская трава»

Хочу поделиться своим прочтением и восприятием, хотя бы в общих чертах, поэзии Валентины Фёдоровны Телегиной, за творчеством которой внимательно слежу с первых её книг и публикаций.

Явление поэта, само по себе, не столь частое, а поэта-женщины, тем более, явление редкое. Но В. Телегина не из тех, кого, в своё время, «научила говорить» Анна Ахматова, да и не знала потом, «как их замолчать заставить». Она, определённо, из тех авторов, кто «духовной жаждою томим».

Стихи Валентины Телегиной – результат постоянного, напряжённого духовно-нравственного поиска и колоссальной, неустанной работы души, которой не позволено лениться. Они заключают в себе огромный жизненный, как житейский так и душевный, опыт, и потому заставляют не только внимать и сопереживать, но также и размышлять, и думать, и, по размышлении, возвращаться к ним снова и снова. Её книги не для лёгкого чтения перед сном. Это настольные книги стихов для тех, кто пытается разобраться в жизни, осмыслить бытие, говоря её же словами из стихотворения «Бездонное сияющее небо…», – «для тех, кто ищет смысл пути земного».

Стихи этого уникального автора помогают тем, кто обращается к ним, как в плане житейском, особенно в трудные минуты жизни, так и на пути духовного развития и духовного становления личности.

Такие стихи, как «Рассвет бессмыслен и обыден…», «Не роптать бы надо, а молиться…», «И ещё один день мне Господь подарил…», «Весеннее» – реально помогают человеку, когда он упал духом, зашёл в тупик, который, по сути, есть завершение неправильного начала и запутанности жизни, когда душа словно блуждает в потёмках и не находит выхода:

И так безвыходно и тяжко –
Закрой глаза и не дыши!
Как бы последнюю рубашку
Сдираешь с сумрачной души.

Но далее автор включает свет, на который нужно и хочется идти в подобных случаях:

Но столбик с новым километром
Так много может обещать…
Сырым, смолистым, горьким ветром
Всей грудью хочется дышать!

И снова хочется жить. Действие конкретно этих строк лично мной не однажды испытано на себе в тяжкие моменты жизни, в моменты кризисного упадка душевных сил.

Кроме того, в творчестве В. Телегиной отчётливо проявляется одна из важнейших функций поэзии – познавательная. Здесь процитирую строки из стихотворения «Медленный рассвет»:

Птица ли вскрикнет ночная,
Вспрыгнет кузнечик в пыли, –
Каждому звуку внимаю,
Вижу вблизи и вдали.
Слышу, как ветер вздыхает,
Вижу, как тени ушли,
И по звездам наблюдаю
Круговращенье земли.
Леса зелёные стены
Медленно дышат во сне…
Ухо и око Вселенной
Нынче доверены мне.

Автор пристально наблюдает, внимательно изучает окружающий мир и, используя свойственные и доступные поэзии художественные средства, подвергает его глубокому, тщательному и беспощадному анализу, который преобладает, по большей части, на первой стадии творческого цикла (стихи «Рассветные часы», «Ветер», «Ночь. На стене квадрат окна…», «Что за страсть человечья…», «Поклонение свету», «Лик»).

В стихах «Жизнь», «Версия», «Маятник», «Притча о времени», В. Телегина оперирует такими категориями философии, как движение, пространство и время, вечность. Она прикасается к глобальным проблемам человечества, в том числе к проблеме экологии души, ставит вопросы, которыми задаётся человеческий разум, над решением которых бьётся современная наука.

Её поэтическое любопытство простирается в глубины космоса, она обращает свой взор в область неведомого, непознанного, и потому не названного, не обозначенного словом.

Сколько гармонии, сколько покоя
В беге и ритме пространств и планет!
Знать, они ведают нечто такое,
То, чему знака и имени нет…

То есть, цитируя поэта Виктора Болотова, можно сказать, что она хоть и не делает таких заявлений: «Мои притязанья вселенски», – тем не менее, «бездна над самым столом» в её творчестве явно присутствует и в её поэзии ощущается.

По мере своего развития, автор логично и естественно переходит во вторую, высшую стадию творческого цикла, где уже в результате и как следствие первой ступени – анализа, является синтез, т. е., сотворение мира из слова.

Это самое таинственное и загадочное действо поэзии, сотворение из слова – мира, не только зримого, но почти реально осязаемого и, что самое важное, – мира осознанного, осмысленного, одушевлённого и одухотворённого.

Когда читаешь такие её стихи, как «После грозы», «Тихая, тёплая осень…», «Море», «Туча», «Сентябрь», «Зажгитесь, снега!», «Облака», «Зимняя радуга», «Ода одуванчику», – приходят на память последние строки стихотворения Б. Пастернака «Август»:

«Прощай, размах крыла расправленный,
полёта вольное упорство
и образ мира, в слове явленный,
и творчество, и чудотворство!»

В поэзии Валентины Телегиной нам явлен образ мира прекрасного, чистого, полного гармонии, в котором хорошо людям было бы, если бы они берегли его, старались сохранить его таким и сами были бы добры и справедливы.

Так высоки Скорпионы и Овны,
Так безмятежны святые места,
Будто и люди ещё безгреховны,
Будто ещё не распяли Христа.

(«Рождественская ночь»)

В этих строчках автор недвусмысленно и не лишний раз напоминает нам о грехопадении человека и о его неблаговидной роли в библейской истории, изложенной в Книге Бытия. Подобно тому, как Бог создал человека для того, чтобы было с кем разделить восхищение красотой и гармонией сотворённого им мира, Валентина Телегина моделирует этот мир в слове, являет нам его образ, чтобы поделиться с нами его красотой, радостью и печалью бытия…

Галина Дробинина