БЕЛАЯ ЛОШАДЬ ПЬЁТ БЕЛЫЙ ТУМАН

(Газета «Новый компаньон», 1 июля 2003 г.)

Известно ли вам, отчего грустит гусеница? Видели ли вы, как белая лошадь пьёт белый туман? Знаете ли вы, куда уходит утром ночь? И, наконец, как важно для головастика (и для всех нас – тоже):

В кого-нибудь вдруг превратиться,
Чтоб были и лапки,
И спинка, и брюшко.
В лягушку? Ура!
Наконец, я – лягушка!

«Однажды ясным днём» попалась в руки книжка Валентины Телегиной – это, собственно, и есть название книги и её суть, потому как она действительно очень светлая. Не всякий человек, именуемый себя поэтом, таковым является на самом деле. Она – истинная поэтесса, хотя, в отличие от других, о себе не кричит. Пишет себе и пишет…

Её детство было голодным и безрадостным. Семья жила в маленьком казахском посёлке. Детей девять душ. А тут ещё случилась напасть – Валентина тяжело заболела, и её отправили в детский санаторий в Крым. На долгие годы прикованная к постели, лёжа на веранде, она подолгу глядела в небо. Пушистые облака превращались в чудесные картины и были похожи то на диковинного дракона, то на плывущий корабль, то на огромных неповоротливых слонов. Ей хотелось взлететь, но она даже и ходить-то толком не умела, зато слова складывались сами по себе в весёлые строчки. Это приятно тревожило и делало жизнь значимей.

Поправившись, Валентина вернулась в степной посёлок, но жить дома уже не смогла. Что-то неведомое звало её в другой мир, и она шагнула в него. Работала в газете, окончила Литературный институт, а потом оказалась в Перми. Первая книжка вышла у Валентины Телегиной (в Сыктывкаре) ещё в годы учёбы в Москве, но мало кто знал об этом. Вторая – в Москве. В Перми её маленький сборничек был не просто замечен, а произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Хороший литературный язык, умение выстроить стихотворение и в малой форме суметь сказать о многом – всё свидетельствовало о наличии таланта.

Нынешняя книга – десятая. Но дело не в цифре… Были у Телегиной книги зрелой лирики, а нынешняя, и уже не первая, написана для детей. Про белые снега, которые выбегают на дорогу, как стаи горностаев. Или про гусеницу, что перестала грустить, как только «шевельнула тоненьким крылом», превратившись в бабочку. Или про белую лошадь, что стояла в белом тумане.

И ваше любимое чадо – хоть дошкольное, хоть взрослое – с удовольствием «проглотит» эту книжку с великолепными иллюстрациями художницы Натальи Кацпаржак. И спасибо департаменту культуры и искусства обладминистрации, на средства которого издана сия книга. А то ведь поэты – народ бедный, так что вряд ли бы без поддержки эти великолепные стихи увидели свет.

Открывается калитка,
А по ней ползёт улитка.
Закрывается калитка,
А по ней ползёт улитка…
Калитка открывается,
Калитка закрывается,
А улитка на калитке
Целый день катается.

Казалось бы, пустячок, а вчитаешься и понимаешь, что не просто об улитке. Это о жизни. Вот и выходит, что стихи Валентины Телегиной – не только для удовольствия, но и для развития мышления у маленького человека, для воспитания любви ко всему живому.

Необыкновенно лёгкие, изящные, они легко запоминаются и сами ложатся в душу. Кажется, что поэтесса просто перебрасывается словами, как мячиком. Однако, «путешествуя по строчкам, они создают яркий образ. Так, в стихотворении про ужей она находит до десятка созвучных слов, из которых сплетается смысл стихотворения: «Ужонка к ужину зовут, а он кричит: уже я тут!» А какие она придумывает забавные рифмы! Червячка–мужичка, коза–гроза, раки–враки…

В детских стихах Телегиной мне послышались интонации сказок Ершова, в описании природы мелькнул лик Пастернака, в лирических картинках природы угадывались есенинские напевы. Но – упаси Боже!– всё это не подражание и не заимствование, а чувство родства с великой русской литературой. Настоящая поэзия всегда отличима и в то же время сходственна.

Поэтический голос Валентины Телегиной можно сравнить с лесным родничком. Говор тихий, но вода чистейшая. Бежит себе ручеёк среди высоких гор, но без него не быть реке большой и сильной. Кто той воды напьётся, станет душой чище и ликом светлее. А разве сие не есть призвание истинной поэзии?

Татьяна Чернова