ОЖИВИ НАШИ ДУШИ, ГОСПОДЬ…

(газета «Звезда», 13 апреля 2006 года, г. Пермь)

В Пермском издательстве «Маматов» вышел юбилейный сборник стихов и прозы Валентины Телегиной «Богородская трава».

Собственно, проза – это предваряющие стихи воспоминания под названием «Бабушкины песни». Воспоминания детства уносят читателя в степь, к берегам реки Урал, где в большой трудолюбивой семье простых людей взрослела душа будущего поэта. Читать прозу Валентины Телегиной – такое наслаждение словом и чувством. «Как лист, сорванный с родимой ветки, понесло меня куда-то в сторону», – вспоминает автор, а в душе поэта до сих пор живут степные просторы. Поезд уносит далеко от родных мест. Запахи полыни, донника, чабреца – богородской травы – врываются в открытое окно вагона. Вот уже и Волга осталась позади. Как всё это незабываемо. Как манит к себе обратно, будто далёкий и уже почти безнадёжный, голос детства.

Воспоминания эти – словно волнующий душу и ум эпиграф к стихотворной части сборника. Сколько в поэтических откровениях нежности, любви к русской деревне, к одиноким хуторкам, откуда льётся свет, что несет в себе «нетленную красоту» («Свете мой тихий»). Здесь воздух «мятою и мёдом напоён» и «слаще музыки жаворонка песнь». Но тревожно звучит мотив запустения, мотив боли за Русь. Метель, метельное время – такой метафорой оборачиваются холод человеческих отношений, отрешённость и зыбкая неуверенность в сущем, преследующие нынче русского человека, забывшего земную радость простых чувств и очарование доверительного братства.

Природа в изображении поэта многолика. Ничему не устаёт радоваться внимательный и чуткий взгляд художника Валентины Телегиной. Вот лесной «ручеёк-чародей», околдовавший своей ледяной чистотой. Цветущий цикорий и шум тополей после грозы, «божье коромысло» на небе. «Глубокие очи небес», с детских лет научившие с восторгом воспринимать непостижимую тайну мира, или море, вздыхающее, «как некий великан», – всё это богатство образов говорит об авторе как о продолжателе художественных традиций русской литературы.

В её стихах:

Царица трав – целебная душица
Сиреневыми волнами кипит.

Деревья, травы, цветы, мир звуков – всё это живёт, дышит, волнует человека, зовёт к слиянию с этим миром, чтобы найти покой и умиротворение. А небо? В нём тайна, в нём «прекрасный гнев и страшная краса». Небо, олицетворяющее космос, рождает и горькие размышления:

Ту бездну не осилить взглядом…
И примириться нелегко,
Что тьма космическая рядом,
А свет манящий далеко.

Человеку с чистой душой и добрым сердцем трудно жить в мире, где много зла и жестокости, но и уединиться, как прежние странники, он не может. Как мольба о прощении за людские пороки звучат слова:

Оживи наши души, Господь,
Просвети наши очи и слух,
Усмири наши страсти и плоть,
Чтоб над миром возвысился дух.

Дело, которому служит поэт, – это «сокровенный подарок Творца». Ведь и «звёздные души нам небом даны», поэтому не должен поэт возноситься в поисках славы, и как предостережение звучат слова: «Почестей губительная сила караулит, чтобы сбросить вниз».

В век поругания русской святыни – родного слова, когда везде чувствуешь себя иностранцем от обилия наглых рекламных вывесок, а слух невольно улавливает убогий сленг и нецензурную брань, хочется припасть к чистому слову поэзии, к слову «без грязи и сора, трухи и половы». Таково земное и небесное слово поэзии Валентины Телегиной.

В сборнике немало стихов, обращённых к собратьям по перу. Особенно трогательно и печально пишет она о Николае Рубцове, с которым связывала студенческая дружба:

То горяч, то задумчив и кроток,
Светом русского неба пленён…

Поэзия Валентины Телегиной многогранна. Есть в сборнике и глубоко личные стихи о любви. Они поражают обнажённостью чувств. В них и прощание, и прощение, в них светлая печаль.

«Горчащий мёд» стихов Телегиной, как мне кажется, будет дорог всем, для кого поэзия – не развлечение, а язык, на котором говорят единомышленники. «Нет, я в забвение не кану», – прозревает она своё будущее. Что ж, возвышаясь над суетой обыденности, становится далеко видно. Да и житейские мелочи не застят поэту свет в окошке, его взор резок и пытлив, а потому и видит с одинаковой ясностью всё сущее – и близкое, и далёкое.

Раиса Аристова,
преподаватель русского языка и литературы.