ПРЕСС-РЕЛИЗ

«ТЕРПИЛИАДА».
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНРИХА ТЕРПИЛОВСКОГО — ПОСЛЕДНЕГО АРИСТОКРАТА ДЖАЗА.

В ноябре 2008 года мы отмечаем 100-летие со дня рождения Генриха Романовича Терпиловского – композитора, публициста, критика, замечательного человека, одного из «отцов советского джаза». Он играл значительную роль в музыкальной и шире – в культурной – жизни Прикамья. Генрих Романович, единственный из пермских музыкантов, сотрудничал с зарубежными журналами. Много лет он руководил объединением пермских композиторов.

Ныне особенно значим высокий нравственный идеал, воплощенный в этом человеке. Генрих Романович сохранил лучшие человеческие качества даже в условиях неволи, проведя почти двадцать лет в лагерях и ссылках.

Ежегодно в Перми проводится фестиваль джазовой музыки, посвященный памяти Генриха Терпиловского. Сегодня очень важно закрепить эту прекрасную традицию, поднять ее на более высокий уровень, придать ей более широкий размах. Этому поможет издание книги автора-составителя В.Ф. Гладышева «ТерпИлиада» (издательство «Маматов», СПб, 2008, www.mamatov.ru ).

Увлекательно написанная, включающая уникальный материал о судьбе композитора и его творчестве, – она интересна широкому кругу читателей

Книга «ТерпИлиада» состоит из двух разделов. В первый вошла художественно-документальная повесть о непростой судьбе Г.Р. Терпиловского, одного из «отцов советского джаза». Вторую часть составляет литературно-критическое наследие композитора.

Владимир Гладышев, член Союза журналистов России, пишет о создании книги:

«Около двадцати лет я занимаюсь изучением судьбы и творчества Генриха Романовича Терпиловского, одного из основателей отечественного джаза. После его смерти в 1988 году остался большой архив, литературную часть которого и переписку вдова композитора Антонина (Нина) Георгиевна завещала мне. Кроме того, мне посчастливилось общаться с композитором. Ряд его рецензий я готовил к печати как редактор в газетах «Молодая гвардия» и «Вечерняя Пермь». В книге «ТерпИлиада» вводится в научный оборот немало уникальных материалов и фактов. Это и биографические сведения, сопровождаемые богатым иллюстративным рядом. Есть семейные реликвии, например, медальон Г. Терпиловского с его детской фотографией, а также снимки его мамы; немногочисленные награды, грамоты, которых он удостоился во время работы руководителем оркестра; также есть фотографии периода отбывания им ссылок в Красноярском крае и Магадане. Немало материала дали автору встречи с родственниками и наследниками, беседы с людьми, хорошо знавшими Терпиловского при жизни. Это известные музыканты Олег Лундстрем, Алексей Козлов, Алексей Баташов, Евгений Манцырин, Владимир Лицман, скульптор Вячеслав Клыков, архитектор Михаил Футлик, журналист Николай Гашев, консул посольства республики Польша Малгожата Шняк и многие другие.

Главу о зарождении отечественного джаза помогли достаточно полно воссоздать воспоминания Терпиловского. Портрет «последнего аристократа джаза», как называли его коллеги, впервые предстанет перед читателем во всей своей красе. В биографии Терпиловского были «белые пятна», периоды, о которых он сам предпочитал не распространяться, в силу известных причин. Он трижды подвергался арестам, с 1935 года в общей сложности 17 лет провел в сталинских тюрьмах, лагерях, ссылках. Ряд неизвестных фактов позволили восстановить поэтические произведения Терпиловского, в которых отчетливо звучат автобиографические мотивы: ЦИЗО (1939), «Неовидий» (1939), «Новые метаморфозы или Лагериада» (1930–1940-е гг.), поэмы «Где кончается Дальний Восток» (1940); поэма «Мое лучистое виденье» (1946) и акростих 1952 года, посвященные Нине Терпиловской. В интереснейшем эпистолярном наследии композитора сохранились письма, автографы крупных музыкантов, таких, как Дмитрий Шостакович, Леонид Утесов, Олег Лундстрем, Николай Минх, Юрий Саульский, Василий Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Дмитрий Покрасс... Среди друзей и единомышленников Терпиловского были Никита Богословский, Александр Цфасман, Андрей Эшпай, Арвид Янсонс, Алексей Баташов, ленинградский писатель Сергей Колбасьев... После публикации «Терпилиады» несколько иной предстанет и история русской советской музыки».

Ноябрь 2008 года