РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГ

Если говорить о поворотных моментах истории электронной книги, то следует особо запомнить дату 14 марта 2000 года. В этот день в Интернете была опубликована повесть знаменитого мастера ужасов Стивена Кинга «Верхом на пуле» (Riding the Bullet) объемом в 16 тысяч слов. Заранее было объявлено, что книга будет продаваться только в электронном формате за 2,5$ - смешная цена для произведений Стивена Кинга. Эффекта этой публикации не мог предвидеть ни один специалист по книжному рынку. Спрос со стороны фанатов писателя ошеломил книготорговцев. В течение первых 24 часов повесть заказали 400 тысяч человек. Запросов на электронную книгу было так много, что узлы Web, где она предлагалась, оказались перегружены. «Если существует признак того, что эра электронных книг наступила, то он налицо, — сказал представитель Barnesandnoble.com Гас Карлсон (Gus Carlson). — Теперь она наступила по-настоящему».

Но история eBook (так неблагозвучно для русского уха звучит электронная книга на английском) начиналась, конечно, значительно раньше.

На Западе об электронной книге громко заговорили в конце 80-х годов в связи с появлением на рынке специальных устройств, получивших это название. Фирма «Columbia Tristar Home Video» (США) выпустила первую серию электронных книг для использования со специальным портативным плеером Data Discman фирмы «Sony» (Япония), с помощью которого можно было читать компакт-диски диаметром 3,5 дюйма. Так возник рынок «электронных книг», и в Японии к 1992 году было продано свыше 130 тысяч.

В начале 90-х годов в связи с быстрым распространением персональных компьютеров производители электронных книг и устройств для их чтения стали ориентироваться на стандарты СО-RОМ и предусматривать возможность подключения выпускаемых плееров к вычислительным машинам.

В 1998 году на американском рынке появилось новое поколение электронных книг, разработанных Массачусетским технологическим институтом: The Pocket eBook, SoftBook, Millenium Reader и EveryBook. Ошеломляющий успех продажи в сети книги Стивена Кинга стал поворотным моментом.

Итак, рынок электронных книг уже существует. Каким он будет, покажет время. Прогнозы относительно дальнейшего бытования электронной книги различны: с концепцией мирного сосуществования традиционных и электронных книг спорит концепция безбумажного общества, сторонники которой убеждены в полном вытеснении электронными книгами бумажных изданий. Нельзя не согласиться с мнением Алена Сегона, генерального директора одного из самых крупных и известных парижских издательств «Ле Белль Летр», который в интервью свое отношение к электронной книге выразил так: «Отношение двойственное. Классическая книжка — это книжка на все века. Ее человек действительно читает, а с электронной книгой можно как бы консультироваться, просматривать ее. Думаю, они будут сосуществовать параллельно». Итак, безусловно традиционной книге трудно противостоять новому средству проведения досуга и получения знаний, сочетающему достоинства электронных игр будущего и самых емких накопителей текстовой информации.

Не исключено, что в недалеком будущем на бумажных носителях останутся только те виды книжной продукции, которые требуют медленного чтения (художественная литература, эссе и т. п.), другие же (справочно-энциклопедическая, учебная литература, практические руководства и издания по искусству) будут испытывать возрастающий натиск новых носителей информации. Не так давно конгресс США принял решение в следующем десятилетии перевести все учебные заведения страны на электронные книги. Государственная поддержка электронной книги в стране, где учебные пособия составляют четверть всего книжного рынка и ежегодно продаются на сумму 5,7 миллиарда долларов, означает для новинки почти безусловный успех. Так, по мнению специалистов, по мере привыкания публики к электронной книге объем рынка дойдет до 21 миллиарда долларов в год только для США.

«Уже сейчас ясно, — пишет «Нью-Йорк таймс», — что электронная книга неизбежна. Если не как замена печатной книги, то как альтернатива ей».