ПЕВЕЦ СТАРОЙ ПЕРМИ

Анатолий Георгиевич ФИЛИМОНОВ (24 апреля 1927 года – 7 июня 1987 года)

Анатолий Георгиевич Филимонов родился 13 октября 1949 года в деревне Зюкайка Верещагинского района Пермской области. В 14 лет поступил в Кунгурское камнерезное училище, а после его окончания – в Московский технологический институт на факультет декоративно-прикладного искусства. В 1973 году он приехал в город Пермь, который сразу пленил его своей скромной, неброской красотой.

Первые работы, которые молодой художник показал на городских выставках: «Московская улица», «Родной дом», диптих «Война», выполнены в технике лаковой миниатюры. Используя приемы народных мастеров Палеха, Холуя, Жостово, он наполняет свои миниатюры современным содержанием. Это интересный рассказ о труде, быте и жизни современника. Сюжета как такового в них нет, смысл постигается ассоциативно. Свой почерк у художника и в манере построения композиции: не по классической схеме, а свободно, по всему полю размещает он своих персонажей.

Находясь в постоянном поиске материалов живописи, экспериментируя, Анатолий Филимонов проявляет себя и как мастер ручной росписи по ткани (батик) и эмали. Долгое время расписные занавеси, выполненные по его эскизам, украшали интерьеры пермских кафе, ресторанов; радовал посетителей цирка его яркий красочный занавес.

Интерес к самобытному народному искусству проявился также в станковой живописи. Не случайны элементы примитивизма в первых его живописных работах начала 1970-х. Использование этого стиля помогает художнику выразить свое отношение к различным сторонам действительности, напитать картины эмоциональным содержанием. В работах «Лето», «Старая Ладога» видно его искреннее восхищение самыми обычными сторонами российского бытия. Картина «Чапаев-герой» – это уже откровенная самоирония, противопоставленная идеологической пафосности, свойственной художникам-шестидесятникам. Ирония переходит в острую социальную тему в цикле «Современные мещане». Интересная деталь: герои картин «Рынок», «Зеркало», «Беседа» не могут не вызвать у зрителей протеста, так бездуховны и тупы лица изображенных людей, нелепы их фигуры. Но как же прекрасен и совершенен пейзаж, в котором пребывают эти персонажи!. Со временем именно пейзаж станет излюбленным жанром художника, потому что, считал он, только там можно отдохнуть от суетности и несовершенства мира людей, найти гармонию, достойную кисти.

Накануне своего 50-летия Анатолий Филимонов начинает работу над библейским циклом. Ему удается счастливо избежать упреков в конъюнктурности (в постсоветское время многие художники обратились к «Вечной книге») благодаря тому, что он, выходец из старообрядческой среды, оказался ближе всех к теме богоискательства. В батике и эмали художник не просто передает содержание библейских сюжетов. Это работы глубокого философского смысла, попытка выразить понимание Мира, Бога и Человека.

Более сокровенным для художника стал цикл «Пермь 100 лет назад». Написанные за два года до смерти, эти небольшие пейзажи стали проникновенным гимном любви городу, который однажды раз и навсегда покорил его сердце. Пейзажи писались со старых фотографий видов Перми, но, в них бы не было жизни, не пропусти автор через себя судьбы города. Рождению каждой картины цикла предшествовали долгие прогулки по старым улочкам, беседы со старожилами, чтение краеведческой литературы. Художнику необходимо было напитаться той атмосферой, что отличала Пермь от сотен других купеческих провинций России XIX века. Поэтому на фоне памятников архитектуры, «реконструированных» Филимоновым, возвращенных им в дооктябрьскую эпоху, почти всегда протекает определенное действо. Ощущение покоя, какой-то внутренней теплоты, замешанное на ностальгии, – вот то настроение, передаваемое неприхотливыми, на первый взгляд, пейзажами А. Филимонова. Да еще гордости: Пермь – город с корнями, богатой историей. И мы не так уж бедны, если разобраться при свете волшебного фонаря живописи.

Яна Телешева