⇽ Назад к списку книг

Украинцы Перми: история и культура

Украинцы – один из восточно-славянских народов Евразии, основное население Украины. Самоназвание – украинцы. Слово «Украина» происходит от названия южной и юго-западной частей древнерусских земель. Это слово и послужило основой для этнонима «украинцы». Однако этноним окончательно закрепился и вошёл в широкое употребление только в начале ХХ века.

Предки украинцев, как и других славянских народов, формировались в V веке на территории Восточной Европы, что отражено в археологических памятниках киевской и днестровской культур, а также в группах памятников поздне-зарубенецкой и волынско-подольской археологических культур рубежа I тысячелетия н. э. По вопросу этногенеза украинцев в современной науке существует несколько теорий. Согласно самой распространённой – украинцы являются одной из восточнославянских групп, выделившихся из единой древнерусской народности в XIV–XV веках. В русских источниках этого периода встречается понятие «Малая Русь», обозначавшее юго-западную Галицкую Русь. Центром формирования украинской народности было Поднепровье – Киевщина, Полтавщина и южная Черниговщина. Начиная с XIII века, украинцы подвергались венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца XV века на территорию Украины совершались набеги татарских ханов с территории Крыма и Северного Причерноморья. На фоне борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества и Запорожской Сечи, которая стала политическим оплотом украинцев.

Определяющим моментом истории народа стало создание в 1648 году в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства – Гетманщины. В 1654 году на Переяславской Раде Богдан Хмельницкий принял подданство России, после чего Гетманщина существовала на правах автономии. Это историческое событие было принято называть в историографии «воссоединением». Остальные украинские земли, за исключением Галиции и Буковины, вошли в состав Российской империи в XVIII веке после разделов Речи Посполитой и русско-турецкой войны 1806–1812 годов.

В ноябре 1917 года в г. Киеве была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР), в 1919 году на Третьем Всеукраинском съезде советов провозглашена Украинская Советская Социалистическая Республика, которая в 1924 году именно в этом качестве вошла в состав СССР. В 1939 году в состав УССР вошла Западная Украина, в 1940 году – Северная Буковина и часть территории Бессарабии, а в 1945 году – Закарпатье. Таким образом, только к 1945 году в составе УССР были воссоединены земли с компактным проживанием украинцев. 24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгласил независимость Украины.

Характеризуя особенности украинцев и особенности этнокультурных комплексов, исследователи обычно выделяют три крупных этнографических района: северный (полесский), центрально-восточный (юго-восточный), западный (юго-западный). В составе каждого района выделяются более мелкие этнографические подрайоны. В составе юго-западного – Среднее Поднепровье, Слободская Украина (Слобожанщина), южная степная часть. В составе Полесского района по этнокультурным особенностям выделяют как особую группу «полещуков». В юго-западном районе – Закарпатье, Буковину, Волынь, Галицию, Подолию. В составе района традиционно выделяется население горной части Карпат – бойки, лемки, гуцулы. Этнографическое деление во многом повторяет и диалектную карту украинского языка.

Общая численность украинцев в мире на сегодня составляет около 45 млн человек, из них на Украине проживает 37,5 млн (2001 год). Украинцы также проживают в России – 1,9 млн человек, в Казахстане – 500 тыс., в Италии – 192 тыс., в Молдавии – 181 тыс., в США – 138 тыс. человек. Крупные диаспоры украинцев существуют также в Польше, Белоруссии, Германии, Словакии, Румынии, Канаде, США, странах СНГ.

По мнению исследователей, активные русско-украинские этнические контакты приобрели массовый характер с 30-х годах ХVII века. С этого же времени начинаются миграции украинцев на территорию России. В ХVIII–ХIХ веках украинцы осваивали районы Центральной России, Поволжья, Северного Кавказа, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока, где сложились значительные группы украинского населения. В «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года украинцы выделены как малороссы. Их численность оценивалась в 17 млн человек, а расселение фиксировалось практически во всех губерниях России. Первая всеобщая перепись населения 1897 года отметила в Российской империи 22,3 млн украинцев.

В ХХ веке активные миграции украинцев в Россию связаны со Столыпинской аграрной реформой, а в советский период – с процессами индустриализации, требовавшими значительных трудовых ресурсов, с «раскулачиванием» и репрессиями, в результате которых многие украинские семьи были высланы вглубь страны. Также значительные миграции в центральные и восточные регионы РСФСР были вызваны эвакуацией населения с Украины в годы Великой Отечественной войны. В послевоенный период украинцы активно мигрируют в нефтедобывающие районы Западной Сибири и на крупные стройки, в результате чего формируются крупные группы украинцев практически во всех восточных регионах РСФСР. К 1989 году в РСФСР насчитывалось 4 362 872 украинца.

После распада СССР в России количество представителей этого народа стало сокращаться. В 2002 году их численность составляла уже 2,9 млн человек. По данным переписи 2010 года, общее число украинцев в стране снова сократилось и составило 1,9 млн человек (1,35% от общей численности населения страны). Однако украинцы продолжают оставаться третьим по численности народом России. Компактные районы их расселения сформировались в Центрально-Черноземном районе, Северном Кавказе, в регионах Сибири и Дальнего Востока. Наибольшее количество украинцев сегодня проживает в Тюменской области (157,2 тыс. человек), Москве (154,1 тыс.), Московской области (119,4 тыс.), ХМАО (91,3 тыс.), Краснодарском крае (83,7 тыс.), Ростовской области (77,8 тыс.), Санкт- Петербурге (64,4 тыс.), Челябинской области (50,1 тыс.), ЯНАО (48,9 тыс. человек).

В России действует свыше 100 украинских общественных организаций, в том числе региональное общественное объединение «Украинцы Москвы», республиканский национально-культурный центр украинцев Башкортостана «Кобзарь», межрегиональная общественная организация «Научное общество украинистов им. Т. Г. Шевченко», общественная организация «Национально- культурное объединение украинцев «Крыныця», «Национально-культурная автономия «Украинская родына» (г. Сургут), Нижнекамская городская национально- культурная организация «Украинское общество «Верыченька» – «Вербочка», Карельская республиканская общественная организация «Общество украинской культуры «Калына», общественная организация «Местная национально-культурная автономия украинцев г. Новосибирска», Ростовская региональная украинская национально-культурная автономия, общественная организация «Украинское землячество «Крыныця» Хабаровского края и др.

До 2012 года большинство украинских организаций России входило в две федеральные структуры – Объединение украинцев России (ОУР) и Федеральную национально-культурную автономию «Украинцы России» (созданы в 1998 году). 29 февраля 2012 года в Москве прошёл учредительный съезд по созданию Федеральной украинской национально-культурной автономии (ФУНКА), 26 мая 2012 года создан Украинский конгресс России. На сегодняшний день единой организации, которая объединяла бы всех украинцев России в рамках одной структуры, нет.

Надо заметить, что Пермское Прикамье в ХIХ – начале ХХ века не стало для украинцев особо привлекательным регионом. Активно осваивали украинские крестьяне более южные территории Урала. С одной стороны, природно-климатические условия Пермского края не подходили для переселенцев с более южных территорий, с другой стороны – Пермская губерния не располагала значительными площадями свободных земель, пригодных для земледелия и не рассматривалась в правительственной переселенческой политике, в отличие от Южного Урала и Сибири, в качестве переселенческого региона.

По материалам Первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Пермской губернии численность украинцев составила 2028 человек (или 0,07% всего населения губернии). Большая часть из этого числа – 1774 человек было отмечено в зауральском Верхотурском уезде. В Пермском уезде проживало 97 украинцев, из них жителями губернского города Перми были 73 человека. В Оханском уезде перепись отметила 30 украинцев, в Кунгурском – 32, Соликамском – 10, Чердынском – 4, Осинском – 8. Общая численность украинцев в шести западных уездах, таким образом, составила 181 человек.

Единственным примером освоения пермских земель можно считать переселение украинских крестьян в начале ХХ века в Сивинское имение Крестьянского поземельного банка, находившееся в Оханском уезде Пермской губернии. Согласно документам Пермского отделения Крестьянского поземельного банка в Сивинское имение к 1911 году переселились 32 семьи из Киевской, Каменец-Подольской, Ковенской и Херсонской губерний, что составило лишь 2,6% от всех переселенческих хозяйств имения. Однако процессы адаптации и становления крестьянских хозяйств на новом месте протекали сложно, и значительная часть приехавших вынуждена была вернуться обратно. В 1926 году перепись отметила в хуторах Сивинского района только 38 украинцев.

Следующий этап в истории украинцев Пермского Прикамья относится к 1920– 1930-м годам. Этот период, вызвавший новый приток украинского населения в регион, связан с реализуемой политикой индустриализации и коллективизации сельского хозяйства страны. Строительство промышленных предприятий в крае вызвало наплыв в регион новых рабочих кадров со всей страны, в том числе и с Украины. Отдельная страница в истории украинцев Прикамья – отправка в Уральскую область раскулаченного крестьянства. С территории Украинской ССР на Урал в 1930– 1931 годы было выслано 32 127 семей, что составляло почти четверть от числа всего спецконтингента региона. Большинство спецссыльных использовались на работах в леспромхозах.

В период Великой Отечественной войной 1941– 1945 годов численность украинского населения Прикамья возросла. За 1941 год из УССР было эвакуировано около 4 млн человек, которых разместили в самых разных районах страны, в том числе и в Молотовской области. В результате эвакуации помимо мирного населения в Прикамье оказалось несколько промышленных предприятий с инженерным и административным персоналом.

Приток украинского населения в Прикамье продолжался и в послевоенные годы. В этот период отдельные украинские семьи приезжали в Молотовскую область в рамках переселенческой кампании по привлечению трудовых ресурсов для хозяйственного освоения региона. В 1959 году в Пермской области проживало 71 985 украинцев. В дальнейшем крупных миграций на территорию Прикамья с Украины не было. Большинство прибывавших в Пермь были отслужившими в армии либо выпускниками украинских вузов, направленными по распределению на Урал. Многие именно в Пермском крае сделали профессиональную карьеру.

Современные этнокультурные процессы среди украинцев Прикамья обусловлены несколькими факторами. Распад СССР и создание независимых государств, с одной стороны, вызывали определённых отток выходцев с Украины из Пермского Прикамья. С другой стороны, стали менее интенсивными миграции с Украины в регионы Урала, характерные для советского времени. Кроме того, украинцы, проживающие в окружении преобладающего русского населения, близкородственного славянского народа, достаточно быстро и органично вписываются в этнокультурную среду народа, что, несомненно, приводит к ассимиляционным процессам. Эти причины стали основными в снижении численности украинского населения региона в последние десятилетия. Так, в 2002 году в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе проживало 25 948 украинцев, что показывает снижение их численности почти вдвое в сравнении с 1989 годом. Последняя перепись 2010 года также показала дальнейшее снижение численности представителей этого этноса в регионе. В 2010 году украинцами себя назвали 16 269 человек, что составляло 0,61% от общей численности населения Пермского края. Современное украинское сообщество региона представлено в основном городскими жителями. У украинцев очень высока степень урбанизации в регионе. Так, в 1989 году их доля городского населения составляла 73%, в то время как среди русских горожан было только 52%. Перепись 2010 года также показала высокую степень урбанизации – 79,8%. Мест компактного проживания украинцев в Пермском крае не сложилось.

Наибольшая их численность сегодня сосредоточена в крупных городах и близких к ним районах: Пермь (6507), Березники (1267), Соликамск (740), Чайковский (729), Пермский район (517), Добрянский район (494). Первые сведения об украинцах в городе Перми появляются только в материалах Первой всероссийской переписи населения 1897 года. По данным Первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Перми проживало 72 украинца (60 мужчин и 12 женщин), из которых 45 были грамотны (33 мужчины и 8 женщин).

При этом 46 мужчин и 7 женщин находились в возрасте 20–40 лет, а 42 мужчины и 4 женщины из них не состояли в семейных отношениях. По роду занятий 35 мужчин были отнесены к категории «Вооруженные силы». Кроме этого украинцы были представлены в других видах деятельности – занимались торговлей, работали прислугой, были задействованы на плотницких работах и железной дороге.

Увеличение численности украинцев в составе населения г. Перми происходит уже после провозглашения советской власти. После отступления войск Колчака из Перми в составе красноармейских частей было немало украинских коммунистов, направленных центром для работы в освобожденных территориях. Ряд известных революционеров-украинцев погибли в боях за Пермь. Так, одним из видных революционеров Прикамья в официальной историографии был уроженец Херсона Иван Сергеевич Сухобрус. В дореволюционный период он, будучи уже большевиком со стажем, работал в пермском филиале петроградского завода Леснера (позже – завод им. Дзержинского). И. С. Сухобрус погиб в боях за наш город в июне 1918 года. Он был похоронен в Перми.

Интересной страницей в истории Перми является размещение в городе на период Гражданской войны партийных и советских работников с Украины. В декабре 1919 года пермские украинцы подняли вопрос об эвакуации обратно на родину, всего 32 человека (члены партии, партийные инструкторы, работники советских учреждений и средств массовой информации Украины, рабочие с дореволюционным стажем). Многие из них самостоятельно подали заявления об отправлении их на родину и выехали к концу 1919 года, однако некоторым было отказано ввиду важности занимаемой должности и невозможности подыскать замену.

Оставшиеся в Перми украинцы занялись общественной работой среди соотечественников, особенно в период советско-польской войны. По данным губкома партии, в Перми и Мотовилихе на 1920 год проживало 600 украинцев. Эта работа началась с открытия украинского кружка, который располагался по ул. Пермской, 70. В кружке все желающие могли почитать литературу на украинском языке, записаться в хор. В «Известиях Пермского губернского исполнительного комитета» за 4 июня 1920 года было опубликовано объявление, приглашающее украинцев города записаться в члены кружка: «К сведению украинцев. Правление пермского украинского кружка ставит в известность всех граждан-украинцев, что в доме № 70 по Пермской улице принимается запись в члены кружка, а также в хор, выдаются книги для чтения и разного рода справки у дежурного члена правления, каждый день с 6 часов вечера».

Решение об открытии при Бюро национальных меньшинств украинского отделения Пермского губкома РКП (б) было принято 3 июля 1920 года, о чем и сообщалось в местном органе печати. Газета «Звезда» сообщала, что при большом количестве украинского населения «как культурно-просветительской, так и агитационной работы почти совершенно не велось», в связи с чем и создавалась украинская секция агитации и пропаганды при губкоме (также называется в источниках Украйбюро или Украйкомитет). 28 июля 1920 года состоялось учредительное собрание бюро, председателем которого был избран некто т. Петров, а членами президиума – Блиндер, Мушинский, Балабанский, Дудка, Пикулев и др.

После избрания председателя и президиума были намечены основные цели деятельности бюро, среди которых значились: учёт всех украинских коммунистов, регистрация украинского населения, издание газеты на украинском языке, установление связей с Центром и бюро других губерний Урала, организация работы Украинского клуба «в культурно-просветительском отношении».

В рамках своей работы Украйбюро наладило учёт украинского населения (в том числе беспартийного), проводило собрания, о чём сообщалось в местном органе печати, ставило спектакли «с просветительской целью». При организации существовал Украинский коммунистический пролетарский клуб имени Т. Г. Шевченко и Драматическая секция. Кроме этого организация вовлекала своих соотечественников в большевистскую политику через создание ячеек в городах губернии и участие в различных акциях, самыми крупными из которых были сбор средств для голодающих на Украине и призыв бороться с войсками Врангеля в 1920 году. Украйбюро даже издало брошюры на украинском языке с призывом помочь землякам. В 1921 году при Украйбюро была создана школа по ликвидации безграмотности на родном языке, трудовая коммунистическая артель по обработке земли. Усилиями пермских украинцев была установлена связь с ЦК Украины, с помощью которого в Пермь доставлялась литература на украинском языке. В отчете Украйбюро за апрель 1921 года сообщается, что «литература имеется в достаточном количестве».

Между тем, следует отметить, что работу по привлечению украинского населения на сторону большевиков нельзя назвать успешной даже по оценке самих украинских коммунистов. Согласно протоколу заседания Украйбюро от 4 декабря 1920 года, зарегистрировать в бюро удалось только 46 пермских украинцев, из которых партийными были 11. В протоколах заседаний бюро по целому ряду вопросов сохранились формулировки «принять к сведению» и «работу поднять на должную высоту», что свидетельствует о неудовлетворённости руководства секции качеством работы Украйбюро. Показателен в этом плане протокол бюро от 11 августа 1920 года, где сообщается, что «вследствие перезагруженности членов бюро другими работами, работа бюро протекала не вполне нормально, поэтому просить Губком РКП (больш.) и те учреждения, где служат члены бюро, не перегружать их работой ввиду важности и усиления работы бюро». По всей видимости, украинцы не могли заниматься общественной работой из-за занятости на своих основных местах. После 1922 года, когда бюро нацмен было распущено, какой-то значимой информации о жизни украинцев в Перми в источниках не зафиксировано.

В целом нужно признать, что численность украинского населения в Прикамье в начале 1920-х годов по-прежнему была невысокой, однако она увеличилась в сравнении с предыдущим периодом. Основными причинами увеличения численности стали миграции, вызванные Первой мировой войной, революциями и Гражданской войной. Если официально, по данным переписи 1920 года, в городах Пермского округа проживало 87 украинцев, то в 1926 году их численность только в Перми увеличилась до 193 человек, из которых 135 были мужчинами, 58 – женщинами. Для 103 пермских украинцев, или для 53,4%, родным языком был украинский, ещё двое указали «Прочие языки», остальные выбрали в качестве родного русский. Кроме этого 37 украинцев были грамотны на родном языке, что ниже уровня грамотности на русском (166 человек, или 86%).

В 1920–1930-е годы наблюдался новый приток украинского населения в регион, он был связан с индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства страны. Многие из прибывающих украинцев оставались с семьями жить в Перми. Добровольная миграция и принудительное переселение на Урал привели к резкому увеличению численности украинцев. Перепись 1939 года отметила в городе Перми 2626 украинцев, их численность, таким образом, увеличилась примерно в 13 раз. Следующий этап в истории украинцев Перми связан с Великой Отечественной войной 1941–1945 годов. В результате эвакуации населения в Прикамье оказалось несколько промышленных предприятий с инженерным и административным персоналом. В Перми на базе Молотовского химического завода им. Орджоникидзе (ныне – ОАО «Камтэкс-химпром») были размещены химические цеха Рубежинского, Горловского, Винницкого и Константиновского заводов. Для детей рабочих была открыта специальная столовая, им было разрешено выращивать овощи и картофель.

По отдельным воспоминаниям, в годы войны для украинцев даже транслировались радиопередачи на родном языке. После войны многие украинцы остались жить в Перми. Так, например, эвакуированный в Молотовскую область вместе с семьей в четырёхлетнем возрасте Борис Григорьевич Мазуко начал карьеру на Губахинском коксохимическом заводе. Окончив в 1961 году Пермский политехнический институт, Б. Г. Мазуко прошёл путь от старшего инженера до директора завода. Проработав в этой должности 8 лет, он был переведён в администрацию Пермской области, а с 1987 по 1991 год занимал пост первого заместителя председателя Пермского облисполкома. Послевоенный период истории связан с восстановлением хозяйства и новыми волнами миграции на восток страны с целью освоения ресурсов. Приток украинского населения в Пермь продолжался и в рамках кампаний по переселению в восточные районы с целью освоения природных ресурсов. В итоге в 1959 по городу Перми численность украинцев увеличилась до 13 156 человек, или 2% от населения города. На тот момент украинцы стали третьим по численности народом города Перми, а 6336 из них, или 48%, указали в переписи украинский язык в качестве родного.

В дальнейшем крупных миграций на территорию Прикамья с Украины не было. Большинство прибывавших в Пермь были отслужившими в армии либо выпускниками украинских вузов, направленными по распределению на Урал. Многие сделали именно в Пермском крае профессиональную карьеру: директором Пермского культурно-просветительского училища, а после и заместителем начальника управления культуры Пермской области был Д. И. Горобец; ныне действующий зав. кафедрой педагогики Пермского государственного национального исследовательского университета, почетный житель Пермского края В. И. Кочуровский, председатель Пермской краевой организации профсоюза работников образования З. И. Галайда, основатель Прикамского института коммерции Р. С. Галькович и многие другие. В 1970–1980-е годы численность украинцев продолжала расти. Однако при этом их доля в населении растущего города сокращалась, как и доля считающих украинский язык родным. К 1989 году численность украинцев в Перми составляла 17 560 человек (1,6% населения города), из них 7276 (41%) назвали родным языком украинский, остальные выбрали преимущественно русский.

В дальнейшем численность украинского населения Перми сокращалась по причине ассимиляции и отсутствия масштабных миграций. Падение численности особенно усилилось в постсоветский период, когда в результате появления независимой Украины произошёл небольшой отток украинского населения, а оставшиеся в городе украинцы все более ассоциировали себя с русскими. В результате в 2002 году численность украинцев Перми сократилась до 10 099 человек, из которых только 2740, или 27%, указали на украинский язык в качестве родного. Последняя перепись населения, проведённая в 2010 году, отразила наметившиеся ранее тенденции сокращения и ассимиляции. На тот момент украинцы были уже пятым по численности народом Перми, их насчитывалось 6507 человек, из которых 3065 – мужчины, 3442 – женщины. Из проживавших на тот момент в Перми украинцев 1361, или 21%, выбрали в качестве родного украинский язык. В последние 15 лет ввиду сложной экономической ситуации украинцы вновь стали активней мигрировать в Россию, что характерно и для города Перми. Однако масштабы миграции можно будет оценить только по итогам ближайшей переписи населения. Современные украинцы расселены по территории города дисперсно. Близость восточнославянских языков, этнокультурных традиций, приверженность православию способствуют быстрым процессам адаптации и ассимиляции украинцев в близкородственной русской среде. В этих условиях трансляция и передача молодому поколению этнокультурных традиций затруднена. Ввиду отсутствия компактного расселения в условиях города сохранение этничности и этнокультурных комплексов происходит на уровне семейных и родственных коллективов. Украинцы Перми плотно интегрировались в местное сообщество, представлены во всех сферах общественной и экономической жизни.

Несмотря на то, что подавляющему большинству украинцев, живущих в Перми, проще общаться на русском языке, украинский язык они стараются не забывать, в их разговорной речи сохраняются некоторые фонетические особенности родного языка, характерно использование украинизмов. Своих детей, родившихся и выросших в России, украинцы в большинстве не пытаются научить говорить на родном языке. Однако в некоторых семьях родители сами обучают детей украинскому. Схожесть праздничного календаря, традиционной материальной и духовной культуры русских и украинцев затрудняет оценку уровня сохранения украинцами своей этнической культуры. Однако в семейных коллективах ещё и сегодня сильны украинские традиции.

Украинцы говорят на украинском языке восточнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Наиболее близкими украинскому языку являются белорусский и русский. Истоки украинского языка, как и других славянских языков, лежат в праславянской языковой общности, после распада которой в VII– VIII веках на базе многочисленных близкородственных говоров образовался древнерусский язык.

В истории литературного украинского языка выделяется два основных этапа: староукраинский (XIV– XVIII века) и современный украинский язык (с конца XVIII века). Староукраинский представлен юридическими актами и другими деловыми документами, полемической литературой, научной прозой, художественными произведениями разных жанров.

На украинский язык в разные исторические периоды оказали влияние польский, румынский, чешский, венгерский, крымско-татарский и русский языки. С XVI века происходит проникновение народных говоров в письменный церковный язык. С конца XVI века появляются грамматики, в которых сделаны попытки кодифицировать староукраинский язык (грамматика Мелетия Смотрицкого 1619 года, «Лексис» Лаврентия Зизания (1596) и «Лексикон славеноросский» Памвы Берынды (1627). В XVII– XVIII веках народная речь отражена в работах писателей Галятовского, Некрашевича, Конисского и др. На рубеже XVIII и XIX веков возникает новый украинский литературный язык, развивающийся на народной языковой основе. Первым, кто начал пользоваться украинским литературным языком, считается И. П. Котляровский, написавший в 1798 году «Энеиду».

Формирование современного украинского литературного языка связано с украинским поэтом XIX века Т. Г. Шевченко. Во второй половине XIX века в трудах П. Мирного, И. Нечуя-Левицкого, И. Франко, М. Коцюбинского, Л. Украинки, Л. Глибова, П. Грабовского и других происходит окончательная консолидация диалектов украинского языка в единый литературный язык.

В советское время украинский язык получил развитие за счёт политики коренизации 1921–1930 годов, а также массового выпуска литературы на украинском как государственном языке Украинской ССР. К середине ХХ века формируются основные нормативные варианты украинского языка, обеспечивающие его стабильное развитие. Нормативный литературный украинский язык закреплён в «Словаре украинского языка» в 11 томах, издававшихся в 1970–1980-е годы. Диалектная карта украинского языка включает в себя северное (левобережно-полесские, правобережно- полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры) наречия.

Последнее послужило основой современного украинского литературного языка.

Украинская письменность формировалась с XIV века на основе кириллицы. В современном украинском алфавите 33 буквы, в сравнении с русским, не используются ё, ъ, ы, э, но присутствуют ґ, є, і, и, ї (в 1932–1990 годах буква Ґ отсутствовала, а мягкий знак стоял последней буквой). Также используется апостроф, который обозначается знаком «’» и применяется аналогично русскому разделительному ъ или разделительному ь без смягчения предыдущего согласного. Среди украинцев распространены также русский (преимущественно на юге и левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей – польский языки.

Российские украинцы говорят преимущественно на русском языке. Родным украинский язык на территории современной Украины считают 67,5% жителей, русский родной для 29,6%. В России украинцы говорят преимущественно на русском языке, на который в 2010 году в качестве родного указали 75,6% российских украинцев, при этом украинский язык родным считали 24% украинцев России.

Общероссийские процессы можно проследить и на местном уровне. В Перми подавляющему большинству украинцев проще общаться на русском языке, хотя родной украинский они стараются не забывать. При этом практически все пермские украинцы отмечали, что в детстве в семье они разговаривали на украинском. Но обучаясь в школе и далее в вузе, им приходилось переходить на русский язык. Несмотря на долгую жизнь в России и опыт общения на русском языке, в разговорной речи украинцев сохраняются некоторые фонетические особенности родного языка, характерно использование украинизмов.

Одним из самых ярких и самобытных явлений традиционной культуры украинского народа является его костюм. Для изготовления предметов одежды использовались льняные, конопляные, шерстяные и полушерстяные ткани домашнего производства, а также покупные – шёлк, ситец, сатин и другие.

Основу мужского костюма составляла сорочка и штаны. Мужская сорочка была разных покроев, но преимущественно туникообразного и поликового. Ворот, грудной разрез, манжеты, а нередко и другие детали мужской сорочки орнаментировались вышивкой, цветовое решение которой варьировалось в разных регионах. Мужские штаны также имели разные варианты кроя, как широкие, так и узкие. Манера ношения сорочки также варьировалась, в Поднепровье она заправлялась в шаровары, в других районах бытовал и иной способ её ношения – поверх штанов. Мужчины обязательно подпоясывались. Верхней мужской одеждой, получившей широкое распространение, была распашная свита, выполненная из белого, чёрного или коричневого домашнего сукна. Распашные кафтаны из фабричных тканей именовались жупан. В зимний период носили овчинные шубы кожухи. Мужские головные уборы – соломенные широкополые шляпы брилi, мерлушковые или овчинные шапки. Широко распространённой обувью были сделанные из одного куска сыромятной кожи постолы. Зимой, как правило, носили сапоги, использовавшиеся летом лишь по праздникам. Лапти личаки имели ограниченное распространение, преимущественно в северных лесных районах.

Женская одежда украинцев, как и у других народов, была более разнообразной. Основой женского костюма также была сорочка, имевшая разные варианты кроя: поликовый, бесполиковый, туникообразный. Как и мужская, сорочка у женщин богато орнаментировалась вышивкой. Поясная одежда женского костюма, распространённая у украинцев, относится к древним общеславянским вариантам одежды, которая в процессе развития приобрела различные формы. К одному из таких вариантов поясной одежды относится дерга, бытующая на востоке Украины как повседневная и рабочая одежда. Она представляет собой прямоугольное полотнище, которое оборачивается вокруг талии и подпоясывается. Запаска, имевшая широкое распространение, выполнялась из двух кусков домотканой узорной или однотонной ткани. Одна из частей, которая была шире и длиннее, завязывалась сзади, другая – спереди. Плахта обычно выполнялась из узорных тканей и использовалась в комплекте праздничного костюма. Позднее широкую популярность в качестве поясной одежды получила юбка. Нередко поясную одежду дополнял и фартук. В комплект женского костюма входила безрукавка керсет, выполненная из покупных тканей и имевшая особенности в расцветке, отделке и вариантах кроя в разных районах. Верхней одеждой служила суконная свита, овчинные шубы и полушубки.

Верхняя женская одежда от мужской, как правило, отличалась отделкой.

Головные уборы занимают особое место в традиционном костюме. Девушки обычно заплетали волосы в косы и носили одну или две косы. Девичьими головными уборами были венец, обруч, лубок, перевязка. Праздничными у девушек считались венки. Они изготовлялись из разных материалов: лент, шёлковых и других тканей, птичьих перьев, искусственных и живых цветов. Особой красочностью отличался свадебный венок. К одному из архаичных женских головных уборов относится полотенчатообразный головной убор, известный как намитка, перемитка, серпанок – прямоугольное полотнище, особым образом укладывающееся и завязывающееся на голове. Широкое распространение в качестве головных уборов получили чепцы очипок, чепец, чепчик, они представляли собой вид шапочки, которая закрывала волосы. Украинские очипки выполнялись из разных тканей, как мягкими, так и на более твёрдой основе, праздничные чепцы шили из парчи на подкладе. Украшениями для костюма служили серьги, бусы, ленты, мониста, ожерелья из монет. Женская обувь была схожей с мужской, распространённой повседневной обувью были постолы, праздничной – черевики – кожаные башмаки с низким голенищем.

Расселение на обширных территориях Восточной Европы, формирование отдельных этнических групп и особенностей историко-этнографических районов обусловило разнообразие традиционного костюма и бытование его в разных региональных и локальных вариантах. Наиболее типичным и «классическим» вариантом традиционного украинского костюма считают одежду Среднего Поднепровья и части сопредельных территорий. Однако и в этом районе по особенностям кроя, декоративному оформлению, сочетанию предметов одежды можно выделить локальные варианты костюма на Киевщине, Полтавщине, Черниговщине. Сохранением архаичных элементов характеризовался костюмный комплекс украинского Полесья. В низинной Галиции, западной Подолии и на Волыни сложился свой вариант костюмного комплекса. Особенности костюмного комплекса характерны и для Закарпатья, южных степных районов Украины. В отдельный комплекс исследователи выделяют костюм западных групп – гуцулов, лемков, бойков, покутян, буковинцев, проживающих в горных районах, отмечая особое своеобразие гуцульской одежды.

На территории России украинский костюм сохранялся и развивался у переселенцев, осваивавших территории Южного Урала и Сибири. Как правило, отдельные комплексы традиционной одежды сохранялись в сельской местности, в украинских и смешанных по этническому составу сёлах. Они были принесены при переселении со старой родины и адаптировались к новым природно-климатическим и этнокультурным условиям.

В Пермском Прикамье и в г. Перми у украинцев традиционный костюм как целостный комплекс не сохранился, в то же время отдельные предметы одежды были привезены с родины и хранятся как память о предках. Национальный костюм в разных вариантах можно увидеть на старых фотографиях в семейных альбомах пермских украинцев. Стилизованный сценический костюм используется фольклорными коллективами, вышитые сорочки, ставшие своеобразным символом украинского костюма, включаются в состав современной одежды, их можно увидеть на мероприятиях общественных организаций, во время встреч с этнокультурной тематикой.

На формирование традиций питания того или иного народа влияют разные факторы: природно-климатическая среда, особенности хозяйственных занятий, исторические традиции, взаимодействие с соседними народами. Формирование украинской кухни тоже проходило под воздействием названных факторов. Доминирующей и преобладающей формой хозяйствования было земледелие, обеспечивающее крестьян основными продуктами питания. Роль скотоводства и животноводства различалась в разных районах, наиболее развитым оно было в западных горных районах. Влияние природно-климатических условий проявилось и в развитии садоводства, виноградарства, использовании в питании продуктов собирательства, охоты и рыболовства. В украинской кухне сохранялись древние кулинарные традиции восточно-славянских народов, что сближает её с русской и белорусской кухней, также проявлялось взаимодействие с традициями поляков, словаков, венгров, немцев, молдаван, румын, крымских татар и других народов.

Особенностями набора продуктов и состава блюд отличаются также отдельные историко-этнографические районы – Подолье, Полесье, Закарпатье и другие. Продукты земледелия были основой питания украинцев. Хлеб выпекался из ржаной или пшеничной муки, ржаная преобладала в северных районах расселения народа. В горных районах Закарпатья для выпечки хлеба использовалась также ячменная и овсяная мука. Украинской кухне известны хлебные лепёшки из квашенного и пресного теста перепiчки, пiдпалки. Популярным блюдом были сдобные небольшие булочки пампушки, балабушки, которые перед подачей поливали соусом на основе растительного масла с чесноком и хреном. Праздничными блюдами считались блины млинцi, налиiсники и оладьи – ладки, оладки.

Большой популярностью пользуются пироги пироги, пирiжки с разнообразной начинкой: «с творогом, жареной капустой, печёной тыквой, картофельным, гороховым, фасолевым пюре с «зажаркой», с грибами, гречневой, пшённой или кукурузной кашей, с маком, фаршем из варёного мяса и ливера, поджаренного с луком. Летом часто пекли пироги со свежими ягодами и фруктами, зимой – с толчёными или варёными сухофруктами, весной – с начинкой из свежей зелени с варёными яйцами или кашей…».

Популярными в украинской кухне являются такие мучные изделия, как галушки, клёцки, затирка, лапша, обычно использующиеся при приготовлении похлёбок. Национальным символом украинцев стали и вареники со всевозможной начинкой – с творогом, картофелем, капустой, с начинкой из варёного мяса, с ягодами, с маком и другими. Хлебные изделия занимали важное место и в праздничной и обрядовой кухне. К таковым можно отнести большой свадебный каравай из пшеничной муки, куличи, выпекаемые к Пасхе, блины и оладьи готовили к Масленице.

Не менее широко распространёнными в кулинарной традиции украинцев оставались и другие блюда, основой которых были продукты земледелия – каши и кисели.

Традиционными блюдами национальной кухни были свежее и квашеное молоко, творог, сметана, сливочное и топлёное масло, а также топлёное молоко. Из топлёного молока, заквашенного сметаной, готовили варенец.

Для приготовления блюд пользовали также сыворотку и пахту. В западных горных районах сложились традиции приготовления и употребления брынзы. Развитие огородничества способствовало широкому использованию овощей и блюд из них. Одним из наиболее популярных блюд, а в настоящее время одним из символов украинской кухни является борщ, который готовили на мясном, реже рыбном или грибном бульоне, на воде, свекольном или хлебном квасе. Разных вариантов рецептов «красного борща» большое число. Основные его компоненты – капуста, свёкла, морковь, лук, чеснок, а также приправы – укроп, петрушка, пастернак. Нередко в борщ добавляли зажарку из лука с салом. С XIX века в борщ начали добавлять картофель, позднее – томаты. В разных районах Украины борщ также варят с фасолью, галушками, поджаренной мукой, тёртым пшеном. Другим вариантом борща был «зелёный борщ» с листьями свёклы, щавелем, крапивой, другой зеленью, заправленный сметаной. Из овощных блюд популярными были блюда из свежей и квашеной капусты, из тыквы, из картофеля.

В пищу использовались говядина, баранина, мясо домашней птицы, однако больше всего украинцы предпочитали свинину. Неотъемлемый компонент украинской кухни – свиное сало, приготовленное разными способами – солёное, копчёное. Его ели как отдельное блюдо, так и использовали в качестве добавок. Популярными мясными блюдами были колбасы, копчёные окорока, начинённые рубцом, холодцы, жаркое печеня – мясо, тушёное с картофелем и другие.

Среди традиционных напитков, характерных для украинской кухни, следует назвать хлебный и свекольный квас сирiвецуь, компоты из сухих фруктов узвар. Позднее широкое распространение как повседневный напиток получает чай. К большим праздникам готовились алкогольные напитки – пиво, наливки и настойки, самогон, хмельные напитки на основе мёда. В южный районах, где получило развитие виноградарство, готовили также домашнее вино. Украинская кухня оказала влияние и на кулинарные традиции соседних, прежде всего, славянских народов. В России блюда украинской кухни стали особо популярными в ХХ веке, сегодня почти в каждом городе России, в том числе и в Перми, работают кафе и рестораны украинской кухни.

Верующие украинцы в большинстве своём – православные, в западных районах также проживают греко-католики (другое их название – униаты). Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма. Исторически православие на Украине сосуществовало со сложным комплексом представлений, имеющих связь с дохристианской традицией.

До принятия христианства древние предки украинцев были язычниками, nпоклонялись рекам, нимфам, разнообразным божествам. Среди этих божеств: Перун – бог грома и молний, Хорс – бог солнца, Сварог – бог огня, Велес – бог изобилия, Стрибог – бог ветров.

Украинцы, жившие в составе Древнерусского государства, исторически принадлежали к православию. Однако в силу исторического развития распространение среди украинцев получило и католичество (через влияние Речи Посполитой, частью которой была Украина).

В XVI веке ряда была заключена Брестская церковная уния. Таки образом был сделан важный шаг к равноправию Католической и Восточной Церквей. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 октября 1596 года в свято-Николаевском соборе города Брест. Отсюда и название – Брестская уния (то есть соглашение).

После Брестской унии 1596 года определённое место на Украине заняла и униатская или греко-католическая церковь, сочетающая в себе элементы католицизма (в первую очередь это – признание верховенства Папы и догматов) и православия (что отразилось в обрядности).

Сведения о конфессиональном составе украинцев в Пермском Прикамье имеются только по материалам переписи 1897 года. Среди 73 украинцев – жителей г. Перми в этот период 72 были отнесены к православной вере и только один человек был записан как представитель римско-католической веры. В настоящее время конфессиональный состав верующих украинцев также представлен в основном приверженцами православия.

Сегодня на территории Пермской епархии действует 7 монастырей (3 мужских и 4 женских), 5 Архиерейских подворий, 235 храмов и 34 часовни. Кафедральный собор Пермской епархии – Свято-Троицкий собор (г. Пермь, ул. Монастырская, 93). Прихожане православных храмов, среди прочих, – украинцы, живущие в Перми и Пермском крае.

Традиционные календарные праздники и обряды украинцев имеют выраженный аграрный характер, что объясняется особенностями хозяйственного уклада народа. Основой народного календаря стали православные праздники – Рождество, Крещение, Пасха, Троица, а также праздники в честь святых Георгия (6.05), Дмитрия (8.11), Николая (21.05, 19.12) и др. При этом христианские праздники вобрали в себя многие традиции дохристианских.

Рождественско-новогодний цикл праздников у украинцев был одним из самых развитых. На Рождественский сочельник готовили ритуальные блюда – кутью и взвар. В кутье на ночь оставляли ложку, ожидая прихода умерших родственников. Непременные атрибуты рождественских праздников – колядование, а новогодних – щедрование, с исполнением особых поздравительных песен и обходами домов села. В обходах участвовали ряженые, и разыгрывались театрализованные представления, в том числе «коза» и «Маланка», звучала музыка и песни. К этому периоду приурочивались также девичьи гадания. В Крещение (19.01) совершались ритуалы со святой водой, в некоторых традициях этот день был известен как Проводы Коляды.

Цикл масленичной обрядности у украинцев был менее развитым, нежели у русских. На Масленицу организовывали катание на лошадях, устраивали коллективные трапезы – складчины, ходили в гости на блины и вареники. Среди украинских масленичных обычаев – волочить колодку, известный в разных вариантах. На юго-востоке Украины, например, колодку привязывали к ногам матери взрослого парня или девушки в наказание за то, что они не женили своих детей в предстоящий период. От колодки откупались угощением. В других вариантах колодку привязывали парням и девушкам.

Пасхальный цикл обрядности украинцев, как и других восточных славян, включал период подготовки к празднику – Вербное воскресенье и Страстную неделю, собственно праздник Пасхи Великдень и последующие дни.

Главным символом праздника Пасхи были окрашенные яйца, яйца красили в один цвет, кроме того, у украинцев бытовала традиция расписывать узорами пасхальные яйца в несколько цветов, такие яйца именовались писанками. В праздник принято было поздравлять друг друга и обмениваться пасхальными яйцами. Развлечениями пасхальных праздников были качели, а в западных регионах проходили игры у церкви. Завершали цикл пасхальной обрядности поминальные ритуалы, приуроченные ко вторнику на второй неделе после Пасхи.

Праздник, приуроченный к христианской Троице, известен у украинцев как Зеленi святы. Дома украшали зелёной травой и ветвями деревьев, вся неделя называлась зелёной или клечальной. У украинцев праздник Рождества Иоанна Крестителя – Купала, Иванов день был значимой летней календарной датой. В составе купальской обрядности – сбор трав и цветов для праздничных венков, установление обрядового дерева и разжигание костра, прыгание через костёр, гадания по венкам, купания.

Центральными в цикле осенней обрядности были ритуалы, связанные с окончанием жатвы, обжинки. На сжатом поле вязали обжиночный венок, который надевали на девушку, а затем группа участников ритуала обходила село и поздравляла с окончанием жатвы.

Важное место в жизни сельской общины занимали также храмовые праздники в честь покровителей и посвящения сельского храма, которые занимали центральное место среди местных годовых праздников.

В условиях города и дисперсного проживания семья становится основным институтом сохранения этнической культуры, в том числе праздников и обрядов. Украинцы Перми сохраняют особенности рождественских праздников, особенно информаторы выделяют предрождественскую трапезу «богатый вечер» накануне Рождества. Согласно обычаю на столе в этот день должно стоять 12 блюд: «Это обязательно 12 блюд на столе. Вне зависимости от того, постились или нет – ждём до появления первой звезды – тогда за стол все садятся. В этот вечер традиционно колядуют»; «Обязательно белая скатерть и 12 блюд. Под скатертью сена немного, чтоб посуда не гремела, и все тихонько говорят «аромат от сена волшебный». Может быть рыба. Также ставится на стол процеженный постный борщ, готовятся ушки и заливаются в борщ. Блюдо едят при свечах. Считается, что тот, к кому свеча наклонится, будет в новом году счастлив. Обязательно варят кутью из цельного зерна пшеницы и сухофруктов, туда растирают мак, пшеницу и мёд. После того, как трапеза закончена, скатерть убирается, на краю стола оставляют ложки. Считается, что это для покойников».

Сохраняются и другие обычаи празднования календарных праздников: «На Старый Новый год (Св. Васыля) – посевание. Я хожу к тестю-теще рано утром – посеваю на хороший год. В Вербное воскресенье те, кто были в церкви, возвращаются и слегка бьют других освяченой вербой, приговаривая “Не я б ю – верба б є – За тиждень – Великдень! Уже недалечко червоне яєчко!». На Пасху трапеза начинается с кусочка освященной пищи и со слов «Дай Боже і на той рік тоже!”». Близость этнокультурных традиций русских и украинцев обусловливает и близость праздничной культуры, легкость и быструю адаптацию к родственному славянскому окружению.

Культура украинского народа отражена в традициях семейной обрядности. В общественной жизни долгое время сохранялись пережитки патриархальных отношений, в связи с чем значительное место занимала соседская община – громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха. Господствующей формой семьи украинцев вплоть до начала ХХ века была малая двухпоколенная и расширенная трёхпоколенная, с выраженной властью её главы – мужа и отца (деда) и половозрастным разделением труда. В настоящий момент в связи с общемировыми процессами урбанизации традиционный семейный уклад у украинцев претерпевает глубокие изменения.

Обряды жизненного цикла украинцев включают в себя свадебные, рекрутские, родинные, похоронно-поминальные. Для украинской свадьбы характерен предсвадебный цикл, который начинался со сватовства, потом следовали заручини (помолвка), за ними – «каравайный» ритуал (выпекание хлебов с архаическими ритуалами). Накануне свадьбы устраивались вечерини, когда подруги невесты украшали кистями рябины или калины деревья вокруг дома и плели венки. Во время свадьбы у украинцев всегда выбирались свадебные «чины» – дружко (распорядитель свадьбы), посаженные (отец и мать), бояре (друзья жениха), свiтилки (подруги невесты). Строго соблюдались свадебные обычаи в день торжества. По украинской традиции утром совершалось венчание, после которого невеста возвращалась в дом родителей, а жених приезжал за ней, снарядив торжественный свадебный поезд с дружком и боярами. Основные свадебные обряды (выкуп, посад жениха, повивание невесты, раздача каравая, обед, прощание с домом и т. д.) проходили в доме невесты. Приезд молодых в дом жениха сопровождался обрядом встречи с хлебом и солью, осыпанием хмелем, стрельбой из ружей, шуточными ударами невесты плетью.

Традиционно в украинской семье женщина (особенно мать) играла большую роль, хотя в прежние времена считалось, что она должна всегда и во всём подчиняться мужу. После смерти мужа она становилась главой семьи и передавала дела по хозяйству сыну лишь в глубокой старости.

Похоронная обрядность украинцев включает в себя ночное бдение, отпевание покойника, обычаи поминовения на девятый, сороковой день и через год. При этом сохранялся комплекс ритуальных блюд.

Украинцы города Перми уже в начале 1990-х годов активно включились в общественное национально-культурное движение региона. Они одними из первых начали деятельность по сохранению и популяризации своей культуры. Презентация украинского народа и украинской культуры в контексте культур других славянских народов – одно из направлений в деятельности Славянского культурного центра (председатель – Д. И. Горобец), созданного в 1992 году. Пермский славянский культурный центр стал первой общественной организацией в Прикамье, представлявшей интересы славянских народов. Подобные центры были созданы также в Березниках, Октябрьском, Уинском, Чернушинском районах. В декабре 1996 году начала свою деятельность пермская общественная организация «Украинское общество «Просвита», которая просуществовала до 2007 года.n9 марта 2001 года (в день рождения Т. Г. Шевченко) инициативной группой пермских украинцев была создана ещё одна организация – Некоммерческое партнерство информационного и культурного содействия украинцам «Украинский дом», расположившееся на базе ДК «Телта». Директором Центра стал выходец из Винницкой области Анатолий Николаевич Вознюк. Главной задачей в деятельности организации стала «социальная защита представителей украинской диаспоры, сохранение исторических, культурных особенностей украинцев, их языка; развитие межнациональных и деловых связей между Украиной и Россией». В 2003 году с целью организации и проведения российско-украинских ярмарок А. Н. Вознюк зарегистрировал ООО «Торговый дом «Чумацький шлях» (работал до 2006 года).

В марте 2006 года «Украинский дом» был переименован в Украинский культурно-деловой фонд Пермского края (Украинский фонд «Прикамье»), его возглавил пермский предприниматель Николай Ефимович Кобыхно. В 2010 году пермские украинцы помимо действующего председателя выбрали себе так называемого «гетмана», им стал Владимир Иванович Кочуровский, почётный житель Пермского края, зав. кафедрой педагогики Пермского государственного национального исследовательского университета. На церемонии избрания председатель правления Пермского центра славянской культуры Д. И. Горобец торжественно вручил ему булаву и грамоту. Вручённая грамота сопровождалась надписью: «…в ознаменование того, что по всем заслугам он соответствует высочайшему статусу гетмана украинского землячества».

Ещё одно украинское общество было зарегистрировано в Прикамье в 2011 году – автономная некоммерческая организация «Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия», созданная пермяком Д. Г. Бондаренко, уставная цель которой «развивать межнациональное согласие и уважение к культурным ценностям народов Украины и Пермского края». Эта общественная организация ставит перед собой цель развивать межнациональное согласие и уважение к культурным ценностям народов Украины и Пермского края. В центре проводятся различные ярмарки и выставки изделий мастеров народных промыслов, культуры и искусства, вечера памяти, встречи с творческими деятелями. Также для желающих центр предлагает курсы изучения украинского языка.

Лидеры общественных организаций украинцев входят в состав краевого Координационного совета по национальным вопросам, Совета руководителей национально-культурных объединений Пермского края. В 2012 году пермские украинцы приняли участии в формировании экспозиции о славянских народах в рамках выставки «Пермь – наш дом». Однако, несмотря на значительную численность украинцев в г. Перми, наличие общественных институтов, следует отметить низкую общественную активность, высокую интегрированность в городское сообщество.